Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Анализ работы муниципальных библиотек
Свердловской области в сфере «социальных практик»

Арсентьева Виктория Валерьевна,
заместитель директора Свердловской областной специальной библиотеки для слепых

Презентация

  Социальное проектирование – одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осуществления. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека.
   Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е годы предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий.

Успешной реализации социальных проектов способствует и тот факт, что в мае 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Для реализации положений Конвенции были внесены соответствующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации. В частности, 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (N 419-ФЗ от 1 декабря 2014 г.).
  На территории Свердловской области при муниципальных библиотеках работает свыше 30 программ и проектов, которые своей задачей ставят повышение уровня жизни людей старшего поколения и инвалидов. Работу муниципальных библиотек Свердловской области в сфере социальных практик можно охарактеризовать следующими категориями:
- практически каждая библиотека активно работает в сфере социального проектирования, если говорить о таких целевых категориях пользователей, как пенсионеры и инвалиды;
- формы работы при реализации социальных программ, проектов, циклов мероприятий носит традиционный характер,  это выражается как в названии проектов, так и формах их реализации.

В  2014 г. библиотеки работали по следующим проектам и программам: «Тепло сердец вам возвращаю…» (г. Алапаевск), «А жизнь продолжается…» (г. Асбест), «Скажи жизни «ДА!» (г. Ирбит), «Соучастие в судьбе» (г. Карпинск), «Милосердие» (г. Кушва),  «От сердца к сердцу» (г. Невьянск) и др.

   Кинозал в библиотеке: тифлокомментирование как новая социальная и адресная услуга.
Статья 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"  предусматривает утверждение критериев отбора национальных фильмов, подлежащих обязательномусубтитрированию и тифлокомментированию. Социальные проекты по организации «доступных» просмотров фильмов для инвалидов по зрению становятся в настоящее время крайне актуальными.
   Цель:
-  снятие визуальных барьеров для людей с проблемами зрения,
- доступность к получению информации, в частности в области киноискусства,
-  интеграция в общество зрячих людей через полноценное обсуждение новинок кино.
Коллекция фильмов с тифлокомментированием из фонда Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: «Адмирал», «Хоттабыч», «Князь Владимир», «Шрек», «Пестрые сумерки», «Легенда №17», «Гарри Потер и философский камень», «Гостья из будущего», «Добро пожаловать», «Запах женщины», «Мы из будущего», «На ощупь», «Пестрые сумерки», «Реальная сказка», «Тариф Новогодний», «ФоррестГамп», «Холодное сердце».

«Книга и чтение в жизни…»
   В Центральной городской библиотеке г. Камышлова, которая на протяжении уже многих лет активно работает с инвалидами, пожилыми людьми, сиротами и другими социально незащищенными слоями населения, для улучшения работы был проведен опрос изучения читательских вкусов данной категории пользователей. По результатам опроса можно сделать вывод, что «читательский формуляр» безработных, инвалидов и пенсионеров (жанровые предпочтения) ничем не отличается от «обычного читательского формуляра»: выбор книги зависит от возраста, образования и жизненных обстоятельств.
   Проводить такие исследования полезно для библиотек, занимающихся обслуживанием социально незащищенных слоев населения, но еще полезнее сделать такие исследования «открытыми» для общества в целях преодоления стереотипов, предвзятых мнений и предрассудков.
  Так, Конвенция ООН о правах инвалидов  (2006 г.) отмечает, что инвалидность — эволюционирующее понятие, человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.Чем скорее население страны изменит взгляд на проблему инвалидов и инвалидности и примет людей с ограниченными возможностями здоровья в свои ряды, тем быстрее произойдет их интеграция в общество. Иными словами, если люди узнают, что инвалиды имеют те же читательские предпочтения, что и здоровая часть общества – это уже шаг вперед от «недоразвитых», «неполноценных», «дефектных».

  «Инвалидам равные возможности»
  С развитием Интернет библиотеки получили новую категорию пользователей – виртуальных. Развивая дистанционный доступ к источникам информации, библиотеки создают виртуальные пространства, на которых успешно функционируют все библиотечные технологии. А это означает, что каждая библиотека становится проводником новой культуры – культуры виртуального информационного обмена, виртуального чтения, виртуального общения и познания. Крайне важно развивать это направление при работе с  инвалидами, учитывая фактор их маломобильности и метеозависимости.
   На web-сайте Центральной городской библиотеки  г. Нижнего Тагила выделен специальный раздел для людей с проблемами зрения «Инвалидам по зрению» (http://www.tagillib.ru/for_invalids/). В разделе размещена информация об услугах, которые библиотека предоставляет инвалидам по зрению, социальные новости от СМИ, виртуальные экскурсии, большое количество аудиоматериалов.
Выбрав раздел «Инвалиды по зрению» на web-сайте Центральной городской библиотеки г. Полевского, удаленные пользователи библиотеки переходят к чтению информации в  режиме «Версия для слепых». В разделе размещается информация об услугах библиотеки для инвалидов по зрению, ресурсах библиотеки и интернет,  которые помогут людям с проблемами зрения получить нужную информацию. Отдельная рубрика рассказывает о незрячих жителях г. Полевского.  Для полноценного доступа слабовидящих людей к информационному массиву на web-сайте Центральной городской библиотеке г. Полевского добавлены функции выбора размера шрифта и цвета фона.
   В целом, 19 муниципальных библиотек Свердловской области имеют на web-сайтах информацию по работе с инвалидами.
   В 2012 г. появился новый ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», который конкретизировал и детализировал основные требования ГОСТ Р 52872-2007.
   Элементы web-сайта, влияющие на доступность электронного ресурса инвалидам по зрению:
- формирование альтернативных текстовых страниц без графических и фото изображений; а если таковые имеются – необходимы обязательные текстовые подписи;
- соблюдение контраста, шрифтов без засечек, недопустимо использование курсивного шрифта и подчеркивания; использование стандартных настроек «Размер шрифта», «Цвет фона»;
- соблюдение логической структуры ресурса и единообразия в расположении элементов навигации на всех страницах web-сайта: навигация встроена таким образом, что пользователю не приходится проходить через большое число ссылок, чтобы выйти на нужную страницу.  На каждой странице web-сайта установлена ссылка на стартовую страницу; таким образом, незрячий пользователь может вернуться к началу и заново начать поиск необходимой ему информации.

«Чтобы мир добрее стал…»
  В Конвенции признается, что некоторые лица подвергаются дискриминации не только на основании инвалидности, но и по возрастному признаку. Именно поэтому в Конвенцию включена отдельная статья, посвященная особой категории лиц, а именно детям – инвалидам (Статья 7).  Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. О детях речь идет и в другой статье Конвенции, посвященной абилитации и реабилитации инвалидов (Статья 26).
   На территории г. Дегтярск расположена коррекционная школа для детей с ограниченными умственными возможностями. Библиотека работает с этой категорией детей в рамках долгосрочного социального проекта «Чтобы мир стал добрее…»
   Цель проекта: помощь в социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии, снятие проблем построения коммуникаций через приобщение к книге; организация работы в помощь образованию, проведению досуга, навыков общения с окружающим миром.
   Наиболее интересными и запоминающимися в 2014 г. стали:
     - «Светлый вечер, добрый вечер» - беседа о Рождественских традициях;
     - «Один день в армии» - занимательный час о службе в армию;
     - «Путешествие на цветочную поляну» - час экологии;
     - «Доброе слово о маме» - интерактивная презентация книг для детей о материнской любви.
   Вывод: анализируя деятельность библиотечных учреждений в этом направлении можно отметить: если систематически проводить с ребятами комплексную, целенаправленную информационно-воспитательную работу, создающую «эмоциональный климат», «психологическую среду», у детей – инвалидов повышается уровень знаний, появляются новые умения, развиваются воображение и творческое мышление, снижается тревожность и неуверенность в себе.  В целом это способствует появлению у умственно отсталых детей ориентации на настоящее время и перспективы для будущей жизни, появляются мечты и желания.

   В 2010 г. в Центральной детской библиотеке г. Верхняя Пышма было создано детское литературное объединение «Звонкая строка». В 2011 г. к ребятам из обычных общеобразовательных школ присоединились дети из специальной (коррекционной) школы – интерната для слепых и слабовидящих детей им. Мартиросяна.  Занятия в рамках работы объединения создают условия для развития творческого потенциала незрячего ребенка, помогают детям овладеть инструментами работы с текстом. Так, на занятиях происходит разбор стихотворений известных поэтов – классиков, а затем детей приглашают в «творческую мастерскую» для самостоятельной работы с рифмами (подобрать рифму, найти пропавшую рифму, написать стихи на заданные рифмы).
   Работа с незрячими ребятами проводится непосредственно в школе им. Мартиросяна – выход детей за пределы школы, даже в сопровождении воспитателей, всегда сопряжен с определенными трудностями. Поэтому особо хочется отметить совместное занятие учащихся общеобразовательной школы №2 и детей из специальной школы на базе Центральной детской библиотеки. «Сначала стихи об осени читали ребята из школы №2, затем дети из школы им. Мартиросяна знакомили сверстников со своими работами на свободные темы. Ребята из школы №2 очень эмоционально реагировали на выступления юных незрячих поэтов, сопровождая чтение каждого стихотворения аплодисментами. Это был безусловный триумф ребят из школы им. Мартиросяна».
   Помимо творческой составляющей, проект интересен еще и как своеобразное пособие для работы с детьми – инвалидами по зрению. Автор проекта отмечает особенности восприятия слепого ребенка, а также предлагает методику проведения занятий в соответствии с рекомендациями тифлопедагогов школы им. Мартиросяна. Например, незрячие дети перед занятиями тактильно знакомились спредметным рядом произведений, о которых впоследствии шла речь.
   По итогам занятий в литературном объединении выпускается сборник стихов «Солнечное настроение», куда входят и стихи учащихся специальной (коррекционной) школы для слепых и слабовидящих детей. В г. Верхняя Пышма ежегодно проходит городской творческий конкурс «На крыльях серебристого грифона»,  на котором в номинации «Взлет» награждают детей, внесших свой вклад в культурную жизнь города. В 2011 г. среди награжденных была и учащаяся школы им. МартиросянаОлар Елизавета – участник литературного объединения «Звонкая строка».

«3D: для дома, для души, для досуга»
   Общение – базовая потребность любого человека. Дефицит общения – одна из самых серьезных проблем для современного человека, и для людей с проблемами зрения особенно. Во многом помогают решить проблему клубы, которые действуют при библиотеках.
   Клуб в библиотеке- это самодеятельное творческое объединение читателей, имеющих общие или близкие познавательные, эстетические интересы, основным средством удовлетворения которых служит книга и чтение. Специфика работы библиотечного клуба – прямой выход на книгу.
Независимо от содержания работы и состава членов клубов (возраст, социальный статус, интересы) цель работы клубных объединений может быть определена следующим образом:
   - повышение уровня качества жизни инвалидов по зрению и пожилых людей;
   - снижение социальной изоляции людей с проблемами зрения и пожилых людей;
   - расширение круга общения и информационного пространства.

   При муниципальных библиотеках Свердловской области работает множество клубов по интересам для инвалидов и пожилых людей. Можно отметить ту же тенденцию, что и при разработке проектов и программ для данной категории пользователей библиотек: традиционные названия соответствуют традиционным направлениям в работе. Несмотря на модные тенденции, многие пенсионеры и инвалиды пожилого возраста (а именно они являются читателями библиотек) предпочитают экстремальному хобби спокойный отдых в кругу друзей. Их привлекают неторопливые разговоры, обсуждение книг, встречи с гостями, совместные прогулки. Такие кружки называются непритязательно и ностальгически: «Золотая осень», «Серебряная нить», «Золотая пора», «Долголет», «Глаза души» и пр.  Бывают и исключения…
   В г. Новоуральске при Центральной городской библиотеке с 2010 г. работает творческая студия «Мир стиля». В первый год работы студии на заседаниях речь шла о той стороне жизни пожилых людей, о которой, как правило, в нашей стране не говорят: отношение пожилого человека
   Результаты работы студии «Мир стиля»:
- расширение круга общения: в социальных сетях, своих блогах они рассказывают о своих новых увлечениях, делятся впечатлениями;
- признание общественности:  на городских выставках представляют свои изделия;
- передача полученных знаний: проведение мастер-классов со школьниками (программа «Связь поколений»), с членами местной организации Всероссийского общества слепых.
   Такие занятия для инвалидов по зрению продуктивны и интересны: незрячие люди отлично вяжут, шьют и «бисероплетут». А еще, вы поможете им стать модными и красивыми, и окружающие люди перестанут считать, что если человек не видит, он обязательно неряшливо одет, плохо причесан и криво накрашен.
  Если говорить о работе с нашими милыми старыми «консерваторами» есть одна важная составляющая, которую важно учитывать при организации работы с такой категорией читателей и которая называется «связь поколений». Речкаловская сельская библиотека Ирбитского городского округа в 2014 г. организовала фестиваль «Бабушкино варенье». На фестивале в большом ассортименте было представлено самое разнообразное варенье: традиционные из смородины и малины и «экзотические» из арбуза и паслёна садового, всего было представлено более 30 сортов разнообразного варенья. Бабушки с удовольствием делились рецептами своих шедевров, внуки рассказывали о пользе этого лакомства и об истории его появления, а гости внимательно слушали, не забывая при этом дегустировать продукцию с домашним хлебом, блинами и коврижками. Такие совместные мероприятия помогают укреплять взаимоотношения между поколениями, объединяют всех членов семьи, способствуют их взаимопониманию и взаимоуважению.

   Серьезные трудности  при работе с инвалидами вызваны часто встречающимся  отношением окружающих людей к ним, как к «дефектным», «неполноценным».
   Конвенция о правах инвалидов предлагает рассматривать проблему инвалидности как культурную – причины трудностей инвалидов, в первую очередь, социальные, и связаны они с нашей культурой.  Те или иные отличия в физических или интеллектуальных возможностях становятся «инвалидностью» только если их делают таковыми культурные условия.
   Потому социальные проекты, направленные на просветительскую деятельность общества, на преодоление стереотипов и предрассудков, выступают на современном этапе на передний план. Чем скорее население страны изменит взгляд на проблему инвалидов и инвалидности и примет людей с ограниченными возможностями здоровья в свои ряды, тем быстрее произойдет их интеграция в общество. 

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.