Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Читая Радия Погодина: влияние детской книги на взаимоотношения в семье (из опыта работы)

Лазарева Т. А.,
заведующая сектором массовой работы библиотеки № 1
МБУК «ЦГБ» г. Нижний Тагил

Книга стремительно вытесняется из жизни другими носителями информации. Действительно, просто получать информацию через Интернет удобнее. Смотреть видеофильмы о жизни животных, наверное, интереснее, чем читать о тех же животных в энциклопедиях. Но художественная литература – это другое, и читают художественные книги с иными целями. Марина Аромштам, несомненно, права, утверждая, что «Какова бы ни была судьба книги в будущем, для маленьких детей – тех, что еще не умеют или только учатся читать, – книга еще долгое время будет сохранять свою актуальность».

Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу человека, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем. Кроме того, детские писатели очень любят своего читателя и доверяют ему.
Таким лучом уважения и любви к людям проникнута каждая строчка произведений Радия Погодина. Творчество этого автора можно определить, как праздник добрых идей, праздник светлых мыслей, праздник сильных и великодушных людей.
Погодинские герои – люди неспокойные. Иногда по неразумению они вытворяют такое, что родительская рука невольно тянется к традиционному, хоть и давно изжившему себя в педагогическом смысле, ремню. Однако, автор не наказывает их, а говорит с ними с большой любовью и с доброй улыбкой. Потому что, повзрослев, именно такие мальчишки очень могут пригодиться и родине, и окружающим их людям.

Помогая младшим школьникам ориентироваться в многообразии книжного мира, конечно, невозможно оставить без внимания произведения Радия Погодина, в частности его рассказ «Что у Сеньки было».
Это история про шестилетнего деревенского мальчика, который скоро пойдет в школу. Пока он еще беззаботный дошколенок, окруженный не только родительской любовью, внимание и заботу к себе чувствует Сенька со стороны всех жителей деревни.
«…Устанет Сенька гулять, зайдет в любую избу.
–Здрасьте. Дайте попить молочка. Мне до дому еще вон сколько идти, а я уже есть хочу.
– Садись, Сенька», – говорят ему люди-соседи. Молоко наливают в кружку. Отрезают мягкого хлеба или пирога – что найдется. Спросят: «Как живешь?» Еще и по голове погладят.
Поест Сенька, попьет и дальше направится. К старику Савельеву заглянет непременно.
– Дед Савельев, а у тебя пчелы над ульями так и гудят-сердятся. Наверно, в ульях столько накопилось меду, что пчелам и посидеть уже негде... Дай медку полизать. 
– А полижи, – скажет старик Савельев и нальет Сеньке меду на блюдечко.
Сенька и в сельмаг зайти может. В сельмаге ему пряник дают...»[2, с. 68]
Вот только у председателя Сенька побывал всего один раз.
«...Жил председатель у одинокой Бабки Веры за занавеской. Не накрепко жил, будто сам у себя гостем был. Когда мальчишка вспоминал председателево жилье за занавеской, его словно холодом обдавало».[2, с. 69]
Эта небольшая «литературная зарисовка» сделана автором не случайно. О том, каким образом распределяются обязанности в семье наших читателей, помогает ли в домашних делах папа, обсуждается ли в семье (включая и ребенка), к примеру, предстоящий ремонт или приобретение мебели,– о многом можно говорить с ребятами, обсуждая, казалось бы, одно единственное выражение –«не накрепко жил».

Читая рассказ, мы видим, что славно жилось нашему герою в своем маленьком мире – деревне Малявино. Но однажды в такую привычную Сенькину жизнь ворвалась потрясающая новость, и он никак не мог понять хорошая она или плохая: ему сообщили, что у него скоро будет брат.
Появление младшего брата или сестры всегда очень важный момент в жизни ребенка. Что с ним происходит, как меняется его взгляд на мир, – обо всем этом говорит Радий Погодин, открывая нам глубину переживаний маленького героя. А переживать ему приходится много.
«…И вдруг Сенька понял, что не нужен ему этот брат. И никто ему больше не нужен. Все у него есть, и ни с кем он делить этого не желает. Ни мамку свою, ни отца, ни деревню, ни соседей.

Есть в деревне ребятишки еще помладше Сеньки, но с ними он ничего не делит. Все у них есть свое. А вот брат…Чувствовал Сенька, не понимал еще, только чувствовал, что с братом либо делиться придется. Либо все ему отдать. Жадным Сенька никогда не был, но стало ему тоскливо от этих мыслей».[2, с. 72]
О том, что Сенькины переживания понятны сегодняшним читателям, говорят их высказывания по вопросу: «Как вы думаете, изменится ли с появлением брата жизнь мальчика?»
– Да. Ему не будут покупать игрушки, потому что детское питание дорого стоит;
– Да. Ему нельзя будет приглашать к себе друзей, потому что будут шуметь;
– Конечно, маме будет некогда с ним играть;
– Ему даже уроки не будут помогать делать, а если сделает неправильно – наругают.
Напрашивается вывод: часто взрослые не принимают всерьез те чувства, которые испытывает ребенок в подобной ситуации, поэтомуведут себя не совсем верно. Между тем, в этот момент в любви родителей хотя бы раз сомневался почти каждый старший ребенок.

«Хорошо, что в библиотеке с детьми говорят на такие непростые темы. Не так давно в нашей семье появился малыш, и все переживания, связанные с этим событием, еще свежи в памяти. После встречи в библиотеке обстановка в доме изменилась к лучшему», – поделилась с педагогом мама нашего читателя.
У героя рассказа между тем появился даже и не брат, а сестра, что огорчило его еще больше. Наблюдая за родителями, он день за днем замечал, как много времени они проводят с малышкой. В итоге решил отнести девочку в огород к бездетной соседке и положил ее там в капусту.
«… Лежи, дожидайся. Моя мамка по ошибке тебя нашла, а теперь будет не по ошибке…», – сказал Сенька и пошел домой.[2, с. 78]
Маленькую девочку, к счастью, нашли быстро, а Сенька решает уйти из дома совсем. «Теперь я для них лишний», – сказал он сам себе и отправился в дальний путь.
Насколько дальней окажется его дорога? Действительно ли мальчик никогда не вернется домой? – разговор на эту тему с детьми бывает крайне интересным и, зачастую, принимает совсем неожиданный поворот.И все-таки заканчивается он всегда одинаково: ребята уверены, что наш герой поймет, что родители одинаково любят его и сестренку, и он обязательно вернется домой.

Небольшой детский рассказ подводит младших школьников к самому главному: пониманию радости родства. Отношения между старшим братом и младшей сестрой становятся для них поводом почувствовать свое взросление.
Мысленно, вместе с Сенькой, поднимаются ребята на высокий бугор, с которого перед ними открывается деревня Малявино. Много что интересного видят они с бугра.
И вдруг, когда Сенька с высокого кургана оглядел вокруг ширь широкую, когда согрелось сердце его теплом небывалым, он понял:
«Ух ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя! И мамка моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи – все мои. Потому мои, что я ихний».[2, с. 84]

Разве мог Сенька всех этих людей оставить? Конечно, нет. Невозможно это было для него.
Дошкольник Сенька едва ли не подсознательно ощущает глубинность корней своих: глубину-глубокую, где лежат кости древних пахарей, поднимавших землю эту и омывших ее потом своим; воинов, отбивавших ее у врагов и поливших кровью своей...
Благодаря мальчику чувство ответственности за тех, кто рядом, возникает и у наших читателей.

Когда читаешь рассказы и повести Погодина, понимаешь, что они обладают той смысловой, нравственной и образной емкостью, которые делают художественные произведения доступными и необходимыми, как для юных, так и для взрослых читателей. Давно известно, что детская книга в руках умных родителей способна творить чудеса, под силуей создавать хороший микроклимат в семье. Ведь именно там ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один институт воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка и к поступлению в школу он, как правило, уже более чем наполовину сформировался как личность.

Примечания

1. Аромштам М. Кризис культуры и детская книга / М. Аромштам // Дошкольное образование. Издательский дом «Первое сентября». – 2011. – № 1. – С. 2.

2. Погодин Р. Что у Сеньки было // Р. Погодин. Рассказы. – Ленинград :Детская литература, 1985. – 319 с.




Аромштам Марина Семеновна (1960) – писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук». Автор книг о воспитании: «Ребенок и взрослый в педагогике переживания», «Дом, в котором живет малыш», «Маленькие детки – маленькие бедки»; художественных произведений «Когда отдыхают ангелы» (премия «Заветная мечта», 2008), «Мохнатый ребенок», «Жена декабриста», «Легенда об Ураульфе».



Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.