Классик и современники
Каташева Людмила Витальевна, гл. библиограф МБО ЦДБ;
Таушканова Ирина Геннадьевна, библиограф МБО ЦДБ
«Классик и современники»
городская литературно-библиографическая игра
Центральная городская детская библиотека
В последнее время у детей и взрослых завоевали популярность интеллектуальные игры. Подобные игры стимулируют познавательный интерес. И наш коллектив, работающий под девизом «Кто ищет, тот всегда найдет!», нашел способ соединить игру и классическую литературу. Так родилась идея литературно-библиографической игры «Классик и современники».
Cуть проекта в том, чтобы посредством игровых форм, через применение информационных технологий побудить интерес подростков к чтению классики, к поиску информации о жизни и творчестве писателей-классиков.
Цель проекта
Стимулирование интереса подростков к классической литературе.
Задачи проекта
Пополнить знания подростков о жизни и творчестве писателей-классиков.
Привлечь школьников к самостоятельному поиску информации.
Выявить у детей уровень владения навыками библиографического поиска.
Поддерживать творческую активность читателей.
Участники игры:
читатели детских библиотек в возрасте 12-14 лет.
Игра проводится в период с февраля по апрель в два этапа.
I этап проходит во всех детских библиотеках.
Здесь школьники читают произведения писателя, изучают его биографию, выполняют задания игрового библиографического буклета, принимают участие в литературных встречах, викторинах. А также выполняют творческие работы.
Итоги I этапа подводятся в каждой библиотеке. В ыявляются победители. Они получают право участия во втором этапе – в финальной игре.
В рамках проекта прошло две игры. В 2009 году игра была посвящена 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, а в 2010 – творчеству А. П. Чехова.
Вот как проходила финальная встреча – II этап игры 2010 года.
В Центральной детской библиотеке собрались победители первого этапа игры из разных районов города. Залы библиотеки поменяли свои привычные названия, вместо них появились названия этапов финальной игры:«Жизненные вопросы», «Литературные загадки», «Библиографические заморочки». А читатели объединились в поисковые группы, и получили конверты с маршрутами и оценочными листами.
Началась игра с разминки. Уже здесь определились наиболее активные читатели, заработавшие свои первые жетоны-звезды. Ребята совершили и первое открытие - они узнали, что, оказывается, в нашем городе есть улица и проезд Чехова.
На этапе «Жизненные вопросы» участники вспоминали все, что знают о жизни А. П. Чехова. С биографией писателя ребята знакомятся в школе и, практически, все игроки хорошо справились с заданиями этого этапа. Удивление у них вызвал тот факт, что во время обучения в гимназии Антон Чехов оставался на второй год. Но, поразмыслив, подростки смогли назвать и возможные причины плохой успеваемости будущего писателя.
Этап «Литературные загадки» требовал от игроков знания рассказов А. П. Чехова. Здесь у участников была возможность заработать максимальное количество «звезд», отвечая на вопросы электронной викторины.
На этапе «Библиографические заморочки» участникам необходимо было проявить владение навыками поиска информации. Самостоятельно по справочникам и словарям, они давали толкование устаревших слов из произведений А.Чехова, по Интернету искали, в какой области находится город Чехов. Также игрокам было предложено групповое задание по систематическому каталогу.
По итогам трех этапов финальной игры были выбраны лучшие знатоки творчества Чехова. Они получили Дипломы победителей и подарки. Все участники получили поощрительные призы.
Ребята отметили, что узнали во время игры много нового: кто-то открыл для себя неизвестные факты биографии, кто-то познакомился с еще непрочитанными произведениями, многие впервые с удовольствием посмотрели фильм «Эти разные, разные, разные лица», снятый в 1971 году по мотивам рассказов А. П. Чехова.
А самое главное, что дети уходили с игры с горящими глазами и интересовались, когда будет следующая игра и кому она будет посвящена.