Программа «#Поколение»
Программа «#Поколение»
Целевая аудитория программы: молодежь до 30 лет. Данная группа составляла 16% от общего количества пользователей муниципальных библиотек. В состав группы входят школьники старших классов, учащиеся начального и среднего специального образования, студенты ВУЗ-ов, молодые специалисты, служащие, рабочие.
В программе четыре блока (основные направления): «Молодежь и гражданское общество»; «Молодежь и здоровье»; «Молодежь и образование»; «Молодежь и культура». Новый – «Молодежное творчество и креативные пространства» добавился в 2019 году.
Популярные темы мероприятий для молодежи по-прежнему связаны с воспитанием гражданственности и патриотизма, пропагандой здорового образа жизни, приобщением к различным формам интеллектуального досуга содействием образованию и самообразованию молодых людей, их культурному и духовно-нравственному развитию.
Как всегда молодежная аудитория отдает предпочтение более активным формам: интеллектуальным играм, квестам, диспутам, библиоэкспедициям, библиоперфомансам, викторинам, батлам, слайд-галереям, турнирам, кластерам, урокам с использованием современных технологий. Помимо игровых форм пользовались спросом беседы-презентации, литературно-музыкальные композиции, нравственные и профилактические беседы, информационные уроки и т.д.
Молодежь и гражданское общество.
Тематика мероприятий в течение года была различна: профессиональное ориентирование и самоопределение, учеба и конкурентоспособность, проблемы экологии, роль молодежи в экономике, социальной жизни и политике в мире, в России. Самыми востребованными формами по направлению стали актуальные разговоры, которые предоставляли бы молодежи возможность дискутировать, обсуждать и делиться собственными соображениями обо всем, что им интересно, ситуационные игры, которые помогают разобраться в жизненных ситуациях и найти выход. В отчетном году многие мероприятия проводились без обеспечения актуальной литературой, т.к. пополнения фондов новой отраслевой литературой не происходит уже несколько лет.
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Активное участие в беседе «Толерантный я в толерантном мире» приняли старшеклассники в библиотеке № 2. Ведущие старалась донести до учащихся основные принципы толерантности, включающие такие человеческие качества как терпимость к людям других наций и вероисповеданий, отказ от причинения вреда и насилия, чуткость, сострадание, милосердие и доброта, и также продемонстрировали социальные видеоролики на тему толерантности в обществе и к людям с ограниченными возможностями. В дружественной атмосфере ребятам удалось не только расширить свои знания о толерантности, но и научиться уважать друг друга, быть дружнее и вежливее.
НП-тревел (научно-популярное путешествие) «Векторы чтения» в форме командной игры для студентов НТГПК им. Н. А. Демидова провели сотрудники отдела специализированной литературы. Вниманию участников был предложен виртуальный обзор книг научно-популярной тематики и различные интеллектуальные задания. Например, разгадать ребус, используя предложенную литературу в рубрике «Зоология», дать ответы на русском и латинском языках, сличить портреты с именами великих врачей или сопоставить фото архитектурных объектов с описаниями архитектурных стилей. В рамках мероприятия участников познакомили с популярными ресурсами: электронная библиотека «ЛитРес», «Президентская библиотека», ЭБС «Znanium».
Молодежь и общество, их взаимоотношения, возникающие противоречия, социальные ориентиры и проблемы, общественная деятельность и молодежные объединения – все эти темы активно поднимались в рамках мероприятий: видео-беседа «Молодежь и общество» (библиотека № 4), актуальный разговор «Добро и зло» (библиотека № 1), правовой квиз «Правда или ложь» (библиотека 6), информационно-мультимедийный час «Язык вражды – экстремизм» (библиотека № 8), диспут «И верит сердце в дружбу и любовь» (библиотека № 10), правовая игра «В гостях у Фемиды», библиотренинг «Услышать друг друга» (библиотека № 13), встреча «По ступенькам права: законы и права для молодежи» (ОО) и других.
Молодежь и здоровье.
Несмотря на принимаемые активные меры, проблема распространения вредных привычек среди молодого поколения стоит по-прежнему остро. Целью мероприятий раздела было указать на искушения, подстерегающие молодых, рассказать о тяжелых последствиях минутных удовольствий, продвигать идеи здорового образа жизни, приобретения полезных привычек и хобби среди молодых.
Среди форм работы предлагались ситуационные игры, тесты, творческие эксперименты, дискуссии, просмотры видео на тему ЗОЖ.
Шок-урок «Все цвета, кроме черного» провели в библиотеке № 2 для студентов НТПК № 2. Участникам рассказали о пагубности табака, алкоголя и современных курительных смесей, которые в последнее время набирают популярность у молодого поколения. Их влияние на организм еще мало изучено, но уже унесло немало жизней, а предупрежден – значит вооружен. В беседе библиотекарь вместе с учащимися дали определение понятия «здоровье» и выделили основные составляющие здорового образа жизни (отказ от курения, алкогольных напитков, наркотиков, занятия физкультурой и спортом, двигательная активность, рациональное питание).
Один из базовых навыков современного человека – экологическое мышление и принятие экологичного образа жизни. На эту тему библиотекой № 6 было проведено обзор-интервью «Экоголик – человек будущего». В качестве спикера на мероприятие была приглашена эко-блогер Марина Суворкова. Участники мероприятия, спикер и библиотекарь обсуждали экологические кризисы в Нижнем Тагиле, в частности, обстановку вокруг загрязнения Черноисточинского пруда. В заключении библиотекарь провела обзор онлайн-сервисов для контроля личной экологичности: проверки составов косметики, бытовой химии, продуктов питания.
В мире идея здорового образа жизни все чаще становится модным трендом. Ко Дню молодежи сотрудники отдела обслуживания подготовили видеоролик «Новое поколение – здоровое продвижение». Молодежь узнала, как отмечается этот день в разных городах России, чем увлекается и как продвигает свой талант молодое поколение. Молодые парни и девушки рассказывали о своих увлечениях – спорте, танцах, рукоделии, музыке, кино. Не осталось без внимания и чтение, ведь для многих молодых людей – это неотъемлемая часть жизни. Выставка «Молодые для молодых» знакомила читателей с книгами, авторы которых также относятся к прогрессивному поколению: Д. Глуховский, Р. Сенчин, З. Прилепин и другие. А еще были представлены книги, в которых можно найти разные лайфхаки о здоровом образе жизни.
Обратить внимание молодежи на определенные моменты в вопросе сохранения здоровья были призваны и такие мероприятие как: актуальный ликбез о вреде энергетических напитков «Жизнь прекрасна и без допинга», актуальный разговор «СПИД: цена одной ошибки» (библиотека № 8), беседа-предостережение «Дыши!» (библиотека № 2), видеобеседы «Здоровая молодежь - здоровая Россия» (библиотека № 4), «Не стой на краю» (библиотека № 9), познавательная программа для молодёжи «Учимся строить тело и дух» (библиотека № 11), беседа «Над пропастью не оступись», слайд-лекция «СПИД: знать, чтобы жить» (библиотека № 13) и другие.
Для молодых были подготовлены: выставка-предупреждение «Стакан, похожий на капкан» (библиотека № 11), «Спорт – это жизнь, радость, здоровье!» (библиотека № 14), информационный стенд «Молодежь в зоне риска» (библиотека № 18).
Молодежь и образование
Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным и ответственным моментам в жизни молодого поколения. С одной стороны, это взгляд в будущее: чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию, с другой – взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели?
Беседа с участием сотрудника Сбербанка «Семейный бюджет и финансовое планирование» прошла в библиотеке № 6. От спикера участники узнали о способах экономии, видах вкладов для молодых людей, разнице между платежными системами, обсудили ошибки при возврате кредитных средств, пользовании кредитной карты, оплате ипотеки. Несмотря на юный возраст, участники смогли поделиться личным опытом, в том числе и негативным. Гость подробно отвечал на вопросы и в заключительном слове отметил важность личной финансовой грамотности для молодых людей 21 века.
Активно продвигаются в рамках раздела и вопросы современного чтения для молодежи.
Востребованной стала выставка-витрина «Читать – модно!» в библиотеке № 1, где были представлены авторы, пишущие о подростках и для подростков в популярном жанре young adult (например, такие как Джон Грин и Сьюзен Коллинз, чьи книги к тому же часто экранизируются). Примечателен тот факт, что выставка привлекла внимание и других групп пользователей – к примеру, пенсионеры часто спрашивали, что больше всего нравится читать современной молодежи и брали книги для ознакомления. Самые часто выдаваемые книги – «Я была здесь» Гейл Форман, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «В поисках Одри» Софи Кинселлы и «Бумажные города» Джона Грина.
Гид по чтению «От книги – к творчеству жизни» провели для студентов в библиотеке № 2. Заранее по заявкам молодежи был составлен список популярных изданий художественной литературы с рекомендациями и кратким описанием. На встрече обсуждали зачем нужно чтение и книга в эпоху электронных гаджетов, что оно дает и как влияет на развитие личности. Молодежь спорила и доказывала, но в итоге согласилась, что читать полезно.
По-прежнему основным и значимым мероприятием этого направления остается «Фестиваль профессий», цель которого – помощь в выборе профессии, повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Фестиваль предоставил возможность участникам примерить на себя то или иное амплуа, узнать об интересных профессиях, учебных заведениях Нижнего Тагила. Всего в библиотеках проведено 88 мероприятий, в них приняли участие 2 165 человек, организовано 4 выставки. (2018г. – 54 мероприятия, 1435 посещения).
В течение недели во всех библиотеках города проходили профориентационные мероприятия – выставки, игры, конкурсы, лекции, встречи с интересными людьми, призванные помочь подрастающему поколению в выборе жизненного пути. Библиотекари проводили занятия сами, приглашали для встреч с детьми людей интересных профессий, привлекали студентов, получающих какую-то специальность, или увлеченных интересным делом, рассказать о своем выборе школьникам.
В библиотеке № 1 на встречу со старшеклассниками и студентами колледжа искусств и отделения сценических искусств НТГСПИ пришли три представителя театральных профессий Нижнетагильского драматического театра: актриса Марианна Булыгина, хореограф Анатолий Дурницын и главный художник Вера Козак. У гостей оказалось много общего: все родились в Тагиле, склонности к будущей профессии проявляли с детства, получили специальное образование, влюблены в свое дело, все оказались в театре, где прослужили больше 20 лет. Профессионалы ответили на многочисленные вопросы молодежи, рассказав, что готовый спектакль – это продукт, над которым трудится команда единомышленников, но режиссер, как ответственный за выпуск постановки, имеет решающий голос. Именно он назначает актеров на роль, ставит задачи художнику-постановщику и хореографу спектакля. Также гости порекомендовали спектакли, которые заставляют зрителя размышлять.
Экскурс в историю профессии актера совершили и читатели библиотеки № 2. Началась встреча со знакомства с древнегреческим театром, развитием театра на Руси. Затем поговорили о современных театрах нашего города, а также о необходимых качествах, знаниях и умениях актера, которые помогут добиться успеха в профессии. На мастер-классе дети попробовали себя в пантомиме, инсценировках и перевоплощениях.
Еще одна встреча прошла в форме игры «Правда или вымысел?». Библиотекарь задавала загадку об устаревшей профессии и, если нужно, давала краткую характеристику, а дети отгадывали что это за профессия, существовала ли такая в действительности и как трансформировалась в наше время. Участники пришли к выводу, что есть области человеческой деятельности, которые актуальны всегда – меняются только незначительные детали.
Для старшеклассников была организована профориентационная игра «Перспектива успеха». На первом этапе командам предлагалось вспомнить как можно больше профессий, на втором – определить нужные качества для той или иной профессии, третий был шуточным, когда подростки выбирали, например, «самую вкусную» профессию. На заключительном этапе предлагали потренировать память: ребята по цепочке называли любимую профессию, а каждому последующему говорящему нужно было назвать все предыдущие, а только затем свою. В заключение смотрели видеоролик «Актуальные и оплачиваемые профессии».
Профкоктейль «Что век грядущий нам готовит?» тоже был предназначен старшеклассникам. В ходе дискуссии выявили самые популярные профессии современности, поговорили о балансе хочу-могу-надо и степени готовности решать проблемы. В заключение обсудили топ-10 профессий будущего по версии «Сколково» и сделали свой прогноз.
В библиотеке № 3 провели квест-игру «Город мастеров», в ходе которой старшеклассники познакомились с психологической классификацией типов профессий их спецификой, посоревновались в знаниях о профессиях и их видах и ответили на вопросы теста «Как выбрать профессию?». Кроме того, молодые люди узнали о самых необычных и интересных профессиях мира, например, шоколадный инженер.
Беседа-игра «Выбор профессии – дело серьезное» прошла в библиотеке № 4. Подростки узнали, сколько всего существует профессий, как ориентироваться в них, какие существуют типы и классы профессий; прошли тест, который помог определить возможности и способности; поиграли в «Угадай» и «Профессия на букву».
В библиотеке № 6 старшеклассники познакомились с инновационным центром «Сколково» и разработанным в центре Атласом профессий. Альманах перспективных отраслей и новых профессий рассчитан на ближайшие 15-20 лет, он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
В библиотеке № 7 в ходе квеста учащиеся знакомились с профессиями, связанными с армией. Вспомнили историю создания русской армии. Определили различные рода войск, боевую технику, элементы экипировки. Узнали, что такое общевоинский устав Вооруженных сил Российской Федерации для современного профессионального военнослужащего. А также обсудили перспективы военной профессии в современном мире. В ходе квеста «В мире юридических профессий» учащиеся узнали виды юридических профессий: адвокат, следователь, судья, прокурор, юрисконсульт, криминалист. Обсудили роль юристов в современном мире.
Раскрыться, показать свои способности и творческий потенциал ребята смогли в ролевой игре «Дорога в будущее». В роли заведующих, директоров, ведущих специалистов и менеджеров они выполняли различные задания: учились планировать свой рабочий день, общаться с прессой, вести деловые переговоры. В заключении с подростками провели профориентационный тренинг «Автопортрет». Сначала ребята рисовали сами себя, а затем, передавая листочки по кругу, отвечали на вопрос «Какого специалиста вы видите на картинке?».
В библиотеке № 8 для девятиклассников лицея № 39 прошла встреча с главным редактором информационного агентства «Тагилсити» Александрой Логиновой. Ребята узнали о работе журналиста, о том, как рождаются интересные городские новости. Школьники интересовались, какие навыки необходимы журналистам, где можно получить соответствующее образование, с какими трудностями приходится сталкиваться в работе.
Преподаватели и студенты Нижнетагильского машиностроительного техникума предложили учащимся 9-х классов школы № 36 погрузиться в мир профессий, которые можно получить в учебном заведении. Специальности, связанные с машиностроением, востребованы в нашем городе. Ребят познакомили со всеми направлениями обучения: литейное и сварочное производства; монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования; компьютерные системы и комплексы; специальные машины и устройства; технология металлообрабатывающего производства. Школьники поучаствовали в мастер-классах: чистили компьютер и меняли термопасту, собирали по чертежу деталь и составляли схемы электрических цепей.
Час полезной информации «Профессии будущего» позволил расширить знания школьников о многообразии мира профессий. Им рассказали о самых востребованных и малоизвестных специальностях: «Криэйтор», «Тренер по майнд-фитнесу», «Мерчендайзер», «Медиапленнер», «Бренд-менеджер» и других.
В библиотеке № 9 юношей и девушек протестировали на предмет профориентации и предложили командную интерактивную игру «Отгадай профессию». Подростки угадывали чужие и зашифровывали свои профессии: показывали пантомиму, загадывали загадки, подбирали эпитеты к разнообразным профессиям: электрик, хирург, кровельщик, судмедэксперт, дегустатор, художник-аниматор.
В библиотеке № 11 старшеклассники пришли на беседу-практикум «Резюме – ваш рекламный листок». Они учились грамотно заполнять официальную бумагу и отрабатывали этот полезный навык, составляя резюме литературным героям.
В библиотеке № 13 специалист из кинологического центра Нижнего Тагила О. Колотыгина рассказывала о профессии кинолога и своей собаке. Ребята узнали, какими качествами должен обладать такой специалист, и какие профессии бывают у служебных собак. Также подростки принимали участие в командной игре, пробуя себя в различных специальностях: журналист правильно выстраивал предложения; эколог распределял мусор по срокам разложения в почве; картограф рисовал карту местности. В конце определялась самая успешная бригада и лучший по профессии.
Библиотечный журфикс «Дороги, которые мы выбираем» проведен в библиотеке № 14 для старшеклассников школ №№ 56 и 72. На мероприятие были приглашены представители Нижнетагильского торгово-экономического и Горно-металлургического колледжей. Они дали ребятам информацию об учебных заведениях и поиграли в интеллектуальную игру.
В библиотеке №15 выбрали тему «Профессия – дизайнер». Ребятам рассказали об истории профессии, качествах, которыми нужно обладать будущему специалисту, учебных заведениях, сферах деятельности, где применима эта специальность. Участники прошли мастер-класс: в технике оригами сложили модель автомобиля, и придумали для каждого свою особенность.
В библиотеке № 18 учащиеся 9 класса школы № 69 встретились с журналистом, бывшим редактором газеты «Горный край» Виталием Барановским. Он рассказал о себе, как учился в школе, как получил профессию учитель, и как обстоятельства привели его в журналистику. Ребята узнали, чем отличается корреспондент от репортера, кто такой редактор и какими качествами должен обладать журналист. Гость читал свои стихи и говорил с ребятами о жизни.
Отдел массовой работы центральной библиотеки организовал встречу с актером Нижнетагильского драматического театра Василием Саргиным. Он рассказал о том, как пришел в профессию, о любимых театральных режиссерах и постановках, о сложностях актерской профессии.
В отделе обслуживания центральной библиотеки для учащихся старших классов и их родителей была организована выставка-адвайзер «Путь к успеху: что важнее в выборе профессии». Здесь можно было узнать о профессиях будущего, вспомнить уходящие профессии современности, пройти тест по профориентации.
Молодежь и культура. Общие традиции
«Развлечение молодежи от 19 века до наших дней» в форме литературно-музыкальной гостиной провели в библиотеке № 3. Молодые люди слушали музыку, смотрели видео, играли в игру «Соберись на бал», знакомились с играми того периода.
«Легко ли быть культурным?» обсуждали вместе со старшеклассниками в библиотеке № 4. Участники размышляли «что значит быть культурным человеком, и нужно ли быть им?», разбирали задания с различными ситуациями. В ходе обсуждения составили примерный портрет культурного человека и пришли к общему мнению, что человеку культурному проще и лучше жить, чем не культурному.
В научном мире современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как молодежная культура, субкультура, потребление, увлечение и т д. О том, как, чем и насколько правильно, по понятиям разных поколений, живет современная молодежь, дискутировали на встрече «Молодежная культура» в библиотеке № 7. Вместе с библиотекарем ребята обсудили многие моменты молодежной культуры: увлечения, спорт, одежду, хобби, межличностное общение и т.д. Из самых занимательных и отличительных моментов диспута стал спор между самими учениками, касающийся одного задания. Библиотекарь предложила определить по фотографии культуру человека. Ребята обратили внимание на мимику, позы, одежду, на внешний вид в целом. В итоге большинство пришло к классическому согласию – встречай по одежке, провожай по уму. В заключение учащиеся решили, что во все времена молодость живет по своим потребностям, интересам и законам, у всех поколений своя культура и своя свобода выбора, главное не перейти границ вседозволенности.
Имидж-встреча по нетворкингу состоялась в библиотеке № 6. Для участников провели презентацию с основными понятиями, небольшой мастер-класс и обзор книг для самообразования. Так как нетворкинг требует постоянной практики, ведущий предложила сразу приступить к формированию своей нетворкинг-цели, составив два списка. Первый список – люди, которые формируют настоящее окружение участника встречи, второй – желаемый круг общения. После практикума, участники провели короткую (не более минуты) самопрезентацию.
2019 год был объявлен перекрестным Годом культуры и туризма в Турции и России. Виртуальное путешествие «Турция – страна солнца и четырех морей», организованное сотрудниками отдела обслуживания, помогло его участникам перенестись в страну необыкновенной красоты. Они «гуляли» по узким улочкам старых городов, где царит первозданная атмосфера древности, «заходили» в величественные мечети, стоящие бок о бок с современными зданиями и любовались красивейшими природными пейзажами. Такие визуальные мероприятия не только расширяют кругозор читателей, но и создают прекрасное настроение.
Молодежное творчество и креативные пространства
Новый раздел программы был нацелен на создание в библиотеках комфортных условий для самовыражения и общения подростков и молодежи, их адаптации к условиям взрослой жизни и привлечения их к чтению серьезной литературы, помогающей им думать и анализировать окружающий мир.
В 2019 году в МБУК «ЦГБ» был проведен профессиональный конкурс «Творческая библиотека. Перезагрузка», одной из номинаций которого была «Организация библиотечного пространства».
Свою роль в организации дополнительного места для творчества и отдыха молодежи сыграл и грантовый проект центральной библиотеки и «Клуба любителей книги» «вМЕСТО».
Важную роль в формировании успешного будущего молодежи, а также в повышении эффективности в работе и учебе, занимает творческая самореализация человека. В организации такого необычного творческого пространства можно отметить библиотеку № 1 с выставкой творческих работ студентов факультета психолого-педагогического образования НТГСПИ (ф) РГППУ «Цвет настроения…». Работы, созданные студентами, отражали их внутренний мир, переживания, мечты, а цветовая палитра передавала оттенки настроения и эмоционального состояния. На открытии выставки был проведен мастер-класс по анализу творческих работ с целью определения внутренней направленности личности.
Одиннадцать встреч, посвященных настольным играм, прошло в сотрудничестве с сообществом «СЛОН». Самой яркой стала игротека, где все участники разделились на две части – одна команда играла в стандартные настольные игры, другая – в фэнтезийно-ролевые.
Открытие яркой молодежной площадки «Re:форма» состоялось и библиотеке № 6.
Спросом у молодежи пользовалась галереи современного искусства «BESPREDEL» в библиотеке № 7. Галерея состоит из двух частей: в одной представлен стрит-арт, в другой – расположилась классическая галерея с инсталляциями, фото и выставками картин. Задача галереи знакомить молодежь с культурой уличного искусства и граффити, а также дать возможность попробовать собственные силы в этом стиле. За прошедшее время проведено 8 презентаций выставок, которые знакомили с работами авторов разных стран: «Красота между урбанизмом и природой» Аполлины Радан (Франция), «Мелочи» Кимберли Уэзеред (США), «Рокпорт» Элайджа Барретт (Венесуэла) и.др.
Неизменна популярность и галереи «УГОЛ» (Культурный центр), где с августа по декабрь было представлено 43 проекта зарубежных и российских фотографов. Их посетило 1168 человек. Наиболее посещаемыми стали проекты, которые представляли сами авторы, ведь присутствие создателя работы позволяет глубже понять концепцию выставки, дает возможность обменяться опытом, обсудить тенденции современного искусства в разных странах мира. В 2019 году галерею посетили 13 авторов из разных стран – США, Англии, Франции, Финляндии. Для увеличения активности молодежи в 2020 году планируется привлечь большее количество авторов, в том числе из России. А также реализовать на базе галереи познавательную программу в области искусства для жителей города.
Работа библиотеки в рамках программы «#Поколение» познакомила молодежь и старшеклассников с такими важными для них темами, как жизнь в обществе, выбор профессии, здоровый образ жизни, культура и творчество, помогла в становлении молодых, активных, творческих граждан нашего общества.