Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры

romanova.jpg


3 сентября — 85 лет
со дня рождения
русской писательницы 
Натальи Игоревны Романовой 
(1933–2005) 




Читательское обсуждение по повестии Владислава Крапивина «Тополята»


1 октября в рамках университета «Библиотекарь читающий» состоялось обсуждение новой книги Владислава Крапивина «Тополята». Сотрудники Центральной городской библиотеки разделились в оценках романа на две группы: первые высказались о романе отрицательно, сказав, что эту книгу дети читать не будут и что это самая неудачная работа автора, «ворчание старого писателя». Финал «притянут за уши», книга «призывает детей на баррикады» и предлагает два выхода из сложной ситуации – волшебство или прыжок с карниза. Некоторые из участников полагают, что библиотекарь и классный руководитель в работе с детьми может использовать этот роман только фрагментарно.

Не менее эмоционально высказывалась и противоположная точка зрения: роман написан на высоком уровне, подобных книг пока нет, в романе поднимается новая тема - ювенальная юстиция, автор ставит нравственные вопросы, призывает оставаться человеком в любой ситуации. Используя материал романа, можно провести массовое мероприятие, классный час (правда, это потребует длительной подготовки), можно просто посоветовать читателю для вдумчивого чтения.

Участники семинара проанализировали смысл названия – в нем заложены аллюзии к событиям в Новочеркасске, к произведению В. П. Крапивина «Тополиная рубашка», заголовок символизирует преемственность поколений.

В романе «Тополята» многочисленным отрицательным персонажам – «ювенальным тёткам», «ментухаям» противостоят положительные герои – Тенька и Кабул (Владик), Тенькина мама, дворник Виталя, подпоручик Куликов, омбудсмен Спарин и другие. Роман как и многие другие произведения В. П. Крапивина раскрывает внутренний мир ребенка, его переживания в часы одиночества.

В своем романе «Тополята» В. П. Крапивин призывает к укреплению семьи, объединению людей в борьбе со злом. Он не зовет детей на баррикады, в его книге дети призывают взрослых очнуться и принять активное участие в жизни общества и государства.         

  Артем Ершов

«Как много говорилось на встрече - книга больше о ювенальной юстиции, чем о тополях. Для меня с самого начала было тяжело определиться, в каком времени идет повествование. Поэтому и не легко читалось. Роман стал интересен лишь к конце, когда началась сама развязка. Мне показалось, что в романе поднято слишком много тем для одного произведения. Эту книгу бы для детей я не посоветовала, но отдельные главы для уроков-дискуссий для подростков я бы порекомендовала. Например, те же отношения дружбы между Тенькой и Шуриком, отношения детей к деду, ситуации конфликтов и так далее.В романе был один момент, который показался мне жестоким – это когда не смотря на борьбу взрослых, детей, тополя все же срубают! Получается, все это противостояние, жертвы не имели смысла! Я считаю, книга должна настраивать на позитив, а тут получается, что нечего хорошего нам и не будет, как бы мы не боролись. Есть власть и другие силы, которые решают все. Книга не однозначна. Но впечатление она оставила не позитивные».                   

Евгения Денисова

«Впечатление о книге двойственное. С одной стороны книга написана в лучших крапивинских традициях: душевная книга с хорошим слогом, затронуты важные актуальные и проблемы – противопоставление власти и общества, детей и власти, ювенальной юстиции, детской беспризорности, православного воспитания. Читается легко, быстро увлекает и не отпускает читателя. Понравилась философская мысль автора о закономерности, существующей в мире: когда кто-то обижает беззащитное существо,где-то в мире случается катастрофа. Погибла Лиска - в Индии слетел пассажирский экспресс, убили Симино семейство – в Исландии активизировался вулкан и т. д. Горькие взаимосвязи. От людской несправедливости вздрагивает матушка природа. Нельзя никого обижать – и это правильно.
С другой, – уж очень в повести все пессимистично, все доведено до крайности. Мир резко делится на черный и белый, нет полутонов. Все взрослые, облеченные властью, плохие, ювенальные тетки – фашистки в юбках, милиционеры – бандиты. Редкий хороший представитель власти -омбудсмен, для того чтобы выручить Кабула действует в обход закона.Зачем нужны такие законы? Если это Россия, то уж очень неприятная. Не хотелось бы жить в этом мире. Больно царапнуло описание нравов в православном лагере с его доносами и порками. После прочтения книги остается неприятный осадок: неужели нет у нас совсем ничего хорошего, кроме этих честных и справедливых мальчишек - тополят?
Мне не хватило в книге позитива».                  

Светлана Чистякова

«Сложная тема, для детей ли? Чего больше у этих ребят детства или проблем? Несчастные взрослые. Злые чиновники. Беззащитные родители. Тема ювенальной юстиции – жизненна, мы видим, что порой бюрократизм ее служителей перевешивает все добрые порывы и идеи, заложенные в ней. Описанные Крапивиным ужасы опеки, детдом, спецприемник, злые педагоги оставляют у читателя лишь негативное впечатление от книги. Ребенок сразу вспоминает такие, казалось бы, забытые слова как «фашист», «эсесовец», «ментухай», «штурмбанфюрер». Я заметила часто возникающее в книге противостояние детей под лозунгом «назло им» - родителям, власти, педагогам, милиции и т.д. Откуда это вообще в голове уребенка? А ведь от Владислава Петровича мы всегда ждем пусть грустной, но теплой и доброй сказки, обязательно со счастливым концом. В «Тополятах» даже детские фантазии – хоть и сказочные, но грустные. Попав в карцер, один из героев, Владик начинает размышлять о Родине, есть ли она, была ли, как любить родину и за что? Кем он вырастет защитником или зверем. Такой вот юный бунтарь одиночка, кто из него вырастет? По ходу повести у меня возникли вопросы и о православном лагере, его воспитанниках, педагогах и мерах привития здесь духовности и веры. Весь роман построен на плохих и хороших, бесконечные пары антагонистов. Не спорю, дети здесь есть и чудесные, защищают тополя, Косу, свои зеленые дворы, мир, где живут они и их родители. Вот только детское ли это дело идти на баррикады? Мне трудно будет понять мотив ребенка, который бы захотел прочитать эту книгу просто так для себя, уж больно она отличается от привычных и любимых нами книг Крапивина».                             

Алена Шашкина


Назад
Тест-драйв для знатока
Кто является родоначальником династии уральских горнозаводчиков Демидовых?