Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

О программе «Вместе с книгой мы растем»

Страна Читалия!
Такой история не знала!
Люблю твой вечный непокой
И поиск идеала.
Обложка или переплет, -
Как маленькая дверца,
Приоткрывающая вход
И доступ в область сердца.
Е. Долматовский

Вряд ли стоит говорить о том, как важно сегодня поддерживать и развивать интерес ребенка к книге и, в первую очередь, к художественной. Многие наши коллеги озабочены стремительным ростом «маленьких взрослых», прильнувших к компьютеру, заменившему им игрушки, сказки, смех. Неужели «маленькое веселое человечество», как называл детей Андрей Платонов, исчезнет на наших глазах?

В это трудно поверить, и все же, все же, все же... Мы наблюдаем, как в погоне за информацией уходит у наших читателей на задний план «чтение для души». Воспитание детей это ведь не только развитие их ума, широкой образованности, но и всестороннее развитие чувств. Художественная литература замечательно справляется с этой задачей. Важно только не упустить возможность дать ребенку прочитать те прекрасные книги, без которых детство, когда каждый день – открытие, трудно представить. Знакомство именно с такими книгами и предполагает программа литературного развития детей «Вместе с книгой мы растем».

«Художественная литература – тайная психология, которую надо разгадать через мимику, через выражение глаз, движение рук, через молчание», – говорит И. И. Тихомирова, поэтому почти на каждой встрече с детьми присутствует чтение вслух. Но читать вслух мало, надо еще рассказывать, раздаривать наше сокровище. Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем дать «понюхать пиршество чтения».
Круг чтения составляют разнообразные по жанру и настроению произведения детской литературы. Исходя из этого, программа разделена на пять блоков. Произведения первого блока приглашают детей поразмыслить, второго – погрустить, третий – включает в себя художественную литературу, заставляющую читателей улыбнуться, рассмеяться. Сочинять и фантазировать позволяют книги, составляющие четвертый блок, а с помощью произведений пятого блока читатели открывают для себя новые имена и вспоминают забытые.

На примере сказок, рассказов мы говорим с маленькими читателями о том, о чем с ними говорят редко: о добре и зле, о любви и ненависти, о стойкости и мужестве, о милосердии и жестокости. И это разговор не абстрактный, а вытекающий из образной системы того или иного произведения и сообразующийся с опытом ребенка и его возможностями.

Данная программа предполагает научить детей читать. Речь идет не о технике чтения, а о любви к нему. К любви не обяжешь, ею можно только заразиться, поделиться.
Программа «Вместе с книгой мы растем» рассчитана на два года.
Три первых блока адресованы первоклассникам, а с произведениями четвертого и пятого блоков дети знакомятся во втором классе.

Основной целью программы является литературное развитие личности читателя, его творческих способностей, приобщение к чтению художественной литературы, формирование творческого выражения и эмоционального восприятия художественных произведений.
Задачи: приобщение детей к книге и библиотеке; формирование доброжелательного отношения к окружающим; формирование опыта социальных навыков поведения посредством художественных произведений; воспитание коммуникативных качеств.

БЛОК 1 Произведения, приглашающие читателей поразмыслить

Как жить, так и читать вприпрыжку не следует.
В. М. Кожевников

Цель: Учить детей мыслить на основе художественных произведений, стараться воспитывать читателей вдумчивых.
1. Вводное занятие «Для меня книга – радуга».
2. Беседа-размышление с громким чтением «А мама мне читала».
3. Беседа-размышление с элементами громкого чтения и творческим заданием по произведению Радия Погодина «Где ты, Гдетыгдеты?» – «Открой свою тайну, обложка».
4. Громкое чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Почему такое имя?» – «Что в имени твоем...».
5. Диалог с книгой с элементами театрализации «И всяк тебе друг, да не вдруг».
6. Час раздумий с элементами ситуативной игры «Осколок – в глаза, осколок – в сердце».
7-8. Перелистываем страницы книги Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» – «Как проникнуть в сказку».

БЛОК 2 Произведения, предлагающие читателям погрустить

Цель: На основе эмоционального восприятия художественных произведений развивать в читателях чувство сопереживания и сострадания.
1. Литературный час по творчеству В. Драгунского «Как бывает хорошо и как бывает плохо».
2. Час знакомства «Под созвездием сказочника» (С. Экзюпери «Маленький принц»).
3. Мини-диспут по произведению С. Экзюпери «Маленький принц» – «Зорко одно лишь сердце».
4. Тихие чтения Ю. Яковлев «Где стояла батарея» – «Особая страница».
5. Семейная литературная встреча «Мы читали, рассуждали, столько нового узнали» .

БЛОК 3 Произведения, заставляющие читателей улыбнуться, рассмеяться

Любить чтение это обменивать часы
скуки, неизбежные в жизни, на часы
большого наслаждения.
Ш. Монтескье

Цель: дать почувствовать читателям удовольствие от чтения, средством художественного слова развивать у читателей чувство юмора.
1. Литературная мозаика Галины Александровой «Книжка открывается – чудо начинается».
2. Книгопутешествие с ролевыми играми и творческим заданием «Что бывает – не бывает» (по книге С. Георгиева «Драконы среди нас).
3. Литературный калейдоскоп «Все мы родом из детства» (А. Раскин, С. Вольф, Л. Пантелеев, М. Зощенко).
4. Беседа-размышление с элементами анкетирования «Тепло родного дома».
5. Выступление на родительском собрании по следам литературных встреч «Семейное чтение. Зачем?».

БЛОК 4 Произведения, позволяющие читателям сочинять и фантазировать

Цель: На основе книги пробудить у детей желание творить, выдумывать, фантазировать. Способствовать совместному творчеству детей и родителей.
1. Комплексное мероприятие «Здравствуйте, веселые люди».
2. Творческое исследование «Расскажи мне о себе».
3. Литературная игра «Слово на ладошку».
4. Громкое чтение произведения Радия Погодина «Книжка про Гришку» с элементами изобразительной деятельности «Остановись, мгновение».
5. Час литературного творчества «Оранжевое небо, оранжевый верблюд».
6. Литературный маскарад «Маска, я тебя знаю».

БЛОК 5 Произведения, с помощью которых читатели открывают для себя
новые имена и вспоминают забытые

Цель: Знакомить детей с новыми именами в детской литературе и открывать для них незаслуженно забытых авторов.
1.Презентация книжной серии «Веселое путешествие» – «Книгосветное путешествие».
2. Шоу-обзор «Сказки нашего двора»: «Укротитель макарон» Т. Пономаревой, «Мой приятель – супермен» М. Дружининой, «Суп с котом» К. Драгунской, «Сказки про змея Горыныча» С. Седова.
3. Разговор у книжной полки «Краски и слова Виктора Голявкина».
4. Семейная встреча в библиотеке «Разговор при маме».
5. Заключительная встреча «Я читал, читал и... вырос».

Примечание

Программа литературного развития читателей семи-девяти лет «Вместе с книгой мы растем» пока полностью не реализована. На сегодняшний день завершена работа по первому блоку, то есть с произведениями, приглашающими читателей поразмыслить.
Каковы результаты?

Самое главное – у большинства читателей появилось желание ежедневного общения с книгой. По данной программе работа велась в трех первых классах. За шесть месяцев почти все дети (за очень малым исключением) стали читателями абонемента. Во время встреч в гостиной, чувствуется всеобщая заинтересованность в происходящем. В обсуждении того или иного произведения принимают участие все присутствующие ребята. На первых встречах основная масса отмалчивалась.

Зачастую детям предлагалось сделать рисунок на тему прочитанного произведения. Это психологически обосновано тем, что словарный запас ребенка для передачи чувств, настроений невелик, как недостаточны и его языковые возможности. Поэтому рисование для него является тем инструментом, который позволяет в доступной форме выразить гамму чувств и представлений, рожденных прочитанным. Не случайно Л. Выготский назвал детский рисунок застывшей изображенной речью.

И все-таки словарный запас ребят стал заметно богаче. С каждой встречей им становится легче выражать свои мысли, высказывать свое мнение, иногда даже получается спорить.

Занятия по программе помогают детям по-новому взглянуть на свои отношения со сверстниками, быть более внимательными к родителям и не отчаиваться при неудачах.

Лазарева Т.А., заведующая сектором массовой работы ЦДЮБ

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.