Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры

ШШмелев.jpg

3 октября — 145 лет 
со дня рождения 
русского писателя 
Ивана Сергеевича Шмелёва 
   (1873–1950)    




День сегодняшний


  • Новые технологии пришли и в библиотеку
  • Работа с читателями
  • Информационная работа
  • Социальная работа

ХХ век закончился, перевёрнута страница замечательного, героического, сложного, противоречивого и неоднозначного столетия. Сегодня в городе существуют несколько видов библиотек: школьные, вузовские, библиотеки средних учебных заведений, технические. Единая сеть массовых библиотек разделилась на детскую и взрослую.

На сегодняшний день коллектив муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» насчитывает «140 специалистов, за год новыми читателями библиотеки становятся около 75 тысяч человек, ежегодно посещают систему более 460 000 читателей, а выдаётся им 1 442 845 книг»[1]. Стабильный рост показателей объясняется способностью коллектива библиотеки обеспечить высокое качество информационного обслуживания пользователей, востребованностью образовательной и культурно-досуговой деятельности ЦГБ. Ежедневно в ЦГБ записывается 256 тагильчан, в течение одного дня библиотеки посещают 1 577 читателей, которым выдается 4 918 экземпляров литературы.

Тагильская библиотека – это часть информационного пространства России, которая способствует решению политических, экономических и социальных задач. Обеспечивая доступ к информации, библиотека содействует интеллектуальной свободе, демократизации общества, распространению знаний, образования. Организуя связь во времени и пространстве между информацией и пользователями, система информационного обслуживания способствует развитию коммуникации, обеспечивает доступ пользователей к культурным ценностям, передачу культуры от поколения к поколению, социальную адаптацию личности.

К большому сожалению, оставляет желать лучшего комплектование фондов. Меценатов, подобных Демидовым в нашем городе нет, поэтому книжные фонды «главной» городской библиотеки катастрофически быстро устаревают. В условиях недостаточного финансирования приоритет в комплектовании отдан подписке на периодические издания, т.к. они более оперативно отражают все изменения в политической и экономической жизни и поступают в фонд регулярно. Именно по этому значительную часть общей выдачи документов составляют периодические издания.

Новые технологии пришли и в библиотеку

XXI век – век новых технологий, новых скоростей и новых возможностей. Всё шире в библиотечное обслуживание внедряются компьютерные технологии автоматизируется обработка книг, их комплектование и выдача. В Центральной библиотеке и филиале № 2 оборудованы автоматизированные места для слабовидящих и незрячих пользователей – впервые в России в муниципальной библиотеке действуют две рабочие станции для подобного типа читателей.

На начало 2008 года парк персональных компьютеров библиотеки составляет 40 единиц, которые расположены в 14 отделах Центральной городской библиотеки, в юношеском филиале №1 и филиалах №2 и №7 МБУК «ЦГБ». Компьютеры, установленные в филиале №7 и филиале №2, имеют выход в сеть Интернет. На переоборудование имеющейся и приобретение дополнительной оргтехники в 2007 году библиотека выделила из собственных спецсредств более 175 тысяч руб.

Работа с читателями

Современная жизнь диктует и новый подход к работе с читателями – всё чаще эта работа строится в соответствии с различными программами. В Центральной городской библиотеке работают 25 оригинальных программ по самым разнообразным темам: экология, борьба с вредными привычками, культура и история Урала и Нижнего Тагила, психологическая адаптация подростков в современном мире и проч.

Нашей гордостью является «Клуб любителей книги города Нижнего Тагила», который работает при Центральной городской библиотеке с 2002 года. Совместные проекты клуба и ЦГБ неоднократно выигрывали социальные гранты. Такие проекты, как «Мир без границ», «Мир без границ: Новые горизонты» (осуществление принципа равных возможностей для инвалидов по зрению г. Нижнего Тагила и создание для них безбарьерной информационной среды), «Зелёные страницы» (оздоровление экологии города), «Аз, Буки, Веди», акция «Прочитал и вам советую» и др. имели широкий резонанс в городе.

Радует разнообразием массовая работа библиотеки. Информационное обслуживание, образовательная и культурно-досуговая деятельность всегда были и остаются стратегическими направлениями, определяющими перспективы развития нашей библиотеки.

Исходя из требования современной жизни важнейшими задачами библиотек являются обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников. Всё чаще на библиотекаря смотрят как на информационного специалиста. И мы просто обязаны как можно полнее удовлетворять потребности наших читателей. Спрос на образовательные и культурно-досуговые услуги реализуется через проведение фронтальных мероприятий и выставочную работу.

Активно ведется работа любительских объединений при ЦГБ. На данный период в системе работает 10 клубов.

Информационная работа

Сотрудниками библиотеки ведётся огромная информационная работа.

Для наших пользователей и партнёров проводятся Дни информации, Дни специалистов, выпускаются сборники, дайджесты, закладки. Издательская деятельность помогает библиотеке вписаться в коммуникационную среду города, уйти от безликости библиотеки. Особое внимание уделяется изданию краеведческих материалов, как в печатном, так и электронном виде. Работают программы по выпуску различных печатных изданий: «Времён связующая нить» (информационный аспект в краеведческой работе библиотеки); «Всё от женщины на свете» (информационная поддержка женщин); «По странам и континентам» (информационные издания на иностранных языках).

Для того чтобы посетители библиотек знали, чем пополняются библиотеки: книги, периодические издания, электронные базы данных – библиотекари использовали визуальную и массовую информацию. Если раньше информация подавалась скупо, неинтересно, то теперь, используя компьютер и творческие способности сотрудников библиотек, она изменилась. Читатели обращают внимание на то, что предлагают библиотеки: начиная с фондов и банков данных библиотек и заканчивая перечнем услуг, которыми могут воспользоваться все желающие. Для того, чтобы оказать помощь читателям в овладении способами поиска переработки и усвоения информации была реализована программа «Школа информационной культуры».

Социальная работа

Библиотека занимает своё место в системе обслуживания социально незащищённых людей. Духовные и культурные потребности этой категории пользователей имеют прямое отношение к работе библиотек. Поэтому цель библиотечных специалистов при работе с данными пользователями – создание в библиотеке одновременно делового, благоприятного, доброго климата, доверительных отношений с пользователями. Отсюда задачи библиотеки по работе с этой категорией пользователей можно сформулировать так: помощь в удовлетворении интеллектуальных и культурных запросов, реализации личностного потенциала и организации досуга; участие в формировании положительного стереотипа человека, в создании благоприятной нравственной атмосферы вокруг этих людей.

Сегодня библиотекари по-настоящему стали соучастниками в судьбе социально незащищённых слоёв населения, сирот, трудных подростков, детей из неполных семей, учащихся классов коррекции. Для них наши специалисты проводят самые разнообразные мероприятия в яркой театрализованной форме. Это традиционные праздники, шоу, концерты, экскурсии, викторины, беседы.

Большую эффективность приносит индивидуальная работа: интересная книга, доброе слово, неформальное общение должны стать окном в мир для человека, попавшего в беду.

Сотрудники ЦГБ заметили тенденцию, что привлечение человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, к чтению, к жизни библиотеки может значительно улучшить его положение в социуме, смягчить многие обострившиеся проблемы – социальную адаптацию сирот, инвалидов и др.

Масштабный справочно-поисковый аппарат библиотеки серьёзно расширяет её информационные возможности.

К услугам читателей:

Алфавитный каталог – свыше 95 тысяч карточек;
Систематический каталог – свыше 107 тысяч карточек;
Систематическая картотека статей
Уникальная краеведческая картотека 

Назад



[1] Центральная городская библиотека: Информационный отчёт 2007. – Нижний Тагил, - с. 3.