Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Мы живём в эпоху электронной почты, в которой роль почтальона всё чаще выполняет компьютер, а жаль: с уходом из нашего быта почтальона с кожаной сумкой на ремне исчезнет какая-то теплота. Почтальон, пожалуй, самый желанный гость в каждом доме, в каждой семье. В его сумке – радость и тепло, которые посылают нам родные и близкие. В газетах и журналах – непрерывный поток информации со всех уголков земли.
Несмотря на бурное развитие новейших средств передачи информации, почта была и остаётся самым массовым и доступным средством связи и общения между людьми.

9 июля в нашей стране отмечают День российской почты, а 9 октября – Всемирный день почты.  Самое время вспомнить о том, какой путь совершила почта в своём многовековом развитии.

Истории письма и почты посвящено данное издание. Оно состоит из 4-х частей:
- рассказ об истории почты;
- из истории тагильской почты;
- викторина о почте;
- литературная викторина.

Материал рассчитан на учащихся младшего и среднего звена и может быть использован для проведения развлекательно-познавательных мероприятий в детских лагерях.

«Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне…» С. Я. Маршак

Вы уже догадались, о ком идёт речь? Конечно, о почтальоне. Многим: и взрослым, и детям известны эти стихи. А помните, какой путь проделало это письмо, чтобы догнать адресата? Нам теперь настолько привычно, что письмо с одного конца страны до другого, например, на Сахалин долетит за несколько часов. Мы и не вспоминаем, что ещё лет сто назад для этого потребовалось бы около полугода. Давайте поговорим о том, какой путь совершила почта в своём многовековом развитии.
Ещё в первобытном обществе возникла потребность в передаче вестей. А как их передать? Наблюдая за природой, человек замечал, что птицы при проявлении опасности криком подают сигнал тревоги, слон-вожак трубит, собирая стадо. Передача сигналов-вестей явилась прообразом письма. До сих пор в некоторых африканских племенах существуют «звуковые письма»: из деревни в деревню передают важную информацию с помощью барабанов, свистков, труб. Существовали письма и «световые», например, дымом от сигнальных костров предупреждали о появлении врагов или о приближении дорогих гостей. У этих вариантов связи были свои недостатки. Звуковой сигнал не услышишь на большом расстоянии; световой – находился в прямой зависимости от погоды. Гонец же мог перепутать или забыть устное сообщение. Кроме того, его могли подкупить или заставить выдать тайное сообщение под пытками. Так возникла естественная потребность применять язык рисунков, знаков, символов.
В стране инков в древности можно было получить узелковое письмо – кипу. Кипу представляло собой резную палочку или шнур, с которого свисали бахромой тоненькие верёвочки разных цветов с завязанными узлами. Весь секрет был в том, какого цвета и как завязан узел. Чтобы читать кипу, нужно было держать в памяти сотни вариантов узлов и плетений. Отсюда пошло выражение «завяжи узелок на память».
У ирокезов и гуронов (индийские племена Северной Америки) в обиходе было письмо – вампум. Это тоже разновидность предметного письма. Только вместо узелков гуроны использовали раковины, окрашенные в разные цвета. Весь набор раковин индейцы нанизывали на шнур и носили как пояс. Эти же раковины одновременно служили и украшением, и выполняли функцию денег.
Следующим шагом в развитии письма стала пиктография – рисуночное письмо. Оно не фиксирует речь, а только передаёт её смысл, например, значки «ноги», «река», «рыба» могут означать: «Человек поймал в реке рыбу».
Шли годы, пиктографическое письмо упрощалось. Рождались фигурные значки – иероглифы – переходная ступень к буквенному письму.
Привычное для нас слово «письмо» (т. е. написанный текст, посылаемый для сообщения) образовалось от глагола «писать» одновременно с развитием на Руси письменности. Предком его было праславянское слово «pisati» – пестрить, мазать, красить.
В глубокой древности берёт начало пешая почта – первая и самая старая из всех видов почт известных человечеству. Труд пешего гонца был нелёгок и опасен. Его посылали не только в различные стороны своего государства, но и в другие страны. Главный недостаток пешей почты – низкая скорость, доставки приходилось ждать долго.
До сих пор в Индии сохранилась служба почтовых скороходов. В дебрях индийских джунглей «тапали» – индийский почтовый скороход – считается священной личностью. На медной дощечке пояса сорохода написаны его имя и священный знак почты Индостана, который свидетельствует, что он является должностным лицом правительства. Сеть почтовых скороходов охватывает всю страну. Два-три раза в день скороход с мешком должен проходить до двух километров с максимальной быстротой. Когда он в изнеможении сбрасывает ношу у цели, то следующий скороход, уже стоящий наготове, подхватывает её и, держа в руке палку с бубенчиками, пускается дальше в путь. Даже ночью бегут они по узеньким тропинкам через непроходимые леса и джунгли. Без оружия, только отпугивая диких животных факелом. Бывает, что и пропадёт такой отважный письмоносец, сражённый острыми тигриными зубами.
Пешая почта постепенно была вытеснена конной. Конный гонец и груза мог унести больше, и передвигался быстрее. Конная почта развивалась во всех странах и дошла до XIX века.
Древнейшая русская почта – повоз – была одной из старейших в Европе. Повозы возникли в X веке – это была особая повинность, налагаемая на крестьянские дворы – выставлять лошадей с повозками для гонцов, развозящих княжеские приказы. Археологи нашли немало образцов берестяных писем-грамот в древнем Новгороде. Среди них были и хозяйственные записи, и частные письма, и деловые поручения, и литературные тексты. Найденные письма свидетельствуют, что население было грамотным и почта работала исправно. Гонцы вовремя и регулярно доставляли письма повозом. А ведь уровень развития почтового дела – один из показателей общественной культуры.
В XV веке северо-западные земли вошли в состав Московского государства и Господин Великий Новгород распрощался со своими вольностями и привилегиями. Перестала существовать и старая система доставки почты – повоз. На смену ей пришла более совершенная по тому времени система доставки писем – ямская гоньба (что-то вроде конной эстафеты). Слова «ям», «ямщик» - тюркского происхождения, появились они в XIV веке – «gam» – почтовый двор, станция и «су» – суффикс действующего лица. На дорогах, отходящих от Москвы, были построены ямские дворы (ямы). Они располагались через каждые 30-100 вёрст. На каждом дежурило по два ямщика. Прискакав на ямской двор, гонец менял лошадей, ямщика и мчался дальше. В XVI веке для руководства гоньбой создано государственное учреждение – Ямской приказ. Ямщики, а точнее ямские охотники (потому что шли они на эту нелёгкую службу добровольно – «своею охотою») были первыми почтальонами на Руси.
Чтобы стать ямщиком одной охоты было мало; брали на государеву службу с выбором, людей надёжных, грамотных. Новобранец торжественно обещал «ямскую гонять с прежними ямскими охотниками в ряд, а на кабаке не пропиваться и в карты не играть, и никаким воровством не воровать…» Односельчане будущего ямщика письменно ручались, что человек он хороший. Кому повезло стать ямщиком, освобождался от земских повинностей, получал землю и ежегодное жалование, выплачивавшееся деньгами и сукном.
Почётной была «государева служба», но и спрашивали за неё строго. За опоздание били батогами, сажали в тюрьму.
Иностранные путешественники XV-XVI веков любили покритиковать московитов за разные недостатки, зато на все голоса хвалили царскую почтовую службу и русские дороги. 542 версты от Новгорода до Москвы почтовые преодолевали менее чем за трое суток.
Русские подводы и кибитки, к удивлению иностранцев, мчались по бескрайним дорогам куда быстрее европейских почтовых карет. И правили ими необычные для стороннего взгляда люди. Одеты они были в яркие дорогие зипуны с кафтанами (переходящие, кстати, по наследству от отца к сыну), имели сигнальные рожки. Правда, завидев вдали ям, чаще оглушительно свистели в два пальца, призывая сменщика. Озорно блестя глазами, объясняя пассажиру, что так слышнее будет, и кони привыкли – под свист скорее мчат. На станциях всегда можно было найти свежих лошадей. Нужно было только иметь подорожную, выданную царскими чиновниками, и вестовому можно было с лёгкостью передвигаться по бескрайним просторам Руси. Запад в это время сильно отставал. Европейская почтовая служба возникла только в 1464 году, когда во Франции Людовик XI организовал службу королевских курьеров.
Само слово «почта» появилось в русском обиходе в XVII веке. Произошло оно от латинского слова «posita» (станция, стоянка). От него произошло немецкое «post», польское «poszta».А уже из Польши пришло на Русь слово «почта».
Во все времена конная почтовая служба активно использовала звуковые сигналы – чаще всего почтовый рожок, представлявший собой валторну уменьшенных размеров. Почтовый рожок появился в Германии в XVI веке. На звуковой сигнал всякий пешеход или экипаж должны были уступать дорогу конному почтальону или почтовой повозке. Правил дорожного движения долгое время не существовало, все передвигались, как заблагорассудится, что создавало немалые трудности для передвижения. За непослушание крестьян били палками, более состоятельных граждан штрафовали. Кроме того, заслышав звук рожка, на заставах не взимали подорожную плату, перевозчики немедленно перевозили почтальонов через реку, городские ворота открывались для них даже ночью, а местные жители узнавали о том, что почтари прибыли и начинают собирать письма. Но почтовый рожок исполнял не только служебную роль. Его громкие певучие звуки радовали сердца людей. В швейцарском кантоне Граубюнде хороший исполнитель на почтовом рожке получал надбавку к жалованью. Недаром рожок стал символом почты и красовался на эмблемах и почтовых марках.
У русских почтарей, которые всем звуковым сигналам предпочитали залихватский свист, рожок заменили колокольчики. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай.
Колокольчик попал в стихи и песни:
И колокольчик дар Валдая…
Гудёт уныло под дугой…
И всё это происходило задолго до 1836 года, когда вышел официальный указ об узаконивании прав на пользование колокольчиками исключительно за почтой.
Если задуматься о том, почему именно колокольчик стал в России почтовым символом, можно вспомнить о том, что благодаря церковным колоколам он давно прижился в народной культуре. Недаром широко бытовали легенды о происхождении ямских колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова, олицетворявших свободу и независимость. Одна из легенд гласила: не покинул вечевой вестник новгородскую землю, а на Валдае рассыпался на тысячи колокольчиков, которые заливались под дугами почтовых упряжек, разнося славу о вольном городе Новгороде по всей России. Кроме того, в народе считали, что колокольный звон отпугивает всякую нечистую силу: ездить-то приходилось не только днём, но и ночью, когда под каждым кустом нечистый может привидеться. Весёлый звон колокольчиков распугивал ночные страхи, символизировал удаль и волю, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на несколько дней.
Во второй половине XVII- начале XVIII веков наряду с ямской гоньбой создаются почтовые учреждения для нужд не только правительства, но и частных лиц. В 1665 году для обмена корреспонденцией были организованы почтовые маршруты из Москвы в Ригу и позже в Вильнюс. Этот год и считается началом почтового сообщения в России. Государственная почта осуществлялась бесплатно, а за частные отправления взималась плата. Занимался реорганизацией почты видный государственный деятель, дипломат боярин А. Л. Ордин-Нащокин. Он предложил для почтарей новую форму: зелёный суконный кафтан с нашитым на правой стороне гербом России – двуглавым орлом, а на левой – почтовым рожком. Эмблема почты была придумана тоже Ордин-Нащокиным.

В 1782 году был учреждён Почтовый департамент и ямские дворы стали называться почтовыми станциями.
Много ещё преобразований пережила почта, прежде чем приобрела современный облик. Появилась стандартная форма отправления - бумажный конверт (предложил в 1820 году в Англии книготорговец Брюер) с клапаном, смазанным клеем. 6 мая 1840 года вошло в историю почты как день рождения первой в мире почтовой марки – «чёрный пенни». На ней был выгравирован чёрной краской портрет английской королевы Виктории, а стоила она 1 пенни. Марка стала специальным знаком почтовой оплаты. До этого письма оформляли, как кому вздумается, например, сворачивали в виде пакета, затем обязательно перевязывали верёвкой или лентой, края которой скреплялись сургучной печатью. Такие письма называли «связок». Позже лист бумаги научились определённым образом складывать: снаружи писали адрес, а на внутренней стороне листа – текст письма.
В XVII-XVIII веках не существовало строгих правил написания почтовых адресов. Письма могли адресовать просто: «Приятелю моему Фёдору Васильевичу». А могли написать и такой адрес: «Отдати си грамотку на Москве на Новгородском подворье Сафеского дому стряпчему Богдану Неёлову, а ему пожаловать отдать, не задержав и не по рукам Федоту Тихановичу». Представляете, сколько курьёзов могло произойти, прежде чем послание с таким адресом найдёт своего адресата! Письма не доставлялись на дом, потому что в то время не было …почтовых ящиков. Они появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1848 году. В Лондоне, например, появились ящики экспресс-почты: вместе с письмом в монументальный ящик опускали монету и нажимали рычаг. Сигнал поступал в ближайшее отделение связи, откуда за письмом сразу же отправлялся курьер.
Чтобы ящики не унесли воры, их делали большими и тяжёлыми, сорокакилограммовыми, отливали из чугуна.
Нововведением в почтовом деле стало появление в 1871 году «открытого письма» (предложено обер-почмейстером Пруссии г. Штефаном) или «открытки». Поскольку текст не был скрыт в конверте, на открытках запрещалось «писать что-либо противное закону, общественному порядку, нравственности или приличию». С 1890-х годов начинают печатать художественные открытки с видами городов, а также поздравительные.
Появление железнодорожного, затем и авиационного транспорта значительно ускорило доставку корреспонденции, а телеграфа, телефона – вообще сделало передачу информации практически мгновенной.

Из истории тагильской почты
Тагильская почта прошла долгий путь в своем развитии. Можно с полным основанием заявить, что Нижнетагильская почта – самая старая на Среднем Урале. В 2008 году нашей почте исполняется 200 лет!
9 июля 1808 года во исполнении указа Пермской почтовой конторы в Нижнетагильском заводе была открыта для приема корреспонденции почтовая экспедиция. Мы не знаем, кто был первым тагильским почтальоном, история не сохранила его имени, а первым начальником городского узла связи был станционный смотритель Миронов. Именно он известил заводскую контору Демидовых об открытии в Нижнем Тагиле почтовой экспедиции. С той поры казенные пакеты и письма доставляли уже не нарочные (то есть специально посланные гонцы), а экспедиция. Перевозилась почта на лошадях по тракту от Екатеринбурга, через Невьянск и Нижнетагильский завод до Верхотурья. На тракте имелись почтовые станции с лошадьми «попарно и даже по троечно».
Почтовая экспедиция, размещенная по улице Нижняя Ерзовка (ныне Папанина), принимала и выдавала казенные пакеты и производила обмен почтой с «почтарями» государственного почтового «ямского» тракта Екатеринбург – Невьянск - Нижнетагильский завод – Кушва – Верхотурье.
В 1857 году ямская гоньба была отменена. Перевозка почты передается по договорам частным подрядчикам. С «торгов» заключался договор с частными лицами для доставки почтовой клади. Например, в сторону Петрокаменска и обратно «почту гонял» подрядчик Черемных, с вокзала и из конторы в государственные учреждения по городу возил некто Куликов.
В 1870 году для нужд почты и только что появившегося телеграфа было построено специальное здание почтовой конторы. Оно располагалось по улице Шамина (ныне К. Маркса).
С 1878 года, когда закончилось строительство горнозаводской железной дороги, перевозка почты стала осуществляться на железнодорожном транспорте.

В краеведческой библиотеке музея-заповедника горнозаводского дела сохранилась подшивка тагильской газеты «Рабочий» за 1928 год, где сохранились заметки о состоянии почты в то время. В газете за 26 апреля 1928 года работник тагильской почты В. К. Бурашников писал:
«Нижний Тагил имеет одну почтовую контору, обслуживающую весь город, … почтовая контора просит открыть агентство на Вые, Гальянке и железнодорожной станции… Сумка почтальона весит 16 кг, так как растет число подписчиков; идти по нашим улицам, лишенным тротуаров, удовольствие маленькое… Лебяжинский рудник обслуживается три раза в неделю…»
«В 1926 году по городу насчитывалось 6 почтовых ящиков, сейчас их количество возросло до 20».

И только в 30-40 годы, когда началось строительство Уральского вагоностроительного и Ново-тагильского металлургического завода, и город значительно вырос по площади, когда его население увеличилось до 159 тыс. жителей, почтовая сеть была значительно расширена. Число отделений связи выросло до 20, в том числе пять отделений в пригороде.
В 1972 году было построено новое здание главпочтамта по улице Первомайской.

Сегодня услуги связи населению в Нижнем Тагиле представляют 29 отделений связи и примерно 130 почтовых работников.

Викторина:
1. Как передавали сообщения в древности, до изобретения письменности? (С помощью звуковых и световых сигналов).
2. Какие виды письма существовали в древние времена?
- узелковое письмо (кипу)
- письмо-вампум (из ракушек)
- пиктография (рисунок)
- буквенное.
3. Как называлась древнейшая русская почта? (повоз)
4. На смену ей в XIV веке пришла … (ямская гоньба)
5. Что означает слово «почта»? (станция, стоянка)
6. Что является символом почты (рожок, колокольчик)
7. Как в разные времена называли почтальона? (скороход, гонец, вестовой, ямщик, курьер, письмоносец)
8. В роли почтальонов выступали порой не только люди, но и (голуби, собаки, олени)
9. Назовите разные виды почты (голубиная, бутылочная, военно-полевая,
пневматическая, электронная, авиапочта)
10. Древние ассирийцы, создавшие одну из самых эффективных почтовых служб, писали клинописью на глиняных табличках и вкладывали свои пожелания в конверты, которые делались из:
- бумаги
- глины(+)
- ткани.
11. Как называлась первая почтовая марка, выпущенная в 1840 году?
- чёрный пенни (+)
- белый фунт
- зелёный доллар.
12. Какой язык в настоящее время считается международным почтовым языком?
-французский(+)
- немецкий
- английский.
13. В 1927 году в Афганистане иссякли все запасы марок. Решено было выпустить временные марки. За неимением специальной бумаги их напечатали на:
- обыкновенной писчей
- туалетной
- липкой бумаге для истребления мух(+).
14. Злые собаки всегда доставляют неприятности почтальонам. Австралийским письмоносцам теперь в целях обеспечения безопасности от кусак выдают с собой:
-куски колбасы
- специальную жевательную резинку с запахом ветчины(+)
- резиновую дубинку.

Литературная викторина:
1. «Кто стучится в дверь ко мне
    С толстой сумкой на ремне?» (С. Маршак)
2. Вспомните самого известного почтальона из произведений Э. Успенского (Почтальон Печкин)
3. Почта существовала давно, что успела попасть в сказку. Например, герой сказки В. Гауфа решил стать королевским скороходом…: «Как это ты задумал стать королевским скороходом, когда ножонки у тебя не больше пяди? – смеялись над ним стражники». Но он был уверен, что он обязательно справится, потому что надеялся на помощь… (волшебных туфель)
Как звали этого героя?  (Маленький Мук)
4. У Бориса Житкова есть рассказ «Почта»: «На севере, где живут ненцы, даже весной, когда уже всюду стаял снег, всё ещё стоят морозы и бывают сильные метели. Вот раз весной ненецкий почтальон должен был везти почту из одного ненецкого села в другое…» На чём повёз почту ненецкий почтальон? (На оленьей упряжке)
5. Из-за того, что два брата скрыли от матери важную телеграмму, их путешествие к отцу значительно осложнилось. О каком произведении А. Гайдара идёт речь? («Чук и Гек»)
6. В рассказе писателя Л. Пантелеева «Пакет» красноармейцу Трофимову доверили важное поручение – доставить пакет лично товарищу Будённому. Но посыльный попал в плен к белым. Что пришлось сделать Трофимову с пакетом? (Он его съел, чтобы важное донесение не попало к врагу)
7. В известном стихотворении Я. Акима «Неумейка» почтальону пришлось немало потрудиться, чтобы найти адресата:
Слыхали Измятый  
сегодня конверт,
в подъезде а на нём
седьмом по линейке
ходил почтальон написано чётко:
с необычным «Вручить Неумейке».
письмом.
В чём была ошибка отправителя? Нашёл ли адресата почтальон? Что было в том письме? (Нет чёткого адреса; не нашёл; «Позор Неумейке»);
 8. «Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями.
- Это не нам письмо, – сказал, наконец, Мишка. – Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло…». Какой грамотей написал это письмо? (Сам Мишка, герой рассказа Н. Носова «Дружок»).
9. Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать… Разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать: «Милый дедушка Константин Макарыч! Сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой…» Перечислив все свои обиды, Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
Кто поведал нам о страданиях Ваньки Жукова? Получит ли дедушка Ванькино письмо и почему?
(А. Чехов; не получит, так как он не указал точный адрес).

Литература:
Миль А. А. Кто стучится в дверь ко мне? / А. Миль. – М.: Связь, 1978. – 80 с.
Соловьёв-Фоменко С. Почтальон / С. Соловьев-Фоменко // Семья. – 2004. – № 4. – С. 7.
Хакурате А. Д., Ершова И. В. «Ямская гоньба» и «чёрный пенни» / А. Хакурате // Читаем, учимся, играем. – 2001. – № 1. – С. 48-52.
Бекетов Н.Г., Белоусов В.И. Тагил Почтовый / Н. Г. Бекетов, В. И. Белоусов // Почтовый путеводитель. – Нижний Тагил, 1995. – С. 24- 30.
Владимирова О. Писать письма не разучились / О. Владимирова // Тагильский рабочий. – 2008. – 9 октября.
Ерыгин С. С. Почтовый марафон длиной в два века / С. С. Ерыгин // Тагильский рабочий. - 2008. – 2 июля. - С. 2.
Климцев В. Почта – живет! /В. Климцев // Тагильский рабочий. – 2006. – 29 ноября. - С.1, 2.
Кононова Т. Ехали на тройке с бубенцами / Т. Кононова // Уральский рабочий. – 2008. – 9 июня. – С. 1, 2.

Составитель: Чистякова С. В.
Редакция: Козиенко Т. М. гл библиотекарь ОМО
 


Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.