Абилитация ребенка с ОВЗ посредством ХЛ и творчества: из опыта работы дошкольной образовательной организации совместно с библиотекой.
Высотина Н. В., гл. библиотекарь библиотеки № 9
Библиотека №9 МБУК «ЦГБ» на протяжении многих лет ведет планомерную, систематическую работу с ДОУ№23 («Фонтанчик») комбинированного типа компенсирующей направленности, осуществляемую на безвозмездной основе.
Работа с особыми детьми – одно из приоритетных направлений нашей библиотеки. Мы считаем, что особенности развития таких детей не должны стать препятствием для похода в библиотеку и возможности получить важный для его развития опыт социализации. Работа с такими детьми (проверили на своем опыте) возможна, необходима и полезна для обеих сторон.
В 2016 году для данной категории детей была разработана программа «С книжкой за ручку», направленная на социализацию и адаптацию особых детей в обществе.
Задачи, которые мы ставим перед собой:
- формирование у детей с ОВЗ основных норм и правил поведения;
- приобщение к книге и воспитание литературного вкуса;
- обеспечение развития их творческих возможностей.
Библиотечные мероприятия адаптированы по форме и содержанию к возможностям детей и направлены на их всестороннее развитие.
Темы для занятий самые разные: сезонные изменения в природе, календарные праздники, мир живой природы, игрушки, сказки и т. д.
Мероприятия строятся по следующей схеме: небольшой познавательный рассказ, громкое чтение, так как внимание детей быстро рассеивается, они чередуются с физкультминутками, перемежаются элементами творчества – рисунок, аппликация, лепка, для развития мелкой моторики. Зрительный ряд – презентация, мультфильм, - помогает закрепить материал. На занятиях дети являются не пассивными слушателями, а вовлекаются в активную деятельность: беседу, игровое действо.
В своей работе мы уделяем большое внимание:
- творческим занятием: уроки пластилинографии (где дети с помощью пластилина раскрашивают картинки), аппликации, рисованию.
- игровым моментам , т. к. они вызывают положительные эмоции, способствуют общению детей.
Приходя в библиотеку дошкольники коррекционной группы рассматривают не только обычные книги, журналы, но и знакомятся с тактильными и «говорящими» книгами. Они с большим интересом изучают их, ищут предметы, спрятанные в кармашках, при этом испытывают огромную радость.
Мероприятия для детей с ОВЗ проводятся не только в библиотеке, но и в ДОУ №23. Например, в рамках Международного дня инвалидов состоялся спортивный праздник «День добрых сердец»,проведенный совместно с педагогами и родителями.
К празднику Дня Защитника Отечества сотрудники библиотеки побывали в гостях у ребят и провели инклюзивное спортивно – развлекательное мероприятие «Наша армия», в котором приняли участие дети из средней группы (норма) и ребята с ограниченными возможностями здоровья из коррекционных групп. Библиотекари пригласили мальчишек и девчонок пройти школу молодого бойца, показав ловкость, точность, силу и сообразительность в различных испытаниях.
Работая с детьми, мы уделяем внимание и их родителям: выходим на родительские собрания в коррекционные группы ДОУ №23, проводим беседы о привлечении детей к чтению, о библиотеке, о культуре общения с книгой. Для мам и пап мы разработали памятку «Для вас родители!»
На этом работа с родителями не заканчивается, привыкая, они в дальнейшем приходят с детьми в библиотеку самостоятельно и становятся нашими читателями.
Посещая библиотеку, дети с ОВЗ не только работают с книгой, но и встречаются с обычными посетителями, общаются с другими детьми.
Работая с детьми, регулярно посещающими библиотеку, мы наблюдаем положительные изменения, которые происходят у них. Дети учатся правилам поведения в библиотеке, (культурно вести себя в общественных местах: здороваться, прощаться, самостоятельно одеваться, не шуметь), правилам обращения с книгами.
Замечено, что в процессе нашей совместной работы у детей появляется интерес к несложным логическим заданиям,повышается речевая активность улучшается наблюдательность, внимание, пространственная ориентация. У некоторых ребят определяются читательские предпочтения. Например, Евгений предпочитает познавательную литературу; Артему нравятся книги и журналы, где можно посчитать; Иван любит рассматривать детские журналы.
Совместная и планомерная работа библиотеки, педагогов и родителей помогает ребенку с ОВЗ адаптироваться в обществе и способствует всестороннему развитию. И даже если книги не входят в область его интересов, то само посещение нового общественного места — это важный шаг на пути к преодолению изоляции, к общению, в котором он так нуждается.