Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

«Я скачу, что ты мой папа!»
Беседа-размышление с элементами театрализации
и творческим заданием

Цель: дать детям возможность почувствовать, какое это счастье – жить в семье, рядом с отцом. Показать им, что есть знания и жизненные принципы, которые может передать детям только отец.

Ход занятия

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Я сегодня пригласила на нашу встречу одного нашего читателя. Но видимо что-то ему помешало принять мое предложение.

Антошка (кукла): Здравствуйте, Татьяна Александровна. Я не опоздал?

Библиотекарь: А, вот и он. Здравствуй, Антошка! Нет, ты как раз вовремя.

Антошка (обращает внимание на книжную выставку): Ой, выставка новая! А что за книжки на ней? (Читает) «Денискины рассказы», «Девочка на шаре», «На Садовой большое движение», «Суп с котом»... Сколько книжек! И все про Дениску! Ему сегодня юбилей, да? А сколько Дениске исполнилось лет?

Библиотекарь: Ты что же думаешь, Дениска сам про себя книжки написал?

Антошка: А кто же еще? Конечно, сам.

Библиотекарь: Нет, Антошка, автор книг о Дениске взрослый человек, писатель Виктор Юзефович Драгунский. Родился он в 1913 году, в городе Нью-Йорке.

Антошка: Он что, американец?

Библиотекарь: Нет, просто родители там оказались.

Антошка: Зачем?

Библиотекарь: Может быть, счастья искали. Трудно сказать. Посмотри, вот портрет Виктора Драгунского. Вглядись в его лицо внимательно. Что скажешь?

Антошка: Удивительно, «Денискины рассказы» такая веселая книга, а глаза у писателя грустные. Почему?

Библиотекарь: А давай спросим у ребят, что они об этом думают? Ребята, вам тоже кажется, что глаза у Виктора Драгунского грустные? Как вы думаете, что может быть тому причиной? (Как правило, дети говорят о том, как нелегко складывалась жизнь будущего писателя. При необходимости рассказ дополняет библиотекарь). Но не всегда Виктор Драгунский на портретах грустный. Вот на этом, например, он веселый.

Антошка: Знаете, Татьяна Александровна, мне очень нравится читать смешные рассказы про Дениску. Я их могу перечитывать сколько угодно раз. Мне кажется не все важное в жизни серьезное или скучное, даже если человек просто засмеялся, и у него стало легко на душе – разве это не важно?

Библиотекарь: Безусловно, важно. Знаешь, Антошка, а я, наоборот, люблю читать про Дениску грустные истории. А самый любимый мой рассказ «Девочка на шаре». Помните, ребята, какая удивительная была в этом рассказе девочка! Дениска никогда таких девочек не видел. Все они были обыкновенные, а эта, на арене цирка, какая-то особенная! Дениска подумал, что она, наверное, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая и необыкновенная. Эта волшебная девочка просто заворожила мальчика. Ему казалось, что она смотрит только на него, улыбается только ему. Ему машет рукой и только для него одного выступает. Скажите, как бы вы назвали чувство, охватившее Дениску? (Восхищение, обожание, преклонение, влюбленность).

Библиотекарь: Вспомните, пожалуйста, эпизод, когда Дениска пришел в цирк вместе с папой, чтобы показать ему эту необыкновенную девочку. Кто из вас, ждал появления маленькой гимнастки с таким же нетерпением, как и мальчик? И вы тоже, как и он, расстроились, что этого не произошло? А теперь подумайте, почему Виктор Драгунский решил именно так закончить свой рассказ? Почему он не подарил своему герою еще одну встречу с волшебной девочкой? (Ответы детей)

Библиотекарь: К сожалению, ребята, не все в жизни происходит так, как нам бы хотелось. Как было бы замечательно, если бы всегда наши мечты сбывались! Но, увы, так не бывает. Несостоявшаяся встреча с удивительной, маленькой артисткой цирка – первая неудача Дениски Кораблева. Может быть, кому-то это покажется мелочью, не заслуживающей внимания. Но для мальчика – увидеть девочку на шаре было очень, очень важно. Наверное, в тот момент Дениске хотелось заплакать от обиды, может, даже зарыдать. Но, он смог сдержаться, смог перенести свое горе молча, как настоящий мужчина. Ему повезло, что в эту трудную минуту рядом с ним был его отец. Он был для мальчика не только самым близким человеком, но и настоящим другом. Отец и сын всегда понимали друг друга. Вот и в этот раз отец не стал уговаривать Дениску, а просто крепко сжал его руку. Мальчику даже стало больно. Отец шел так быстро, что сын еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему не разговаривал с ним? Дениске захотелось на него взглянуть. Он поднял голову. У папы было очень серьезное и грустное лицо. Как вы думаете, почему? («Ему жалко Дениску», – обычно говорят дети)

Библиотекарь: Конечно, ему было жаль сына, но в такие моменты папа обычно старался отвлечь его от грустных мыслей чем-нибудь веселым. А в этот раз отец молчал. Может быть, он вспомнил что-то свое, то, что случилось с ним очень давно, когда ему было столько же лет, сколько сейчас его сыну. Возможно, в его жизни тоже была девочка, которую он помнит до сих пор. Я думаю, мы с вами можем предположить, почему рассказ «Девочка на шаре» заканчивается грустно. Таким образом, Виктор Драгунский готовит своего маленького героя к неизбежным жизненным испытаниям.

Антошка: Татьяна Александровна, мне, кажется, я знаю, кем будет Дениска, когда вырастет.

Библиотекарь: Интересно, кем же?

Антошка: Он будет таким же хорошим отцом, как его папа.

Библиотекарь: Я с тобой полностью согласна, Антошка. Скажи, тебе очень понравился Денискин папа?

Антошка: Очень-очень! Во-первых, они с Дениской всегда вместе: ходят в цирк, играют в шахматы, гуляют и даже варят куриный бульон. А еще они вместе любят перечитывать одну и ту же историю про Старого морехода. Какая же противная там Марья Петровна, помните, ребята?

Библиотекарь: Скажите, что вас больше всего возмущает в этой женщине? (Бестактность, эгоизм, высокомерие к простым людям. Можно вспомнить рассказ «Дядя Павел – истопник»)

Антошка: А как она к детям относится! (передразнивает Марью Петровну) «Он еще маленький, ничего не понимает». Это что значит, при маленьких можно не стесняться и говорить, что угодно?

Библиотекарь: Да, Антошка, это очень обидно. И мне было приятно сознавать, насколько мудрей, благородней этой расфуфыренной женщины оказался маленький Дениска.

Вспомните, ребята, как, обидевшись в очередной раз на Марью Петровну, Дениска хотел сказать, что она глупая женщина, но сдержался. Он просто схватил пальто и шапку и побежал в котельную. К кому же поспешил мальчик в трудную для него минуту? (Ответ детей). Да, к дяде Павлу. Как вы думаете, почему именно к нему? (Выслушать варианты детей, после чего сделать вывод)

Библиотекарь: Дениска бежит к человеку, который никогда и никого не унизит. Дядя Павел человек настоящий, потому что и в маленьких и в больших людях он, в первую очередь, видит Человека. Вот как объясняет Дениска свою привязанность к дяде Павлу: «Я люблю, как он наклоняется ко мне, к самому лицу, и берет в свою большую и теплую руку мою, и улыбается, и ласково говорит: «Здравствуй, Человек!».

А теперь и вы, ребята, и ты, Антошка, подумайте и скажите, кто из героев Виктора Драгунского очень похож на дядю Павла? (Первыми говорят дети)

Антошка: На дядю Павла похож Денискин папа.

Библиотекарь: Молодцы! Совершенно верно! Знаете, ребята, я не перестаю удивляться, каким замечательным воспитателем был папа Дениски.

Антошка: Какой же он, Татьяна Александровна, воспитатель? Воспитатели всегда детей ругают и читают им..., как же это называется? Вспомнил! Нотации они им читают, вот что.

Библиотекарь: Нет, Антошка, тут ты не прав. Во-первых, не все и не всегда воспитатели ругаются. Во-вторых, чтобы воспитывать детей, совсем не обязательно читать им нотации. Главное, нужно в каждом ребенке, даже в самом маленьком, видеть и уважать Человека. Именно об этом никогда не забывают дядя Павел и Денискин папа.

Антошка: Да, повезло Дениске с папой! А какой он, папа то, храбрый! Помните, как он...

Библиотекарь: Подожди, подожди, Антошка! Давай и ребятам дадим возможность поговорить о Денискином папе. Вспомните, пожалуйста, читая какой рассказ, вы увидели, что папа Дениски действительно очень смелый и решительный человек? (Рассказ «Человек с голубым лицом») Расскажите, какой эпизод в этом рассказе вас особенно взволновал? (Говорят дети)

Библиотекарь: А я волновалась, читая вот этот отрывок: «Испуганный случившимся, Дениска начисто забывает о папе, который продолжает сидеть в отчаянно гудящей машине. Кружок сигнала и костяной круг переплелись между собой и, как капкан, держали папину руку возле локтя. Рука была синяя, распухшая, и из нее лилась кровь». В это момент мальчик еще не понимает, что совершил папа. Он осознает это позже, когда услышит разговор дорожных рабочих, оказавшихся свидетелями происшествия. «Ты посмотри, Фирка, какой папаня у этого огольца. Ведь это не каждый рискнет. Не схотел, значит, чужую девочку жизни решить. Машину разбил! Хотя машина что, она железная, туда ей и дорога, починится. А вот ребенка давить не схотел, вот что дорого... Сыном родным рискнул. Выходит, душа у человека геройская, огневая». Согласитесь, что это поступок настоящего мужчины!

Антошка: Татьяна Александровна, знаете, о чем я сейчас подумал?

Библиотекарь: О чем же, Антошка?

Антошка: О том, что не может быть, чтобы только у одного Дениски был такой хороший папа, чтобы ему одному так повезло.

Библиотекарь: Конечно, Антошка, ты прав. Такого быть не может. Я уверена, что у ребят папы тоже замечательные и о своих папах они могли бы рассказать нам много интересного.

Антошка: Давайте, сейчас попросим их об этом. Я обожаю слушать интересные истории!

Библиотекарь: А у меня есть другое предложение.

Антошка: Говорите какое.

Библиотекарь: Однажды Дениска с папой шли в зоопарк. Мальчику было так хорошо с отцом, что он скакал от восторга. «Ты что скачешь», – спросил папа и Дениска ответил: «Я скачу, что ты мой папа!». Я предлагаю вам, ребята, дома нарисовать или написать о том, как вам бывает хорошо вместе с папой проводить время. Можно нарисовать и папин портрет. Все ваши работы мы поместим на выставку, которая будет называться... «Я скачу, что ты мой папа!» (название выставки желательно подготовить заранее, чтобы обратить на него внимание ребят) (см. Приложение 3)

Антошка: Ой, как мне нравится ваше предложение, Татьяна Александровна! Я с нетерпением буду ждать ваших рассказов о папах, ребята.

Библиотекарь: Мы с Антошкой желаем вам творческих успехов. До свидания! До новых встреч!

Список литературы

1. Драгунский В. Ю. Повести и рассказы. Любое издание.
2. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный / Ю. Нагибин // Драгунский В. Ю. Повести и рассказы. – М. : Астрель, 2000. – С. 5-8.
3. Сивоконь С. Будьте счастливы, дети! / С. Сивоконь // Веселые ваши друзья. – М. : Дет. лит., 1986. – С. 104-128.

Лазарева Т.А., заведующая сектором массовой работы ЦДЮБ

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.