«Будем знакомы»: детская книга как ключ к познанию мира
Дронова Н. А.,
заведующая библиотекой №5 МБУК «ЦГБ» г. Нижний Тагил
Книга, предназначенная для того, чтобы
знакомить ребенка с миром, должна быть и
познавательной, и художественной вместе.
С.Я. Маршак
Каждый ребенок должен расти и развиваться в окружении радости. Источником такой радости может и должна стать книга. Ее социальная значимость в жизни любого человека и общества огромна. Книга – это ключ к познанию вещей и явлений, к открытию мира и людей, добра и зла, силы и слабости. Открывая окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Библиотека выступает мудрым посредником между ребенком и книгой. Наша задача – сделать их знакомство ярким, запоминающимся; чтобы книга приносила радость чтения, была праздником для читателя.
Библиотека №5 МБУК «ЦГБ» города Нижнего Тагила начинает воспитывать привычку к библиотеке с самого раннего возраста, сотрудничая с семьей и дошкольными образовательными учреждениями. Для самых юных читателей проводятся систематические литературные знакомства с творчеством детских писателей-юбиляров в рамках цикла «Большая литература для маленьких». Библиотекари учат ребенка разговаривать с книгой, понимать язык автора, воображать, фантазировать, мечтать, видеть внутренним зрением и ощущать внутренним слухом, быть внимательным читателем и слушателем.
К примеру, знакомя детей с Михаилом Пришвиным, мы представляем его как доброго волшебника. Писатель открывает в своих рассказах чудеса обычной жизни, описывает природу до мельчайших подробностей. Обращаем внимание на тот факт, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед. Он– волшебник, а дети становятся его учениками. Под пение лесных птиц малыши совершают увлекательное путешествие в мир русской природы, перелистывая страницы пришвинских рассказов. Много интересного видят и узнают ребята: о смолке, которая лечит деревья в лесу, о том, что бывают кукушкины слёзки, заячья капуста и лисичкин хлеб из одноименного рассказа. Удивляются тому, что обычная берестяная трубочка может стать кладовочкой для ореха и домиком для паучка из рассказа «Берестяная трубочка». Ребята знакомятся с ежиком и говорящим грачом, а также с веселыми шустрыми белочками. Литературное знакомство с писателем мы заканчиваем творческой мастерской. С большим старанием дети мастерят белочек из рассказа «Беличья память», используя салфеточную технику. Поделки с удовольствием берут с собой, как памятные сувениры.
Для лучшего понимания и погружения в произведение мы используем слайды с изображением героев-животных и растений:фотографии белки,ныряющей в сугроб на поиски еды, заячьей капусты, кукушкиных слезок,валерьянки, петрова креста и др.Тем самым мы формируем привычку обращать внимание на непонятные слова. Маленький ребенок, познающий мир, и в том числе речь, еще не имеет жизненного опыта. Его словарный запас мал. Поэтому дети не понимают многих слов из читаемых книг.
Листая страницы, ребята мысленно переносятся в лес: представляют, чем он пахнет, какой он на вкус и какой на ощупь. Они учатся видеть в обычном удивительное, наслаждаться природой и получать радость от собственных открытий. Главное– научить детей обращать внимание на, казалось бы, обычные, привычные для человека явления, предметы.
Детская книга способна рассказать детям о времени трагичном, тяжелом для восприятия – о событиях Великой Отечественной войны. Для малышей знакомство начинается со страниц книг,основанных на событиях, напрямую связанных с участием их сверстников – главных героев – в военной жизни. Читая рассказы из серии книг известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны Сергея Алексеева «Великие битвы Великой Отечественной»–«Блокадный хлеб», «Праздничный обед»,мальчишки и девчонки начинают понимать и ценить счастливое мирное время, в котором они живут. Сравнивая свои завтраки и обеды в детском саду с праздничным обедом ленинградских детей, ребята осознают, как тяжело приходилось их сверстникам. Чтение сопровождается показом ингредиентов праздничных блюд, норм блокадного хлеба. А после знакомства с главным героем писателя Валерия Воскобойникова – водителем Максимом Емельяновичем Твердохлеб из книги «900 дней мужества», который сумел доставить мандарины детям на Новый год, – ребята ощущают гордость за подвиг солдата. Книги о войне открывают для ребенка сложный мир,полный горя,но очень необходимый для воспитания любви к Отчизне, высоких моральных качеств.
В своей работе мы особое внимание уделяем изучению малой родины посредством знакомства детей с творчеством тагильских мастеров слова. В библиотеке традиционно проходят встречи с тагильскими писателями: Михаилом Согриным, Мариной Зудовой, Надеждой Чернавской, дипломантами литературного конкурса «Серая Шейка» в номинации «Художественные произведения о детях и для детей» писательницей Анной Прилепиной и поэтессой Ларисой Ожеговой. Встреча превращается в праздник:дети заранее учат стихи автора, рисуют к ним иллюстрациии в награду получают автограф.
Через знакомство с творчеством детских писателей ребенок учится видеть и понимать окружающий мир. Художественная литература – носитель духовного начала в ребенке, добра, любви, сострадания. Нравственные законы в произведениях не преподносятся в готовом виде. Они проникают в душу юного читателя и закрепляются в его эмоциональной памяти. А мы, в свою очередь, создаем условия для успешного развития маленького человека как читателя. Известная шведская писательница Астрид Линдгрен говорила: «…чтобы расти детской фантазии, нужна помощь. Ей нужны те самые маленькие буквы и слова, все то и увлекательное, и веселое, и красивое, что может вместиться в книжном переплете, и в нашем обществе нет ничего, что лучше книги могло бы воспламенить этот самый прожектор…То, что мы читаем в детстве, остается с нами на всю жизнь, помогает стать людьми».