Попова М.Л. Абилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке
Выступление на Всероссийской научно- практической конференции «Чтение в системе ценностей современного общества». Рязань, РОУНБ им. Горького, 3-5 октября 2017г.
Я представляю Центральную городскую библиотеку г. Нижний Тагил Свердловской области. Наша библиотека – муниципальная (не специальная), однако среди наших читателей более тысячи человек (1 231 чел. в 2016г.) имеют ограниченные возможности здоровья. Из них: дошкольников – 24%; школьников – 36%; пенсионеров (по инвалидности, по возрасту) – 40%.
Таким образом, большинство социальных проектов библиотеки ориентированы именно на эти две целевые аудитории: «особые» дети и взрослые читатели с разной категорией инвалидности. Создание доступной среды в библиотеке для взрослых инвалидов – это прежде всего информационная доступность. Мы должны принять читателя с ОВЗ как равного и признать его право читать в адаптированном формате.
Таким образом, большинство социальных проектов библиотеки ориентированы именно на эти две целевые аудитории: «особые» дети и взрослые читатели с разной категорией инвалидности. Создание доступной среды в библиотеке для взрослых инвалидов – это прежде всего информационная доступность. Мы должны принять читателя с ОВЗ как равного и признать его право читать в адаптированном формате.
Победы в грантовых программах (Президентский грант, городские субсидии, гранты благотворительных фондов) позволили нам первыми среди муниципальных библиотек России создать сайт, адаптированный для инвалидов по зрению, установить АРМ-ы незрячего и слабовидящего пользователя. На привлеченные средства было приобретено сенсорное и тифлооборудование, работает Центр коллективного пользования электронными ресурсами и тифлотехническими средствами.
Сайт – раздел «Инвалидам по зрению» содержит:
- Полнотекстовая база данных местной периодики (газета «Тагильский рабочий», журнал для молодежи «Пульсар») – доступ имеют авторизованные пользователи- инвалиды.
Для неавторизованных пользователей доступны:
- Аудиобзоры наиболее интересных публикаций из журналов, выписываемых ЦГБ
- Аудиотреки прозы, стихотворений, сказок современных российских писателей в исполнении авторов. Треки предоставлены редакцией журнала "Урал"
- Аудиотреки телевизионных программ по истории и культуре города Нижний Тагил. Предоставлены автором - редактором детско-юношеских программ Нижнетагильской студии телевидения «Тагил-ТВ»
- Аудиокниги проекта «Голос писателя». Это современная отечественная литература для детей и подростков в авторском исполнении. Записи сделаны не в студии, а на площадке московского международного книжного фестиваля.
- В разделах «Популярное Тагиловедение» и «Тагил литературный» размещены полнотекстовые издания тагильских авторов, с которыми заключены лицензионные договоры.
- Нормативно- правовая база. Представлены официальные документы, регламентирующие права инвалидов
- Раздел «Тифлопедагогика».
АРМ-ы – программа экранного доступа Jaws. Это звуковое воспроизведение печатного текста, перевод печатного текста в аудиоформат и запись на информационный носитель пользователя.
Оборудование: АРМ-ы; принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля и тактильной графики «ViewPlus Cub Jr.»; устройство для печати тактильной графики PIAF; читающая машина SARA; тифлофлешплееры DTB-PS901, лампы-лупы, линзы Френеля.
Сайт – раздел «Инвалидам по зрению» содержит:
- Полнотекстовая база данных местной периодики (газета «Тагильский рабочий», журнал для молодежи «Пульсар») – доступ имеют авторизованные пользователи- инвалиды.
Для неавторизованных пользователей доступны:
- Аудиобзоры наиболее интересных публикаций из журналов, выписываемых ЦГБ
- Аудиотреки прозы, стихотворений, сказок современных российских писателей в исполнении авторов. Треки предоставлены редакцией журнала "Урал"
- Аудиотреки телевизионных программ по истории и культуре города Нижний Тагил. Предоставлены автором - редактором детско-юношеских программ Нижнетагильской студии телевидения «Тагил-ТВ»
- Аудиокниги проекта «Голос писателя». Это современная отечественная литература для детей и подростков в авторском исполнении. Записи сделаны не в студии, а на площадке московского международного книжного фестиваля.
- В разделах «Популярное Тагиловедение» и «Тагил литературный» размещены полнотекстовые издания тагильских авторов, с которыми заключены лицензионные договоры.
- Нормативно- правовая база. Представлены официальные документы, регламентирующие права инвалидов
- Раздел «Тифлопедагогика».
АРМ-ы – программа экранного доступа Jaws. Это звуковое воспроизведение печатного текста, перевод печатного текста в аудиоформат и запись на информационный носитель пользователя.
Оборудование: АРМ-ы; принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля и тактильной графики «ViewPlus Cub Jr.»; устройство для печати тактильной графики PIAF; читающая машина SARA; тифлофлешплееры DTB-PS901, лампы-лупы, линзы Френеля.
Здание Центральной библиотеки стало доступным для маломобильных пользователей – физическая доступность. В связи с ратификацией нашей страной Конвенции о правах инвалидов (в 2012г.) были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (N 419-ФЗ от 1 декабря 2014 г.; вступает в силу с 1 января 2016 г.). Статья 4 «Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках».
В Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" внесены следующие изменения: 1) пункт 2 статьи 8 изложить в следующей редакции: "2. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
В Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" внесены следующие изменения: 1) пункт 2 статьи 8 изложить в следующей редакции: "2. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
Чтение в адаптированных форматах: литература рельефно-точечного шрифта (Брайль) – пункт СОСБС; документы укрупненного шрифта; «говорящие» документы на CD (MP3); запись на флэш-карту читателя документов с удаленных и заимствованных электронных ресурсов («Логос» - бывшая Библиотек Михайлова; ЛитРес); база аудиокниг в lkf- формате (2 332 наименования).
Издания ЦГБ в специальных форматах: «О городе Нижний Тагил» для младших школьников – брайлевский принтер; дорожные знаки – тактильная графика, PIAF.
Книга Михаила Самарского «Радуга для друга» (о приключениях мальчика и его собаки-поводыря) - встречались с автором, приобрели печатную книгу, перевели в аудиоформат на тифлофлешплеер, слушали на SARA. Незрячие ребята выразили желание не прослушать, а прочитать книгу (по Брайлю). Получив официальное разрешение от автора, две главы книги издали по Брайлю.
Издания ЦГБ в специальных форматах: «О городе Нижний Тагил» для младших школьников – брайлевский принтер; дорожные знаки – тактильная графика, PIAF.
Книга Михаила Самарского «Радуга для друга» (о приключениях мальчика и его собаки-поводыря) - встречались с автором, приобрели печатную книгу, перевели в аудиоформат на тифлофлешплеер, слушали на SARA. Незрячие ребята выразили желание не прослушать, а прочитать книгу (по Брайлю). Получив официальное разрешение от автора, две главы книги издали по Брайлю.
В 2010г. в городе была проведена реорганизация двух библиотечных систем (взрослой и детской), их объединение, в связи с этим встал вопрос о работе с детьми – инвалидами. Важно было выбрать направления, которые бы интегрировали такого ребенка в общую детскую читательскую аудиторию.
Поскольку дети – «особые», то и формы продвижения чтения для них должны быть «особыми». На сегодняшний день в работу муниципальных библиотек г. Нижний Тагил внедрены направления абилитации «особых» детей через чтение и творческое развитие:
- чтение и игра с тактильной книгой;
- освоение техники пластилиновой живописи;
- занятия в технике песочной терапии;
- использование методов канистерапии (лечение собаками) и чтения вслух;
- мульттерапия и тифлопросмотры.
Поскольку дети – «особые», то и формы продвижения чтения для них должны быть «особыми». На сегодняшний день в работу муниципальных библиотек г. Нижний Тагил внедрены направления абилитации «особых» детей через чтение и творческое развитие:
- чтение и игра с тактильной книгой;
- освоение техники пластилиновой живописи;
- занятия в технике песочной терапии;
- использование методов канистерапии (лечение собаками) и чтения вслух;
- мульттерапия и тифлопросмотры.
Понятие «абилитация инвалидов» новое (закреплено в Законе №419-ФЗ). Абилитация должна научить инвалида самостоятельности и «включению» в общество обычных людей. Если реабилитация – это восстановление утраченных функций, то абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел.
«Особые» дети часто изолированы от общества и сверстников. Это не может не сказаться на развитии личности ребенка, на его готовности к самостоятельной жизни. Своевременная помощь таким детям просто необходима. Все направления основаны на освоении детьми вдумчивого чтения и развития взаимосвязи «рука-мозг»:
Тактильная книга – читаем - рассказываем
Пластилин - читаем – лепим
Песок – читаем – рисуем
Канистерапия – читаем - общаемся
Мульттерапия – читаем - сочиняем – создаем.
Тактильные книги помогают слепому или слабовидящему ребенку в развитии навыков обследования и восприятия окружающего мира. Читая тактильную книгу (ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится с природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и пр. Как показал опыт работы с тактильными изданиями, занятия с ними могут быть полезны не только для детей, имеющих проблемы со зрением, но и с диагнозом ДЦП, это - развитие мелкой моторики, координации движений, пространственного ориентирования, внимания, связной речи.
На сегодня фонд рукодельных тактильных книг составляет более 60 изданий, которые мы делали всем городом. Это книжки-загадки, книжки-считалочки, познавательные книги, книги по мотивам народных и литературных сказок, книги современных детских авторов. В трех муниципальных библиотеках оборудованы игровые комнаты, адаптированные для творческих занятий с детьми – инвалидами.
Самая популярная тактильная книга - «Колобок». Их было изготовлено несколько, все разные.
«Особые» дети часто изолированы от общества и сверстников. Это не может не сказаться на развитии личности ребенка, на его готовности к самостоятельной жизни. Своевременная помощь таким детям просто необходима. Все направления основаны на освоении детьми вдумчивого чтения и развития взаимосвязи «рука-мозг»:
Тактильная книга – читаем - рассказываем
Пластилин - читаем – лепим
Песок – читаем – рисуем
Канистерапия – читаем - общаемся
Мульттерапия – читаем - сочиняем – создаем.
Тактильные книги помогают слепому или слабовидящему ребенку в развитии навыков обследования и восприятия окружающего мира. Читая тактильную книгу (ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится с природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и пр. Как показал опыт работы с тактильными изданиями, занятия с ними могут быть полезны не только для детей, имеющих проблемы со зрением, но и с диагнозом ДЦП, это - развитие мелкой моторики, координации движений, пространственного ориентирования, внимания, связной речи.
На сегодня фонд рукодельных тактильных книг составляет более 60 изданий, которые мы делали всем городом. Это книжки-загадки, книжки-считалочки, познавательные книги, книги по мотивам народных и литературных сказок, книги современных детских авторов. В трех муниципальных библиотеках оборудованы игровые комнаты, адаптированные для творческих занятий с детьми – инвалидами.
Самая популярная тактильная книга - «Колобок». Их было изготовлено несколько, все разные.
Пластилинография. Направление реализуется на базе Центральной библиотеки и восьми филиалов.
Для ребёнка-инвалида рисование пластилином – это развитие чувства пропорции и цвета, пространственного мышления, разработка моторики пальцев рук. Многие занятия проходят по схеме: детям читается литературное произведение, далее проходит его обсуждение и затем выполняется творческое задание.
Занятие «В гостях у лета» - громкое чтение сказки А. Усачева «Грибок - теремок». После беседы ребята с удовольствием «разукрасили» пластилином воздушный шарик, грибок, цветочек и солнышко.
Женя Б. (незрячий) после прочтения сказки про Кота-Котофеича с удовольствием рисовал и его, и своего любимого кота.
На занятия по пластилинографии впервые были приглашены молодые инвалиды с синдромом Дауна и аутизмом. Для таких людей, не посещающих никаких общественных учреждений, очень важно общение. Сотрудники филиала №13 ЦГБ, проводившие занятия с этой группой, приняли решение встречаться ежемесячно. Сейчас на базе библиотеки работает клуб «Солнечные зайчики».
Занятия в технике песочной терапии проводятся в Центральной библиотеке и пяти филиалах. Это метод, направленный на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Занятия включают рисование песком на специально оборудованном столе с подсветкой (Sand Art) и игры с песком в «построение мира» в малой психологической песочнице (Sand Рlay).
Новое направление абилитации «особых» детей оказалось очень востребованным. Подобную услугу в городе оказывают несколько центров развития детей, но на платной основе и не всегда квалифицированно. В библиотеке занятия (групповые и индивидуальные) проводятся бесплатно психологом ЦГБ и специалистами, прошедшими специальную подготовку.
Реализуя принцип инклюзии, кроме детей с ОВЗ на занятия песочным рисованием приглашаются обычные дети. Многие занятия построены на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) деятельности ребенка. В качестве основных материалов используется «живой» песок и миниатюрные фигурки.
Занятие «Школа зимних Волшебников и Волшебниц» - громкое чтение и обсуждение книги Евы Тарле «Мой Дорогой Снеговик», это светлая история о необыкновенном Снеговике и его подруге снежной кошке. Затем дети с удовольствием рисовали на песке героев этой доброй книги, а также изображали на нем свои зимние фантазии.
Важно что арт-терапевтические занятия с детьми всегда дают возможность для неторопливого разговора с родителями, которые их привели в библиотеку. Как правило, родители очень положительно реагируют на предложение воспользоваться библиотечными фондами и берут книги по психологии и педагогике.
Продвижение чтения через общение с животными с использованием методов канистерапии и чтения вслух. В качестве волонтеров были привлечены специалисты Нижнетагильской общественной кинологической организации «Надале», профессиональные инструкторы- кинологи.
Чтение вслух собакам – работа по преодолению детьми психоэмоциональных комплексов, повышение техники чтения. В данной методике положительную роль играет использование психологического эффекта исполнения перед живой публикой. Cобака в качестве слушателя снижает градус волнения у маленьких чтецов, помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом внимательно слушает, не перебивая. После такого позитивного опыта дети проявляют интерес к книгам и начинают читать дома своим питомцам или мягким игрушкам.
Было прочитано около ста рассказов и сказок. У мальчиков самой популярной была «Большая пиратская книга» М. Пляцковского, а девочкам полюбились сказки В. Сутеева, книги «Середина сосиски» Г. Остера и «Умная собачка Соня» А.Усачёва.
После чтения вслух ребята выполняли небольшие творческие задания: раскрашивали картинку, принимали участие в опросе, разгадывали кроссворд. Все свои работы дети хранят в личных дневниках. В них участники проекта записывают книги, которые прочитали, собирают рисунки и отзывы о книгах, пишут о своих желаниях.
Дети научились слушать друг друга, стали более общительными. Между тем, некоторые из них, придя на проект, вообще не умели читать, другие делали это с неохотой. Педагоги отметили, что дети стали лучше заниматься не только по литературе, но и по другим предметам. Почти у всех ребят повысилась техника чтения, многие перестали бояться делать ошибки при чтении и читать вслух.
Ребята не только сами стали активными читателями, но и привели в библиотеки своих друзей, членов своих семей.
Направление «Мульттерапия». Продвижение чтения и создание условий для развития творческого потенциала детей с ОВЗ, детей из многодетных и малообеспеченных семей, воспитанников детских домов средствами мультипликации. В библиотеке была создана детская мультстудия «Колибри» и проводятся тифлопросмотры «Кинозал в библиотеке».
Для инклюзивных мини-групп (до 9 человек) был предложен цикл из 6 занятий. Посетив занятия, дети научились писать сценарий (литературное творчество); делать раскадровку, рисовать эскизы героев (изобразительная деятельность); мастерить декорации (технология работы с различными материалами); придумывать героям движения, одушевлять их (ритмика, театр); снимать (кино-фото дело); озвучивать (музыка, шумы); монтировать и демонстрировать (работа с техникой).
Ребята научились анализировать прочитанные произведения, сравнивать их с уже существующими экранизациями книг и создавать собственные фильмы.
В качестве литературного материала для сценариев были использованы работы участников городского детского литературного конкурса «Серая Шейка».: стихотворение «Облака» Василины Шумиловой (лауреат конкурса 2009г. в номинации «Поэзия»); краеведческая сказка «Как Лисья гора себе имя выбирала» Татьяны Крыловой (победитель в номинации «Сказки» в 2015г.); сказка «Глупые утки» Дарьи Апанициной (победитель 2018 г. в номинации «Проза»). К мультипликационному фильму «Глупые утки» был создан тифлокомментарий.
Тифлокомментирование
Встречи-просмотры мультфильмов с тифлокомментированием «Кинозал в библиотеке» проводятся в Центральной библиотеке в период школьных каникул. Посещают «Кинозал» слабовидящие и незрячие дети с 6 до 12 лет.
Адаптированные фильмы предоставляет Свердловская областная специальная библиотека для слепых. Среди них: мультфильмы «Ясный сокол», «Три богатыря: Ход конем», «Белка и Стрелка: Озорная семейка», «Конек-Горбунок».
Перед просмотром мультфильмов общаемся, «читаем» тактильные книги и книги, созданные для детей с нарушениями зрения с помощью «Волшебного» карандаша, используем игры на развитие слухового восприятия, умения различать звуки, на развитие координации и пр.
После просмотра дети выполняют творческое задание.
Каждое новое творческое начинание для ребёнка-инвалида – это не просто умение, навыки, опыт, это еще и способ развития мыслительной активности.
До внедрения в практику работы муниципальных библиотек подобного комплекса услуг для «особых» детей в нашем городе не было.
Все направления абилитации ведут не приглашенные специалисты, а прошедшие обучение сотрудники библиотеки.
Занятие «В гостях у лета» - громкое чтение сказки А. Усачева «Грибок - теремок». После беседы ребята с удовольствием «разукрасили» пластилином воздушный шарик, грибок, цветочек и солнышко.
Женя Б. (незрячий) после прочтения сказки про Кота-Котофеича с удовольствием рисовал и его, и своего любимого кота.
На занятия по пластилинографии впервые были приглашены молодые инвалиды с синдромом Дауна и аутизмом. Для таких людей, не посещающих никаких общественных учреждений, очень важно общение. Сотрудники филиала №13 ЦГБ, проводившие занятия с этой группой, приняли решение встречаться ежемесячно. Сейчас на базе библиотеки работает клуб «Солнечные зайчики».
Занятия в технике песочной терапии проводятся в Центральной библиотеке и пяти филиалах. Это метод, направленный на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Занятия включают рисование песком на специально оборудованном столе с подсветкой (Sand Art) и игры с песком в «построение мира» в малой психологической песочнице (Sand Рlay).
Новое направление абилитации «особых» детей оказалось очень востребованным. Подобную услугу в городе оказывают несколько центров развития детей, но на платной основе и не всегда квалифицированно. В библиотеке занятия (групповые и индивидуальные) проводятся бесплатно психологом ЦГБ и специалистами, прошедшими специальную подготовку.
Реализуя принцип инклюзии, кроме детей с ОВЗ на занятия песочным рисованием приглашаются обычные дети. Многие занятия построены на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) деятельности ребенка. В качестве основных материалов используется «живой» песок и миниатюрные фигурки.
Занятие «Школа зимних Волшебников и Волшебниц» - громкое чтение и обсуждение книги Евы Тарле «Мой Дорогой Снеговик», это светлая история о необыкновенном Снеговике и его подруге снежной кошке. Затем дети с удовольствием рисовали на песке героев этой доброй книги, а также изображали на нем свои зимние фантазии.
Важно что арт-терапевтические занятия с детьми всегда дают возможность для неторопливого разговора с родителями, которые их привели в библиотеку. Как правило, родители очень положительно реагируют на предложение воспользоваться библиотечными фондами и берут книги по психологии и педагогике.
Продвижение чтения через общение с животными с использованием методов канистерапии и чтения вслух. В качестве волонтеров были привлечены специалисты Нижнетагильской общественной кинологической организации «Надале», профессиональные инструкторы- кинологи.
Чтение вслух собакам – работа по преодолению детьми психоэмоциональных комплексов, повышение техники чтения. В данной методике положительную роль играет использование психологического эффекта исполнения перед живой публикой. Cобака в качестве слушателя снижает градус волнения у маленьких чтецов, помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом внимательно слушает, не перебивая. После такого позитивного опыта дети проявляют интерес к книгам и начинают читать дома своим питомцам или мягким игрушкам.
Было прочитано около ста рассказов и сказок. У мальчиков самой популярной была «Большая пиратская книга» М. Пляцковского, а девочкам полюбились сказки В. Сутеева, книги «Середина сосиски» Г. Остера и «Умная собачка Соня» А.Усачёва.
После чтения вслух ребята выполняли небольшие творческие задания: раскрашивали картинку, принимали участие в опросе, разгадывали кроссворд. Все свои работы дети хранят в личных дневниках. В них участники проекта записывают книги, которые прочитали, собирают рисунки и отзывы о книгах, пишут о своих желаниях.
Дети научились слушать друг друга, стали более общительными. Между тем, некоторые из них, придя на проект, вообще не умели читать, другие делали это с неохотой. Педагоги отметили, что дети стали лучше заниматься не только по литературе, но и по другим предметам. Почти у всех ребят повысилась техника чтения, многие перестали бояться делать ошибки при чтении и читать вслух.
Ребята не только сами стали активными читателями, но и привели в библиотеки своих друзей, членов своих семей.
Направление «Мульттерапия». Продвижение чтения и создание условий для развития творческого потенциала детей с ОВЗ, детей из многодетных и малообеспеченных семей, воспитанников детских домов средствами мультипликации. В библиотеке была создана детская мультстудия «Колибри» и проводятся тифлопросмотры «Кинозал в библиотеке».
Для инклюзивных мини-групп (до 9 человек) был предложен цикл из 6 занятий. Посетив занятия, дети научились писать сценарий (литературное творчество); делать раскадровку, рисовать эскизы героев (изобразительная деятельность); мастерить декорации (технология работы с различными материалами); придумывать героям движения, одушевлять их (ритмика, театр); снимать (кино-фото дело); озвучивать (музыка, шумы); монтировать и демонстрировать (работа с техникой).
Ребята научились анализировать прочитанные произведения, сравнивать их с уже существующими экранизациями книг и создавать собственные фильмы.
В качестве литературного материала для сценариев были использованы работы участников городского детского литературного конкурса «Серая Шейка».: стихотворение «Облака» Василины Шумиловой (лауреат конкурса 2009г. в номинации «Поэзия»); краеведческая сказка «Как Лисья гора себе имя выбирала» Татьяны Крыловой (победитель в номинации «Сказки» в 2015г.); сказка «Глупые утки» Дарьи Апанициной (победитель 2018 г. в номинации «Проза»). К мультипликационному фильму «Глупые утки» был создан тифлокомментарий.
Тифлокомментирование
Встречи-просмотры мультфильмов с тифлокомментированием «Кинозал в библиотеке» проводятся в Центральной библиотеке в период школьных каникул. Посещают «Кинозал» слабовидящие и незрячие дети с 6 до 12 лет.
Адаптированные фильмы предоставляет Свердловская областная специальная библиотека для слепых. Среди них: мультфильмы «Ясный сокол», «Три богатыря: Ход конем», «Белка и Стрелка: Озорная семейка», «Конек-Горбунок».
Перед просмотром мультфильмов общаемся, «читаем» тактильные книги и книги, созданные для детей с нарушениями зрения с помощью «Волшебного» карандаша, используем игры на развитие слухового восприятия, умения различать звуки, на развитие координации и пр.
После просмотра дети выполняют творческое задание.
Каждое новое творческое начинание для ребёнка-инвалида – это не просто умение, навыки, опыт, это еще и способ развития мыслительной активности.
До внедрения в практику работы муниципальных библиотек подобного комплекса услуг для «особых» детей в нашем городе не было.
Все направления абилитации ведут не приглашенные специалисты, а прошедшие обучение сотрудники библиотеки.
Накопленный опыт, подготовленный коллектив, востребованность данных социальных услуг – все это привело нас к идее создания на базе ЦБ единого Центра адаптивной культуры. Идея была сформирована в проект, который летом этого года был отправлен на конкурс грантов Президента РФ в номинации «Поддержка проектов в области культуры и искусства». Проект признан победителем, получил финансирование и 20 октября в нашей библиотеке состоится знаковое событие – открытие Центра адаптивной культуры.
Важно, что работа Центра позволит библиотеке перейти от модели поддержки людей с ОВЗ в рамках одного проекта (направления абилитации) к модели постоянного сопровождения.
Центр адаптивной культуры объединит работу уже освоенных направлений абилитации (которые были названы выше) и станет стартовой площадкой для внедрения новых. Будут внедрены новые направления: тифлоэкскурсии, театр за столом, Интернет-радио.
Центр не только сделает доступными для восприятия виды искусств и произведения культуры, но и предложит людям с ОВЗ самим активно участвовать в творческой деятельности. В основе – чтение как важный фактор развития личности.
Новой формой работы с инвалидами по зрению станет Интернет-радио «Разночтения». На FM-волнах, доступных для слушателей в Нижнем Тагиле, нет ни одной радиостанции, где были бы программы о культуре. Проект предусматривает создание студии звукозаписи, подготовку и запись радиопрограмм о культуре, передач краеведческой тематики, аудиоверсий отрывков литературных произведений, трансляцию в эфир через одну из Интернет-платформ. В создании программ активное участие примут люди с ОВЗ.
Будет создан цикл программ "Незнакомый знакомый Тагил", посвященный истории улиц, открытию первой народной библиотеки-читальни (в следующем году наша библиотека будет отмечать свой 100- летний юбилей). В эфире прозвучит чтение и запись отрывков из книг тагильских краеведов С.И. Пудовкина, Н.А. Мезенина, Б.Н. Телкова. Ссылка на интернет-радио «Разночтения» будет размещена на сайте ЦГБ.
Возможность заниматься театральной деятельностью будет предоставлена инвалидам-колясочникам. Взрослые участники инклюзивной театральной студии уже поставили сцены из спектакля «Тагильская купеческая Атлантида», готовится к постановке «Маленький принц» по мотивам произведения Антуана-де-Сент Экзюпери.
Дети с ОВЗ будут заниматься в кукольном театре за столом. В репертуаре – сказки, басни, сценки из детской литературы.
Еще одно новое направление – экскурсионная деятельность. К уже разработанным пешеходным, виртуальным маршрутам, экскурсии по которым проводят наши сотрудники, будет разработан цикл тифлоэкскурсий «Трогательный Тагил». Созданные в 3D формате макеты архитектурных брендов города сформируют целостное восприятие окружающего мира у инвалидов по зрению, людей с ментальными нарушениями. Каждая экскурсия содержит отсыл к документному фонду библиотеки, среди новых тем – литература Урала, творчество тагильских авторов.
Для родителей и специалистов Центр будет оказывать информационные и консультационные услуги. Планируется издание методических и информационных материалов по коррекционной педагогике, тифлопедагогике, по социальной работе учреждений культуры.
Все ассистивные услуги будут оказываться на бесплатной основе, работа Центра будет построена по принципу инклюзивного общения и развития.
Выездные мероприятия Центра будут проведены в отдаленных сельских территориях Горноуральского округа (2 раза в месяц), во многих из которых учреждений культуры просто нет.
Люди с ОВЗ получат возможность восприятия в адаптированных для них форматах такие виды искусств, как литература, архитектура, декоративно-прикладное творчество, музыка, изобразительное и театральное искусство, искусство кино и мультипликации.
После завершения грантового финансирования (ноябрь 2018г.) Центр продолжит свою работу как структурное подразделение библиотеки. И это будет новая социальная инфраструктура для Нижнего Тагила (пока есть только Центр адаптивного спорта).
Центр не только сделает доступными для восприятия виды искусств и произведения культуры, но и предложит людям с ОВЗ самим активно участвовать в творческой деятельности. В основе – чтение как важный фактор развития личности.
Новой формой работы с инвалидами по зрению станет Интернет-радио «Разночтения». На FM-волнах, доступных для слушателей в Нижнем Тагиле, нет ни одной радиостанции, где были бы программы о культуре. Проект предусматривает создание студии звукозаписи, подготовку и запись радиопрограмм о культуре, передач краеведческой тематики, аудиоверсий отрывков литературных произведений, трансляцию в эфир через одну из Интернет-платформ. В создании программ активное участие примут люди с ОВЗ.
Будет создан цикл программ "Незнакомый знакомый Тагил", посвященный истории улиц, открытию первой народной библиотеки-читальни (в следующем году наша библиотека будет отмечать свой 100- летний юбилей). В эфире прозвучит чтение и запись отрывков из книг тагильских краеведов С.И. Пудовкина, Н.А. Мезенина, Б.Н. Телкова. Ссылка на интернет-радио «Разночтения» будет размещена на сайте ЦГБ.
Возможность заниматься театральной деятельностью будет предоставлена инвалидам-колясочникам. Взрослые участники инклюзивной театральной студии уже поставили сцены из спектакля «Тагильская купеческая Атлантида», готовится к постановке «Маленький принц» по мотивам произведения Антуана-де-Сент Экзюпери.
Дети с ОВЗ будут заниматься в кукольном театре за столом. В репертуаре – сказки, басни, сценки из детской литературы.
Еще одно новое направление – экскурсионная деятельность. К уже разработанным пешеходным, виртуальным маршрутам, экскурсии по которым проводят наши сотрудники, будет разработан цикл тифлоэкскурсий «Трогательный Тагил». Созданные в 3D формате макеты архитектурных брендов города сформируют целостное восприятие окружающего мира у инвалидов по зрению, людей с ментальными нарушениями. Каждая экскурсия содержит отсыл к документному фонду библиотеки, среди новых тем – литература Урала, творчество тагильских авторов.
Для родителей и специалистов Центр будет оказывать информационные и консультационные услуги. Планируется издание методических и информационных материалов по коррекционной педагогике, тифлопедагогике, по социальной работе учреждений культуры.
Все ассистивные услуги будут оказываться на бесплатной основе, работа Центра будет построена по принципу инклюзивного общения и развития.
Выездные мероприятия Центра будут проведены в отдаленных сельских территориях Горноуральского округа (2 раза в месяц), во многих из которых учреждений культуры просто нет.
Люди с ОВЗ получат возможность восприятия в адаптированных для них форматах такие виды искусств, как литература, архитектура, декоративно-прикладное творчество, музыка, изобразительное и театральное искусство, искусство кино и мультипликации.
После завершения грантового финансирования (ноябрь 2018г.) Центр продолжит свою работу как структурное подразделение библиотеки. И это будет новая социальная инфраструктура для Нижнего Тагила (пока есть только Центр адаптивного спорта).
Коллектив библиотеки понимает важность и значимость работы по абилитации людей с ОВЗ. Это наш осознанный выбор. Мы убеждены, что человек с инвалидностью должен иметь равные права на участие во всех аспектах жизни общества. Инвалидность это не только медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей. Тезисы «Декларации независимости инвалида» гласят: «Помогите мне познать то, что я хочу. Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте».
Открытие Центра, как итога многолетней работы всего коллектива библиотеки по абилитации людей с ОВЗ, означает, что мы услышали, мы поддержали, мы действуем.
И мы готовы предоставить равные условия для творческого развития и самореализации читателей ЦГБ, независимо от состояния их здоровья.
Если наш опыт заинтересовал присутствующих здесь коллег, то мы открыты для контактов и сотрудничества. Спасибо.
ПрезентацияОткрытие Центра, как итога многолетней работы всего коллектива библиотеки по абилитации людей с ОВЗ, означает, что мы услышали, мы поддержали, мы действуем.
И мы готовы предоставить равные условия для творческого развития и самореализации читателей ЦГБ, независимо от состояния их здоровья.
Если наш опыт заинтересовал присутствующих здесь коллег, то мы открыты для контактов и сотрудничества. Спасибо.