Наталья Ключарева. Деревня дураков
В новую книгу Натальи Ключаревой – автора нашумевших романов «Россия: общий вагон» и «SOS» – вошли повесть «Деревня дураков» и цикл очерков «Деревянное солнце».
Отрывок из романа
ЧУВСТВО РОДИНЫ
Что это такое, в конце концов? Ведь не география же. Язык? Запечатленные в слове отношения между людьми? Но это не обязательно родина. Отношения между людьми одного языка — это и диаспора. К тому же общий язык — еще не общность: говоря на одном языке, мы почти никогда не понимаем друг друга.
Так что же? Природа? Да, но ведь это материальное. Просто привычка организма к определенному климату, глаза — к пейзажу. Как в Ярославле меня брала тоска от вялых слякотных зим и мучили покатые, умеренные берега Волги. Страшно не хватало камской высоты, разлета, уральских морозов, выбивавших дыхание из груди.
Итак, чувство родины — всего лишь привязанность к месту, где родился? Не совсем так, ведь если родился и тут же был перемещен в другой город, то родиной будет именно тот, другой.
Место детства — вот родина. Если увезен из мест детства — это катастрофа. Которую потом обезболивает иллюзия. Иллюзия географической прописки счастья, тогда как оно не в пространстве, а во времени, причем в прошлом, то есть недосягаемом.
Как я стремилась в Пермь, думая, что там — счастье. И какое это было разочарование. Потому что счастье — не где (нигде). Оно — когда. Когда-то.
Значит, тоска по родине — это тоска по детству? Как у Набокова в лучших его вещах. Дети больше привязываются к месту, где живут. Для взрослых на первый план выходит другое — то, что всегда с собой (mecum portum), нематериальное.
У взрослых к чувству родины примешивается, говоря языком Сталкера, идеология. Культура, история, даже язык — это всё пространство знаков. А где вообще кончается чувство и начинается идеология? Что здесь относится именно к сердцу, к сердцевине нашего существа? Важно это выяснить, так как чувство ближе к реальности, чем идея. Чувство — это цветок, укорененный в земле, идея — цветок в гербарии, схема цветка.
Так почему же на место конкретной, практически животной, привязанности к местам детства приходит некая «любовь к родине» — предельно абстрактная, в сущности, вещь. Что мы здесь любим? Набор символов, знаков? Но знаки не могут быть предметом любви, это патология, как роман Акакия Акакиевича с буквой.
Так почему? С какой стати помимо своего родного двора мы начинаем любить еще и никогда не виденный Нарьян-Мар или виденный из окна поезда Сыктывкар? В силу того, что они административно относятся к тому же государству? Но это тоже абстракция.
Или со временем понимаешь, что твой двор — часть целого ряда более-менее похожих дворов, где с другими людьми-детьми происходили совсем другие, но чем-то (чувством счастья и полнотой бытия) похожие на твои события.
То есть всё дело в похожести места? Потому что события детства в Макондо будут отличаться от событий детства в Твери. А вот в Твери и Пензе — в чем-нибудь обязательно совпадут.
Как-то это неудовлетворительно. Если, например, взять людей, которые никуда не уезжали, которые живут там, где родились.
Пытаюсь восстановить, когда и как появилось у меня это странное чувство. Это было в двенадцать лет. И этому предшествовали два больших потрясения. Во-первых, я — из нашего дефицита с шеренгами морской капусты на прилавках — на несколько месяцев попала в сытую невероятную Францию. А потом, неожиданно затосковав, вернулась обратно. Во-вторых, это были мои первые недели в Ярославле. То есть вырвали из своего двора. Показали двор совсем чужой и непохожий. И наконец - поставили в похожий, но чужой.
Как ни крути, все попытки объяснить это чувство оказываются неудовлетворительными. Значит ли это, что чувства нет? Напротив! Это свидетельство его подлинности. Ведь всё неподдельное — неуловимо словами. Потому что больше любых слов и идей. И в то же время меньше.
Чувство родины: тут воздух другой. Воздух, ветер, запах талой земли — разве можно из этого вывести формулу? Это просто есть.
Но чаще всего мне кажется, что чувство родины — это чувство стыда. Когда не можешь отделить себя от происходящего, чтобы плюнуть и отвернуться, а стоишь, как дурак, с пылающей головой, будто это ты всё наделал. Высыпал мусор посреди дороги, скинул купол с колокольни, повесил кошку, украл никому не нужный ржавый гвоздь.