Рамазанова Н. А. Корни и крона. Идти впереди каравана
Библиотечную жизнь сегодня нельзя назвать скучной. Стремительно меняющееся время не дает возможности передохнуть и преподносит все новые и новые сюрпризы, заставляя не просто думать, а вносить инновации в работу каждой библиотеки, будь то научная областная или маленькая сельская библиотека. Сегодня Правительство, наконец-то, повернулось лицом к библиотечным проблемам, мы почувствовали твердую поддержку РБА, мы с удовольствием делимся опытом в рамках Библиокаравана, принимаем участие в общероссийских и международных конкурсах, выявляем активную, перспективную молодежь в конкурсах молодых библиотекарей. Нам все интересно.
Но мне хочется сделать акцент на роботе методистов, которые играют не последнюю роль в библиотечной жизни сегодня. Они как верблюд в пустыне упорно, преодолевая все преграды, идут вперед и вперед, ведя за собой библиотечный караван.
О методической работе МУК «Центральная городская библиотека» города Нижний Тагил, уже было напечатано в журнале «Библиотечное дело» (№10, 2003г.). Высокую оценку работе нашей библиотеки в этом же журнале дала мэтр библиотечной деятельности Слава Матлина. Тогда мы дали обещание написать еще о работе организационно-методического отдела. Прошло 5 лет. За это время нашим отделом проделана большая интересная работа и нам есть чем поделиться.
Сегодня в нашем отделе работает 4 человека. Общий стаж библиотечной работы сотрудников составляет 95 лет, у всех высшее библиотечное образование, все преданы профессии и работе.
Работу методического отдела можно сравнить с караваном верблюдов, который целенаправленно идет вперед и вперед.
ХХI век внес много интересных перемен в библиотечную жизнь. Но увлечение новыми библиотечными формами (маркетингом, фандрайзингом, менеджментом и т.д.) как-то отодвинуло на задний план простое доброе слово методиста и, внедрив массу инноваций в нашу деятельность, мы вдруг поняли, что соскучились по традиционному методическому руководству. Остро ощущалась нехватка общения, обмена опытом, мнениями.
Требовались ответы на многие вопросы в стремительно меняющемся мире библиотечной деятельности. И Методический отдел снова вошел самостоятельным структурным подразделением в ЦГБ. Он стал оазисом в пустыне библиотечного пространства, в котором можно было бы отдохнуть душой, пообщаться, зарядиться новыми идеями, поделиться опытом.
Организационно-методический отдел Центральной городской библиотеки сегодня – это методический центр не только города, но и Горнозаводского округа и Пригородного района Свердловской области. Основные направления деятельности отдела:
- Мониторинг библиотечной ситуации в городе
- Работа по упорядочению библиотечной деятельности в городе совместно с МБС при Управлении культуры администрации г. Нижний Тагил
- Оказание профессиональных консалтинговых услуг библиотекам города и Пригородного района
- Организация системы непрерывного повышения профессиональной квалификации библиотекарей МУК «ЦГБ», города и Пригородного района
- Разработка методических пособий по основным направлениям библиотечной деятельности
Методический отдел является связующим звеном между многими общественными организациями, библиотеками, учебными заведениями города, Пригородного района, городов России.
Успех деятельности любой организации во многом определяется уровнем профессиональной подготовки кадров. Происходящие в обществе глобальные перемены требуют от современного библиотекаря умения быстро ориентироваться в происходящих переменах.
Поэтому, во главу угла организационно-методический отдел в своей работе ставит организацию системы повышения квалификации специалистов ЦГБ и города.
В нашей библиотеке существует определенная система по повышению профессионального уровня специалистов, адаптированная на требования времени.
В эту систему входят:
- заочное обучение в высших учебных заведениях
- командировки
- многоуровневая программа «Библиотекарь-профессионал»
- «Школа современного библиотекаря»
- проект «Повышение компьютерной грамотности сотрудников МУК «ЦГБ»
- Дни специалиста
- Дни информации
- конкурсы
- аттестация
Важным звеном этой системы является многоуровневая программа повышения квалификации «Библиотекарь-профессионал»,разработанная в рамках муниципальной целевой программы «Развитие библиотечного дела в г. Нижний Тагил (2001-2005гг)».
На сегодняшний день «Программа….» – это гибкая и мобильная система, нацеленная на повышение профессионального мастерства, обеспечения обновления знаний и умений в соответствии с современными требованиями к персоналу библиотеки. Мы, как верблюды, наполняем свой горб знаниями.
Цель программы «Библиотекарь-профессионал»:
создание непрерывной системы обучения персонала ЦГБ и библиотекарей города, с учетом образования, стажа работы и занимаемой должности для обеспечения эффективной работы библиотек и их динамичного развития в современных экономических условиях.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Стратегические задачи:
Приведение знаний, умений и навыков персонала библиотеки в соответствие с требованиями предъявляемыми обществом к современной публичной библиотеке.
Исследовательские задачи:
Сбор информации до, во время и после обучения различных категорий персонала, анализ и обобщение полученных результатов – для определения потребностей персонала библиотеки в обучении и разработке структуры и содержания учебной программы «Библиотекарь-профессионал».
Оценка эффективности проведенных занятий, определение полезности учебной программы для каждой из категорий обучающихся сотрудников, через анкетирование и специальное тестирование.
Программа состоит из 3 уровней:
«Начинающий библиотекарь», «Библиотекарь-практик», «Современный руководитель».
Библиотекари МУК «ЦГБ» и библиотек разных ведомств города проходят курс занятий в рамках каждого уровня раз в 3 года, что соответствует требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого на XIII РБА. Занятия проходят в отрыве от основной производственной деятельности.
Основная масса новых кадров сегодня не имеет специального библиотечного образования, хотя мы принимаем в библиотеку только с высшим образованием и на конкурсной основе. Недостаток у начинающего сотрудника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученной ему работы, не только приводит к её неэффективности, но и снижает удовлетворенность его и его сослуживцев от непрофессиональной подготовки коллеги. Возникает необходимость в их обучении. Именно для сотрудников проработавших в системе ЦГБ менее трех лет и не имеющих специального библиотечного образования был разработан самый первый из уровней программы, который получил название «Начинающий библиотекарь».
Эта программа дает начинающим сотрудникам первоначальную подготовку, так называемое «вхождение в профессию» библиотекаря. Программа рассчитана на 5 дней.
В рамках первого уровня обучающей программы слушателям предлагаются следующие темы:
Библиотека в информационном обществе. Знакомство с основными нормативными и законодательными документами по библиотечному делу.
Организация библиотечных фондов в современных условиях.
Классификация произведений печати. Знакомство с ББК. Методика классификации.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система библиотечных каталогов. Справочно-библиографическое обслуживание читателей.
Организация библиотечного обслуживания. Планирование, учет, отчетность.
Информационная работа библиотеки.
Массовая и индивидуальная работа с читателями.
Профессиональное сознание библиотекарей. Общение в профессиональной деятельности.
Слушателям предлагаются лекции, мастер-классы, тестирования, ролевые игры, практические занятия, творческие лаборатории.
Мы счастливый коллектив, нам не знакома проблема текучести кадров, 23 % сотрудников работают в системе от 3 до 10 лет, 60% – работают в библиотеке от 10 до 30 лет. Но знания полученные сотрудниками в учебных заведениях несколько лет назад устаревают, значит, возникает необходимость их существенного обновления.
Для сотрудников, проработавших в системе ЦГБ более трех лет, разработан второй уровень программы «Библиотекарь- практик». А так как таких специалистов большинство, то обучение проходило по группам 10-12 человек, чтобы не оголять рабочие места.Ценные кадры библиотекарей-стажистов было решено отозывать лишь на 3 учебных дня.
Цель обучения библиотекарей со стажем несколько иная, т.к. предполагается, что они уже знакомы с основами «библиотечной профессии»:
Углубление уровня профессиональной компетенции с целью преодоления ими информационного вакуума в условиях быстрого развития библиотечных технологий.
Слушателям второго уровня были предложены темы занятий, затрагивающие как теорию, так и практику библиотечной работы. Для примера могу назвать некоторые из них:
Библиотека в правовом поле. Государственная библиотечная политика.
Основы коммуникационной культуры библиотекаря. Психологические аспекты библиотечного общения.
Автоматизация библиотечных процессов.
Новые технологии в справочно-библиографической работе библиотеки.
Организация обслуживания пользователей библиотеки.
Новые аспекты библиотечной профессии
Каждая тема объединяет в себе от 2 до 4 различных библиотечных занятий. В рамках второго уровня обучающей программы мы старались меньше внимания отводить на лекторский способ обучения, отдавая предпочтение интерактивному, чтобы у коллег было больше времени для обмена мнениями и опытом работы. Мы предложили нашим слушателям такие формы как: психологический тренинг, библиотечный инструктаж, деловые игры, практикумы, творческую лабораторию, круглый стол. Помимо профессионального, мы сочли необходимым повысить и общий кругозор наших коллег. Для чего предложили им такие темы как: «Библиотека в истории города», «Образ библиотекаря в кино и художественной литературе», «Современный литературный процесс». Организаторы программы говорили с ними об ораторском мастерстве и даже провели лингвистический турнир, на знание языковых норм. Благодаря наличию в штате библиотеки профессионального психолога мы смогли научить слушателей управлять возникающей конфликтной ситуацией, провели тренинг «Как достичь взаимопонимания с читателем».
Обучение руководящего состава имеет особое значение для любой организации, ведь работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчиненных. Даже самый ответственный и добросовестный руководитель, который не обладает знаниями и навыками, отвечающими современным требованиям, будет служить тормозом для своей организации или структурного подразделения. На иерархической лестнице ЦГБ можно увидеть, что в системе ЦГБ существует – 3 руководителя высшего звена и 25 специалистов – руководители среднего звена (заведующие отделами и филиалами ЦГБ). Обучение руководящего звена ЦГБ было решено провести на третьем, завершающем программу уровне, который получил название «Современный руководитель».
Обучение руководящего звена сегодня является одним из самых значительных ресурсов в повышении эффективности работы библиотеки. Наибольшими шансами добиться успеха обладают те руководители, которые умеют быстро и своевременно овладеть новыми методами работы, и которых не пугают происходящие в библиотечном деле перемены.
Оторвать от дела руководителей различных структурных подразделений ЦГБ оказалось сложнее, чем персонал. Поэтом, после долгих согласований было принято решение о проведении для них двухдневного обучающего семинара. Зато, какими в итоге они оказались насыщенными и интересными.
Специально обучением руководящего звена библиотеки мы до сих пор не занимались. Это была сложная, но интересная задача. Поэтому, мы поставили перед собой следующие цели:
Дать руководителям знания, необходимые для успешного решения стоящих перед ними задач (основы управления библиотекой, хозяйственно- правовая база управления библиотечным делом, управление библиотечным персоналом, библиотечный маркетинг и др.).
Обучить их навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства (работа в группе, разрешение конфликтов, принятие решений и др.).
Выбрать темы для занятий было сложно, ведь у нас было всего 2 дня, а поговорить хотелось о многом. В итоге мы остановились на следующих темах:
Роль современного руководителя в системе управления библиотекой, в котором затронули такие вопросы, как «Реструктуризация библиотечной сети»; «Инновационная деятельность в библиотеке»; «Мотивация труда персонала»; «Должностные инструкции и функциональные обязанности».
Социально-психологические основы управления библиотекой. Выбирая эту тему, мы хотели поговорить о личности руководителя и выборе индивидуального стиля управления, этике служебных отношений. Очень бурное обсуждение получилось в рамках беседы-обзора «Имидж женщины – руководителя».
Была затронута тема «Современные информационные и библиотечные технологии». Руководители совершили виртуальное путешествие по Интернету, познакомились с изменениями в ГОСТе на библиографическое и аналитическое описание с использованием компьютерных технологий.
Не остались равнодушны наши коллеги и к теме «Личность женщины - руководителя». На занятии в форме круглого стола мы обсудили проблему «Женского чтения», поиграли на тему «Здоровье руководителя». Сообща мы смогли озвучить еще много проблем и вопросов, которые не было возможности затронуть в рамках мероприятия.
Учеба руководящего звена дает возможность внимательнее присмотреться к своему опыту и выработать систему приоритетов, отвечающую современным требованиям, предъявляемым к руководителю библиотечного подразделения. В рамках занятий мы постарались минимально использовать лекционные формы подачи учебного материала и максимально широко использовать методы активного обучения.
Сегодня программа «Библиотекарь – профессионал» представляет собой три готовых методических пособия, каждое из которых может рассматриваться как в комплексе, так и как самостоятельная образовательная программа для библиотечных кадров разных уровней профессиональной подготовленности.
Программа «Библиотекарь-профессионал» имела большой резонанс в городе. Многие специалисты библиотек других ведомств желали принять участие в занятиях разных уровней программы. Мы никому не отказываем, т.к. понимаем, что дальнейшее развитие библиотечного дела зависит от каждого библиотекаря, не зависимо к какому ведомству относится его библиотека. В рамках программы повысили свой профессиональный уровень более 230 библиотекарей города.
Комплект методических пособий многоуровневой программы «Библиотекарь-профессионал», вошел в десятку лучших по итогам III Всероссийского конкурса для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей»и был отмечен денежной премией.
Но библиотечное дело не стоит на месте. Поэтому, для постоянной поддержки библиотечной работы в тонусе у нас работает «Школа современного библиотекаря».
Цель «Школы»: всегда шагать в ногу со временем.
Задача, которую она ставит перед собой, заключается в постоянном стимулировании библиотечных процессов через быстрое реагирование на все нововведения в библиотечное дело.
- Первоначально планировалось, что занятия этой школы будут посещать сотрудники структурных подразделений ЦГБ. Но, слухами земля полнится. Как только о нашей «Школе» узнали сотрудники других библиотек города, они тоже стали приходить к нам на занятия. Иногда на занятиях собирается до 100 человек. Для многих это единственная возможность получить полноценную консультацию по актуальному вопросу.
В рамках работы «Школы современного библиотекаря» используются самые разнообразные формы общения: семинары, круглые столы, творческие лаборатории, мастер-классы. Главное в подготовке и проведении этих мероприятий – актуальность темы и возможность обменяться опытом.
Среди таких мероприятий можно назвать:
- творческая лаборатория «Новое тысячелетие: Библиотека и чтение подростков и юношества».
- мастер-класс «Традиции и инновации в пропаганде периодических изданий»
- мастер-класс «Библиотека как самостоятельное юридическое лицо», в работе которого приняли участие руководители библиотек города, обсудив юридические вопросы работы современной библиотеки
- семинар «Библиотека как источник сохранения исторической памяти россиян», который прошел на базе «Библиотеки исторического и духовного возрождения»
- творческая лаборатория «Милосердие на книжной полке» по библиотерапии – новом направлении в библиотечной работе
- круглый стол «Здоровье тагильчан – будущее России» в рамках обсуждения последнего проекта правительства России «Здоровье»
- круглый стол «Рамка для портрета: роль личности библиотекаря в повышении имиджа библиотеки»
- трудовой ликбез «Изменения в трудовом кодексе, отпуска, больничные листы, заработная плата»
- вопрос дня «Издательская продукция: требования времени»
Вот далеко не весь перечень тем, рассмотренных на занятиях «Школы…». Практически по всем темам были разработаны методические пособия, которые пользуются спросом не только среди наших сотрудников и библиотекарей города, но и среди библиотекарей Пригородного района, Горнозаводского округа и даже других областей.
В рамках «Школы современного библиотекаря» прошло более 30 занятий, на которых побывало около 350 библиотекарей.
С легкой руки методистов СОУНБ им. Белинского г. Екатеринбург нашими постоянными посетителями стали библиотекари Пригородного района. Они не только приезжают за консультационной помощью, но с удовольствием принимают участие в занятиях «Школы сельского библиотекаря». В рамках обучающих семинаров повысили свой профессиональный уровень более 60 сельских библиотекарей.
Опыт других всегда был хорошим помощником. Поэтому одна из любимых форм повышения профессионального уровня наших сотрудников – это Дни специалиста или Дни открытых дверей. Такая форма профессионального общения очень действенна, т.к. люди могут на месте посмотреть, задать вопросы, обменяться мнениями, поделиться опытом, внести предложения. Как правило, проводится такой День специалиста на территории отдельного структурного подразделения, где сотрудники филиала или отдела, делятся своим опытом, рассказывают о достижениях, программах и исследованиях, знакомят с интересными мероприятиями. Специалисты других библиотек города часто просятся поприсутствовать на наших Днях специалиста. К сожалению, площади наших библиотек не всегда позволяют принять всех желающих. Поэтому, по просьбе библиотекарей города мы провели в Центральной библиотеке День специалиста «Патриотизм – ценность непреходящая». Тема Дня специалиста была выбрана не случайно. Предварительный анализ запросов сотрудников библиотек города показал, что именно эта тема наиболее востребована в последнее время. Все, кто присутствовал на этом Дне специалиста, а это более 100 человек, получили в подарок указатель «Патриотизм – ценность непреходящая», подготовленный специалистами справочно-библиографического отдела ЦГБ, и дайджесты по теме мероприятия.
Необычный День специалиста прошел в Центральной библиотеке в феврале этого года.
Назывался он «Корни и крона». Название мероприятия выбрано не случайно. «Корни» – это внутренние отделы ЦГБ, а «крона» – это структурные подразделения МУК «ЦГБ». Роль ствола досталась администрации центральной городской библиотеки. Цитатой к мероприятию были взяты слова Д. Лихачева «Культура как растение. У неё не только ветви, но и корни. Важно, чтобы рост начинался с корней». Презентация была посвящена 90-летию Центральной городской библиотеки, который отмечает библиотека в ноябре 2008года.
Это был необычный День специалиста, т.к. его проводили отделы, которые напрямую не связаны с обслуживанием читателей, так называемые внутренние отделы: отделы комплектования и обработки, информационный, рекламно-просветительский, справочно-библиографический и методический отделы, художник. Всего в Дне специалиста принимали участие сразу 7 отделов и 16 сотрудников.
Вся работа была представлена электронными презентациями, в которых присутствовали, как деловая, так и развлекательная части. Это была самая многочисленная презентация и по количеству отделов, и по количеству участников. Презентация в таком виде проводилась впервые.
В ходе презентации каждый отдел представил концепцию работы, основные направления деятельности, достижения и результаты проделанной работы. Был представлен хороший анализ деятельности за несколько лет, что позволило проследить работу отделов в динамике. Кроме деловой информации, сотрудники отделов с чувством юмора представили своих сотрудников, отдельные моменты их работы. Презентация получилась насыщенной, и в то же время очень интересной. Никто даже не заметил, что шла она три часа.
Логические связки в стихах позволили понять выбранную последовательность выступлений отделов. В конце все участники Дня специалиста вышли с поэтическими пожеланиями к слушателям.
Необычный День специалиста вызвал интерес у сотрудников МУК «ЦГБ» и, поэтому, присутствовало на нем около 70 человек. Большинство слушателей на Дне специалиста были молодые библиотекари, так как такая презентация хороший наглядный урок для молодых библиотекарей и возможность познакомится с опытом работы библиотекарей-стажистов.
Важным моментом в поддержании библиотекарей в тонусе считаем проведение Дней информации для сотрудников библиотек. Два раз в год специалисты методического и информационного отдела знакомят сотрудников МУК «ЦГБ» с материалами профессиональной периодики, методическими пособиями, единственным экземпляром литературы, новинками периодических изданий и материалами, разработанными специалистами МУК «ЦГБ». К сожалению, не все библиотеки города могут себе позволить выписывать профессиональную периодику в нужном объеме, поэтому такие Дни информации очень популярны среди библиотечной когорты города. Библиотеки разных ведомств города приглашают к себе методистов с информационными обзорами профессиональной литературы и прессы.
Методическая работа по стимулированию процесса повышения образовательного и профессионального уровня разнообразна. Одной из творческих форм, заставляющей приложить какие-то усилия, инициативу, талант – мы считаем проведение различных конкурсов. Каждая тема очередного конкурса дает возможность наладить, улучшить работу в каком-то направлении библиотечной деятельности. Например: «Лучшая постановка справочно-библиографической работы», «Региональный компонент в работе современной библиотеки», «Лучшая творческая работа», «Чтение и читатель в современной библиотеке», «Современная библиотека: стиль и имидж». «Салют, Победа!», «На лучшую организацию библиотечно-библиографических занятий».
Мы и сами всегда стараемся принимать участие во всевозможных конкурсах: городских, областных, всероссийских. Не всегда судьба нас балует, но каждой победе мы рады вдвойне:
2003 год – областной конкурс «Культура против наркотиков»
2004 год – областной конкурс профессионального мастерства «молодые свердловчане в библиотечном деле»
2005 год – III Всероссийский конкурс для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей», в номинации «Непрерывное образование»
2006 год – Всероссийский конкурс молодежных профессиональных объединений «Свершения и мечты молодых библиотекарей – 2006» в номинации «Мечты»
2007 год – городской конкурс «Лучшие библиотечные проекты, направленные на укрепление на укрепление и продвижение русского языка».
Чтобы быть впереди каравана сотрудники отдела постоянно повышают свой квалификационный уровень. За последнее время они приняли участие в следующих мероприятиях по повышению квалификации:
- «Повышение компьютерной грамотности сотрудников МУК «ЦГБ»» на баз ЦГБ
- «Областная школа менеджмента»
- «Библиотечно-информационные системы» – областной семинар
- Программа «Открытый мир» (США)
Мы не сидим на месте и при первой возможности берем в руки чемодан и едем, летим в другие города, чтобы поделиться своим опытом, узнать что-то новое, интересное и просто пообщаться с коллегами. Мы побывали в :
- Омске – Региональный инновационный центр; Библиокараван;
- Белгороде – Всероссийская школа библиотечной инноватики;
- Санкт-Петербурге – X сессия РБА;
- Екатеринбурге – XI сессия РБА;
- городах Свердловской области.
Это только те города, где побывали сотрудники методического отдела, а если учесть всех специалистов нашей библиотеки, то географическая карта будет еще шире. Специалисты высокого класса привозят из поездок по стране что-то новое, интересное и делятся этим на занятиях по повышению профессионального уровня, организуемых методическим отделом.
Наш опыт работы по отдельным направлениям библиотечной деятельности высоко оценен нашими коллегами. И поэтому информация о нем появилась на страницах некоторых профессиональных изданий: «Библиотека», «Библиотечное дело. XXI век», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Справочник руководителя учреждения культуры». Из всех опубликованных статей, 10 написаны сотрудниками нашего отдела.
Многие наши коллеги оценили преимущество работы по комплексно-целевым программам. Такая работа дает возможность сконцентрировать библиотекарям все свои ресурсы на решение определенных задач, творчески и полновесно работать с определенными группами читателей. Причем, возможности комплексно-целевых программ настолько велики, что одна программа может объединить в себе и информационное, и просветительское, и культурно-досуговое и образовательное направления деятельности библиотеки.
В реализации комплексной программы принимают участие все филиалы и структурные подразделения ЦГБ. Цель такой программы – содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию наших молодых читателей, оказание им помощи в адаптации к социальным условиям жизни, развитие нравственных, правовых, духовных основ личности, формирование привлекательности здорового образа жизни, экологической культуры, создание системы информационного обеспечения, помощь в освоении знаний образовательных программ.
На сегодняшний день в багаже методического отдела 4 комплексные целевые программы, объединяющие работу всех структурных подразделений МУК «ЦГБ» по определенным направлениям работы библиотек. Они носят как методический характер, т. к. руководят работой всей системы по определенному направлению, так и стратегический, т. к. оперативно реагируют на требование времени. Это следующие программы:
- «Подросток» – 2002-2003гг. (Программа стала лауреатом областного конкурса «Культура против наркотиков»)
- «Наш дом – Россия» – 2004- 2005гг.
- «Новая Россия – здоровая нация» – 2006-2007гг.
- «Образ жизни – экология» – 2008-2010 гг.
Очень важным этапом в нашей профессиональной деятельности стал проект «Развитие библиотечного дела в г. Нижний Тагил (2001-2005 гг.)», объединивший ресурсы на уровне муниципального образования. Это был настоящий прорыв в библиотечной деятельности не только нашей библиотеки, но и библиотек всех ведомств города. Создание этого проекта не только предоставило возможность координации и кооперации библиотечной деятельности в городе, создания единого информационного пространства, но и организации условий для повышения квалификационного уровня библиотекарям всех ведомств города.
Активное участие в реализации этой программы принимали сотрудники организационного отдела. Заведующая отделом, как секретарь Межведомственного библиотечного совета при Управлении культуры, который курировал выполнение программы, вела подготовительную работу к заседаниям, оформляла документацию, проводила опросы, готовила выступления и отчеты о ходе реализации программы, проведенных мероприятиях в рамках программы. Сотрудники отдела готовили мероприятия в рамках многоуровневой программы «Библиотекарь-профессионал», готовили методические пособия. Программа была реализована на 95% и получила высокую оценку Депутатов Городской Думы и мера города.
Благодаря этой программе караван вырос многократно, стал сплоченнее и увереннее, продолжая свой путь к достижению поставленных целей.
С каждым годом растет число аналитических справок, выполняемых сотрудниками отдела для Управления культуры администрации города. Каждая такая справка это подробный анализ работы по отдельному направлению деятельности библиотеки. В 2007г. – их количество достигло 90.
Большая работа ведется отделом по разработке локальных документов. Комплекс нормативных внутрибиблиотечных документов (Устав, Коллективный договор, Правила пользования библиотекой, Правила внутреннего трудового распорядка, Штатное расписание, Положения об отделах, Должностные инструкции, Положение о дополнительных услугах по основной деятельности, Положения о советах, комиссиях, конкурсах и т.д.) – это своеобразный свод правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности.
Главное, чтобы все эти документы, были не каждый сам по себе, а составляли единый организм, в котором всё чётко взаимосвязано. Разработка такой документации – это своеобразный компас, который указывает каравану правильный путь.
С целью оказания методической помощи библиотекарям и улучшения качества обслуживания читателей сотрудники отдела разрабатывают и издают методические пособия. Тематика и объем их разнообразны: от дайджеста и закладки до солидного сборника. На сегодняшний день это более 60 изданий, которые помогают в организации работы не только сотрудникам нашей библиотеки, но и библиотекарям города. Особым спросом пользуются:
- Календарь знаменательных дат (ежегодно готов в августе)
- Экологический календарь
- Блокнот руководителя
- Библиословарь: современные термины, понятия, определения
- Выставка в интерьере современной библиотеки
- На крутых виражах библиографии
- Милосердие на книжной полке: библиотерапия
- Новое тысячелетие: библиотека и чтение юношества
- Социальное пространство – важная составляющая библиотечной деятельности
С мая 2006 года методический отдел начал выпускать информационный бюллетень «Библиопульс», который быстро завоевал популярность у коллег. На сегодня уже выпущено более 20 номеров. Бюллетень знакомит: с интересными мероприятиями, событиями, информирует о последних изданиях, разработанных сотрудниками МУК «ЦГБ» и выпущенных РИК (Редакционно-издательская комиссия), о конкурсах и победителях, интересных встречах, поздравляет юбиляров и именинников.
Важную роль в организации методической работы играет фонд методической литературы. Это как глоток воды, без которого невозможно движение каравана дальше. И мы уделяем этому очень большое внимание. Мы выписываем почти всю профессиональную периодику и методические пособия, направленные на организацию деятельности современной библиотеки, мы привозим из командировок пособия, изданные нашими коллегами из других городов и областной библиотекой, мы щедро делимся с гостями нашей библиотеки своими наработками. Мы ведем «Картотеку методиста» и «Картотеку сценариев», электронную базу методиста. Все это позволяет нам давать до 400 профессиональных консультаций в год.
За высокую профессиональную деятельность, инициативность, активную жизненную позицию сотрудники нашего отдела не раз отмечались различными наградами: Областными, городскими, министерскими, профсоюзными грамотами, благодарностями мера, Управления культуры, Департамента образования и различных общественных организаций. А заведующая отделом в 2004 году награждена Знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
У нас беспокойный, любознательный, ищущий, идущий в ногу со временем и даже на шаг вперед, коллектив. Для себя мы выработали свой тиль работы и руководством в этой работе являются «Заповеди методического общения»:
· Чтоб в обучении избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений. Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете коллег вы окончательно.
· Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника. Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
· Стремись изучать коллег настроение, их мимику, жесты и глаз выражение. Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень, что говорят они смехом, слезами… Учись себя видеть другими глазами!
· Организуй контакты вне работы (пусть прока нет порой, но ведь и нет порока…)
· По пустякам не возникать! Конфликты нейтрализовать! Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!
· Библиотекарь! Чтоб найти подход к нему, начни с вопросов: «Почему?» «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?», инициативен будь при том.
· Полнее используйте роль одобрения. И избегайте шаблона в общении! «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
· Фамилия редко бывает нужна. Запоминайте коллег имена!
· В игре и спорте, танцах и работе – везде вы личный пример подаете. Нельзя об этом забывать. Собой учитесь управлять.
· Чтоб уважения у коллег добиться, слово и дело должны сходиться!
· Вы должны оптимизмом лучиться, пусть даже с риском потом ошибиться.
· Не увлекайтесь глупыми приказами, не пугайте сотрудников ужастиками разными. Сотрудники не любят грубые фразы: выполнят просьбу, а не приказы.
· Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!
· В мелочь каждую не нужно вам вникать. Что-то можно «не услышать», что-то можно «не понять…».
· Ставьте себя на место коллег и сможете их понять поскорей! Занимайтесь главным делом – здоровьем их ума и тела. Интересуйтесь не периодически их усталостью физической. Психической.
· Не будьте мелочными и злопамятными, старайтесь выражаться грамотно.
· Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом». К сотрудникам своим относитесь любя, злиться вы можете лишь на себя!
· Не будьте скучными, банальными, старайтесь быть оригинальными. Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте…
· Наказывать работой «непедагогично». Но если так, трудитесь с ними лично. Пускай коллеги ваши понимают, что методисты и за них страдают.
· Признать ошибку потрудитесь, перед коллегой извинитесь. От этого авторитет ваш вовсе не сойдет на «нет».
· Если не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.
Методист! Учи, но ради Бога, не досаждай моралью строгой!