Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Сотрудники библиотек постоянно находятся в поиске новых интерактивных форм взаимодействия с читателем, одной из таких форм может стать кластер. Его можно с успехом применять как метод поиска, подбора, обработки и подачи информации в рамках работы по воспитанию информационной культуры наших читателей.
Кластер – это стратегия, которая помогает читателям свободно и открыто думать, рассуждать и находить информацию на определенную тему. Источником информации может выступать книга, а также интернет.

Последовательность действий проста:
- посередине чистого листа пишется ключевое слово или предложение, которое будет являться «сердцем» темы;
- вокруг накидываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
- по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, у каждого нового слова в свою очередь устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает все размышления, определяет информационное поле данной темы.
Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. Кластер может быть как самостоятельным мероприятием, так и частью какой-то программы.

Пример кластера.
Заочное библиопутешествие «Галопом по Европам». Участникам предлагается отправиться туда, где бы они хотели побывать во время отпуска.
При использовании метода кластера работа ведется поэтапно.

Этап первый: «Я уже знаю».
Первый этап - индивидуальный, помогающий настроиться на нужный лад. Каждому участнику выдается лист, который необходимо заполнить. Время выполнения – 7-8 минут.
· Вверху листа пишется страна, где бы вы хотели бы побывать.
· Ниже пишутся ассоциации, которые возникают при упоминании страны, которую вы выбрали.
· Внизу страницы заполняются поля «Вопрос к персонажу» и «Самый важный для меня вопрос».
В каждой стране есть свои персонажи: литературные, мультипликационные, из мира моды, известные люди и т.д. Задача: подумать и написать тот вопрос, ответ на который вы хотели бы услышать от персонажа, героя этой страны.
«Самый важный для меня вопрос» - вопрос о выбранной вами стране, который для вас можно назвать самым главным.

Этап второй: «Работа в группах» - сброс идей.
В объединившихся группах необходимо выбрать одну страну, куда вы все вместе хотели бы отправиться (1-2 минуты). Озвучить ответы.
Для творческой работы выдается лист ватмана, на котором графически с помощью фломастеров и карандашей участники группы оформляют задание.
Задание: представить лист путешествия по выбранной стране, пользуясь справочной и энциклопедической литературой.
Оформление:
· Вверху посередине листа пишется название страны, куда группа отправляется путешествовать.
· В центре листа размещается герой этой страны (это может быть вымышленный персонаж, литературный, из мира животных, из мира моды, известный человек и т.д.), выступающий в роли экскурсовода.
· На плакате фиксируются самые интересные места, которые вы хотите посетить в выбранной стране (четыре-пять). В лист путешествия можно включать транспорт, на котором будете путешествовать, а также (нарисовать, написать) оформить места, где вы побываете и, самое важное, пользуясь предоставленной литературой, дать им краткую характеристику. Время на работу – 20-30 минут.

Этап третий: стадия рефлексии.
Представление работ для общего ознакомления.

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.