Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Среди тайн особое место занимают тайны чисел, их возникновение и влияние на людей. Мы сталкиваемся с числами на каждом шагу, они сопровождают нас от рождения и до последних дней. Без них мы не мыслим своей жизни. Какую роль они играют в нашей судьбе?

Суеверия, связанные с числами, пожалуй, одни из самых живучих и распространенных. Человек, не верящий ни в какие приметы, все-таки стукнет три раза по столу, «чтобы не сглазить», или трижды плюнет через плечо. У многих людей есть «свое», то есть любимое число, и они почти серьезно верят, что оно приносит им удачу. Нынешние наши суеверия – это отголоски древних представлений о мистической силе числа. В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три, все, что было связано со счетом предметов, превосходящих два или три, было равносильно понятию «много» или «тьма». То, что не поддавалось счету, находилось как бы за пределами разума, и было таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным. Была даже придумана специальная наука о числах – нумерология. Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность — числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.

Нумерология входила в область сокровенных знаний самой образованной и просвещенной верхушки древних государств: египетских жрецов, ассирийских магов, индийских браминов. Жрецы древнего Мемфиса утверждали: "Наука чисел и искусство воли - вот два ключа магии, они открывают все двери вселенной". Особым почитанием были окружены числа в Древней Греции.

Положения Пифагора

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека. Пифагор родился около 580 г. до н. э., много путешествовал по Египту, Халдее и другим странам и, вернувшись, основал в южной Италии особое философское общество. В этом обществе, или пифагорейской школе, изучались науки, особенно арифметика, геометрия и астрономия, и были сделаны важнейшие открытия.

«Числа правят миром», - утверждал Пифагор. Пифагорийцы верили в мистическую жизнь чисел, считали, что за каждым предметом обязательно стоит определенное число. Числа, как и духи, несут с собой людям добро и зло, счастье и несчастье. Надо только знать, какие из них добрые, а какие злые. Пифагор, излагая своим ученикам эту таинственную науку, говорил, что от того, насколько человек знаком с магическими свойствами чисел, насколько он умеет их использовать, настолько он властвует над своей судьбой. Выше других у пифагорийцев ставилась единица. От нее якобы пошел весь мир, она начало всего сущего, вселенной, самих богов. Двойка несет с собой любовь, брак, одновременно это символ непостоянного. Совершенство отождествлялось с тройкой. Она казалась необыкновенной потому, что складывалась из суммы предыдущих чисел. Удивительным считалось число шесть, так как оно получалось в результате сложения или перемножения всех чисел, которые делятся на 6. Шестерка ведь делится на 1, 2, 3, а если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.


Теория Пифагора

Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (само по себе это уже не вызывает доверия, так как в двоичной системе счисления, например, такая цифра всего одна, в шестнадцатеричной, напротив, пятнадцать). Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр — сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и так далее.


Нумерологический анализ слов

Возможен и нумерологический анализ слов, например, имени. Тот факт, что имя отличает личность от остальных людей, служит основанием считать, что оно вмещает в себя индивидуальность человека. Если подвергнуть имя анализу, согласно традиционным правилам, то оно позволит выявить характер и судьбу. Для этого составляются таблицы, где каждой букве имени и дню рождения соответствует определенное число. Сумма, полученная в результате сложения этих чисел, переводится в однозначное число от 1 до 9, которое и считается сущностью имени. То есть ему «соответствуют» какие-то свойства характера и им определяется судьба человека.

Конечно, ни гороскопы, ни тайны дня рождения и имени, ни злополучные числа три, семь и другие не могут оказать влияния на судьбу, характер и деятельность человека, верящего в свои способности. Но и эти и подобные факторы у суеверного человека создают дополнительные эмоции, которые в одном случае прибавляют ему энергии и силы, придают большую уверенность в достижении полученной цели, приносят некоторую радость, но в другом – подавляют волю, вызывают чувство страха, боязни, неуверенности и бесполезности борьбы с жизненными невзгодами.

Примеры нумерологического описания чисел
0 — ничто
1 — единица — основа счета
2 — билатеральная симметрия организмов, дихотомия многих номенклатур
3 — трёхмерность материального мира, 3 точки опоры для устойчивого равновесия, трехкомпонентная теория цветового зрения
4 — 4 стихии Древнего мира (Средиземноморье, Греция), 4 темперамента, 4 вкуса
5 — тесно связано с 5 пальцами на руке — восточная пентатоника, а также у цивилизаций Древнего Востока — 5 вкусов, 5 цветов, 5 стихий; пентаграмма
6 — шесть граней пчелиных сот шестилепестковые цветки, гексаграмма из двух треугольников
7 — 7 металлов древности, 7 «планет» древности (наблюдаемых невооружённым глазом, в том числе Солнце и Луна), 7 нот, 7 цветов радуги Ньютона
8 — знак бесконечности (∞), повёрнутый на 90°
10 — основание десятичной системы счисления
11 — в нумерологии - симметричная и обладающая индивидуальностью двойка
12 — дюжина — первое число с многими делителями (2,3,4,6), 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 часов на циферблате, 12 частей храма Соломона, 12*5: основа 60-ричной системы счисления
13 — чёртова дюжина — близко к дюжине, но нацело не делится
21 — Очко (игра)

Значения чисел
В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.

Число три

Суеверия, возникшие вокруг числа три, относятся к тому времени, когда счет наших предков не доходил дальше трех. Во многих религиях это число считается священным.

В античном мире мы сталкиваемся с трехликостью или тремя ипостасями женских мифологических персонажей (три грации, горы, горгоны, эринии). В буддизме понимание познания воспринимается как трикайа («трехтельность»). Кроме того, есть символ трех драгоценностей (тритарна) и три признака буддизма – трилакшна.

На этой основе в христианской религии построено представление о пресвятой Троице – едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, и Бога-Святого духа, и совершаются почти все церковные обряды и ритуалы: трехперстное сложение пальцев правой руки при крестном знамении, трехкратное погружение при таинстве крещения, троекратное целование при встречах и расставаниях. На третий день после смерти душа покидает тело. Число три – символ трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви. Чтобы защитить покойника от злых духов, у его изголовья зажигают три свечи.

Подобных примеров множество и в других религиозных учениях. Да и не только в них. Число три – одно из самых популярных в фольклоре. Вспомните: три сына у мужика или три дочери у царя, три задания сказочных героев, три головы у змея, за тридевять земель в тридевятое царство отправляются три богатыря.

В народе говорят: «Бог Троицу любит», «Без троицы дом не строится», «Троица перстов крест кладет». А «треклятым» называют человека, как бы проклятого всеми земными и небесными силами. Хороший работник трудится за троих, могучее дерево в три обхвата, в трех соснах можно заблудиться, а наврать с три короба; беда или болезнь может согнуть в три погибели, а от страха в глазах троится.


Магия числа семь

Магическими свойствами с древнейших времен наделяется число семь. Почему? А потому, что в нем древние видели как бы отражение многих явлений мира. В Древнем Вавилоне люди наблюдали на небе семь подвижных планет, которые якобы вращались вокруг Земли: это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Вавилоняне обожествляли их и полагали, что семь богов, поселившихся на планетах, управляют судьбами людей и народов. С числом этих небесных тел, по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре фазы по семь суток. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным. «Крепко как семь» - клятва французов. Число семь часто встречается в Библии (семь дней творения, семь таинств, семь смертных грехов). В алхимии долго признавали только семь металлов. На земле было известно семь чудес света.

Большое место занимает эта цифра в мифологии Античного мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей – плеяд, которых Зевс превратил в созвездия; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо. Подземная река Стикс семь раз обтекает ад, разделенный в свою очередь на семь областей. У вавилонян царство окружено семью стенами. По исламу над нами находится семь небес, и все угодные богу попадают на седьмое небо блаженства, а земля держится на семи волах. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников. Великий пост длится у христиан семь недель. В Библии повествуется о семи светильниках огненных, о семи чашах божьей ярости, семи ангелах, семи печатях, о семи годах изобилия и семи – голода. Отправляясь в плавание во время всемирного потопа, Ной взял в свой ковчег семь пар чистых и две пары нечистых животных… В средние века в игральных картах была «семерка-дьявол», которая била все другие карты. Поговорка «злая ведьма семерка» означала сварливую супругу.

«Семеричность» мира проявлялась, как думали, в семи возрастах человеческой жизни: младенчество – до 7х1 = 7 лет; отрочество - до 7х2 = 14 лет; юношество – 7х 3 = 21 год; молодой человек – до 7х4 = 28 лет; мужчина – до 7х7= 49 лет; пожилой мужчина – до 7х 8 = 56 лет.

Отголоски почитания семерки дошли до нашего времени. Вспомним, например, семь нот, семь цветов радуги. Вспомните пословицы и поговорки с числом семь…(«семеро одного не ждут», «семь бед один ответ», «семи пядей во лбу» и т. д.) Кроме известных, можно вспомнить и такие: «И праведник семижды в день падает», опытный человек «из семи печей едал», «кто каков, народ видит сквозь семь стен», «лиса семерых волков проведет», «чем семерых посылать лучше самому побывать», «при семи дорогах восемь улиц». У казахов есть поговорка: «Зарыто в седьмой глубине земли», употребляемая, когда речь идет о слишком засекреченном, недоступном (в том смысле, что не докопаешься).

Невольно возникает вопрос: чем объяснить столь давнее и повсеместное почитание этого числа? Наиболее убедительное объяснение дал психолог Д. Миллер. Исследователи проводили различные опыты. Человеку с завязанными глазами, например, предлагали определить на слух, какой высоты звук он слышит из динамика. Когда человек слышал два или три различных звука, он никогда их не путал. Когда испытуемым предлагали оценить четыре звука разных тонов, они уже иногда ошибались. А при пяти и шести ошибки становились частыми. Неоднократные эксперименты показали: человек способен различать не более семи разных тонов.

Другой эксперимент. Человеку показывали листок бумаги с нанесенными на них точками. Если на бумаге не больше семи точек, он сразу, не считая, называл верное число. Когда точек было больше, начинались ошибки. Число семь психологи назвали «объектом внимания». За ним мгновенного схватывания уже не происходит. «По-видимому», - полагает Миллер, - наш организм имеет какой-то предел, ограничивающий наши способности и …обусловленный самим строением нашей нервной системы».

Получается, что еще задолго до того, как древние обожествили число семь, это число было хорошо известно людям. Оно отражало свойство их мозга, его «пропускную способность».

Итак, что же говорит древнейшая наука нумерология о значении цифры 7

7 – символизирует тайну, а также изучение неизвестного и невидимого. Астрологи представляют семерку совершенным числом. Согласно народным поверьям, седьмой сын седьмого сына наделен невероятной магической силой. Семь объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию, делающую его действительно психическим числом.

Семь – это цифра везения, самое магическое и священное число, олицетворяющее мудрость, святость и тайное знание. Линию этой противоречивости можно продолжить. Здесь такие свойства личности, как старательность и поэтическая душа, склонность к аналитическому мышлению и сильная интуиция, богатая фантазия, живое, яркое воображение. 7 - это знак интереса природы в развитии человека. С этим числом рождаются и воспитываются композиторы и музыканты, литераторы и поэты, философы и затворники, мыслители и отшельники. Их вдохновение требует уединения и одиночества. Это их потребность и их стихия. С цифрой 7 становятся яркими личностями, людьми с мировым именем. 7 таит в себе способность направлять талант в сферу науки, в мир искусства или философии, в религиозную деятельность. Но успех их деятельности во многом зависит от глубокого анализа результатов уже достигнутого и от реального планирования своего будущего. 7 - символ всего таинственного и магического, это самое интересное и самое загадочное число. Обладатели 7 талантливы, эмоциональны и любознательны, имеют хорошее чувство юмора и склонность к изобретательству.


Чертова дюжина

По-английски 13 часто еще называют «дюжина булочника». Происхождение этого названия связано с тем, что в Средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю булочку к каждой дюжине, чтобы случайно не ошибиться.

Во многих европейских городах нет домов, этажей, квартир под номером 13. Эту цифру пропускают при нумерации кресел в самолетах и автобусах, в зрительных залах и вагонах поездов. Вы не увидите этот ужасный номер и над дверью больничной палаты… А почему?

Да потому, что все знают: по древнему народному поверью число 13 издавна называют чертовой дюжиной и считают, что оно приносит несчастье. А уж если приходится оно на пятницу – то уж точно жди беды! Если понедельник - «день тяжелый», то и пятница далеко не самый любимый день недели у всех народов. Неведомые силы способны принести людям в этот роковой день много бед, ибо все худшее, что есть по отдельности в пятнице и числе 13, при их сочетании удваивается. Эту дату именуют «днем сатаны» из-за ее зловещей непредсказуемости. Страх перед пятницей, 13-го называется трудно произносимым словом параскаведекатриафобией или фриггатрискаидекафобией.

Это совсем не шутка и не пустое суеверие. Например, в таком солидном издании, как «Британский медицинский журнал», не раз отмечалось, что по пятницам, а в особенности 13-го числа, хирурги стараются не назначать плановых операций, поскольку знают – риск неудачи в этот день возрастает вдвое! Это уникальное явление практически не изучено официальной медициной, но оно существует.

Кстати, мнение, что в подобные предрассудки верят исключительно люди простого происхождения, несовсем верно. Даже гении часто боялись этого дня. Гете, например, старался проводить этот день в постели. Наполеон не вел сражений, а Бисмарк не подписывал никаких документов. Писатель Габриеле Д' Аннунцио в 1913 году датировал все свои письма 1912+1. А композитор Шёнберг, сам родившийся 13-го, в пятницу, весь день 13 июля 1951 года провел под одеялом, трясясь от страха. За пятнадцать минут до полуночи жена сказала ему, что бояться осталось немного. Но закончилось все еще раньше: Шёнберг с трудом поднял голову, выдавил из себя слово «гармония» и скончался. Время смерти – 23.47, без 13 минут полночь.

Количество подобных примеров неиссякаемо. Многие и сегодня верят в несчастливый день и подкрепляют эту веру неопровержимыми фактами. Германский клуб автолюбителей не так давно опубликовал собственные данные многолетнего учета дорожных происшествий. Можно объяснять это чем угодно и подвергать сомнению, но по данным немецких «гаишников», в каждую «черную пятницу» количество дорожно-транспортных происшествий возрастает почти на 60%!

Если поинтересоваться мнением полицейских других подразделений, они точно скажут, что по пятницам случается больше краж, ограблений и убийств, чем в другие дни недели, а в «черные пятницы» число криминальных деяний возрастает еще больше. Значительно увеличивается и число самоубийств и авиакатастроф.

Причем иррациональный страх перед пятницей и числом 13 – международный. Мусульмане считают пятницу самым неподходящим днем для начала любого путешествия. Этого золотого правила и по сей день предпочитают придерживаться большинство западных туристических фирм: они никогда не отправляют туристов в поездки и круизы по пятницам, а уж 13-го числа – тем более.

Но не все поголовно трепещут перед наступлением « черного дня». Советский поэт Марк Лисянский, например, написал такое замечательное стихотворение:

Как для кого, а для меня тринадцать
Везучее и щедрое число.
В приметы я не верю, но признаться,
С числом тринадцать мне всегда везло.
Начну с того, что стал я человеком,
По данным моего календаря,
В тринадцатом году,
В начале века, 13-го января.
В тринадцать лет влюбился я впервые
В учительницу первую мою.
Я был счастливцем в этом трудном мире,
Спал на траве, из речек воду пил.
Я в детстве жил в тринадцатой квартире,
В тринадцатую школу я ходил.
Из обжитого солнечного рая
В кромешный ад я не однажды лез.
Я умирал двенадцатого мая,
Тринадцатого мая я воскрес.
На мне друзья счастливая сорочка,
Везучее число приди скорей!
Жаль у меня всего одна лишь дочка,
А надо бы тринадцать дочерей.
И жизнь одна. И надобно дружить с ней,
И за весною праздновать весну.
А хорошо б иметь тринадцать жизней,
Благодарю покамест за одну!

Есть и те, кто протестует против этой приметы. Корабль назывался «Пятница», поскольку вопреки всем суевериям он был заложен в одноименный день. Капитаном этой посудины назначили человека по имени Пятницер. Все это британское адмиралтейство сделало с единственной целью – продемонстрировать нелепость и вздорность прочно укоренившегося в королевских ВМС суеверия, согласно которому пятница - несчастливый день для моряка. В пятницу «Пятница» вышла в испытательное плавание и бесследно исчезла вместе с Пятницером и всей командой. Как в воду канула.

Еще в конце позапрошлого века в Лондоне был организован «Клуб 13», члены которого решили бороться с глупыми суевериями. 13 января 1894 года они собрались за 13 столами по 13 человек за каждым в большом ресторане, в зале № 13. Для полного счастья не хватило все же одного человека – 13-го за одним столом. Вскоре доставили записку с извинениями: «В последний момент меня покинуло мужество», - писал мистер Джордж Р. Симс. Так провалилась первая попытка побороть «черное» число.

Бросить вызов «черным пятницам» и прочим символам несчастий смельчаки пытаются и сегодня. В штате Филадельфия несколько весьма состоятельных людей твердо решили показать, что они далеки от предрассудков и суеверий. Они объединились в клуб, который с иронией назвали «Пятница, 13-е». Каждое 13 число месяца тринадцать человек собираются в 13 номере местной гостиницы, искушая судьбу и бросая ей вызов. В эти дни устраиваются пышные обеды, а потом все с упоением совершают разные безрассудства – вдребезги разбивают зеркала, раскрывают в комнатах зонты (это считается плохой приметой), пригоршнями рассыпают соль, выпускают из клеток черных котов и совершают тому подобные безумства.

Кстати, у многих народов существует поверье – «по тринадцать за одним столом не собираться», ибо один из них в таком случае до конца года покинет этот бренный мир. В русском варианте это нашло отражение в пословице: «Тринадцатый гость под стол». Существовала даже профессия «четырнадцатого гостя», которого приглашали на встречу специально, чтобы избежать несчастливого числа.

Откуда же взялась вера в фатальность пятницы и числа 13?

Существует мнение, что «дискриминация» уходит корнями в Священное Писание. Одно из популярных объяснений дает тайная вечеря, тринадцатым членом которой был предатель Иуда. Многие христиане утверждают, что Христа распяли именно 13-го числа. Некоторые библеисты полагают, что Ева соблазнила Адама отведать запретный плод в пятницу. И, наконец, считается, что Каин убил Авеля как раз в пятницу, 13-го. В Древнем Риме колдуньи собирались группами по 12 человек. Считалось, что 13-м является дьявол. Еще одна версия идет из Средневековья: якобы 12 ведьм вместе с Сатаной устраивали шабаши. До сих пор ищут объяснение этому феномену современные ученые. Томас Фенслер, математик из Университета Делавера, пришел к выводу, что негативная репутация числа 13 связана с его положением после 12. Дело в том, что специалисты по нумерологии считают 12 поистине совершенным числом. В году 12 месяцев, есть 12 знаков зодиака, 12 богов на Олимпе, 12 подвигов Геракла, 12 племен Израиля и 12 учеников Христа… Число 13 нарушает это совершенство. Ученый считает также, что боязнь 13-го идет и от скандинавского мифа о 12 богах, пировавших на Валгалле. К ним присоединился 13-й незваный гость – зловредный Локи. Оказавшись на пиру, он сделал так, чтобы слепой бог темноты Ходер убил стрелой бога радости Балдера Красивого. Балдер умер, и стало темно на всей земле.

Впрочем, нет такой точной исторической даты, которую бы официально идентифицировали бы как происхождение суеверия. Существует много версий о происхождении этого понятия. Например, такая. Пятница, 13 октября 1066 был последний день господства саксонского короля Гарольда ΙΙ. В этот день Уильям предложил Гарольду уступить корону, но Гарольд отклонил предложение. Битва при Гастингсе произошла на следующий день. Гарольд был убит, а Уильям взял под свой контроль Англию.

Или такая версия, озвученная, например, в «Коде да Винчи» Дэна Брауна. Утверждают, что король Филипп ΙV Красивый арестовал и казнил большинство рыцарей тамплиеров. Их арест был организован в один день, и день этот был пятница, 13 октября 1307 года. Это событие и дало начало легенде о несчастливой пятнице,13-го.

Некоторые независимые эксперты, занимающиеся изучением аномальных явлений, считают, что человечество не зря издревле опасалась определенных дней недели. Дело в том, что календари в своей глубинной сути отражают не только отсчет времени, но и несут в себе определенную информацию о цикличности так называемых «пиков напряжения» незримых сил во вселенной, которые неразрывно связаны с ноосферой Земли. Еще легендарный гадатель Спуринна призывал Цезаря опасаться определенных дней. Возможно, послушайся он и не появись тогда в сенате, напряжение спало бы, и заговор против него рассыпался сам собой, поскольку миновал бы пик напряжения отрицательной энергетики.

Страх перед «чертовой дюжиной» - достаточно распространенное явление. Он даже внесен в классификацию неврозов под названием трискадекафобия (боязнь числа 13). По некоторым оценкам, только в США за один такой день экономика несет ущерб в 800-900 миллионов долларов – за счет отмененных полетов и несовершенных сделок. Боязнью пятницы , 13-го, в США страдают от 17 до 21 миллиона человек. Симптомы болезни – от среднего беспокойства до крупномасштабной паники, заставляющих людей иной раз полностью менять свое деловое решение, расписание или вообще отказываться от работы в этот день. Практическое лекарство от боязни 13-го очень простое – сосредоточиться на приятных вещах, которые иногда происходят в этот день, и не зацикливаться на неудачах. Фольклор разных народов предлагает другие лекарства: забраться на вершину горы или небоскреба и сжечь там все свои дырявые носки. Или, стоя на голове, съесть кусок хряща. Как поступить вам – выбирайте сами.

Конкурс: «Числа в литературе и искусстве»

Вспомните художественные произведения, кино и мультфильмы, в названиях которых фигурируют числа (ограничимся числами от 1 до 13). Конкурс можно проводить в виде аукциона – побеждает тот, кто назовет произведение последним.
«Старик-годовик», «Как один мужик двух генералов прокормил» (М. Салтыков-Щедрин), «Два клена», «Два брата» (И. Шварц), «Два мороза», «Две ящерки» (Бажов), «Две лягушки» (Л. Пантелеев), «Два капитана» (В. Каверин). «Три поросенка», «Три медведя» (Л. Толстой), «Тайна третьей пленеты», «Вокруг света за три часа» (Кир Булычев), «Три толстяка» (Ю. Олеша), «Три мушкетера» (А. Дюма), «Три орешка для Золушки», картина «Три богатыря» (Васнецов), «Пятеро из одного стручка» (Андерсен), «Девочка-семилеточка», «Семь Семенов – Семь Симеонов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик» (В. Катаев), «Семь подземных королей» (А Волков). Американский фильм «Великолепная семерка». Фильм «Семь нянек» (Р. Быков), «Двенадцать месяцев» (С. Маршак), «Двенадцать подвигов Геракла» (А.Кун), «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер).

Конкурс: «Сила слова»
Часто в речи нам на помощь приходят числа, которые делают наш язык более образным и выразительным. Многие из них входят в состав устойчивых словосочетаний. Проверьте, все ли из них вы понимаете.

1. Нулевой вариант
а) видимость решения. б) неразумный выход. в) разыгранное отступление.г) непродуманный ход действий.

2. Первая перчатка
а) выпускник. б) лучший боксер. в) высокое качество. г) задира.

3. Два Аякса
а) две стороны медали. б) причина и следствие. в) близнецы. г) друзья.

4. Третий глаз
а) телевидение. б) монокль. в) камера слежения. г) телепатия.

5. Четвертая власть
а) пресса. б) слухи. в) правоохранительные органы. г) армия.

6. Пятая колонна
а) архитектурное излишество. б) агенты врага. в) тыловой обоз. г) мародеры.

7. Книга за семью печатями
а) великая тайна. б) большая редкость. в) государственная тайна г) бесценный клад.

8. Восьмое чудо света
а) пирамида Хеопса. б) нечто удивительное, построенное в наше время. в) великая китайская стена.

Игра: «Как об этом говорят?»
Игра основана на знании пословиц и поговорок. Ведущий обращается к каждому игроку с вопросом, в котором дается вольный пересказ устойчивого фразеологического оборота. Игрок должен догадаться, о какой пословице или поговорке идет речь. Побеждает тот, кто даст больше всех правильных ответов. (Подсказкой служит число семь.)

Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе).

Как говорят о том, кто испытывает высшую степень радости,блаженства, счастья? (Он на седьмом небе).

Как говорят о том, кто усердно трудится? (Он работает до седьмого пота).

Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе).

Как говорят о ребенке, оставшемся без присмотра при обилии взрослых? (У семи нянек дитя без глаза).

Как говорят о провинившемся человеке, который копит неприятности, рассчитывая решить проблему одним махом? (Семь бед один ответ).

Как говорят об очень осторожном человеке, который хочет заранее просчитать все возможные варианты? (Семь раз отмерит, один отрежет).

Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу).

Как говорят о многодетной семье, в которой только один кормилец? (Семеро с ложкой, а один с сошкой).

Как говорят о том, что трудно достигнуть какой-то высоты, и как легко с неё сорваться? (В гору-то семеро тащат, а с горы один столкнет).

Как говорят о том, кто отправился в дальний путь за сомнительным результатом? (За семь верст кисель хлебать ходил).

Литература:

  1. Багаев Е. Тройка, семерка, чертова дюжина: о некоторых числовых суевериях / Е. Багаев // Сельская новь. - 1999. – № 2. – С. 40.
  2. Багаев Е. Не числом, а уменьем / Е. Багаев // Наука и жизнь. – 1998. - № 5. – С. 138 - 142.
  3. Завгородняя Т. Черный день всех времен и народов / Т. Завгородняя // Крестьянка. – 2008. - № 12. – С. 130 – 133.
  4. От ужаса до обожания // Уральский рабочий. – 2009. – 13 февр. – С.6.
  5. Мезенцев В. Числовая эквилибристика / В. Мезенцев // Мезенцев В. Чудеса: Популярная энциклопедия: Т. 2. Кн. 3. Природа и человек; Кн. 4. В мире иллюзий. – Алма - Ата, 1990.– С. 168 -174.
  6. Супруненко Ю. П. Только не в пятницу! / Ю. П. Супруненко // Свет. Природа и человек. –2003. - № 10. – С. 68 - 69.

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.