Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры

Пришвин.jpg


4 февраля — 145 лет 
со дня рождения
русского писателя 
Михаила Михайловича Пришвина 
(1873–1954) 

 




Занятие тридцать шестое


Мир пьесы, мир театра прекрасен и загадочен.
Что может быть лучше, чем вместе с героями пьесы переживать боль и любовь, богатство и бедность, радость и грусть.

Чтение всегда помогает отвлечься от повседневных забот и провести свободное время с пользой. Когда-то давно чтение пьес, инсценировка в домашнем театре были любимыми занятиями для всей семьи! Чтение пьесы дарило и чудесный отдых, и истинное удовольствие, которое может доставить только чтение интересного литературного произведения.
Современная литература - это тонкое понимание человеческого сердца, проблем становления человека в обществе, сила любви и страсти, безнадежность горя и откровение отчаяния. Все это в немалой степени есть и в таком жанре как драматургия. Встретившись с хорошей литературой, вы сможете открыть дверь в удивительный мир человеческого сердца со всеми его достоинствами и недостатками.
Сегодняшняя драматургия – это современный стиль описания, простота композиции, красочная линия сюжета, тонкость и колоритность диалогов. Лучшие шедевры современной драматургии открывают многие истины современного общества: семейные проблемы и личные переживания.

Среди собравшихся на занятии «Университета» были как любители современной драматургии, так и яростные ее противники. Кто-то заявлял, что драматургические постановки не только интересно смотреть, но и читать, ведь в них, по условиям жанра, все продумано до мелочей: единство действия, персонажи, линия сюжета и пр. Другие опровергали их высказыванием о том, что читать, размышляя о вечном, о незыблемом и прекрасном, лучше в прозаическом произведении. Там больше простора для фантазии и размышлений.
Каждая эпоха и каждое поколение – это ветви прекрасного дерева жизни. И хотя дерево всего одно, его ветви разные и во многом отличаются друг от друга. Так и в драматургии: произведения классиков и современников отличаются во многом, а во многом схожи. Схожи в человеческих чувствах, судьбах и конфликтах, а отличаются пониманием и обыденностью окружающего мира.

Сегодня в театре не всегда можно получить наслаждение как от пьесы современного драматурга, так и и от интерпретации классического произведения. У собравшихся было большое количество претензий и вопросов к сегодняшнему театру и его постановкам, поэтому и разговор получился более серьезным, чем ожидали.
Историк театра Юрий Дмитриев назвал трагедией современного театра именно «отсутствие современных пьес». Тех произведений, которые ближе современному человеку из-за сходства обыденных ситуаций, которые освещают все проблемы цивилизованного общества и помогают зрителю или читателю обрести свет надежды во мраке всех жизненных сложностей.

Так что же сумели разыскать, прочитать и прочувствовать участники «Университета»?

О пьесе Юрия Полякова «Одноклассники» рассказала Светлана Чистякова.
«Пьеса вышла в 2009 году. В предисловии Юрий Поляков написал: «Российский театр словно и не заметил жуткую социально-нравственную катастрофу, потрясшую Россию в девяностые, прошел мимо нее, точно сытый банковский клерк мимо побирающегося ветерана. Это фантастически нетипично для нашего театра. Неужели спонсоры оказались страшнее следователей НКВД? Самое грустное заключается в том, что произошло все это в годы, когда власть в кои-то веки дала российскому театру „вольную“. И тогда я решил попробовать сочинить пьесу, такую, какую сам как зритель хотел бы увидеть на сцене».
"Одноклассники", как выразился сам автор, это "удар по мозгам". Время действия – распад Советского Союза. Сюжет пьесы — встреча одноклассников в день 40-летия любимца класса Ивана Костромитина, инвалида-афганца. Здесь, за столом, герои вспоминают, а заодно выясняют отношения. Каждый - со своей непростой, но такой знакомой историей: отличница и пай-девочка Светлана Погожева стала школьной учительницей, она несчастлива в браке и хранит тайну рождения своей 20-летней дочери (так и неясно, кто ее отец – Иван или Виктор); Михаил Тяблов - священнослужитель; Федя Строчков – школьный поэт, на которого возлагали надежды в юности, спился и стал бомжем; Анна Фаликова - королева красоты в отставке, скатившаяся до эскорт- услуг, мужа нет, детей нет; Боря Липовецкий - эмигрант, живет в Австралии, издает русскую газету мизерным тиражом, среди одноклассников словно зарубежный гость; Олигарх Виктор Черметов — двоечник, выросший с отцом-алкоголиком, он стал самым богатым человеком в городе и даже баллотируется в мэры.
Их судьбы, исповеди, поступки - честный портрет современного российского общества 2000-х. В судьбах этих сорокалетних есть от каждого из нас. В 20-летнем возрасте у нас были мечты, к которым мы шли. И порой к 40-ка годам понимаем, что пришли совершенно не туда. Увы, так происходит со всеми героями этой пьесы. Собрались все на день рождения Ивана Костромитина. Он, не смотря на то, что не скажет по ходу действия ни слова, - идейный центр пьесы. Его все любят и есть за что, каждому он в свое время чем-то помог, причем не ради благодарностей, славы, корысти - просто от души. Но все друзья его же и предают. Иван, конечно, герой, но после Афганистана он превратился в “овощ”, какая теперь от него польза? День рождения Ивана Костромитина оказывается формальным поводом для встречи, а ждут все как из печи пирога Чермета, потому что каждому от него что-то надо: Свете - денег (муж назанимал денег, теперь в бегах), священнику - трубы в храме поменять, эмигранту – работу, красавице – срочно выйти замуж. Чермет – антагонист Ивана Костромитина. Он тоже афганец, воевал, награжден орденом, но война не сделала его лучше, наоборот, ожесточила. Да, он готов помочь одноклассникам, он отправляет на лечение Федю, помогает деньгами матери Ивана, но его помощь тоже имеет свою цену…
Пьеса противопоказана тем, кто идет в театр отдохнуть и не хочет "грузиться". В ней показаны реальные истории, любовь, взаимоотношение человека и времени. Есть о чем поговорить и подумать.

Свое мнение о современной драматургии высказал и Артем Ершов. Он подготовил для сообщения сразу три прочитанные им пьесы:
«Пьеса «Чайка» Бориса Акунина является продолжением Чеховской «Чайки» - герои те же. Пьеса написана в жанре детектива. Акунин начинает действие с того, что Константин Гаврилович Треплев не застрелился, а его убили. В роли сыщика здесь выступает врач Дорн, по задумке Акунина являющийся родственником Эрвста Фандорина, ведущего род от немца фон Дорна. В каждом явлении – разный убийца. На мой взгляд, это не очень интересная книга, к тому же она не заставляет задуматься.
Гораздо интереснее пьеса «Инь и Ян». Сходство ее с «Чайкой» заключается в наличии нескольких, точнее двух, версий (черной и белой). В каждой версии – разный убийца. Герои пьесы – семья Борецких, Эраст Фандорин, Маса и слуги Борецких, а также нотариус Слюньков и доктор-англичанин Диксон. В начале пьесы умирает один из Борецких – Сигизмунд Иосифович. Свое огромное состояние он завещал Инге, племяннице, а племяннику Яну (молодому медику-экспериментатору) завещал японский бумажный веер. В одном из последующих явлений умирает брат Сигизмунда Борецкого – Казимир. Приехавший Фандорин рассказывает легенду о веере, согласно которой тот обладает волшебной силой. Гаснет свет, веер исчезает, и начинается расследование загадочных событий…
Комедии Максима Кантора, составившие сборник «Вечер с бабуином», показывают разных представителей современного общества: бандиты, банкиры, художники, журналисты, правозащитники. Как всегда в своих произведениях Кантор обращается к политическим темам, философствует об отечественной истории и современной жизни. Комедии наполнены тонким канторовским юмором. Единственное, что может напугать читателя, – мотив каннибализма, присутствующий в комедиях «Курортники» и «Вечер с бабуином». Видимо, по мысли Кантора, люди настолько одичали, что уже готовы есть друг друга. В заключение хочется заметить, что герои Кантора – очень интересные и колоритные типажи».

Не менее ответственно к заданию подошла и Евгения Денисова, для выступления она подготовила пьесу молодой ученицы Николая Коляды, жительницы нашего города - Екатерины Васильевой. В 2009 году та вошла в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Драматургия» с пьесами «Я идиотка», «Поговори со мной» «Там, за Ладожским озером». В 2011 году стала лауреатом премии «Дебют» с пьесами «Ты была у меня», «Люби меня сильно» и «Однажды мы все будем счастливы».
Евгения решила познакомиться с творчеством Екатерины Васильевой, выбрав пьесу «Забери меня к себе». После прочтения ее мнение оказалось неоднозначным: экстравагантное произведение о довольно странной семье.
Дальнейший выбор Евгении пал на произведения Алексея Слаповского, достаточно известного российского писателя, драматурга и сценариста. В пьесах Слаповского Евгения отметила для себя язык автора - достаточно спокойный, без жаргонов. Хорошее впечатление осталось у нее от лиродрамы «Тихий ангел», пьесы «Нареченная невеста, страшная, но интересная быль (по мотивам русских народных бытовых сказок)» и предновогодней комедии «Парикмахерша во время эпидемии». Пьесы Слаповского интересные, с юмором и неожиданной концовкой. Они достаточно легкие для чтения и почти всегда заканчиваются необычно.

Имя Ярославы Пулинович звучало на встрече несколько раз. Так, именно ее произведения выбрала для своего доклада Юлия Кистер:
«Ярослава Пулинович родилась 13 июля 1987 года в Омске. Окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (отделение драматургии Николая Коляды). Стипендиат Союза театральных деятелей. Я прочитала несколько пьес и киносценариев автора: «За линией», «Я не вернусь», «Бесконечный апрель», «Птица Феникс возвращается домой». Все они были поставлены на сцене. Расскажу о двух последних, написанных в 2011 году. Пьеса «Бесконечный апрель» несколько раз переносит нас во времени: из Петрограда 20го года прошлого столетия в Ленинград 30х, затем 40х годов и, наконец, в Санкт-Петербург наших дней, где умирает старик, всю жизнь проживший в одной квартире. В ней и происходит действие, а на дворе – всегда апрель. Сюжет повествует о судьбе четырех поколений одной петербургской семьи через воспоминания главного героя - Вени. «Что я сделал главного в этой жизни?» - мучается он вопросом и приходит к выводу – «Ничего не сделал». На самом деле он прожил долгую трудную жизнь, как сотни, тысячи других людей. Вот что говорит его внучка, когда приходит с другом в эту квартиру:
«Здесь пахнет историей, да? Вот люди жили. Какие судьбы, наверное, да? Другое время совсем, другие люди. У меня был потрясающий героический дед. Он тут блокаду пережил. Вот это были судьбы, не то, что мы. Такие сильные люди, столько всего сделали…. Только подумать, мой дед – он же в одно время с Битлами жил, с Леноном, с этим, с Гитлером, с Достоевским, блин! Нет… С Достоевским не жил. С Бродским! С Бродским точно жил! Ты представляешь, вот здесь мой дед жил в блокаду, и здесь, в этом городе, по этим улицам ходил маленький Бродский! Или не ходил? Да по любому ходил! Ты прикинь? Ты только прикинь. Нет, это просто в голове не укладывается. Они ведь даже могли на улицах там где-то встречаться…. Да, вполне могли».
И тут читатель понимает, что в далеком блокадном апреле, когда Веня встречает на улице двухлетнего потерявшегося мальчика, находит его маму, он, возможно, спасает Бродского. Стихами поэта «Наступает весна» заканчивается пьеса и мы понимаем, что нет в жизни другого смысла, кроме как жить, любить, помогать ближним и оставить о себе память в виде старых фотографий, глядя на которые внуки скажут: вот это были судьбы!
Прочитала с удовольствием, глубокий смысл, интересный сюжет, а главное, есть пища для размышлений.
«Птица Феникс возвращается домой» - это почти сказка. При этом для семейного чтения или просмотра. Ироничная, умная, добрая. Про маленькую бойкую кошечку Тосю, считающую себя великой певицей, и бесконечно одинокую птицу Феникс по имени Феликс, вынужденную жить вечно. Случайная встреча переворачивает их жизни и становится началом захватывающего путешествия по всему миру».

«Федерико, или Оккупация – милое дело», так необычно называется пьеса драматурга Татьяны Орловой, опубликованная в журнале «Урал» за 2014 год в первом номере, о которой рассказала Татьяна Русакова. Пьеса - это монолог в одном действии.
«Имя этого драматурга неизвестно, или не очень известно. Поэтому я попыталась что-то узнать из биографии автора. И самые исчерпывающие сведения прочла в этом же журнале. Я узнала, что автор пьесы родилась после войны, детство провела в Германии. Училась на филологическом факультете Саратовского государственного университета. Живет в Саратове. В 70-х годах имела публикации в журнале «Литературная учеба», написала несколько пьес. Из Интернета я узнала, что прочитанная мною пьеса была поставлена в московском театре «Около дома Станиславского» режиссером Юрием Погребничко. Там же я узнала, что Татьяна Орлова эту повесть прислала бандеролью. Из повести сделали пьесу, урезали ее на треть.
О чем эта пьеса? Во-первых, она автобиографична, во-вторых, это еще один, возможно, трагический взгляд на послереволюционную историю нашей страны. Одна «шизофреничка» пишет мемуары для потомков. В психбольницу ее сдал собственный сын. Можно предположить, что она бомж из интеллигенции. Она пишет свои воспоминания, чтобы хоть что-то оставить после себя. Это горькие и одновременно веселые воспоминания о детстве, на протяжении всей пьесы сравнивается жизнь людей в СССР и Германии. Сравнение идет на бытовом уровне, на предмет, что ели, как одевались, что покупали, на что копили, что вывозили, как относились немцы к русским.
Вот лишь несколько цитат из пьесы. «… русские победители живут хуже побежденных».
«Конечно, мы и маргинальные, мы и деклассированные, может, мы и ленивые, может, мы и дебилы, а уж дегенеративные, так это вообще точно. Мы что ни сделаем, у нас все во вред получается. Нас несет – мы жертвы социальности, и это наш путь».
В тексте пьесы нет последовательности, как порой не бывает стройности в наших внутренних рассуждениях. Героиня перескакивает с одной мысли на другую. И все же создается единое полотно размышлений. Здесь яркий язык, запоминающиеся сравнения и описания происходящего, много горькой иронии, много абсурда. Но такова действительная наша жизнь. Например: «… самого Евтушенко мы не знали, а его разгром у нас был сильным. Училка по литературе принесла кипу газет и кричала: «Это надо так сказать – я не знаю, откуда у нас берется электричество!» Так, милые дети, Евтушенко сказал за границей. А то бы мы мало знали, кто такой Евтушенко. А так узнали и полюбили».
Невольно вспоминаются «Философские письма» Чаадаева об устроенности жизни западной, и нелепости жизни российской. И остается пронзительно щемящее чувство горечи. Многое ли изменилось с тех пор?!»

Пьесу современного испанского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма» представила собравшимся Екатерина Берестова.
«В пьесе речь идет о мире современного офиса крупного холдинга. Герои проходят собеседование в борьбе за престижную должность с приличной зарплатой. Но есть одно затруднение: место одно, а соискателей четверо. Кто же останется и получит заветное назначение? Что это? Рядовое собеседование или изощренная интеллектуальная игра. Следует «досмотреть» пьесу до конца, чтобы прочувствовать, как современные психологи выворачивают человеческую жизнь наизнанку. В этой пьесе есть и над чем подумать и необычная интрига сюжета, которая не отпускает до конца спектакля.

В процессе беседы о современной драматургии звучали имена Николая Коляды «Баба Шанель», «Скрипка, бубен и утюг », Ю. Лоза «Культур-мультур», Ярослава Пулинович «Я не вернусь!..» и другие.

Вообще чем интересны современные драматурги и их произведения? Наверное тем, что в них открываются все чувства и эмоции человека, живущего в наше непростое время. Интересные сюжетные линии, динамика чувств и эмоций, поучительные выводы – вы можете открыть дверь в новый, неведомый доныне мир. А можете попасть и на темную сторону, там, где все плохо, а на сцене бомжи, проститутки, их алкогольные пересуды, проблемы неадекватных детей и их не менее сумасшедших родителей. Где все настолько черно и беспросветно, что становится просто жутко и жаль не только своего времени, но даже тех малых денег, что потратил на билет.

Делая общий вывод, хочется сказать: дарите себе только положительные эмоции, читая шедевры современной драматургии!


Назад
Тест-драйв для знатока
В каком году был учреждён Международный день безопасного интернета?