Шашкина А. Л. "Пестрый мир современной книги"
Чтение уходит из нашего досуга. Но ведь чтение, не только приятное времяпровождение, но и профессиональная составляющая работы библиотекаря. Трудно и, наверное, немного страшно представить себе совершенно не читающего библиотекаря.
Сегодня часто поднимаются вопросы чтения и не чтения среди наших пользователей, звонят во все колокола по этому тревожному поводу, и очень редко, за небольшими исключениями вспоминают о том, как и что, читают сами библиотекари. Тот безотрадный факт, что исследования, посвященные данному вопросу, лишь подтверждают общие выводы о падении интереса к книге у тех, от кого в первую очередь и зависит настроение и отношение к книге в обществе, не должен давать повода опускать руки.
Мы не станем ни подтверждать, ни опровергать сей прискорбный факт. Мы будем исправлять сложившуюся ситуацию. Мы – это библиотекари Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил нижнетагильской центральной городской библиотеки. Мы – это «студентки», добровольно поступившие в «Университет «Библиотекарь читающий».
Чтение вписано в контекст межличностных отношений человека. Интерес к книгам поддерживает и воспроизводит эти отношения, но и сам воспроизводится и поддерживается ими. Наверное, в любом коллективе есть те, кто читает по-прежнему, много и жадно, стараясь первыми вызнать о книжных новинках и получить право на их первопрочтение. И есть так называемые аутсайдеры, мирно плывущие в своем любимом литературном жанре, не выходя из его берегов. Мы решили, не откладывая в долгий ящик, объединить тех, кто любит книгу, и тех, кто давно перестал интересоваться книжными новинками, в группу единомышленников, чтобы переломить сложившуюся ситуацию и доказать, что читающий библиотекарь – это не исчезающий вид профессионалов.
2009-й год для нас оказался богат на события, одним из которых стало открытие «Университета «Библиотекарь читающий». «Читающий» для нас значит - думающий, развивающийся, открытый для нового. Прекрасно понимая, что не все библиотекари -фанаты чтения, и не все свободно ориентируются в современном литературном процессе, организаторы и задумали создание «Университета».
Как у каждого учебного проекта, у него есть свои цели: формирование культуры чтения библиотекаря и развитие его личностно-творческих и профессиональных качеств. И задачи: научить библиотекаря (а через него и читателя) искусству выбора книг для делового (полезного), а также – развлекательного (для души) чтения; научить методам ознакомления с литературой, а затем ее рекомендации и представления информации о ней читателям. А чтобы учение шло интересней, были продуманы и формы занятий: презентации; обучающие, деловые игры; круглые столы по дискуссионным вопросам; творческие встречи и, конечно, самообразование.
Первый вступительный экзамен был нами сдан в тот момент, когда каждый из абитуриентов принял для себя решение о том, что он действительно хочет учиться, что пришла пора встряхнуть себя и вдохнуть новую жизнь в свою профессиональную деятельность. Круг чтения библиотекаря - составная часть его профессионального статуса. Особенность же заключается в том, что он никогда не читает только для себя, его чтение транслируется и на читательскую аудиторию.
«Библиотекарь читающий» – это не клуб по интересам, а учеба. Здесь каждый «студент» активно работает, говорит, выступает, а иногда и сам становится «преподавателем». В такой форме «Университет» стал для нас своеобразным экспериментом, где всем и всему пришлось учиться. На наших ежемесячных встречах для каждого нашлась интересная тема, кроме того, обязательной для всех стала и самостоятельная работа в виде домашнего задания.
Первое занятие мы провели в форме организующей игры «Коллективное планирование», целью которой было создание плана работы «Университета» на ближайшее время. Нам хотелось решить два главных вопроса: чего мы ждем от занятий и что мы можем сделать для этого?
Вот основные оргмоменты игры. Для начала все участники разделились на 4 микрогруппы, каждая из которых получила свой персональный вопрос. Произнеся вслух стихотворный призыв, настраивающий на работу, группа занялась обсуждением заданных вопросов.
Ответ на вопрос вписывался в одно из «окон» карточки под номером своей группы. Группа могла дать один ответ или записать предложения каждого члена группы. После этого карточки передавались из одной группы в другую, пока заполненная карточка не возвращалась вновь к микрогруппе, которая начинала с ней работу. Получив карточки, заполненные всеми участниками игры, и прочитав все предложения, группа систематизировала их в 3-5 конкретных рабочих предложений. Затем каждая группа выдвигала спикера, который уже выносил эти предложения на общее голосование. По итогам голосования были выбраны мероприятия, которые решено проводить в первую очередь. Объявленные темы были названы приоритетными, следующим этапом стало назначение ответственных за их проведение.
Так, играючи, был составлен план работы нашего «Университета». А первым домашним заданием для его участников стала подготовка к читательской конференции.
Одной из форм привлечения к чтению считаются читательские конференции. Но как часто проходят такие мероприятия сегодня в библиотеке? Наш коллектив достаточно читающий, но и нам порой не хватает возможности поговорить о прочитанном с коллегами. Второе занятие «Университета» было решено провести в форме читательской конференции. Идею для которой нам подсказала статья Л. Н. Чуносовой.[1] Целью конференции стало составление списка книг для чтения библиотекарей на ближайшее время.
Поскольку участников было много, а мнение и выбор каждого для нас важен, мы разделили аудиторию на несколько групп так, чтобы смогли высказаться все. Участникам конференции был выдан примерный план представления книги.
Как же проходила работа в группах? Каждый участник представлял книгу, которую по желанию мог принести с собой. Группа, слушая и записывая информацию о книге в выданный «читательский дневник», в свою очередь задавала вопросы докладчику. Организаторы записывали все озвученные книги на доске. Следующим этапом стало обсуждение и выбор от группы книги – лидера, которая затем презентовалась остальной аудитории для так называемой «золотой полки» библиотекаря.
Теперь время от времени мы обязательно будем пополнять нашу «полку» и ставить туда книги, которые заинтересовали большинство слушателей «Университета».
Я думаю, вам тоже интересно, какие же книги назывались. Поскольку среди презентовавшихся книг были и последние литературные новинки, и просто любимые книги, список вышел достаточно пестрым. Но кое-что из них мы назовем: Я. Л. Вишневский «Одиночество в сети», М. Москвина «Гений безоглядной любви», Ю. Вознесенская «Паломничество Ланселота», П. Коэльо «Алхимик», А. Бабченко «Дизелятник» и др.
Наибольший интерес и отклики получили три книги: Михаил Елизаров «Библиотекарь», Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» и Сергей Минаев «Духless». Вот, что говорили о них сами библиотекари: «Повесть о ненастоящем человеке» - таков подзаголовок книги Сергея Минаева «Духless». Автор, современный модный писатель, телеведущий и удачливый бизнесмен, говорит об извечной проблеме русского интеллигента с поправкой на начало XXI века.
Главный герой произведения – современный Евгений Онегин. Среда, в которой обитает этот представитель поколения тридцатилетних, и есть тот самый «офисный планктон», о котором сейчас, в период наступающего кризиса, так плачут средства массовой информации. Место действия – Москва. Дорогие машины, квартиры, тряпки, жратва, ночные клубы, курорты – вдруг всё стало доступно. Но, имея всё для удовольствия, «золотая молодежь» не имеет ничего за душой. Здесь нет ни любви, ни истинной дружбы, ни элементарной порядочности. Ложь, надувательство, лицемерие, соперничество царят в этом фальшивом мире. И большинство чувствует себя в этой среде прекрасно. Повесть неслучайно называется «Духless», так как «less» в немецком языке обозначает приставку «без» - без духа. Только у главного героя ещё не совсем убита совесть, но он не видит выхода, да и не ищет его. Он говорит: «Поскольку все мы уже давно отравлены ядами цинизма, пошлости и человеконенавистничества, накопившимися в нашем организме за столь недолгую жизнь, то, пожирая друг друга, мы все вымрем, в конце концов».
Конец книги удручает полнейшей безысходностью. Нет никакой альтернативы, нет света в конце туннеля. Вот что страшно! И если говорить о художественных особенностях книги, налицо утрата тех традиций, которые выработала великая русская литература. Русская литература всегда давала надежду, подсказывала пути решения проблемы, подводила человека к катарсису, за которым следовало воскресение. В книге все это отсутствует, потому что прервана преемственность, утрачен опыт предыдущих поколений: прошлого нет, а настоящее ужасно, следовательно, нет будущего. Язык произведения – компьютерный новояз, подкрепленный матерными словами, как будто никогда не знавший ни Пушкина, ни Гоголя, ни Тургенева.
Книга остросовременна, ибо русский человек, проблему которого двести лет назад поставил Пушкин в «Евгении Онегине», подошел к критической черте, к роковому пределу, за которым не будет ни России, ни русской нации; останется только население, без корней, без традиций, без смысла жизни.
Советую прочитать эту книг и задуматься – может быть, ещё не всё потеряно. Потому что этот роман, по большому счету и про нас. (Долгалева Т. М.)
Детство всегда ярко запечатлевается в памяти людей. «Похороните меня за плинтусом» книга – воспоминание, Павла Санаева. Автор ее - член актерской семьи Санаевых. Его дед – Всеволод Санаев, мать – Елена Санаева, а отчим, кому и посвящена книга – известный актер и режиссер – Ролан Быков.
Так сложилось, что родители Павла часто бывали на съемках, в поездках по стране, и поэтому его детство прошло у бабушки и дедушки. Казалось бы, ничего плохого. Тысячи внуков проживают у деда с бабкой. Однако сколько существует людей, столько и методов воспитания. Много лет назад бабушка потеряла сына и поэтому всю свою нерастраченную любовь направила на маленького внука. Постоянное хождение по врачам, чрезмерная опека и забота о нем сделали ее злобной и ожесточенной. Она стала своеобразным домашним тираном. Бабушка по-своему берегла и воспитывала внука: кутала его в теплую одежду, давала лекарство, запрещала гулять, заставляла по нескольку раз переписывать домашнее задание и постоянно упрекала его, деда, дочь и проклинала весь белый свет.
Бабушка не одобряла и выбор своей дочери. Лютой ненавистью ненавидела она своего зятя и называла его не иначе как злобный карлик. Дочь свою осуждала и была против встреч Елены с внуком. Постоянно была всем недовольна и враждебна. Вот в такой атмосфере жил маленький Павел. Безусловно, этим самым она разрушала психику мальчика. И, наверное, произошла бы трагедия, если бы мать не выкрала сына и не увезла домой.
Несмотря на то, что тема воспитания в произведении обнажена, книга написана интересно, доброжелательно, с большим юмором. И в первую очередь тем, что автор прощает своих родных и помнит их. (Козиенко Т.М.)
Хочу представить книгу «Библиотекарь», роман-победитель премии «Русский Букер» за 2008г. Ее автор, молодой писатель, родом из Украины – Михаил Елизаров. Чем же цепляет книга? Для начала – заголовком, ведь в название автор вынес нашу профессию. Как минимум это интригует, а как максимум – захватывает и несет вас от первых страниц до последних. Удивительно, но толстенный роман читается легко и очень зримо, как будто смотришь уже готовый бестселлер.
Многие из нас помнят большое количество книг, посвященных целинникам, подвигам в Великую Отечественную, ежедневным невидимым трудовым подвигам рабочих и крестьян. Ими были заполнены фонды библиотек в 70-80 –х. И вот, наступают времена, когда за остатки этих «сокровищ» по всей стране начнутся поиски, за них будут вестись нешуточные битвы.
Так во имя чего же все это происходит? «… покуда читаются Книги, одна за другой, без перерыва, страшный враг бессилен. Страна надежно укрыта незримым куполом, чудным покровом, непроницаемым сводом, тверже которого нет ничего на свете, ибо возводят его незыблемые опоры – добрая Память, твердое Терпение, сердечная Радость, могучая Сила, священная Власть, благородная Ярость и великий Замысел. …Тот, кто читает Книги... – бессменный хранитель Родины. Таков Замысел Книг». И хочется думать, что не только приведенных в романе, но и всех остальных.
Это жесткая, яркая и неподдающаяся классификации книга. Ее нельзя назвать ни фантастической, несмотря на сюжет, ни мистической, это и не боевик, хотя в книге множество сцен кровавых боев. Скорее это притча, жестокая и недобрая, но очень мудрая. (Шашкина А. Л.)
Организаторы занятия смогли убедиться, что проведение читательских конференций по-прежнему способствует развитию интереса к чтению и создает необходимые условия для общения.
Как показывают исследования - круг интересов россиян вообще достаточно узок, а в ходе социальных перемен для большинства он стал еще ýже. Ведь чем порой нам дорога хорошая литература, а тем, что заставляет думать, воспитывает. Этим, кстати, она и отличается от плохой. Такой подход осуществим ко всем видам искусства. Классическая музыка не только будит самые высокие чувства, она заставляет наш ум и душу трудиться. А вот попса (в любом проявлении) нужна, чтобы «голова отдыхала». В итоге живопись сменила инсталляция, танец - эротические пляски, музыка, в основном, «опопсела», театральное искусство вырождается в шоу. Список можно продолжить...
Третье занятие прошло в виде мини-семинара, на котором мы говорили о «Книгах людей, которые учат нас жить».
За последние несколько лет увеличилась доля небеллетристических книг, имеющих самое общее назначение, но скорее обращенных к женщинам – полезные советы на все случаи жизни, пособия по кулинарии, книги о поддержании хорошей физической формы, энциклопедические словари и т.д.. Список «гуру советов и рецептов» велик, чтобы проверить это, достаточно заглянуть в ближайший книжный магазин. Так кто же сегодня правит нашими умами и вершит наши судьбы? Кто эти чудесные люди, говорящие нам, что и как носить, как устроить личную жизнь, как разбогатеть, как обрести гармонию, как вылечиться.
За два часа занятия мы смогли коснуться лишь верхушки этого айсберга и обратить свое внимание на малую часть из них. Так обратили мы свои взоры на «творчество» светской львицы и телеведущей выпустившей книгу о моде - «Стильные штучки от Ксении Собчак» и «Маски, блески, бигуди. Азбука красоты». Как оказалось, Ксюша точно знает: главный секрет женской привлекательности заключается, прежде всего, в любви к себе. «Если ты не знаешь, как ухаживать за собой, то какая вообще из тебя женщина!», - заявляет автор и, ничего не скрывая и не утаивая, делится с читателем своим жизненным опытом.
Сейчас полки книжных магазинов просто ломятся от литературы, которая отвечает любым вкусам потребителей. Издатели стараются идти на опережение интересов, а может именно они их и формируют? Когда-то в советских газетах и журналах публиковались небольшие рубрики советов психолога читателям. Сегодня это стало крупнейшим направлением книготорговли. Царь и бог здесь - Михаил Литвак - психотерапевт, член-корреспондент РА естественных наук, психотерапевт европейского реестра. Он написал 24 книги, самые известные из которых – «Если хочешь быть счастливым», «Принцип сперматозоида», «Принцип Айкидо», «Командовать или подчиняться», «Из Ада в Рай».
Литвак - создатель КРОССа (клуба решивших овладеть стрессовыми ситуациями), где можно обучиться психологическому грамотному общению и ораторскому искусству. Он - потрясающая личность, график его семинаров и лекций расписан на полгода вперед. Семинары стоят около 6 000 руб., и именно за эти деньги, и всего лишь за два дня Михаил Ефимович обещает уладить вашу семейную проблему, стать счастливым, помочь подняться по служебной лестнице (в анонсе на сайте звучала такая фраза: после семинара – зарплата увеличивается в 2-3 раза). Так кому же не захочется опробовать эту методику сегодня в период экономического кризиса? Если честно, в ходе семинара у нас выявились и активные поклонники Литвака и те, кто достаточно убедительно опровергал его основные «жизненные принципы».
Очень многие сегодня массово увлечены популярным учением Фэн-Шуй. Практически в каждой российской квартире можно увидеть трехлапую жабу, денежные монеты, колокольчики счастья и прочую атрибутику этого направления. Порой эти китайские штучки мирно соседствуют со славянскими оберегами и языческими фигурками домовых. А сколько литературы о самолечении. Три полки только Геннадия Малахова, а еще неизвестный «Доктор», как он пишет себя с большой буквы Коновалов. И нигде нет информации о том кто эти люди, как они прозрели до того, чтобы учить нас как лечиться. Но, к сожалению, на эту тему никто из сотрудников не решился поговорить.
Нужно признать, что и литература о еде сегодня – животрепещущая тема, вызывающая интерес у широкой публики. Пожалуй, кулинария – едва ли не единственная область современной жизни, имеющая в качестве своей аудитории самую «широкую публику». Еда становится предметом всеобщего внимания. Книги и издания по кулинарии сегодня на пике: Ю. Высоцкая, Д. Донцова со своими нехитрыми рецептами домашнего кулинарного счастья - у читателя в фаворитах. Написали книги по кулинарии и романтичная Е. Вильмонт, и детективщица Ю. Шилова, и даже ужасно хозяйственная няня А. Заворотнюк.
Но оттого, что мы едим, возникают новые проблемы – вес. Это - замкнутый круг. Но и здесь находятся люди, которые просто не могут оставить нас в беде. Кто только не советует и не делится рецептами приобретения стройной фигуры. Одна из них неплохо пропиаренная Маргарита Королева, выпустившая только в этом году уже две книги: «Похудеть навсегда!» и «Легкий путь к стройности». Эффективность своей методики она доказывает на личном опыте и хорошей рекламной раскрутке среди бизнесменов, политиков, а также звезд отечественного шоу-бизнеса.
Но, оказывается, по мнению Интернета, не менее популярна в ряду борющихся с лишним весом и Екатерина Мириманова. Что за фигура, спросите вы? Екатерина, как утверждают редакторы, нашла в себе силы побороть собственную полноту и похудела на 60 килограмм без негативных последствий для здоровья. Издательство «Эксмо» выпустило уже пять книг, посвященных ее похудению и психологии современных женщин, желающих изменить свою жизнь. Вот так легко сегодня можно стать звездой.
Люди, учащие нас жить, разные. Интересным для участников показался рассказ о популярных в Рунете коротеньких новеллах Андрея Ломачинского «Рассказы судмедэксперта». Судмедэкспертиза - наука весьма специфическая, и автор в свою книгу кроме безобидных околомедицинских баек включает и довольно эмоциональные, затрагивающие чрезвычайно неприятные темы (расчлененные трупы, криминальные аборты и т. д.). Автор – врач, и по роду профессии много знает о своих пациентах, и очень рано приобретает такое качество, как проницательность. Жизнь человека перед ним как на ладони. И так же, как на ладони, она предстает в его рассказах, со всеми ее перипетиями. Если у вас крепкие нервы, то добро пожаловать в завораживающий душу мир криминальной медицины.
Но, вернемся к литературе психологического жанра. Ее так много, что трудно выбрать: В. Леви, доктор Курпатов и мало нам пока еще знакомый Дж. Кехо, который всего лишь четверть века назад был обычным человеком, каких миллионы, но затем решил начать свою жизнь начала и на другом уровне. Рассказ о Джоне Кехо – канадском писателе и тренере, сделавшем себя сам, буквально с нуля, причем весьма необычным способом, сумел вызвать в нашей аудитории определенный интерес.
Хорошо когда в наши руки попадает книга, написанная профессионалом или хотя бы человеком, не понаслышке знающем об описываемых проблемах. А если нет? И чем платим мы, покупая и прочитывая литературу такого любителя? Вы, наверное, тоже заметили, как легко сегодня стать писателем. Победил наркоманию, похудел, бросил пить – напиши. Поработал в рекламе, стала моделью – напиши и станешь кумиром тысяч людей. Ты – ведущий на телевидении – тогда сам бог велел тебе написать о себе.
Мы не ставили себе задачей клеймить позором всех этих людей или издательства, выпускающие такие книги. Хотя примеров такого «любительского» писательства можно было найти много. И в педагогике, и в политике, и в бизнесе. Сегодня пишут все и обо всем. Принимаются заказы на любые темы. Статус писателя могут получить и бывшая работница рынка, и дама с Рублевки, журналист и офисный служащий, и даже президент. В наших фондах новинок современной нехудожественной литературы, той, что завалены полки книжных магазинов, немного, но они есть. И нам, как профессионалам, важно всегда быть в курсе. Иногда мы как тот аптекарь, заменяющий лекарство по рецепту, которого не оказалось в данный момент в наличии, другим, похожим по составу, и все же возможно имеющим свои побочные эффекты…
На четвертом занятии мы дружно задумались на тему «Hомо Legens – какой он?». И начали мы разговор с того, что порой путь читателя к библиотекарю существенно затрудняет сложившийся в обществе стереотип образа самого библиотекаря. К отличительным чертам нашей профессии почему-то относят робость, не всегда высокий интеллект, самоуглубленность, нервозность. Встречается даже такая точка зрения, что библиотекарь или как чаще говорят библиотекарша - это, как правило, странноватая личность, отличающаяся от остальных людей несуразным поведением и эксцентричностью характера. Безвкусно одетые, порой и просто неряшливые, обязательно в очках со старомодным пучком на голове, то и дело шикающие на читателя и вообще весьма неприятные особы, мелькают в кино, мультфильмах, рекламных передачах и газетных статьях.
Занятие мы начали с чтения небольшого фрагмента из книги Кати Сергеевой «Утро понедельника или Феррари в сугробе». Это книга – забавные похождения молодой очаровательной бездельницы, которая, как и положено сегодня столичной красавице, учится престижном Вузе, а значит как любой студент в один прекрасный момент, она просто обязана столкнуться с библиотекой и ее сотрудниками. Вот эту встречу, мы и обсудили.
И все же, все не так ужасно. Многие читатели по-прежнему уважительно относятся к библиотеке и библиотекарям, стремятся к установлению с нами более тесных контактов. Но порой они хотят не только получить консультацию о том, какие именно книги есть в библиотеке, но и обсудить с нами прочитанное. Они высоко оценивают библиотекарей, с которыми можно поговорить о новинках литературы, да и на другие, интересующие их темы. А также, благодарны тем, кто лучше помогает разобраться в уже прочитанных книгах.
Нам стало интересно выяснить, а какими же качествами должен обладать библиотекарь, ежедневно находящийся в контакте с читателями. Ведь если еще десять-пятнадцать лет назад высоко ценились широкий кругозор, знание литературы; вслед за которыми шли такие качества, как внимательное отношение к читателям, умение установить с ними эмоциональный контакт, любовь и уважение к людям., то абсолютное большинство современных исследований показывает, что в первую очередь читатели отдают предпочтение таким качествам, как вежливость, внимательность, доброжелательность, а затем уже оценивается наша эрудиция и компетентность.
Исследования лишь подтверждают известную ситуацию: успех или неуспех во взаимоотношениях библиотекаря и читателя непосредственно связан с коммуникативными качествами библиотекаря – его способностью расположить к себе людей, т.е. теми качествами, которые сами библиотекари никогда не ставят на первое место. Для того чтобы проверить себя и сломать общепринятые стереотипы, представ перед читателем интересным и умным собеседником, знатоком психологических тонкостей, был проведен игровой тренинг «Иду на контакт».
Так какой он этот homo legens, «человек читающий»? Чем он живет, что читает? Что мы знаем о своем читателе, исходя не только из данных его формуляра, но и учитывая его читательские предпочтения, культуру выбора литературы. Начать было решено с себя. Что каждый из нас ожидает от прочтения выбранной им книги, например, от художественной литературы, задали мы вопрос слушателям. Что для нас книга – источник информации, способ развлечься или возможность думать, совершенствовать свои духовные качества? Проверить это, было решено с помощью Анкеты оценки читательской установки[2].
Библиотекари давно уже пытаются разложить своих читателей «по полочкам». Например, существует несколько типологий читателей только художественной литературы. Прослушав мини-лекцию на эту тему и ознакомившись с различными вариантами типологий, мы остановились на типологии предложенной Беляевой[3], которая выделяет четыре типа читателей по характеру восприятия. Взяв немного упрощенную схему, делящую читателей на романтический, информационный, интеллектуальный и эстетический типы чтения, было решено закрепить полученные знания. А сделали мы это с помощью небольшой практической игры «Даешь аннотацию». Разделившись на группы и вспомнив все, что знаем о теории составления читательской аннотации, мы сочиняли рекомендации для романтиков, интеллектуалов, эстетов, и тех, кто ищет и улавливает в художественных книгах только конкретную информацию. Каждой группе для книжной рекомендации досталась хорошо знакомые книги, сложность заключалась в том, что название книг было скрыто обложкой, а рекомендовать ее надо было всем вышеуказанным типам читателей.
Вот, например, как прозвучали краткие рекомендации по книге И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Для читателей романтиков: «Увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Сюжет, от которого невозможно оторваться»; для познавателей: «Эта книга поможет вам управлять людьми, добиваться своей цели любыми, даже самыми невероятными средствами»; для интеллектуалов: «Вы с интересом знакомитесь с чуждым для себя мировоззрением, но критически относитесь к тому, что читаете? Тогда похождения известного авантюриста это то, что вам надо»; для читателей – эстетиков: «Для тех, кто ищет радость от «звучащего слова». Каждая фраза этой книги может стать крылатой».
Оказывается, и знакомая всем классика может с помощью хорошей профессиональной рекомендации получить новую читательскую жизнь. А очередным домашним заданием было составление аннотаций по типам читателей на выбранную уже лично каждым книжную новинку.
Литературоведы и филологи будущего, которым предстоит изучение литературных процессов нашего с вами времени, без сомнения, сойдутся в одном, что конец XX – начало XXI века ознаменовался небывалым расцветом русской женской литературы.
- Уважаемые коллеги, как вы считаете, женская проза - это то, что одни женщины пишут, а другие – читают?
Действительно, давно известно: читатели женской прозы - далеко не сплошь женщины. То же самое касается и авторства: вовсе не все «женские бестселлеры» написаны женщинами.
Пришлось признать, что понятие «женская литература» - субстанция летучая и трудноопределимая. Однако утверждать, что она - фантом и в действительности подобного феномена просто не существует, тоже неверно. Существует, и еще как. Женская литература - это, по сути, то, что создано в литературе женщинами. Но постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества.
А началось наше занятие с игры-разминки для знатоков женской литературы. Ведь женщины-писательницы – это примета не только нашего времени. Если заглянуть в историю, какие там имена, и какое разнообразие жанров! Тут и авантюрный роман, и нравоучительный роман, и классический женский роман, и детектив. Женское литературное творчество в России тоже, оказывается, имеет богатую историческую традицию, связанную с именами Екатерины II, А. Панаевой, Н. Дуровой, Л. Чарской, А. Вербицкой, З. Гиппиус и многих других.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»" - написала когда-то женщина. Сор? Маловажные мелочи? Просто жизнь. Жизнь, сущностная часть которой почти утратила для многих свою значимость и распознаваемость. В литературе не бывает мелочей. Под пером женщин даже сор стал преображаться. И дальше наш разговор пошел о том, как развивалась женская литература в 70-80-е годы, когда творили Г. Щербакова и В. Токарева. Они первыми стали писать о том, что было для них важным: о бытовой стороне жизни, об отношениях в семье и на работе, о детстве и юности, о любви и детях, о знакомых, друзьях и родственниках. Но на фоне тогдашней прозы - преувеличенно мужской и избыточно политизированной - эти камерные сюжеты казались милыми, но маргинальными и не заслуживающими внимания. Женщин не запрещали, но и мало печатали. Женская же проза, продолжала жить и развиваться по своим законам.
Сдвиги с женской литературой активнее стали проявляться в девяностых. Пожалуй, пиком этого процесса стало присуждение Букеровской премии роману Л.Улицкой «Казус Кукоцкого» (на основании решения Министерства Юстиции РФ автор признан иностранным агентом). Складывается впечатление, что в лице Улицкой символическим образом было премировано все направление, вся плеяда авторов-женщин одновременно.
Затем разговор плавно перешел на обсуждение творчества и чудесной, лиричной С. Шенбрунн, и надрывно-жизненной Н. Горлановой из Перми, и Т. Набатниковой, и Н. Смирновой, и эмигрировавшей в Израиль Д. Рубиной. Отметили мы и тот факт, что из-за плеча этих авторов начинает выглядывать новое поколение писательниц, среди которых А. Матвеева, чья повесть «Перевал Дятлова» вошла в шорт-лист премии имени Белкина; блестящая М. Рыбакова - ее роман «Анна Гром и ее призрак» наделал много шума несколько лет назад; А. Гостева, выпустившая весьма своеобразный романы «Travel агнец» и «Дочь самурая»; И. Денежкина, едва не получившая за свои незамысловатые казалось бы рассказы премию «Национальный бестселлер», и в чем-то схожая с нею Д. Симонова, с книгой «Половецкие пляски» и многие-многие другие. Добрые впечатления оставила прослушанная аудиозапись рассказа молодой екатеринбургской писательницы Ирины Денежкиной «Ты и Я» из ее сборника «Дай мне!».
Вспомнили мы и молодых о писательницах гламурной жизни петербургскую Е. Колину и О. Робски с ее московскими новорублевскими страданиями.
Запомнилась слушателям и экскурсия по выставке «Маленький праздник для женской души», посвященная современному российскому литературному небосклону, где почти все звезды носят женские имена. Здесь вам и огромное созвездие Детектива: Маринина, Дашкова, Донцова, Устинова. И ведь все сплошь - звезды первой величины. Каждая в своем роде. Есть тут и планетарная система Большой литературы: Толстая, Петрушевская, Улицкая, Славникова, Рубина. Исходит романтическим сиянием светила Вильмонт, Арсеньевой, Берсеневой (на основании решения Министерства Юстиции РФ автор признан иностранным агентом). Загадочно мерцает в туманности Литературной Мистификации - то ли Макс Фрай, то ли С. Мартынчик. При равной степени "удобоваримости" у каждой из наших знаменитых писательниц своя "изюминка", особенно привлекательная именно для ее аудитории.
На сегодня издатели отмечают два основных соперника за читателя: женский детектив и женский роман. Участникам занятия предложили стать свидетелями небольшой словесной дуэли, которая прошла в рамках игры – дискуссии «Любовь или расследование или «Анжелика против Насти Каменской». Организаторы предложили двум оппонентам сразится за читательскую аудиторию «Университета» в жанрах «женский любовный роман» и «женский детектив». А слушателям предоставлялась возможность проголосовать за того из оппонентов, чье мнение им покажется более убедительным. (После каждого вопроса зрители могли посылать свои «звонки» на тот или иной «телефон». Красные за любовный роман, синие – за детектив. Каждой из выступающих предлагалось выбрать себе двух помощников для группы поддержки и еще трое выступили в роли независимых экспертов). По окончании дискуссии эксперты высказали свое мнение о том, чье выступление было более доказательным и аргументированным.
Вот такой интересный разговор состоялся у нас на очередном занятии. Удивили слушатели «Университета» и своими домашними заданиями. Их задачей было составление рекомендательного списка по теме «Маленький праздник для женской души». Подбор материала и выбранные темы поражали своим разнообразием. Как оказалось, книги написанные «женщинами для женщин», могут стать «праздником» для любой и по абсолютно любому поводу, потому что это: «книги, чтобы отвлечься от забот» и «чтобы погрузиться в мир красивых чувств и отношений», «книги, которые помогут женщине в заботе о себе, о семье» и т.д.
Рассуждая о роли литературы сегодня, мы отметили для себя и тот факт, что в последнее время вошло в моду пророчить литературе и книге смерть, как чему-то уже допотопному и ушедшему в прошлое. Договорились даже до отсутствия полного читательского интереса к современной литературе. Но так стремительно отвыкание от чтения не происходит, и так дружно не перестают терять интерес - тем более ко всей литературе разом, как по команде.
Интересен и тот факт, что несмотря на, казалось бы, падение интереса к книге и чтению в России появляются все новые и новые литературные премии. Помимо известных государственных премий учреждаются негосударственные, муниципальные, премии местных администраций, общественных фондов, союзов писателей, литературно-художественных журналов, клубов любителей литературы, литературных фестивалей, книжных ярмарок, частных лиц, список можно продолжать. Значит, количество писателей не уменьшается? Здесь, кстати, вспомнился и небольшой рассказ Олега Хафизова «Последний читатель», который мы с удовольствием и зачитали.
- Как вы думаете, сколько же литературных премий сегодня в России? - с этим вопросом мы обратились к слушателям шестого занятия «Университета». Мы насчитали их 335.
- Некоторые полагают, что в России до сих пор литературные премии дают одним книгам, а читают совсем другие. Вы согласны с этим? - обратился ведущий к аудитории с новым вопросом.
Сейчас, когда литературных премий появилось едва ли не больше, чем существует в стране авторов, когда в премиальный процесс пришли большие деньги, мы решили поближе с ними познакомиться, и темой нового занятия стали «Литературные премии России».
Литературные премии разнообразны и разнонаправлены как в организационном, так и в идеологическом плане. Складывается целый институт литературных премий, отличающихся (во всяком случае, декларативно) коллегиальностью в отборе лауреатов, демократичностью, доступностью быть выдвинутым любому талантливому писателю.
Все премии условно можно разделить на: международные (Нобелевская, Букеровская и др.) и национальные (Гонкуровская французская, Пулицеровская американская; национальный Букер – английский, российский и т.д., Государственная российская и т.д.); отраслевые (в областифантастики, исторического романа и т.д.); именные – премия Астрид Линдгрен – международная премия в области детской литературы и т.д.; неформальные – Антибукер, премия им. Андрея Белого и т.д.
Из-за ограничения во времени и большого количества различных премий, мы смогли затронуть лишь наиболее интересные, на наш взгляд, литературные премии России. Как оказалось, история литературных премий в России насчитывает более 170 лет. Так сюрпризом для многих оказался тот факт, что учредителем первой именной премии был потомок основателей наших тагильских заводов Павел Николаевич Демидов. Ее целью было содействовать преуспеванию наук, словесности и промышленности.
Разговор шел как о государственных премиях в области литературы и искусства, так и о негосударственных, к которым относятся премии от общественных фондов, частных банков, писательских организаций, региональных властей, редакций журналов, книготорговых организаций, издательств и просто отдельных людей, учреждающих сегодня каждый свою премию.
На сегодня одной из престижных премий современной России считается – литературная премия «Букер – Открытая Россия», история создания которой сама по себе достойна написания романа. Еще одной известной премией считается «Национальный бестселлер»,учрежденный в 2000 году.
Говоря о премиях, старались упоминать и тех, кто их получает. Так, вспомнили и поговорили о лауреате «Нацбеста» за 2009 г. А. Геласимове с книгой «Степные боги», о книгах - победителях прошлых лет: «Грех» З. Прилепина, «Венерин волос» М. Шишкина и «Борис Пастернак» Д. Быкова.
Делясь впечатлением от прочитанных книг победителей или номинантов тех или иных премий, мы пытались ответить на вопрос, действительно ли играет какую-нибудь роль тот факт, что автор или его книга стали победителями престижной литературной награды, влияет ли получение такой премии на наши читательские предпочтения. Вопрос остался открытым, но тот факт, что о большинстве книг победителей мы все-таки наслышаны, а кое-что и сумели прочитать, пока что говорит в пользу премий.
Интересной показалась слушателям новая премия «Дебют»для молодых, учрежденная писателем Д. Липскеровым и Международным фондом «Поколение». Организаторы сумели доказать, что лауреаты и финалисты их «Дебюта» действительно становятся известными писателями. Наш земляк Василий Сигарев, открытый «Дебютом», ныне признан зарубежными СМИ самым многообещающим молодым драматургом в мире. Пьесы его переведены на английский, немецкий, польский, французский, датский, шведский, голландский и другие языки. Сигарев – также лауреат престижной британской премии Evening Standard Theatre Award.
Интересный момент. Как оказалось, ближе всего нам творчество писателей, выдвигаемых на премию «Большая книга». Главная задача премии - пробудить интерес общества к большой литературе, сделать книгу полноценным участником общественной жизни. Большинство книг ее финалистов – Д. Быков («Пастернак»), А. Волос («Аниматор»), А. Кабаков(«Все поправимо», «Московские сказки»), О. Славникова («2017»), Л. Улицкая(«Люди нашего царя», «Даниэль Штайн, переводчик»), М. Шишкин («Венерин волос»), Д. Рубина («На солнечной стороне улицы»), В. Маканин («Асан»), – любимы и читаемы нами. Как говорят сами создатели «Большой книги», список ее номинантов - «это приглашение интеллигенции к чтению современной литературы.
Попытались мы поразмышлять и о том, имеет ли значение получение той или иной премии для самого писателя? На наш взгляд, в случае с литературной премией, ее получение должно значить для писателя ни много, ни мало, а перемену участи. Перемену участи может означать только успех у читателя. Премия — это вектор, чтобы за тобой пошли массы.
Так понемногу двигаясь вперед, мы подошли к концу первого года обучения. И на седьмом занятии было решено подвести итоги прошедших занятий, проверить полученные знания. Сюрпризом для «студентов» стала «сдача» их первого экзамена, прошедшая в форме игры «Самый читающий библиотекарь 2009».
Немного упростив правила телеигры «Самый умный», мы оставили три основных этапа. В первом отборочном туре приняли участие все присутствующие, таким образом каждый слушатель смог сдать свой «персональный экзамен». Вторым заданием был «дешифровщик», и те, кто первыми смогли назвать фамилию известного писателя, заданную организаторами, автоматически вышли в финал игры. В последнем испытании тройке финалистов пришлось проверить свои силы уже в шести блоках вопросов. Выбранные темы звучали так: «современная литература», «чтиво», «детская литература», «премии», «классика» и традиционная для этой игры категория «секрет», в которой мы зашифровали нашу профессию.
Если вы думаете, что нашим игрокам было легко, попробуйте сами ответить на вопросы: в каком городе встретятся влюбленные из романа «Одиночество в Сети» Я. Вишневского; назовите писательницу, назвавшую собственного ребенка именем своего любимого героя — Тимофея Кольцова; назовите российского автора, которого по выражению писателя Захара Прилепина, можно отнести к «классике для бедных»; художника времен Возрождения, вдохновившего на роман Дину Рубину; гитариста из знаменитых «Битлов», сочинившего сказку о бельчонке Вилке; вспомните «одно из самых красивых зданий в Москве» на крыше которого произошла встреча Воланда и Левия Матвея; вспомните, кто автор романа «Библиотечная полиция», в котором загадочные призраки выбивают из должников задержанные или утерянные библиотечные книги любым способом и назовите премию для фантастов, название которой состоит из сплава и представителя семейства брюхоногих. Вы знаете ответы на эти вопросы? Мы - да!
Приятным моментом стало и награждение победителей этой непростой игры.
Вот такие неплохие, на наш взгляд, итоги занятий в «Университете «Библиотекарь читающий» мы можем сегодня подвести. А впереди нас ждут разговор о молодых литераторах и книгах для молодежи, ток-шоу «Личность в литературе», мини-экскурсия «Интернет для читателя» и еще множество идей и планов.
Ежемесячные занятия вдохновляют нас на дальнейшие встречи. Надеемся, что и вам рассказ о нашем «Университете» позволит провести время, потраченное на его прочтение, с пользой.
[1] Чуносова Л. Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению // Школьная библиотека. – 2007. - № 4. – С. 12 – 16.
[2] В. А. Бородина Библиотечное обслуживание. – М., 2004. – С.91.
[3] Библиотекарь и читатель: проблемы общения. – С.Петербург, 1993. – С. 26.