Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Марина Ананьевна Котова родилась в г. Дзержинске Нижегородской области. Окончила филологический факультет Нижегородского университета. Преподавала русский язык в средней школе, работала корреспондентом в газете, в библиотеке. Окончила Высшие литературные курсы Литературного института им. А. Г. Горького. Работает редактором в издательстве.
Печаталась в журналах «Наш современник», «Москва», в «Литературной газете». Автор двух книг стихов. Лауреат Всероссийской премии «Традиция» и журнала «Москва» за цикл стихов «И что мне тишь медлительная вод».
Член Союза писателей России. Живет в Москве.
Просматривая в журналах подборки стихов Марины Котовой, пробегала глазами «по диагонали», никогда не вдумывалась в глубину её поэзии. И вдруг – как молния ударила – обожгло дыхание, защипало глаза. Таких щемящих, пронзительных строк не встречала давно, пожалуй, после лирики Николая Рубцова так не плакала и не замирала душа.
Поэзия Марины Котовой очень лирична: всё, о чем она пишет, прошло через сердце, непережитое ею самой, придуманное не звучит в её стихах. Есть поэты – сочинители стихов, она не сочиняет, она сочится стихами:
«Рассказать безответной бумаге,
Как душа безоглядно болит».

Она видит «мир своим, особым зреньем». Она знает, что Бог наделил её даром Слова, поэтому её долг выполнить свое предназначенье:
«И пока я жива, всё, что вижу, и знаю, и помню,
Что прозреет душа, переплавить в слова предстоит».

Марина Котова в своей лирике может передать такие нюансы, такие тончайшие мгновения, неясные переживания, что просто диву даешься. Например, томление человеческого духа о разрыве первоначальной связи с природой. Эта гармония была утрачена по вине человека. И вот сейчас он эту связь пытается восстановить, хочет проникнуть в тайны природы, через природу понять самого себя. Человек понимает, что без единения с мирозданием его жизнь не обладает полнотой. Человек страдает от этой разъединенности, он несчастлив, а древняя память подсказывает, что счастье было. Примеряя окружающий мир на свой аршин, он очеловечивает природу. Лирическая героиня вступает в спор с такой позицией, пытается убедить себя, что всё надумано:
«И что мне этот шум вершин сосновых?
Нет, ни полслова не расслышать в нем».

Стоит ли внушать себе, «что хвои плеск не просто колыханье, а внятная, осмысленная речь?». Зачем «навязывать природе человечье и человечьи чувства в ней искать?». Природа живет по другим законам:
«Не стонет ветер, сосны слёз не льют.
Не стелется печаль по луговине».

Но героиня жаждет живого общения с мирозданием. Спрашивается, зачем?
«Как будто боль старинная затихнет,
Как будто в жизни всё пойдет на лад,
Лишь только связь тончайшая возникнет
И я пойму, о чем они шумят».

Тоска по утраченному раю, небесной Отчизне, осознание своей вины, молитва о прощении терзают душу героини:
«Как будто будут все мои ошибки
Оправданы и тотчас прощены».

Марина Котова создает замечательные образы-символы. Например, образ ветра-строителя:
«По кирпичику ветер неспешный, немой работяга,
Вечный каменщик свода небесного, без мастерка и стропил,
Лишь единым дыханьем, прозрачной чудесною тягой

Разрушал то, что сам возводил и воздушным раствором крепил».

Вечность у неё – это «заводь затопленных звёзд», «где стихов прозрачен сон, где смысл теряют имена и даты»; женщины, не встретившие в своей жизни любви – незабудки, женщина-мать – рябина. Поэзия Котовой полна ярких метафор:
«И узелки деревья увязали,
И раны туже затянули мхом.

И вот уходят в зиму, увязая,
По щиколотку в золоте сухом»
.
Поэтесса своим проникновенным взором видит, как «звезда, позвякивая, бьётся в мёрзлый край небесного ковша», видит, что «июлю колосья травы достают до кустистых бровей», видит, «когда цветы лицо от солнца прячут в темень травных складок». А как вам – «снег – пушистый зверь на мягких лапах»? А вот это – «лисой уходило закатное солнце в леса».
Настоящая наша жизнь состоит из мгновений, но мгновений значительных. Способны ли мы эти мгновения запомнить, не просмотреть, дождаться? У лирической героини «душа встает на цыпочки, томится», ожидая «предчувствия дивного чуда». И долгожданное, выстраданное чудо приходит:
«И вдруг глаза защиплет, лишь заслышишь
Звук с колокольни дальней. Вот опять…
Ах, только б не спугнуть, не расплескать
Вот этот миг, дарованный мне свыше».

Женщин с неудачной судьбой, «этой бабой крикливой и злой», отцветших до времени, не познавших материнского счастья, поэтесса выводит в образе цветов, которые пытаются расти и цвести в холодное дождливое лето.
«Кого они в глуши своей лесной
Так ждали, кто им был судьбой обещан».

Читаешь и слышишь трепет женского сердца:
«Привстав на цыпочки, во все глаза глядели,
А то вдруг ни с того и ни с сего
От хруста обмирали, холодея».

Но не оправдалась надежда на счастье:
«…устала ждать душа –
Поблекли и осыпались неслышно».

Какие красивые образ нашла Котова для описания печальной, часто встречающейся женской судьбы!
Но есть и такие, которые ждут до конца, не теряя надежды:
«Лишь куст один, в печальной ворожбе,
От ветра скрытый в яме придорожной,
Все цвел и цвел, отчаянно, тревожно,
И не сдавался смерти и судьбе».

А вот горькая рябина, такое распространенное в России дерево, олицетворяет собой мать. Вот мы видим, как «рябина к дороге выходит и кормит щеглов янтарем». Пока стая ненасытных детей-щеглов
«Пьет жар ее жадно, навзрыд,
В холодное небо врастая
Раскинувши руки стоит».

Женщина-мать отдает всю свою любовь, нежность, заботу, тепло детям. А они, вскормленные-вспоенные ею, улетят от неё и забудут старую мать. И плачет она потихоньку, дожидаясь непутевых своих детей у дороги:
«Сутулится возле проселка
Одна на багряном снегу».

Но нет у неё обиды на детей – все простит, все забудет. И в молитвах будет просить для них счастья.
А вот когда в дальней стороне придет горе и скорбь:
«За что уцеплюсь, чтоб не сгинуть,
Коль беды у самых дверей?..
За тонкую эту рябину
На родине горькой моей».

Вдовья участь. Сколько женщин на Руси оставались без мужей, погибших на защите Отечества:
«Женам оставался плач великий,
У икон поклоны до земли.
Князю – рана от стрелы каленой.
Князю – слава. Да редеет рать.
Женам – погребальные пелены,
Надрывая сердце, вышивать».

Зачастую вдовы уходили в монастырь до конца дней оплакивать своих мужей, русских воинов. Многие несли послушание – «ангельские лики, свод небесный выводить сноровистой иглой» - вышивать покрывала, облачения, иконы. Работы золотошвей, дошедшие до наших дней, это прекрасные произведения искусства.
«Чтобы переплавить боль в искусство,
Пред святыми упадали ниц.
Отблеском молитвенного чувства –
Дивный свет от древних плащаниц».

И остались нам на память
«Точно драгоценные мгновенья
Жемчугами шитые шелка».

В творчестве Марины Котовой не только лирические переживания, она заявляет свою четкую гражданскую позицию:
«В эту землю мне лечь. Потому я за все в ней в ответе.
За колосья и храмы, за дикие травы у троп».

И хотя «обжигает мне щеки болезненный жар лихолетья», родная земля даст силы пережить и это лихо: «но прохладен и свеж у ворот колокольчиков сноп».
Современная Москва, потерявшая истинное лицо, заселена «народом с окраин». Город строится, но русский ли это город? Нет!
«Там новая Америка встает,
Глумясь своим оскалом белозубым».

Кажется, что сама Россия потерялась, умерла, сгинула.
«Грязь и плевелы, чуждой воли груз.
И мертвечиной тянет, как с погоста.
Но Русь жива, жива Святая Русь
Под темной кровоточащей коростой».

И тот, кто ещё помнит свои корни, свои традиции,
«В чьей памяти калиновы мосты
Из сказок слиты с песней о приволье,
Расслышит звук призывный колокольный –
Так бьется сердце русское Москвы».

Котова поднимается до высоких философских глубин, в её поэзии звучит прозрение:
«Я знаю: близость смерти – путь кратчайший
К морозной, страшной ясности ума».

Какое откровение истинного таланта! Перед окончанием жизненного пути мы, наконец, начинаем понимать скрытые от нас сокровенные истины.
«Они придут – пронзительны, стооки,
Слепящей вспышкой – остальное хлам, -
Те самые, провидческие, строки,
Что лишь над бездной открывают нам».

Жизнь человеческая тяжела, особенно много бед и лишений выпадает на долю русского человека. Мы часто гонимся по жизни за миражами и не ценим того, что рядом. Мы получаем удар за ударом от судьбы. Чем же нам утешиться? Что нам «на горькие дни сберегает печальная память»? Кажется, не так уж много: «огромное озеро – синий сверкающий полоз», «огненных ягод…щедрую горсть», «тишь медлительных вод», «где, руками закрывшись, от холода плачут цветы», где «струилась озерной травы борода», «эта медь, серебро, тихих вод долгожданная милость», где «плясало солнце красным скоморохом».
Но когда эта красота предстает перед глазами,
«Задохнуться от счастья не дай мне, о память, дай роздых!»
Эти мгновения жизни – величайший дар человеку.
«Только это и есть, а на что мне ещё опереться
В этой тающей жизни…».

И только это и возьмет с собой человек в вечную жизнь.
«И настанет мне срок.
И стрижом, что летит по извечному синему кругу,
Пронырну в глубину…Снова запахи луга и мёд…
И закатным лучом озарит напоследок округу –
Что душа собрала в узелок и с собою возьмет».
Долгалева Т.М.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.