Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Социальные проекты Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил:
«Пластилиновое чудо», «Волшебный песок»,
«Лапа в ладошке»

Попова Марина Леонидовна,
зам. директора по библиотечной работе

Cоциальная функция – важная составляющая общей концепции развития нашей библиотеки. Наиболее полно она представлена в проектной деятельности ЦГБ. В составе пользователей нашей ЦГБ сегодня количество читателей до 14 лет составляет 53% (49,3 тыс. человек). Это самая многочисленная группа читателей (как, вероятно, и у многих муниципальных библиотек).
К сожалению, в Нижнем Тагиле в последние годы одновременно с ростом детского населения наблюдается рост числа детей с нарушением психического и интеллектуального развития, детей-инвалидов по зрению, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим встал вопрос о новой целевой аудитории – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку дети – «особые», то и формы работы с ними должны были быть «особыми». Важно было выбрать направление, которое бы интегрировало такого ребенка в общую детскую читательскую аудиторию.

Механизмом такой интеграции стал проект «Особым детям – особые книги», получивший грантовую поддержку Национального благотворительного фонда (Президентский грант). Проект позволил освоить новое для нас направление работы - социализацию детей через игру и чтение тактильных книг.
popova.jpg
Реализация проекта позволила нам создать в библиотеках адаптированное для наших новых читателей пространство, вокруг библиотеки объединились семьи, воспитывающие «особых» детей. У детей появилась возможность собираться и играть вместе. У родителей – обсуждать общие проблемы на встречах в библиотеке. Встал вопрос: а что дальше? Ограничиться направлением работы с тактильной книгой, или пробовать осваивать новые формы социализации детей, которые уже стали для нас достаточно родными и близкими. Важно было выбрать формы социализации, которые могли бы развить творческие способности наших «особых» детей. Новые направления работы были определены и нашли свое отражение в тех проектах, о которых я расскажу подробнее.

«Пластилиновое чудо». Реализация проекта позволила социализировать детей через освоение техники пластилиновой живописи (пластилинография).
Рисование пластилином – все чаще встречающийся вид живописи. Для ребёнка-инвалида такое творческое начинание – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».
Такой формы социализации «особых» детей в нашем городе еще не было. Первый мастер-класс по обучению технике пластилиновой живописи для организаторов проекта «Пластилиновое чудо» провел педагог дополнительного образования Городского Дворца детского и юношеского творчества. Дальнейшее обучение, консультирование, проведение мастер-классов и самих занятий взяли на себя сотрудники библиотеки и волонтеры. Всего на мастер-классах в Нижнем Тагиле за год прошли обучение 23 сотрудника библиотеки, 15 педагогов и 10 родителей детей-инвалидов. Была создана информационная страница проекта на сайте ЦГБ и методическая рубрика с ссылками на Интернет-ресурсы, посвященные работе в технике пластилиновой живописи. Подготовлено методическое пособие «Пластилиновая живопись». Занятия для маленьких тагильчан проводились на базе восьми филиалов ЦГБ.
popova_1.jpg
Это были групповые творческие мастерские и индивидуальные занятия. Библиотекари обучили детей приемам работы с пластилином: придавливанию, промазыванию, разглаживанию границ. Участниками проекта стали дети с проблемами зрения из дошкольных учреждений, учащиеся коррекционных классов средних школ, воспитанники детских домов и детского приюта «Улыбка», реабилитационных центров города, дети из неблагополучных семей, инвалиды с синдромом Дауна, «домашние» дети, не имеющие возможность посещать образовательные учреждения города. Многие занятия проходили по схеме: детям читается литературное произведение, обсуждается и выполняется творческое задание.
За время реализации проекта проведено около 50 групповых занятий, в которых приняли участие более 100 детей. Тематика занятий – самая разная. Это: «Во саду ли, в огороде…», «Фруктовое шоу», «Морской калейдоскоп», «Кто стоит на толстой ножке?», «Мой любимый сказочный персонаж» и др. В рамках проекта прошло более 30 индивидуальных занятий для 10 «домашних» детей и детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения города. Детям - участникам проекта очень важна презентация их творческих работ. Выездные выставки творческих работ (3) были оформлены в детском саду комбинированного вида № 185 для детей с проблемами зрения «Золотое зернышко», реабилитационном центре «Серебряное копытце», общественной организации инвалидов «Равновесие», в библиотеках города. Небольшие авторские и групповые вернисажи прошли в библиотеках-филиалах, где были организованы занятия с детьми.
В январе 2014г. выставка детских работ "Пластилиновое чудо" была открыта в Свердловской областной специализированной библиотеке для слепых, где с работами юных тагильчан познакомились жители Екатеринбурга и области. На сайте библиотеки в специальном разделе «Виртуальные выставки» была оформлена фотовыставка детских работ. Лучшие работы участников были оформлены в виде карманных календарей, презентованы и подарены участникам проекта на открытии итоговой выставки «Пластилиновое чудо».
popova_3.jpg
Экспозиция (65 работ) была размещена в холле Центральной библиотеки. На торжественное открытие были приглашены семьи детей- участников проекта, наши партнеры – коррекционные детские сады и школы, представители общественных организаций и Администрации города, журналисты городских СМИ. Атмосфера мероприятия была теплой, радостной, по-настоящему праздничной. К открытию выставки был издан Каталог детских работ в жанре пластилиновой живописи.
Всего в рамках проекта приняли участие более 200 жителей Нижнего Тагила в возрасте от 5 до 25 лет. В рамках проекта впервые приняли участие молодые инвалиды с синдромом Дауна и аутизмом (от 18 лет). Для таких людей, не посещающих никаких общественных учреждений, очень важно общение. Сотрудники филиала №13 ЦГБ, проводившие занятия с этой группой, приняли решение встречаться ежемесячно (клуб «Солнечные зайчики»).

«Волшебный песок». Цель проекта: социализация детей-инвалидов через занятия в технике песочной терапии.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Песочная терапия — один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. С 2013г. по этому методу работает психолог библиотеки Лобырева Оксана Сергеевна. На сегодняшний день по грантам и на пожертвования частных лиц в ЦБ и филиалах приобретены 5 световых модулей для песочного рисования, наборы «Живой песок», наборы для игр на столе и в песочнице («Русский лес», «Африка», «Домашние животные и их детёныши», «Семья», «Семья европейцев», «Город»). Своими силами были созданы психологическая и педагогическая малые песочницы.
popova_4.jpg
Психологом были проведены мастер-классы не только для сотрудников ЦГБ. Но и для педагогов, специалистов дошкольных образовательных учреждений и амбулаторного Центра Детского психического здоровья, дефектологов, психологов и логопедов города. За время реализации проекта в библиотеках было проведено 259 занятий для детей-инвалидов по зрению, с диагнозом ДЦП, аутизмом, с задержкой умственного и речевого развития. Индивидуальные занятия и занятия с микрогруппами проводились еженедельно.
Проект реализовывался в двух направлениях:
- Sand Рlay – игры с песком в малой психологической песочнице в «построение мира».
- Sand Art – рисование песком на специально оборудованном столе с подсветкой.
«Песочное рисование» предусматривало проведение игр на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Занятия песочным рисованием сопровождались подборкой классической музыки для детей.
popova_5.jpg
«Песочные миры» - это разрешение личностных проблем через творчество и игру.
В качестве основных материалов используется «живой» песок и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции, после завершения работы ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса: особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Групповые игры с песком были направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть, умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа включала не более 4-х «особых» детей. В песочных играх дети получали опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачивались, учились слушать и слышать другого.
popova_6.jpg
На протяжении всего проекта в конце занятия песочным рисованием работы детей фотографировались. Результаты арт-процесса в виде рисунков и песочных композиций детей нашли своё отражение в фотовыставке «Песочные шедевры», разместившейся в фойе ЦГБ, и её виртуальной версии на сайте. Сейчас выставка детских работ "Песочные шедевры" открыта в Свердловской областной специализированной библиотеке для слепых.
Для родителей детей, участвующих в проекте, была издана информационная печатная продукция, для специалистов - методическое пособие «Песочная терапия для дошкольников». Вся информация по тематике и ведению проекта представлена на сайте ЦГБ. Мероприятия с использованием оборудования для пескотерапии включены в план работы ЦГБ на 2015г.

«Лапа в ладошке». Проект предполагал внедрение в работу библиотеки новой формы социализации детей с ОВЗ.
Цель проекта: социализация детей-инвалидов через общение с животными с использованием методов канистерапии и чтения вслух.
Использование канистерапии в работе с «особыми» детьми в Европе набирает популярность. В России же такие проекты – единичны, нет такого опыта в библиотеках. К социальным адресатам проекта была добавлена новая группа. Это дети, испытывающие трудности в чтении. Родители давали письменное согласие на участие своего ребенка в занятиях с использованием собак. Сами занятия были организованы на базе трех филиалов ЦГБ, где были созданы все необходимые условия (моющиеся коврики, ионизаторы воздуха, снаряжение и корма для животных, художественные и научно-познавательные книги о собаках). Разработана информационная и рекламная продукция проекта: логотип проекта, пресс-релизы, информационный буклет. Создана информационная страница проекта «Лапа в ладошке» на сайте ЦГБ. К реализации проекта в качестве волонтеров привлечены специалисты Нижнетагильской общественной кинологической организации «Надале». Ее руководитель – Барсукова Надежда Владимировна.
popova_7.jpg
Общение с животными, в частности с собаками, может оказывать благотворное влияние на человека в момент кризисного состояния, успокаивать и расслаблять, стимулировать к общению. Собаки способны захватывать и удерживать внимание детей, что уменьшает возбуждение и агрессию. При таком общении ребенок преодолевает отчуждение, снимает стресс, у него улучшается самочувствие, снижается тревожность и др.
Проект был реализован по двум направлениям:
- Канистерапия
- Чтение вслух собакам

Канистерапия – занятия с помощью собак для детей-инвалидов. Реализовано на базе филиала №6 ЦГБ. За год прошло 24 занятия. Всего в них приняли участие 15 детей с диагнозом ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического развития. В игровой форме с детьми проводились занятия, способствующие психическому и физическому развитию. Занятия развивают творческие способности.
В День святого Валентина занятие закончилось тем, что на большой лист бумаги с вырезанным сердцем все участники с помощью специальных пальчиковых красок оставили отпечатки своих рук и лап. В получившейся рамочке дети фотографировались со своими любимцами Арчи, Бякой и Дусей. Дети получили Валентинки, а собаки - игрушки.
На каждого ребенка, прошедшего курс занятий, была составлена таблица динамики показателей. Дети, привлеченные к занятиям в рамках проекта, стали активнее реагировать на изменения в окружающей среде, движения у детей с ДЦП стали более координированными. Родители отмечают улучшения в написании букв у детей с ДЦП и легкой степенью олигофрении. 

popova_8.jpg
Чтение вслух собакам
– работа по преодолению детьми психоэмоциональных комплексов, повышение техники чтения. В данном направлении положительную роль играет использование психологического эффекта исполнения перед живой публикой. Собака в качестве слушателя снижает градус волнения у маленьких чтецов, помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом внимательно слушает, не перебивая.
Занятия проводились еженедельно в филиалах №5 и №18 ЦГБ. В каждом проведено по 24 встречи (два этапа по 12 занятий). В них в общей сложности приняли участие 35 детей. В филиале №5 ЦГБ занятия проводились индивидуально. Ребенок выбирал понравившуюся книгу и в отдельной комнате в присутствии библиотекаря читал вслух четвероногому слушателю. С каждым ребенком проводилась беседа, выяснялись его предпочтения в чтении, трудности, с которыми он сталкивается в школе. Каждый сам выбирал книгу с выставки «Почитаю книгу другу». Были прочитаны: книга А. Усачева «Умная собачка Соня», «Баба Яга» (серия «Читаем по сло-гам»), «Трезор» С. Михалкова, сказки «Щенок – хвост колечком» и «Лиса и журавль» и др...
popova_9.jpg
На занятиях все хотели произвести впечатление на внимательно слушающих собак, читали с выражением, стараясь не ошибаться. После занятия дети благодарили собак за терпение и угощали собачьим лакомством. И, конечно, каждому хотелось подержать на руках и сфотографироваться со своими четвероногими друзьями. Все участники проекта стали читателями отдела «Малышок». Многие, начав читать книгу в библиотеке, брали ее для домашнего чтения. Родители рассказывали, что дома дети пытались читать вслух своим домашним питомцам, младшим братьям и сестрам, любимым игрушкам. В уголке «Лапа в ладошке» можно было увидеть детские рисунки, посвященные новым друзьям.

Придя на проект, некоторые дети вообще не умели читать, другие делали это с неохотой. За лето участники проекта прочли все книги из школьного списка, хотя еще в начале весны этот процесс вызывал у ребят серьезные трудности. У кого-то заметно улучшились успехи не только по литературному чтению, но и по точным наукам (математике). Ребята привели в библиотеку и членов семей, и своих друзей.
На заключительной встрече все участники проекта получили подарки и благодарственные письма, на которых стояла необычная печать – оттиск лапки собачки Сёмы.
В филиале №18 ЦГБ также прошло 24 занятия, в которых приняли участие в общей сложности 25 воспитанников начальной школы-детского сада №105 (коррекционное учреждение). Специфика работы этого филиала заключалась в том, что занятия проходили в группах. Школьники (учащиеся одного класса) удобно устраиваются на ковре вокруг «слушателя» и читают по очереди. Одновременно занимались от 6 до 13 человек. Бурю эмоций вызвала первая встреча – день знакомства детей и собак. У каждого ребёнка появилось желание почитать собачке книгу. На память ребята оставили автограф на маленькой бумажной ладошке, написав своё имя и имя нового друга. И начались занятия, которые с нетерпением ждали и дети, и собаки.
После каждой встречи библиотекарь предлагает ребятам выполнить небольшие творческие задания: раскрасить картинку, принять участие в опросе, разгадать кроссворд. Все свои работы ребята хранят в личных дневниках. В них участники проекта записывают книги, которые прочитали, собирают рисунки и отзывы о книгах, пишут о своих желаниях.
Всего в проекте приняли участие до 10 собак. Все они имеют паспорта здоровья, доброжелательны и терпеливы. Благодаря волонтерам из кинологической организации «Надале», ребята познакомились и подружились с собаками разных пород. На встречи в библиотеку приходили декоративные мальтезе и папийон Леха и Санта. Леху дети называли облачком за белую, мягкую и пушистую шерстку.
Час занимательного чтения провела для ребят цвергшнауцер Шейла. Ребята быстро с ней подружились и с удовольствием почитали ей скандинавскую сказку «Брюте - охотник». После чтения ребята без труда выполнили игровые задания по сказке. На встрече, посвященной Дню Победы, ребята познакомились с ретривером Меджи. Ребята прочитали Меджи рассказы С. Алексеева « Последние метры» и «Наша Победа». Мальчики нравилось читать крупным служебным собакам, например, ротвейлеру Ричу. Активным участником проекта стала весёлая и лаковая Веста - йоркширский терьер. Много радостных минут общения подарил детям пудель Бим. Для него ребята читали книгу И. Акимушкина «Природа-чудесница». Бим с хозяином Виталием Алексеевичем Барановским встречали чтецов у школы и провожали после занятий. Перед уходом на каникулы все участники проекта встретились в филиале на празднике «Настоящий друг».
Удивлялись, что несколько месяцев назад были еще незнакомы. Вспоминали, как проходили встречи, какие книги прочитали. Ребята с большим удовольствием участвовали в игре на внимание, помогали книгам вернуть сбежавших героев, читали стихи о собаках. А потом ребята, взрослые и даже собаки вместе инсценировали стихотворение С. Маршака «Багаж».
У каждого ребёнка на память о необычных библиотечных встречах остались сувениры - магнитные собачки, закладки с фотографиями детей и их четвероногих друзей. За время проекта ребята прочитали много новых книг. У мальчиков самой популярной была «Большая пиратская книга» М. Пляцковского, а девочкам полюбились сказки В. Сутеева, книги «Середина сосиски» Г. Остера и «Умная собачка Соня» А.Усачёва. 

popova_10.jpg
Всего в рамках проекта 50 детей получили необходимую им помощь и поддержку. Все ребята с удовольствием шли в библиотеку с желанием взять в руки книгу и почитать её. Всего прочитано 87 рассказов и сказок. Это значит, что нам удалось достичь главного - общение с собаками помогло детям преодолеть трудности в чтении. Нашим опытом заинтересовался федеральный канал НТВ, съемочная группа побывала на одном из занятий.
На основе материалов проекта тагильчанка Мария Митович, которая учится на фотографа в Великобритании, подготовила аттестационную работу – фотоальбом с комментариями о проекте на английском языке. Нужно отметить повышенное внимание СМИ ко всем социальным проектам ЦГБ. Такая информационная поддержка помогла библиотеке привлечь внимание широкой общественности к проблеме социализации особых категорий детей. Если говорить в целом о социальной работе ЦГБ, назову несколько принципиальных моментов, которые отличают представленные сегодня проекты.

Особенности социальных проектов ЦГБ:
- уникальность: новый проект – новая услуга.
Каждый проект предполагает появление новой социальной услуги, того, что без реализации данного проекта просто не было бы внедрено в работу нашей библиотеки.
- заканчивается проект – остается направление работы.
Выполнение проекта не означает, что библиотека остается на уровне, достигнутом в процессе его реализации. Заканчивается календарный срок проекта, но остается и получает дальнейшее развитие то или иное направление социализации.
- реализованы на привлеченные средства.
Многие интересные идеи не воплощаются в жизнь именно из-за отсутствия у библиотек средств. Вся затратная часть проектов была профинансирована из грантовых и привлеченных средств. Таким образом, мы не тратили деньги из бюджета, получаемого библиотекой от муниципалитета, а нашли дополнительные источники финансирования.
Гранты: проекты «Пластилиновое чудо» и «Волшебный песок» стали победителями конкурса проектов Благотворительного Фонда развития города Тюмени и ОАО «Запсибкомбанк».Проект «Лапа в ладошке» победил в грантовом конкурсе Благотворительного Фонда «Синара-Фонд».
- привлеченные средства:
когда проект становится знаковым событием для города, легче привлечь дополнительное финансирование, помимо грантов. Люди узнают о нашей работе и предлагают помощь.
Так, частным предпринимателем были приобретены ширмы для кукольного театра и световые модули для рисования песком; из резервного фонда Законодательного Собрания Свердловской области были оплачены принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля и тактильной графики «ViewPlus Cub Jr.»; устройство для печати тактильной графики «PIAF»; расходные материалы к этому оборудованию (термобумага и бумага для печати по Брайлю) оплатило ЗАО «Стройкомплекс». На средства, выделенные этим же предприятием была отремонтирована и оборудована игровая комната «Радужный дворик» в фил.№15 ЦГБ, приобретена читающая машина SARA.
- все услуги – бесплатно.
Песочная терапия. Новое направление социализации «особых» детей оказалось очень востребованным. Подобную услугу в городе оказывают несколько центров развития детей, но на платной основе и не всегда на квалифицированном уровне. В библиотеке занятия проводятся бесплатно психологом ЦГБ и прошедшим подготовку сотрудниками.
- связано с чтением
Любое массовое мероприятие, проведенное в рамках социальных проектов, библиотекари стараются связать с книгой и чтением. Литературных героев дети рисуют, лепят, изображают, показывая кукольные спектакли, читают вслух.
- инклюзия
Кроме детей с ограничениями по здоровью в занятиях участвовали обычные дети. Участие в совместных мероприятиях, праздниках сближает «особых» и здоровых детей, объединяет общими интересами, учит толерантности, позволяет «особым» детям почувствовать себя такими, как все.
- опора на свои силы (использование профессионального и творческого потенциала коллектива)
Еще один принципиальный момент можно сформулировать так – опора на свои силы. Мы стараемся обходиться без «варягов». Убеждена, что человек со стороны, включенный в проект библиотеки с почасовой оплатой работы, даст гораздо меньше, чем выращенный в нашем коллективе специалист. В штате библиотеки работает психолог. О.С. Лобырева – Петербургский университет, психология, переподготовка по программе учебно-методического семинара Международного Института Комплексной Сказкотерапии в рамках изучения авторского метода Комплексной Сказкотерапии. А.С. Онучина, зав. филиалом №6 – на базе филиала реализуются многие социальные проекты ЦГБ – Ленинградский университет, педагог-психолог. Многие наши сотрудники, имеющие библиотечное образование, закончили заочное отделение Нижнетагильской социально-педагогической академии на факультете «Социальная работа».
Мы поддерживаем стремление библиотекарей, работающих по социальным проектам, к участию в обучающих семинарах, курсах, тренингах, вебинарах. Конечно, есть направления социализации, которые библиотека самостоятельно внедрить не может. Пример: канистерапия. Для работы над проектом привлекались ставшие нашими надежными партнерами специалисты из кинологической организации «Надале». Но это, скорее, исключение из правил. А правило, повторю: опора на собственные силы.

Социальные проекты – яркое доказательство того, что библиотека может консолидировать общественность по социально значимым проблемам. Наша библиотека стала восприниматься в городе как некий единый центр, занимающийся социализацией «особых» детей и лучше других знающий об их проблемах. В нашей информационной базе данных собраны сведения о 100 семьях, воспитывающих «особого» ребенка.
И здесь возникает вопрос:
-где заканчивается работа библиотеки и начинается работа социальных учреждений, реабилитационных центров, Администрации города (отдел социальных программ и семейной политики, управление образования)?
Наша позиция такова:
-мы обозначаем проблемы на уровне города (отсутствие тифлопедагогов, дошкольной подготовки «особого» ребенка, недостаточное медицинское сопровождение семей);
- привлекаем внимание общественности (добились разрешения посещать игровые площадки торговых центров незрячими детьми);
- оказываем заявительную помощь семьям (регистрируем родителей на портале госуслуг, записываем на лечение к специалистам, в том числе в других городах, пишем письма администрации разных уровней власти, ставим на электронную очередь в детские сады);
- продолжаем групповые и индивидуальные занятия с детьми. Наши «особые» дети в библиотеке читают тактильные книги, рисуют пластилином, с удовольствием занимаются песочной терапией, общаются с собаками, ставят кукольные спектакли, участвуют в телевизионных программах и находят новых друзей среди обычных детей;
- осваиваем новые направления социализации «особых» детей (тифлокомментирование).

Мы всегда готовы рассказать о своей работе, поделиться с коллегами информацией и интересным опытом.
Каждый из представленных в выступлении проектов подробно представлен на сайте ЦГБ.
По данным статистики сайта общее число просмотров страниц проектов – 2701. Материалы вызвали интерес у удаленных пользователей из России, Казахстана, Молдавии, Украины и Белоруссии, Армении, Норвегии, США, Кении, Турции, Кипра.
Социальная работа – процесс бесконечный. Есть точка отсчета, начала, но нет конца. Любой проект, любая совместная деятельность – это изменение состояния библиотеки, постоянное движение вперед.

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.