Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Открой свою тайну, обложка»
Беседа-размышление с элементами громкого чтения
и творческим заданием

(по произведению Радия Погодина «Где ты, Гдетыгдеты»)

Цель: научить детей понимать чувства других, проверять свои поступки сознанием (не причиняют ли они зла, неудобств, неприятностей людям), общаться друг с другом. 

Ход занятия

Библиотекарь: Нашу сегодняшнюю встречу я хочу начать с просьбы. Сядьте поудобнее, откройте пошире глаза, навострите уши. Что-нибудь слышите? (Ответы детей)

Библиотекарь: Тишину. Скажите, кто дольше может слушать тишину – взрослый или ребенок? Кому легче сидеть без движения, не вскакивать с места, не вертеть головой? (Взрослым).

А про кого могут быть сказаны следующие слова: «Главное в его жизни: игры, прыгания, кувыркание, когда вечером можно свернуться клубком в постели, зажмуриться от сладостной неосознанной усталости прошедшего дня и всеобщей любви, закапризничать и попросить рассказать что-то волшебное...».

Конечно, это про вас, про девчонок и мальчишек, про всех детей на свете. А что волшебного можно рассказать? (Ответы детей: сказку)

Библиотекарь: Сказку, говорите? Пожалуйста!

(Чтение произведения Р. Погодина «Где ты, гдетыгдеты?» С. 8 до слов «Ешь на здоровье»)

Библиотекарь: Скажите, пожалуйста, каким, по-вашему, был жеребенок Миша? Какая главная черта его характера? (Вежливость)

Жеребенок Миша был очень вежливым. Кто услышал, как он относился к старшим? (Ответы) Жеребенок Миша уважительно относился к старшим, он со всеми здоровался, «всевозможные конфеты в разрисованных фантиках» не просто дарит, а дарит очень вежливо добавляя: «Ешь на здоровье»… А что такое вежливость?
(Ответы детей).

В первую очередь, это внимание к людям. Вы не сказали ни слова – просто придержали тяжелую дверь в школе, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких «спасибо» и «пожалуйста» понял, что вы – человек вежливый. Конечно, слова тоже не стоит забывать, но все же главное – поступки. Поэтому жеребенок Миша был абсолютно прав, и не только говорил добрые слова, но и вел себя соответственно. Конечно, жеребенка Мишу любили и... (Читать дальше до С. 9 до слов «Может быть я совершил ошибку»).

А что вы думаете? Как, по-вашему, поступит жеребенок Миша дальше? (Читать продолжение до конца главы)

Давайте и мы с вами поразмышляем над этим вопросом. Подумайте, была ли в вашей жизни такая ситуация, когда понятное вдруг становилось непонятным?
(Высказывания детей) Почему происходят такие истории? (Предположения детей)

Библиотекарь: Чаще, по одной простой причине – люди не понимают друг друга, потому что не умеют друг друга слушать. Жеребенок Миша очень хотел научиться слышать, видеть и понимать всех, кто живет рядом с ним. (Читать С. 11 до слов «Чтобы все разглядеть поближе»).

Как вы думаете, что еще он мог заметить? Может быть, действительно, от того, как ты ходишь, зависит то, что ты видишь. Хотите проверить?

В таком случае, выберете день, когда вы никуда не будете спешить и постараетесь шагать медленно, медленно. А вот о том, что вы увидите, расскажите с помощью рисунка (см. Приложение 2) или, может быть, у вас даже возникнет желание – написать небольшую историю. Я, думаю, послушать о ваших открытиях будет интересно всем.

Знаете, жеребенок Миша однажды совершил открытие, от которого очень расстроился. Дело в том, что он вдруг обнаружил – у него нет фамилии. (Читать С.14 от «Однажды жеребенок Миша подошел к...» до конца главы и следующую главу до слов на С. 18 «Им обоим стало очень приятно и весело»)

Что же произошло? У речки появилось имя, у жеребенка Миши — фамилия, и только?

А еще на свете стало меньше грустных людей, потому что жеребенок Миша и речка теперь друзья. С друзьями же никогда не бывает грустно, скучно и одиноко. Друзьям приятно делать подарки-сюрпризы. Не на День рождения, а просто так, чтобы подарить радость и увидеть на лице друга улыбку.

Возьмите фломастеры, цветные карандаши и нарисуйте то, что хотелось бы вам подарить другу. (Дети рисуют)

Список литературы

1. Николаева М. На границе детства / М. Николаева //Детская литература. – 1998. – № 4. – С. 25-30.
2. Погодин Р. П. Где ты, Гдетыгдеты? : сказка про жеребенка Мишу и его друзей / Р. П. Погодин. – М. : Дет. лит., 1985. – 110 с. : ил.
3. Погодинские чтения // Библиотека. – 1995. – № 4. – С.65.
4. Просалкова Ю. Защитим сказку / Ю. Просалкова // Библиотека. – 1999. – № 11. – С.72-73.

Лазарева Т.А., заведующая сектором массовой работы ЦДЮБ

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.