Методические рекомендации
В течение семи дней мартовских школьных каникул библиотеки, работающие с детьми, встречают своих лучших читателей. Неделя детской книги – праздник всех читающих ребят, независимо от того, посещают они библиотеку или нет, праздник детства, праздник для писателей, издателей и библиотекарей. Праздник любознательных детей и взрослых, влюбленных в книгу, праздник веселых приключений, новых литературных открытий, встреч с интересными людьми.
Дети Нижнего Тагила хорошо знакомы с этим праздником, так как в детских библиотеках он проходил ежегодно. Библиотекари стараются очередную Неделю сделать непохожей на предыдущую.
Неделя детской книги – завершает библиотечный год, подводит итоги деятельности библиотеки и дает старт новым начинаниям. Уникальность этого события в том, что на целую неделю библиотеки, работающие с детьми, становятся центром грандиозных событий, происходящих в мире книги и читателя – это праздники, встречи с писателями, художниками, знакомство с новыми книгами, конкурсы знатоков книг, где дети всех возрастов могут не только проявить свои творческие и личностные способности, но и приобщиться к миру книги, миру культуры. Для библиотекарей НДК – это своеобразный творческий отчет.
Цель Недели детской книги: поощрение много читающих и много знающих детей, создание условий для развития и реализации творческих и личностных способностей ребенка, приобщение к чтению.
Традицией, берущей начало в далеком сорок третьем, стало посвящение Недели детской книги различным датам и юбилеям, например, 60-летию Всесоюзной пионерской организации, 30-летию победы в Великой Отечественной войне, Олимпиаде в Москве, юбилеям известных писателей. В 1999-ом году в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества с большим успехом прошла Неделя книги, приуроченная к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Открывалась она в Колонном зале прекрасным балом в стиле пушкинской эпохи.
Например, в библиотеках Нижегородской области традиционно каждая Неделя имеет свою тему. В 1997 году она была посвящена экологическому просвещению и называлась «Не опоздай спасти Землю», в 2001 году - проходила под девизом «Я – Человек Земли родной».
Каждый год и в каждой библиотеке Неделя детской книги проходит по-разному. У каждой библиотеки есть свое приоритетное направление в работе. Каждая библиотека самостоятельно определяет темы мероприятий (на основе опросов читателей, исходя из социальной необходимости). Темой для разговора с детьми и взрослыми могут стать книги-юбиляры, писатели-юбиляры, творчество детских писателей, удостоенных литературных премий, детская поэзия и т.д.
Дни Недели должны стать незабываемыми для читателей. Этому могут служить не только необычные мероприятия, но и оформление библиотеки. Важно, чтобы окружающая ребенка среда была обновленной и красочной, а также несла определенную информационную нагрузку в виде призывов «Читайте об этом больше», «Читай и не пожалеешь», «Хотите присоединиться?» и т.д., сообщений о лучших читателях. В библиотеке организуются книжные выставки «Богатство для тебя. Читай!», «Книги изменяют жизнь», персональные выставки лучших читателей «Библиотечные звезды», «Читатели всегда лидеры», персональные выставки читающих семей. Афиши мероприятий Недели детской книги, стенгазеты о книгах, чтении сделанные активом читателей.
Героями праздника становятся лучшие читатели. Выявить таких ребят можно на основе анализа читательских формуляров (если, конечно, формуляры не пустые, а с записями), анализа результатов различных читательских конкурсов, работы по программам. Кого вы хотите привлечь к участию в мероприятиях – решать вам. В ЦДБ ведется «Книга читательских рекордов, а в филиале № 7 награждали ребят по номинациям: «Самый толстый формуляр», «Самый лучший знаток сказок», «Самый вдумчивый читатель», «Покоритель лабиринтов фантастики и приключений» и т.д. Ребята приглашаются на праздники индивидуально (звонки, приглашения, объявления в библиотеке) или группами.
Определив приоритетное направление, важно помнить о наполнении дней Недели активными, диалоговыми формами работы, позволяющими раскрыть основную тему, а также стимулировать читательскую активность детей и подростков, интеллектуальную мыслительную деятельность (развернутые книжно-иллюстративные выставки лучшей детской литературы, презентации книжных новинок, утренники, экскурсии, театрализованные и кукольные представления, веселые конкурсы, литературные встречи, мастер-классы, читательские конференции и др.). И конечно, темой не исчерпывается содержание праздника.
Открытие Недели, как правило, главный праздник, может пройти как Слет лучших читателей (из опыта филиала № 7), как увлекательная литературная игра или «Праздник книги». Здорово, если праздник будет ощущаться уже при входе. Детей могут встречать литературные герои, которые загадывают загадки. В фойе можно поставить столы, где каждый читатель попробует себя в конкурсах и розыгрышах, а можно провести опросы или рисованные анкеты. На празднике лучшие читатели награждаются Дипломами и книгами.
Неделя детской книги может состоять из тематических дней: День периодики, День сказки, День информации, День музыки, День исторической книги, День детектива, День семьи, День дошкольника, День театра, День мультфильма и др. А может и из отдельных, но необычных мероприятий.
Неделя детской книги – это увлекательные встречи с писателями, книжными героями, интересными людьми. И если в нашем городе сложно организовать встречу с писателем, то вполне можно пригласить в библиотеку интересного, увлеченного человека, проживающего в вашем микрорайоне, или «выросшего» читателя, который может рассказать о своем отношении к чтению, книге, своих читательских пристрастиях и увлечениях. А может быть это будет библиотекарь?
Такие встречи наверняка запомнятся детям. И конечно, в каждую библиотеку могут «прийти» герои книг. Это могут быть известные и любимые детьми герои или герои, придуманные библиотекарями. Главное, чтобы это соответствовало тем задачам, которые вы перед собой поставили.
Неделя детской книги должна оставаться праздником радостного общения, открытия новых имен, новых талантов, а может быть и незаслуженно забытых книг и их авторов.
Цель Недели – не только поощрить читающих детей и детей, занимающихся творчеством, но и привлечь к чтению детей нечитающих. Лучшим примером для детей, особенно подросткового возраста, служит пример сверстника. Поэтому можно провести в библиотеке Презентацию творчества читателей или Праздник детского литературного творчества. Дети расскажут о себе, своих успехах, читательских интересах («Книга и библиотека в моей жизни»). Из международного опыта: всем школьникам 5-6-х классов был предложен конкурс юных сочинителей. Детям были представлены несколько забавных историй, специально придуманных известными писателями. Вернее, придуманы только завязки историй, а продолжить каждую должны были дети. Популяризации чтения может служить конкурс или праздник читающих семей («Любимые книги моей семьи»), а также конкурс на самый читающий класс.
Каждый ребенок, который пришел в эти дни в библиотеку (по приглашению или случайно) должен найти себе дело по душе: почитать книги, посмотреть мультфильмы, заняться творчеством. Для кого-то случайный приход в библиотеку в Неделю детской книги станет решающим, и впоследствии этот ребенок будет сам лучшим читателем.
Очень важно, чтобы активные читатели играли в организации и проведении праздника ведущую роль. Читатели среднего и старшего школьного возраста могут почитать младшим, провести игру, оформить стенгазету. А может быть, вы организуете «Читательский десант», и в дни Недели детской книги ваши читатели посетят детские сады, детские больницы, детские социальные учреждения и почитают книги своим сверстникам. Это будет замечательная акция по продвижению чтения.
Неделя детской книги проводится в сотрудничестве со школьными библиотеками, учреждениями, занимающимися проблемами детей. Это делает мероприятия еще более интересными.
Главным событием Книжкиной недели станет большой городской праздник Книги и Чтения, который организуют Центральная городская библиотека и Городской дворец детского и юношеского творчества. На праздник приглашаются лучшие читатели детских и школьных библиотек города, лучшие читающие семьи, родители, педагоги, библиотекари. Тема праздника каждый год разная, но всегда участников праздника, детей и взрослых ждут встречи с любимыми литературными героями, тагильскими авторами, знакомство с книжными новинками, а также литературные игры и веселые конкурсы. Во время праздника подводятся итоги библиотечного года, называются самые интересные мероприятия, победители читательских творческих конкурсов.
И все же праздник будет необычным, если и библиотекари, и читатели привнесут в него свое творчество. У каждого праздник свой.
Список литературы:
1. К 50-летию Недели детской книги: Методические рекомендации.-Сыктывкар, 1994
2. Мисина Н.Н. Книжкина Неделя на Чувашской земле // Новая библиотека. – 2010. - № 19. – С. 40-45
3. Муравьева П.А. Я – Человек Земли родной// Детская библиотека.- 2001.- № 2.- С. 24-25.
4. Не опоздай спасти Землю: Метод. рекомендации к Неделе детской и юношеской книги – 97/ НГОДБ.- Н.Новгород, 1997
5. Штанге В. Книжкина неделя: Из опыта работы ЦБС «Гагаринская»// Библиотека.-1999.-№ 2.-С. 39-40.
6. Я обязан… Я имею право…: Методические рекомендации/ НГОДБ.- Н.Новгород, 2002.