Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Трогательные встречи в библиотеке: программа по приобщению детей к чтению в инклюзивном формате


Лобырева Оксана Сергеевна,
заведующая Центром адаптивной культуры,

Валюкевич Роза Михайловна,
заведующая Библиотекой № 1, 
Центральная городская библиотека, г. Нижний Тагил

Современные дети – представители поколения, ориентированного на восприятие преимущественно визуального ряда потока информации. Поэтому язык кино со стремительной сменой кадров наиболее понятен детской аудитории. Учитывая этот факт, решением извечной заботы взрослых – как приобщить ребёнка к чтению – может стать знакомство юного читателя с хорошей детской книгой в сочетании с её качественной экранизацией. Экранизация литературного произведения при этом выступает приманкой.
Заинтересовавшись киноисторией, ребёнок наверняка захочет познакомиться с первоисточником и вновь пережить удовольствие от встречи с полюбившимися героями, а заодно и сравнить интерпретацию литературного произведения создателей экранизации с видением автора книги.

DSC00958.JPG

Уникальность представляемой программы «Трогательные встречи в библиотеке» не только в том, что на этих занятиях ребята в занимательной форме через игру и просмотры экранизаций с тифлокомментариями знакомятся с лучшими образцами детской литературы. Важная социально значимая составляющая данного цикла встреч – это её инклюзивный формат. На «Трогательные встречи в библиотеке» приходят семьи, воспитывающие тотально слепых и слабовидящих детей. Во многих семьях это не единственные дети, а потому участниками становятся и ребята (братья, сёстры, друзья) без нарушения зрения.

Программа занятий предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-11 лет). Продолжительность одного занятия – 2 часа. Количество детей-участников на занятии допустимо до 25 человек.
Инклюзивная форма занятий позволяет не только организовать досуг юных посетителей с особыми потребностями в библиотеке и приобщить их к чтению, но и способствует созданию безбарьерной среды в общении между детьми.
Занятия проводятся в каникулярное время, так как участники программы (дети с нарушениями зрения) учатся в интернате для слепых и слабовидящих детей в другом городе и приезжают домой во время школьных каникул. Таким образом, количество проводимых занятий в год составляет 6 встреч (по одной – в зимние, весенние, осенние и три – в продолжительные летние каникулы).

алиса 8.jpg

Инклюзивный формат встреч предопределяет соблюдение определённых условий для того, чтобы сделать мероприятие доступным для участников с нарушениями зрения. Что имеется ввиду.
Во-первых, доступность среды. Мобильная мебель в зале, где проходит занятие, расставляется так, чтобы не мешать передвижению участников, в числе которых слабовидящие и тотально незрячие дети.
Во-вторых, информационная доступность. Каждое занятие тематически посвящено какому-то литературному произведению. В связи с этим, обязательно готовится книжная «выставка одного дня». Познакомившись с ней, участники имеют возможность взять представляемые книги для чтения домой. Кроме традиционных плоскопечатных книг в фондах библиотеки есть книжные издания специального формата: книги с укрупнённым шрифтом; книги шрифтом Брайля; книги со специальным устройством, считывающим звуковое сопровождение и рукодельные тактильные книги, которые облегчают восприятие иллюстраций у незрячих детей.
В-третьих, для анимационной программы перед показом экранизации подбираются игры, предполагающие возможность участия детей с нарушениями зрения наравне с остальными.
И наконец, в-четвёртых, просмотр экранизации литературного произведения также доступен детям слабовидящим и незрячим, так как он предлагается в тифлоформате. Подробнее об этом.

DSC00970.JPG

Как показать слепым и слабовидящим детям кино или мультфильм, который посмотрели их зрячие сверстники? Решение этой проблемы – тифлокомментирование, т. е. лаконичное описание предмета, пространства или действия, непонятные слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
С точки зрения реализации, существует открытый, когда описание включено в общий звук фильма, и скрытый тифлокомментарий, который подаётся через индивидуальный радиоприёмник с моно-наушником.
В нашей библиотеке есть техническая возможность организации показов фильмов с тифлокомментированием в обоих форматах. Как показывает опыт, демонстрация фильмов со скрытым тифлокомментированием (с использованием радиоприёмников) более предпочтительна в инклюзивных группах детей (слепые и зрячие вместе).

Большое значение имеет качество тифлокомментария. Для организации тифлопоказов в нашем библиотечном кинозале, мы используем только фильмы с профессиональным тифлокомментарием, предоставленные нам для некоммерческого показа Культурно-спортивно развлекательным центром Всероссийского общества слепых г. Москва.

Представляемая программа (приложение 1) прошла успешную апробацию. Об этом свидетельствует высокая востребованность у посетителей мероприятий.

IMG_6963.JPG

Приложение 1

  Программа «Трогательные встречи в библиотеке»

Цель программы: продвижение книги и чтения через инклюзивные занятия, включающие просмотр экранизации литературного произведения.
Задачи:
1. Формирование у участников программы мотивации к чтению и интереса к книге через знакомство с качественной экранизацией литературных произведений.
2. Социокультурная интеграция детей с ОВЗ в условиях библиотеки.
3. Воспитание адекватного сценария поведения у детей без нарушения здоровья по отношению к детям с особенностями развития за счёт инклюзивных форм работы.

План занятий

Художественное произведение

Экранизация

Программа

занятия

Книжная выставка

1

Р. Тайн «Бетховен»

Художественный фильм с т/к «Бетховен» (США, 1992), 86 мин.

Гость программы – собака по кличке «Кора» породы ризеншнауцер.

Интерактивная постановка спектакля «Дама сдавала в багаж» с участием детей и собаки.

Акция «Лапа в ладошке».

Просмотр фильма.

Р. Тайн «Бетховен»,

С. Маршак «Багаж»,

А. Чехов «Каштанка»,

С. Чёрный «Дневник Фокса Мики»,

Д. Смит «Сто один далматин»,

Д. Пеннак «Собака Пёс»,

Ю. Рычкова «Собаки от А до Я»,

Г. Остер «Приключения Пифа» и др.

2

Т. Александрова

«Домовёнок Кузька»

Мультипликационные фильмы с т/к:

«Дом для Кузьки» (СССР, 1984)

«Сказка для Наташи»

(СССР, 1986)

«Приключения Домовёнка» (СССР, 1986)

«Возвращение Домовёнка» (СССР, 1987), 54 мин.

Гость программы – перчаточная кукла «Домовёнок Кузя».

Викторина.

Рифмованная игра «Обед для Кузи».

Дружеское чаепитие.

Просмотр мультфильмов.

Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (в 3-х ч.),

Г. Александрова «Домовёнок Кузька – 2» (в 12-ти ч.)

3

К. Булычёв

«Тайна третьей планеты»

Мультипликационный фильм с т/к «Тайна третьей планеты»

(СССР, 1981), 48 мин.

Знакомство с 3-D макетом «Межгалактический портал».

Угощение детей космической едой – торт «Триумф» из тюбика.

Просмотр мультфильма.

Астрономический атлас,

К. Булычев «Тайна третьей планеты»,

К. Булычев «Девочка с Земли»,

К. Булычев «День рождения Алисы»,

К. Булычев

«Заповедник сказок»,

К. Булычев

«Миллион приключений»,

К. Булычев «Алиса на планете загадок».

4

Русские народные сказки

Художественный фильм с т/к «Реальная сказка» (Россия, 2011), 101 мин.

Гости программы – две Бабы Яги (костюмированный сказочный образ + перчаточная кукла).

Викторина.

Угощение участников от Бабы Яги (корзинка с печеньем).

Просмотр фильма.

Сборник «Золотые русские сказки»,

Сборник «Русские народные сказки»,

Сборник «Сказки о нечистой силе»,

Сборник «Баба-Яга»,

Сборник «Русалочьи сказки»,

Сборник «Сказки из волшебного сундучка»,

Сборник «Большая книга о Бабе Яге»,

Сборник «Сказки Бабы Яги»,

Сборник «Чудесные русские сказки».

5

Д. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень».

Художественный фильм с т/к «Гарри Поттер и философский камень» (Великобритания/США, 2011), 152 мин.

Тематическая фотозона – сказочный паб «Дырявый котёл».

Игровая программа «Школа чародейства и волшебства Хогвартс».

Угощение гостей любим лакомством поттерманов – засахаренными мармеладными червяками.

Д. Ролинг «Гарри Поттер и Дары смерти», Д. Ролинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка», Д. Ролинг «Гарри Поттер и Тайная комната», Д. Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана», Д. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень».

Лобырева О. С., Валюкевич Р. М. Трогательные встречи в библиотеке: программа по приобщению детей к чтению в инклюзивном формате // Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению в Свердловской области: сборник материалов по итогам Областного профессионального конкурса «Лучший библиотечный пункт для инвалидов по зрению – 2021» / Свердловская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. Д. Н. Мамина-Сибиряка; составители: Т. И. Епишина, Т. Л. Скрябина; ответственный за выпуск И.А. Гильфанова. – Екатеринбург, 2022. – C.57-63.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.