Библиотека для читателя
В 2022 году центр библиотечных коммуникаций Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила подготовил общесистемное исследование «Кому нужна библиотека?».
В течение двух месяцев – в сентябре и октября – в 18 библиотеках МБУК «ЦГБ», в том числе в двух крупных отделах обслуживания центральной библиотеки, пользователей просили заполнить анкету из 11 вопросов. По возможности анкета распространялась и среди случайных прохожих. Всего заполнено 961 анкета, порядка пятидесяти в каждом подразделении.
У респондентов спрашивали пол, возраст и род занятий. Женской оказалось 73% аудитории, мужчинам осталось 27%. Если же посмотреть на возраст, то 33% – это дети от 7 до 18 лет, 29% – люди старше 55 лет, 23% – взрослые от 36 до 55 и лишь 15% приходится на молодежь 19-35 лет.
Исходя из возрастных показателей, ожидаемо, что среди опрашиваемых 35% – это учащиеся и студенты, 33% – пенсионеры и 26% – работающие (в том числе люди старше 55 лет). Лишь 6% читателей находятся в свободном графике – в отпуске по уходу за ребенком, домохозяйки и др.
94% опрашиваемых являются пользователями библиотеки, из них 56% посещают ее несколько раз в месяц, 27% заглядывают несколько раз в год и 17% приходят почти каждый день.
У 6% респондентов, не имеющих читательского билета, спросили, чем, в первую очередь, смогла бы их привлечь библиотека. 52% признались, что поступлением новых книг, 21% хочет видеть современные удобные пространства для проведения досуга, встреч с друзьями, 18% пришли бы на интересные мероприятия для взрослых и детей, возможность пользоваться электронными ресурсами привлекла бы 9%.
Далее респонденты могли выбрать из предложенных сразу несколько вариантов ответов, поэтому сумма процентов не складывается в 100. Большинству пользователей удобен существующий график работы библиотек. 51% предпочитает приходить в будние дни утром и днем, 30% – удобнее пользоваться библиотекой вечером после работы, 23% предпочли бы субботу и воскресенье. Здесь мы учитываем, что отвечали большей частью учащиеся и люди, находящиеся на заслуженном отдыхе. Именно для них утро и день будней – доступное время для посещения библиотеки. Возможно, будь библиотека открыта дольше вечером и в выходные, мы получили бы новых пользователей из категории молодежь и взрослые.
Из направлений литературы 67% респондентов предпочитают художественные произведения. В основном читают детективы и триллеры (30%), фантастику и фэнтези (21%), приключения (17%), женские романы (14%), классика, современные романы, историческая проза набрали по 4-6%. В единичных случаях указаны: комикс, фольклор, литература о животных, бестселлеры, сказки, лирика. Чувствуется влияние времени, когда на первый план вышла развлекательная литература, чтение служит отвлечением от действительности. Корректировать читательский спрос, растить вдумчивого читателя – в том числе задача специалистов библиотек. 26% читателей интересуются детской литературой, 17% – научно-популярной, 16% – учебной и справочной, по 5-7% приходится на мемуарную, документальную и техническую.
94% удобной считают бумажную книгу, 11% отметили электронный формат чтения (в вопросе можно было выбрать оба варианта).
Какие мероприятия в библиотеке привлекают пользователей? Предложенные варианты ответов набрали примерно равное количество голосов: познавательные экскурсии и лекции – 27%; квесты, конкурсы, акции – 35%; современные направления досуга (мультстудия, блогеры, настольные игры, киноклуб) – 23%; встречи со специалистами и интересными людьми – 25%. Среди прочего названы: мастер-классы для детей, литературные и музыкальные вечера, игротека, выставки в галерее, посиделки за чашкой чая, ламповые посиделки, совместные чтения, обучение работе на компьютере, сразу несколько человек ответили «книги».
Из дополнительных сервисов пользователи хотели бы видеть в библиотеке: буфет или кафетерий – 23%; печать, сканирование, ксерокопия интересуют 37%, доступ в интернет – 17%, фотопечать – 15%, наличие виртуальной справочной службы – 7%. Среди прочего отмечено: киоск с книгами, более широкий ассортимент журналов, многие писали «ничего» или «всего хватает».
Половина опрошенных готова участвовать или даже проводить мероприятия в библиотеке, по убывающей от самого популярного: квесты и другие познавательные мероприятия; мастер-классы; настольные игры и др. развлечения; конкурсы; сообщества по интересам; литературные и краеведческие мероприятия, обзоры новых книг, ЛФК, встречи с писателями, экскурсии.
На вопрос «Зачем нужна библиотека» вариантов ответов не было, люди заполняли эту строку сами по желанию. Ответили 407 человек – немногим меньше половины. Мы объединили похожие ответы и получили такую картину: 40% хотят видеть базовую первичную функцию библиотеки и уверены, что главное в учреждении – книги. Пользователи поясняют: сегодня покупать издания в магазине очень дорого, библиотека же дает возможность выбирать книги лично из разнообразия жанров, специалисты помогают в поиске нужной информации. 35% ходят в библиотеку для расширения кругозора, саморазвития, обучения, получения достоверной информации, при этом речь идет как о чтении, так и о посещении мероприятий. Важно, что пользователи не только нуждаются в помощи специалистов, но и доверяют их опыту и знаниям. На третьем месте – досуг, отдых от повседневности и общение, за этим идут 12% респондентов, еще 10% рассматривают учреждение как место для развития и обучения детей, приобщения их к чтению, 3% считают библиотеку хорошей альтернативой компьютеру и телефону. Отдельно выделим формулировки: «Она нужна всегда», «Для окультуривания людей в любом возрасте», «Потому что здесь классный коллектив».
Отметим, что из года в год библиотеки работают над тем, чтобы привлечь новые категории пользователей. Пока большинство составляют дети и люди старшего поколения. Малопривлекательно учреждение для мужчин. Почти не ходят в библиотеку люди в свободном графике, хотя у них есть на это время. Стоит подумать над расширением клубной деятельности для молодых родителей, мамочек в декрете. Библиотека Нижнего Тагила уже работает в этом направлении в рамках проекта «Вместо.Распаковка» при поддержке президентского гранта.
Отвечая сразу на несколько вопросов, читатели делают акцент на книгах: новые поступления могли бы привлечь тех, кто редко к нам ходит, постоянные читатели также считают первичной эту функцию библиотек.
Что касается мероприятий, то все они, судя по ответам, востребованы. Стоит больше привлекать к их проведению пользователей, которые готовы стать волонтерами.
Отмечают наши читатели и роль библиотекарей в выборе литературы и предоставлении достоверной информации. Здесь нужно осознавать ответственность, поскольку мы выступаем в роли экспертов, то должны всегда быть на голову выше в знаниях, меньше пользоваться непроверенными интернет-источниками при подготовке мероприятий и больше – собственным фондом, обращать внимание на наработки коллег, перенимать опыт.
Итак, читатели доверяют нам, понимают значимость библиотек и специалистов. Мы вправе гордится своей профессией, у которой, однозначно, есть будущее.
Кистер Ю.В., гл. библиотекарь Центра развития и профессиональных коммуникаций