Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

«Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру».
Гоголь Н.В.

Каждый человек вправе гордиться не только своей Родиной - страной, гражданином которой является, но и своей малой Родиной - местностью, в которой он живёт: своим городом или селом. Только в том и в другом случае нужно помочь ребёнку ощутить неразрывную связь со своей малой Родиной, с чего бы она не начиналась: с вечных снегов, жёлтого песка или белых берёз. Ребёнок должен сердцем почувствовать, что это самое родное и останется с ним на всю жизнь.
Малая родина. «А что это такое?» - спросит ребёнок. Это и дерево у реки, и любимая лавочка в парке, и первый поход в театр.
На свете много театров: они неповторимы и их объединяет одно – стремление пробудить ум и чувства зрителя. Для этого требуется огромный интеллектуальный и физический труд многих людей, их талант и мастерство.
Один из самых загадочных театров – кукольный. Человек смастерил и «оживил» куклу ещё в древние времена. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Кукольный театр - одно из самых привлекательных зрелищ для ребёнка. Спектакли кукольного театра – это всегда яркие, эмоциональные, весёлые, а порой, немного грустные, иногда философские впечатления как для самого зрителя, так и для актёра.
Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Цель беседы: приобщение детей к истории и культуре родного города.
Задачи беседы:
-познакомить детей с историей Нижнетагильского театра кукол;
-изучить особенности и виды театральных кукол;
- расширить кругозор детей посредством знакомства с профессиями театра кукол;
-развивать стремление знать как можно больше о родном крае;
-воспитывать у детей чувство патриотизма по отношению к своему городу.
Организация работы:
Возраст детей: с 7до 10 лет. Минимальное количество детей в группе: 15 человек
Место проведения занятий: учебный класс, читальный зал библиотеки.
Оборудование: театральная ширма, готовые куклы, диски со звуковыми файлами, ноутбук, мультимедийный проектор, колонки.
Ожидаемые результаты:
В ходе беседы дети:
· обогащают и пополняют свой словарный запас, развивают устную речь;
· узнают:  что такое кукольный театр; какие бывают куклы; как управлять куклами; как создаются куклы; основные профессии кукольного театра;
· учатся: умению управлять куклой; управлять свои голосом и интонацией;
· формируется чувство патриотизма и любовь к родному краю.

Электронная презентация

Звучит песня «Ожившая кукла» в исполнении Ольги Зарубиной.На ширме появляется перчаточная кукла Анфиса.
Анфиса. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Анфиса. Меня зовут Анфиса! Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?
Дети. Да!
Анфиса (обиженно). А вот я никогда не была. Я просто мечтаю туда попасть и сыграть какую-нибудь роль.
Из-за ширмы выходит ведущий и обращается к кукле Анфисе.
Ведущий.
Анфиса, а хочешь мы вместе с ребятами отправимся на виртуальную экскурсию в театр кукол, а заодно узнаем его историю.
Анфиса. Конечно! Это очень интересно!
Ведущий. Ну, тогда слушайте.

Слайд 1
Сначала и театров кукольных не было. Просто кукольники ходили по ярмаркам из города в город с маленькой ширмой и несколькими куклами. Все их ждали и любили: и бедные и богатые. Первое историческое свидетельство, указывающее на существование кукольных представлений в России относится к 1636 г.

Слайд 2
Какая же самая старая кукла в нашей стране?
Самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России был носатый Петрушка. Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были матерчатыми куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянно-головых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом.
Пётр Иваныч (иногда Пётр Петрович) Уксусов, он же Ванька Рататуй, известный нам так же, как Петрушка. Когда он появился в России? Точную дату историки театра не рискуют назвать.

Слайд 3
Специальные кукольные спектакли для детей появились лишь в ХХ веке, когда ярмарочные скоморошные балаганчики стали постепенно уступать место профессиональным театрам.
В Нижнетагильском посёлке спектакли для детей начали ставить в xx веке в Выйском народном театре, при котором была создана детская студия. Но профессионального театра в Нижнем Тагиле не было достаточно долго, хотя попытки создать его предпринимались в 30-е годы, но театральные студии при рабочих клубах не могли послужить основой для создания профессионального театра. Речь о создании в городе первого профессионального театра зашла еще в 1940 году, но решение не было воплощено в жизнь.

Слайд 4
Нижнетагильский театр кукол был открыт 17 мая 1944 года по решению Городского исполкома депутатов. Во время ВОВ в Нижний Тагил были эвакуированы актеры и режиссеры ленинградских театров. Одна из них, режиссер Ленинградского нового театра Юлия Ивановна Матвеева, и стала организатором театра кукол в Нижнем Тагиле в 44-м.
Актеры – в первой труппе было всего 9 человек – сами придумывали и монтировали декорации и изготавливали кукол, выполняли множество смежных работ.
На первый спектакль «Принцесса и Свинопас» по сказке Г. Х. Андерсена зрители не пришли, несмотря на развешанные по городу афиши. Тогда актеры пригласили мальчишек с улицы. Через пару часов весь Тагил знал о новом театре. Следующие спектакли прошли при полном аншлаге, хотя он был невелик.
Спектакли шли часто и на 50 спектакль было устроено торжественное представление.
В 1945 году Юлия Матвеева и другие актеры вернулись в родной город Ленинград. Художественным руководителем стала Мария Георгиевна Логиновская.

Слайд 5
С 1946 года театр кукол располагался в Клубе пионеров на Ленина, 19, в бывшем доме купца В. Хлопотова.
Спектакли оформляли приглашённые художники. Музыку подбирали не только известную, но и композиторы В. Куплетский и Николай Успенский писали и специально для спектаклей. Современной аппаратуры в те годы ещё не было и З.В.Гуськова сопровождала спектакли игрой на рояле. Но часто приходилось гастролировать по деревням, где роялей не было, а с собой в машине или на телеге не увезёшь. В этих случаях незаменимым был баянист.

Слайд 6
В 1967 году, наконец, приступили к строительству нового специального театрального здания в ценре города по проекту заслуженного архитектора РСФСР Александра Обухова.
26 апреля 1969 года театр распахнул свои двери. Просторная сцена, Зал на 300 человек, уютное фойе, буфет.

Слайд 7
Центральный вход театра украшает оригинальный барельеф, созданный художниками В.А. Кусковым и Г.П. Кусковой.

Слайд 8
Фойе театра кукол расписано художниками М.В. Дистергефтом, Е.В. Седухиным и Н.Г. Плисковским. Актёры и технический персонал получили мастерские, гримёрные, репетиционный зал.
Что же происходит за кулисами кукольного театра? Кроме изготовления обычных декораций нужно и актеров-кукол тоже «сделать».
Вот взмывает солнце под облака – не без помощи механика и электрика. Многие люди работают в поте лица, пока мы смотрим на сцену зрительного зала: бутафоры и художники, скульпторы и плотники, звукорежиссеры и осветители… Все они – пружинки в волшебной шкатулке, имя которой – театр кукол.

Слайд 9
В мастерской, где изготавливают кукол трудятся несколько мастеров – одни делают из папье-маше или дерева головы с открывающимися ртами, другие шьют или мастерят туловище и кукольные костюмы. Иногда к одному спектаклю нужно сделать не две-три, а десяток кукол. Старые куклы ремонтируют и подновляют. Некоторые куклы «играют» на сцене десятилетиями.
Не все ребята, вероятно, знают, что у кукол есть особенность не только в костюме, но и в приеме изготовления, конструкции. У каждого не только свой стиль, своя манера, но и своя «анатомия», как любят говорить кукольники.

Слайд 10
Куклы, которые надеваются на руку артиста, называются верховыми, или петрушечными. Они обычно показываются над ширмой — артист поднимает для этого руку высоко над головой.

Слайд 11
А если такую куклу сделать побольше и внутрь ее вставить специальное приспособление для управления головой, а к рукам прикрепить тросточки, которыми актер будет управлять другой рукой,— получится тростевая кукла.
Тростевые куклы родились на острове Ява (Индонезия), а потом, усовершенствовав их, этими куклами воспользовались в нашей стране художники и артисты.

Слайд 12
Есть и куклы-марионетки.
В нашей стране марионеточных театров совсем мало, также как и виртуозов- кукольников. Попробуй-ка справься с тридцатью шестью нитками на семиметровой высоте! Нитки не только не запутываются в руках артистов, напротив — множество тонких ниток способны создавать очень тонкие движения, выразительно передавать самые сложные переживания героев.

Слайд 13
Бывают куклы и совсем плоские. Это куклы теневых театров. Теневые куклы вырезают, как правило, из кожи. Кожу растягивают так, чтобы она стала тонкой, почти прозрачной, потом промасливают и раскрашивают. Кожаные фигурки делают с подвижными сочленениями, к которым прикрепляются палочки.
Актер держит палочку в руках, а куклу приставляет к экрану или водит ею возле экрана. Из глубины сцены на экран подается свет, цветные тени оживают и кажутся объемными.
Бывают и черно-белые теневые спектакли: белое — это освещенный экран, а черное — тени кукол, сделанных из плотного материала (кожи или картона), который не пропускает света.
Иногда куклой управляют и несколько человек, но всегда это тяжелый творческий и физический труд.
Попробуйте дома взять куклу, спрятаться, хотя бы за кресло и рассказать стихотворение – почувствуете, что это непросто. Во-первых, актер должен говорить не своим голосом, а голосом, подходящим для куклы. Для того, чтобы кукла могла хорошо говорить, двигаться и взаимодействовать с другими куклами в спектакле – актеру-кукольнику нужно много учится и репетировать.
Как вы думаете, ребята, какими качествами характера и способностями должен обладать актёр? ( Ответы детей)
Верно. Для актера театра кукол невероятно важны физические данные: сила, ловкость, координация движений, так как куклы бывают габаритными, неудобными, тяжелыми. Актерам приходится на протяжении всего спектакля поднимать их, прыгать, бегать и при этом озвучивать персонаж. Есть и творческие качества: обаяние, «кураж», харизма, чувство юмора, ораторские способности, чувство гармонии и ритма, эстетический и художественный вкус, литературные способности.

Слайд 14
В Нижнетагильском театре кукол исповедуют принцип соединения куклы и живого актера, поэтому спектакли очень разные: есть постановки на ширме, когда актера не видно; есть - с использованием масок и ростовых кукол. Сложнее всего работать с контактными куклами, когда актер в черном костюме водит куклу и настолько "сживается" с ней, что его перестают замечать.

Слайд 15
Уже в древнейшие времена человек, взявший в руки куклу, чтобы оживить ее, дать этой кукле жизнь, убедился в том, что эта маленькая скульптура совсем не безразлична к его действиям, к его способу «игры», его человеческому голосу.
Кукла всегда сохраняла некоторую самостоятельность, потому что, прежде чем попасть в руки актера и вместе с ним сыграть спектакль, она уже была произведением изобразительного искусства, скульптурой, имеющей законченное решение, гармонию формы, цвета, фактуры.
Но как бы ни определяли создатели куклы—скульпторы — свою идею, воплощаемую в мертвом предмете — кукле, как бы точно ни стремились они воплотить мысль драматурга, она способна оживать только в руках актера, рядом с ним, так как образ, играемый с ее помощью, остается выражением актера — мастерства, воображения и фантазии.
Жизнь у куклы долгая, она живет, пока существует спектакль, в котором она «работает». Как и в каждом театре, спектакль — радость, спектакль — жизнь.
Но вот представление окончено. Убрана сцена, погашен свет, реквизит сложен по своим местам.
Актеры, уходя домой, прощаются с куклами до утра. А прощаясь, думают про себя: что, интересно, происходит ночью, когда куклы одни, может быть, после работы куклы-актеры ведут какую-то свою, не известную никому жизнь?
Актер, знающий куклу лучше кого бы то ни было, в глубине души всегда думает, что она тоже к нему как-то относится: вот ведь — то слушается, то нет.
Актер не знает, что происходило ночью. Перед спектаклем он с опаской берет в руки куклу, проверяет, не случилось ли чего? Кукольники — странные люди. Разумный человек понимает, что кукла сделана из... (Ответы детей) А для актера — она живая.
Сколько бы раз они уже ни играли вместе, перед выходом на сцену актер всегда смотрит кукле в глаза...
А люди приходят на спектакль и не догадываются о тех закулисных драмах куклы и человека, без которых, наверное, и не существовало бы это прекрасное искусство — театр кукол.
Однажды кончается жизнь куклы в спектакле. Навсегда. Она попадает на склад. А лучшие из кукол — в музей.

Слайд 16
Музей — не театр. Здесь нет движения. Нет слов и нет аплодисментов. И все-таки это прекрасное завершение жизни куклы. Как-никак, но они рассказывают о своем прошлом и о своих создателях, которых наверняка переживут.
Куколный театр сегодня – живой организм. Он постоянно развивается, обновляется. В 2009 году Нижнетагильский театр кукол отметил своё 65-летие. Здесь работали и работают множество талантливых людей. В коллективе молодое поколение рядом с известными и способными Г. Уманским, А. Берговиной, З.Кошкаровой, В. Матвеевым, которые прослужили в театре все вместе почти 200 лет, работают молодые актёры и пробуют свои силы студенты актёрского факультета училища искусств.

Слайд 17
Сегодня директором театра кукол является заслуженный работник культуры РФ Ольга Петровна Цибизова. С её приходом, а руководит она уже 28 лет, коллектив объездил практически всю территорию бывшего СССР: Улан-Удэ, Воронеж, Самара, Пермь, Чита, Тюмень, Москва, Ташкент, Киев и много других городов. Гастролировал и за границей: в Италии, Израиле, Чехии. «Театр, пожалуй, единственное место, где есть возможность прожить в одной своей ещё много других жизней. И это интересно», - говорит актёр Владимир Геннадьевич Шибнев. «Ты даешь кукле душу, становишься единым целым», - высказывается Зоя Кузьмовна Кошкарова.

Ведущий. Ну вот и подошёл к концу мой рассказ. Я думаю вы узнали сегодня много интересного.
Анфиса. Конечно. Это просто здорово, что в нашем городе есть такой замечательный театр. Я обязательно постараюсь туда попасть и буду трудиться на радость детям. А вы, ребята, почаще приходите к нам, куклам , в гости.
Ведущий. Ребята обязательно придут. А сейчас я хочу предложить вам примерить на себя роль актёра. У меня приготовлено несколько кукол (перчаточные и марионетки). Ваша задача будет следующей: научиться правильно управлять куклой и передавать её настроение.

Творческая мастерская «Этюды».
Детям выдаются куклы и заранее напечатаный текст. Необходимо правильно передать характер и настроение куклы (добрая, злая, хитрая, обиженная, весёлая, грустная, трусливая и т. д.)

При разработке беседы использовались следующие источники:
1. Нижнетагильский театр кукол [электронный ресурс] // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. – URL: http://histori.ntagil.ru/10_220.htm (27.09.2012).
2. Архивы театра кукол.

Рекомендации по работе .
Данная беседа может использоваться в работе по краеведческому направлению. По разработанной беседе было проведено 5 мероприятий в рамках игры «Я – тагильчанин». Беседу прослушало 134 человека.

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.