Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Исследование читательских интересов
«Детское чтение – связь поколений».

В 2014 году в филиале № 13 провели исследование читательских интересов «Детское чтение – связь поколений». Нам было интересно узнать, как изменились детские читательские интересы с течением времени. Для этого были опрошены две категории читателей: пенсионеры – 40 человек; дети младшего школьного возраста – 65 человек.


Опросы школьников проводились перед или после мероприятия. Дети отвечали на два вопроса: какая книга их самая любимая и почему она нравится больше всех. Вопросы задавались либо устно, либо писались на доске.
В наш клуб ходят три группы пенсионеров. Им было дано домашнее задание ответить на те же вопросы. Кто забыл ответить дома, писали прямо на встрече.
Слайд1.JPG
По результатам опроса выяснилось, что совсем не читающих детей в современной школе нет. А вот некоторые пенсионеры (3 человека – 7%) отмечали, что их первой и единственной книгой в детстве был букварь:
«Жила и училась в деревне. Библиотек не было, книг не было. Так что только учебники».
«Книг не было. Библиотека была далеко, в 5 километрах. Поэтому не читали» Кто-то из пенсионеров отмечал, что читать особенно времени не было: «Жили в деревне, трудно. С семи лет вязала, читать было некогда».
Оба исследуемых поколения (пенсионеры в своем детстве) любят читать сказки (младшие школьники – 31 человек – 47%; пенсионеры – 7 человек – 18%). И то, и другое поколение отмечает в сказках, как самое главное, победу добра над злом: «Я любила сказку про колобка. Бабушка мне стряпала колобочки, а я их очень любила»; «Колобок. Она мне понравилась, потому что там колобок храбрый и смелый; «Мне понравился колобок из теста».
Как любимое детское чтение отмечены приключения и фантастика. (Дети – 19 человек – 29%; пенсионеры – 9 человек – 23%). Причем, приключения любят дети и любили читать в детском возрасте пенсионеры гораздо больше, чем фантастику. Приключения ближе и понятнее для детей, чем фантастика. В этом плане детское восприятие, видимо, не меняется.
Слайд2.JPG
Из авторов классической литературы современные дети, как любимые, отмечали только сказки: Пушкина, Андерсена, Перро. Люди старшего поколения в детстве любили читать и Пушкина, и Чехова, и Толстого. Мы предполагаем, что авторов классической литературы современные дети читают только в рамках школьной программы, тогда, как старшее поколение читало их с удовольствием.
Интересно дети писали о сказках Пушкина: «А. Пушкин «О рыбке». Она понравилась мне тем, что там бабка заставляла деда делать, что она скажет», «Пушкин «Сказка о царе Салтане». Это сказка в стихотворной форме. В ней рассказывается о том, как прекрасная Царевна Лебедь исполняла желания Гвидона». Если помнить о том, что, скорее всего, сказки изучались на уроке, то есть проговаривалось, о чем сказка, ее мораль, можно сделать вывод, что детям отчаянно не хватает волшебника, который мог бы исполнить все их желания.
Никто из современных детей не отметил чтение о героизме и военных подвигах, как любимое. Старшее поколение такие книги читало и любило (6 человек – 15%).
Интересным оказалось то, что современные дети, как любимое чтение, отмечают изучение энциклопедий (2 человека – 3%).
Так же современные дети читают религиозную литературу и эмоционально на нее откликаются: «Мне эта книжка понравилась, потому что Иисус Христос очень всех любил и спасал всем жизнь».
Неожиданным стало то, что пенсионеры не отметили книг о животных. Тогда как современным детям читать о животных и природе нравится (4 человека – 6%). Может быть потому, что наши пенсионеры в основном бывшие деревенские жители, поэтому природа и животные были их повседневностью. А для городских детей природа – это незабываемое приключение.
Как раньше, так и сейчас, дети не особенно любят читать стихи (дети – 2 человека ; пенсионеры – 2 человека). Для умения наслаждаться поэзией нужен особый склад ума. Это, видимо, тоже остается неизменным. Слайд3.JPG
В результате опроса можно сделать вывод, что детские читательские интересы с течением времени меняются. Но сказки, приключения, как и прежде, не оставляют детей равнодушными. А самое главное, книга и сейчас помогает ребенку познавать мир.
Итогом исследования стала выставка: «Любимые книги наших читателей», где представлены любимые детские книжки людей старшего поколения и любимые детские книги современных детей.
Работа в этом направлении оказалась интересной. Но результат опроса в виде выставки нам показался не достаточным. Кроме того, детям хотелось бы знать не об абстрактной категории читателей пожилого возраста, а о конкретных знакомых людях. Поэтому в 2015 году запланирована акция-презентация «Книга в наследство» (любимые книги наших учителей). В форме интервью будут опрошены учителя школ о любимых книгах детства. Эти рассказы будут оформлены в виде презентации и представлены ученикам школ.

Карпова Надежда Сергеевна, гл. библиотекарь фил № 13

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.