Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры

Тютчев.jpg

5 декабря – 215 лет
со дня рождения
русского поэта 
Фёдора Ивановича Тютчева 
(1803 -1873)




Рыженкова Л.Ю. Читатель и библиотека: современные практики:


  Выступление на X Всероссийской научно-практической конференции «Детская книга как энциклопедия мира детства»
(РГППУ Нижний Тагил, 19 октября 2017 г.)

электронная презентация

В последние годы на разных уровнях в разных аудиториях не умолкали разговоры о кризисе чтения. Действительно, сегодня специалисты констатируют, что книга изменила свой статус, потому что информация передается в различных форматах. Чтение стало частью практики «сидения в сети». Но кризис ли это или просто смена культурной формации? Это покажет будущее.

Что же происходит в библиотечном обслуживании нашего города, какие читательские предпочтения демонстрируют наши юные пользователи и как библиотекари реагируют на вызовы времени, рассмотрим далее.

По итогам 2016г. общее количество библиотек в городе составило – 135. (в 2014г. – 147, в 2015г. – 139). Из них наибольшее количество составляют библиотеки образовательных учреждений – 64 и муниципальные библиотеки – 24.

Количество пользователей муниципальных библиотек – 93 851 (2016г.) человек.
Из них дошкольники составляют 8% от общего количества пользователей, школьники представлены следующим образом:
1-4 классы – 61%
5-7 классы – 25%
8-11 классы – 14%

Наблюдается ежегодный прирост виртуальных посещений, который связан с популярностью сайта библиотеки и востребованностью сервисов ЦГБ, предоставляемых удаленным пользователям (читальный зал Президентской библиотеки, издания Литрес, базы учебной литературы и т.д.).
Общаясь с современными детьми, специалисты видят, что меняется подход к чтению, появляются другие интересы.

В августе этого года мы провели анкетирование «Летние предпоЧтения». Анкета включала в себя 15 вопросов открытого и закрытого типа.
Задачами исследования стали: изучение и анализ свободного времени детей, определение места летнего чтения в нем; выявление литературных предпочтений подрастающего поколения; установление роли библиотеки в организации досуга.
В общей сложности было опрошено 569 человек.
По возрастному признаку участники исследования представлены следующим образом: дети от 6 до 10 лет – 33,5%, подростки среднего школьного возраста 11-14 лет – 54%, старшеклассники 15-16 лет – 10%, 2% – не указали возраст.

Акцентирую ваше внимание на результатах, связанных с выявлением литературных предпочтений. Полностью с отчетом по исследованию можно познакомиться на сайте библиотеки.
Чтение во время летних каникул воспринимается нашими читателями как способ саморазвития, приобретения новых знаний и в то же время, как интересное занятие.

Круг жанровых предпочтений современных детей выглядит достаточно разнообразным: фантастические истории (44%), веселые истории (31%), сказки (20%), журналы (17%), комиксы (15%), ужасы (4%), детективы (3%), книги о животных (2%) и др.
Мы часто говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Мы попросили ребят назвать книги, которые стали открытиями лета.
Было названо 227 произведений, из которых 58% (161 название) составила отечественная и 42% (116) зарубежная литература.

И хотя в последние десятилетия мир меняется особенно быстро, российская школьная программа по литературе во многом остается неизменной, объединяя тем самым все поколения нашей страны. Это подтверждает и статистика – около 40% (91 наименование) от общего количества составила именно классическая литература.
Несмотря на то, что книги Джоан Роулинг о волшебнике Гарри Поттере выходят с 1997 года, а фильмы традиционно крутятся по всем каналам ежегодно, они по-прежнему остаются в лидерах. Именно этой серии книг наши подростки отдали пальму первенства, назвав их открытием года (11 упоминаний). В десятку вошли книги, представленные на слайде: «Робинзон Крузо» Д. Дефо (8), «Девочка с Земли» К. Булычева (7), «Дубровский» и «Капитанская дочка» А. Пушкина (7 и 6 упоминаний соответственно), «Остров сокровищ» Р. Стивенсона (6), «Сын полка» В. Катаева, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова (5), «Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распэ (5), «Собачье сердце» М. Булгакова.

Если проанализировать, что читают из отечественной литературы, то получится следующая картина:
26% – это классическая школьная программа (И. Тургенев, И. Бунин, А. Куприн и др.);
38,6% – литература советского периода (М. Горький, А. Беляев, А. Волков, К. Паустовский, Э. Успенский, В. Крапивин и др.);
35,4 % – современная литература (издания после 2000 г.). Здесь чаще встречаются имена Т. Крюковой, С. Лавровой, С. Георгиева, А. Усачева, К. Матюшкиной.
Таким образом, среди летнего досугового чтения треть составляет именно современная российская литература.

Среди зарубежных изданий около 30% – это книги, вышедшие после 2000-х (Дж. Роулинг, Х. Вебб, Л. Бессон, Дж. Грин, К. Функе, Д. Браун).
Был отмечен тот факт, что в анкетах встречаются книги, не присутствующие в фондах библиотеки, а значит, эти издания даются на прочтение друзьями, родителями или знакомыми. Возможно, приобретаются для домашних библиотек или скачиваются с бесплатных сайтов. Возможности Интернета и электронных библиотек позволяют сегодня даже в уральской глубинке читать последние книжные новинки.

Старшие респонденты удивили своими «находками», назвав такие книги, как «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер, «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро, «Мир глазами кота Боба» Джеймса Боуэна, книги Дэна Брауна и другие. Среди российских авторов назывались книги серии «S.T.A.L.K.E.R», «Метро» и «Будущее» Дмитрия Глуховского, «Лунный зверь» Игоря Вереснева, «Дом, в котором…» Мариам Петросян и др.
А ведь по содержанию их достаточно сложно отнести к чтению старших подростков. Молодежь ищет в книгах яркие чувства и сильные эмоции, которых так порой не хватает в жизни. Влияют на чтение и модные тенденции. Например, замечен был тот факт, что среди названных книг часть уже экранизирована («Бумажные города» Джон Грин, «Академия вампиров» Райчел Мид, «Дом странных детей» Ренсом Риггз и др.). Поэтому иногда трудно определить, что же повлияло на выбор читателя – само произведение или его киноверсия.

Что касается жанров и тем современной литературы, здесь преобладает фэнтези, фантастика и приключения. Но и среди довольно популярных и раскрученных книг встречаются те, что действительно можно назвать «открытием» для юного читателя. Например, «Облачный полк» Эдуарда Веркина – пронзительная и честная книга, одна из лучших в последнее время о войне, о первой любви, взрослении, чести и лжи.

Зафиксировано и то, что в чтении детей и подростков достаточно много места занимает литература о животных (20%). Респонденты отмечают книги Холли Вебб, скорее всего за то, что каждая рассказывает удивительную добрую историю, учит чуткости, ответственности, заботе.

У младших школьников и подростков общение со сверстниками выходит на первое место, поэтому зачастую у них популярны книги о школе, забавных приключениях ровесников, семье. К ним относятся такие авторы как Тамара Крюкова, Тамара Михеева, Антон Иванов, Анна Устинова, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Хотя и здесь в качестве «открытия», можно даже сказать откровения, респонденты называли достаточно серьезные произведения, например, «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой. Книга, которая не развлекает, а призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе, соучастию и сочувствию.

Таким образом, несмотря на то, что поле подростковой и молодежной литературы достаточно ограничено тематически, читающий подросток, взрослея, ищет и находит для себя серьезные вдумчивые книги, по праву называя их «открытиями».
Круг летнего чтения младших школьников традиционен, так как на него большее влияние оказывают родители и школа. Подростки более свободны в выборе и чаще читают книги современных авторов, не входящие в обязательную программу. Они более ориентированы на модные литературные новинки. Здесь смещение читательских предпочтений происходит в сторону жанров фэнтези, социальных антиутопий, детективов и фантастики.

Специалисты библиотек уверены, что увлечь чтением могут формы работы, которые помогают ребенку «пропустить книгу через себя». Вот некоторые проекты, реализованные в наших библиотеках.
В библиотеке № 7, например, создан театр книги «Сказочки на лавочке». Дети не только учатся азам кукловодства, эмоциональному озвучиванию героя, но и читают книги, знакомятся с творчеством разных писателей, участвуют в библиотечных акциях. Они постепенно и сами меняются. Уже поставлены несколько спектаклей: «Золотой ключик», «Золушка», «Кот в сапогах». Программа театра заняла первое место в I Всероссийском фестивале авторских программ по приобщению детей к чтению в 2015 году (РГДБ, г. Москва).

К чтению стимулирует и создание детьми мультфильмов. На занятиях в созданной в 2016 году в Центральной библиотеке детской мультстудии «Колибри» дети научились всем этапам создания мультфильма: знакомились с литературным материалом, писали сценарий, продумывали и рисовали раскадровку, мастерили декорации, придумывали героям движения, снимали фильм, озвучивали, монтировали. Проект мультстудии «Колибри» стал призером всероссийского фестиваля авторских программ по приобщению детей к чтению в 2017 году (РГДБ, г. Москва). Опыт создания мультфильмов по литературным произведениям также воплощен в библиотеках №№ 7 и 15.

В библиотеках №№ 5 и 18 реализован проект «Лапа в ладошке». Проект предполагал привлечение к книге через чтение собакам. Занятия проходили в индивидуальной и групповой форме. Ребенок выбирал понравившуюся книгу и в отдельной комнате в присутствии библиотекаря читал вслух четвероногому слушателю. На групповых встречах дети удобно устраивались на ковре вокруг «слушателя» и читали по очереди. Родители и педагоги отметили, что почти у всех ребят повысилась техника чтения, многие перестали бояться делать ошибки при чтении и читать вслух. Дети научились слушать друг друга, стали увереннее в себе и более общительными.

На сохранение традиций семейного чтения был нацелен проект «Рюкзачок с книгами». Семья, участница проекта, получала рюкзачок, в котором находились книги, настольные игры, альбом, карандаши. Детям и взрослым предлагалось читать и фиксировать свои впечатления от прочитанного в читательском дневнике в виде отзывов и рисунков. Совместно проведенное время за чтением и обсуждением книг всех объединило. Знакомство с новыми авторами не ограничивалось книгами «рюкзачка», а подталкивало к активному чтению изданий из фонда библиотеки. Семьи приняли участие в творческом конкурсе «Читательский дневник семьи» и конкурсе фотографий «Мы читаем всей семьёй». Таким образом, участники провели приятные часы семейного общения, а библиотеки получили новый интересный опыт и благодарных читателей разных поколений.

Хорошим способом для привлечения детей к чтению остается летняя программа «Ключ от лета», которая реализуется в библиотеках нашего города с 1994 года. Простые правила, наглядность, открытость, элементы игры и соревновательности дают возможность детям достичь успеха и стать читателями. Программа предполагает чтение книг по определенной теме, посещение мероприятий, выполнение творческих заданий. Работа ведется с коллективами лагерей дневного пребывания и другими детьми. Презентация программы традиционно проходит 1 июня, в Международный день защиты детей, когда наши читатели, родители, педагоги, библиотекари принимают участие в городской акции в поддержку чтения «Читайте с нами! Читайте сами!». Дети в костюмах литературных героев идут по улицам города с плакатами и речевками о пользе чтения.

Игровым моментом летней программы являются буклеты с заданиями, которые составляются по конкретной теме или творчеству отдельного писателя. Буклет – это дистанционная игра, растянутая во времени. В занимательной форме буклет предлагает участникам программы, используя читательский опыт, выполнить различные задания: на знание литературных текстов, творческие, на расширение круга чтения. Справиться с заданиями буклета можно прочитав книги.

Часто именно в рамках летней программы апробируются новые формы. Так, юным читателям библиотеки №15 особо понравились летние литературные пикники, которые проходили в рамках игры «Приключения доисторических детей» (2016г.). Ребята вместе с библиотекарем выходили на природу и читали книги Ж. Рони «Борьба за огонь» и Д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», играли в подвижные игры.

В этом году в библиотеках №5, 7, 13, 15 для реализации летних проектов использовались библиотечные группы в социальных сетях. Например, на странице библиотеки №7 ВКонтакте была оформлена интерактивная карта игры «Миллион летних приклюЧтений с Алисой» с входами-порталами. В них содержались сведения об авторах, списки литературы и ссылки на экранизацию предлагаемых произведений.

Таким образом, летняя программа вовлекает детей в чтение через игру, они становятся активными читателями, участниками библиотечных мероприятий, друзьями библиотеки.

Мотивацией к чтению может стать и литературное творчество. С 2006 года в библиотеке проходит конкурс «Серая Шейка», посвященный Д.Н. Мамину-Сибиряку. Так мы занимаемся популяризацией творчества писателя и стремимся выявить и поддержать талантливых детей и взрослых. Несмотря на то, что конкурс проходит уже 12-й раз, мы стараемся меняться и быть интересными. Например, в прошлом году ввели номинацию «Вдумчивое чтение произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка», в рамках которой было предложено представить на конкурс читательский дневник, создать инфографику, литературный календарь, исследовательскую работу. А в номинации «Медиатворчество» наряду со знакомыми буктрейлерами, слайд-фильмами предложили создать электронный комикс, профиль героя произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка для страницы в соцсетях.

Ребята из лицея №39 пофантазировали на эту тему и в итоге на платформе майл.ру в закладке «Мой Мир» появились странички персонажей из «Аленушкиных сказок». Профили содержат информацию о герое, музыку, баннеры, мультфильмы и многое другое. Такое творчество требует знания текста.

Лучшие творческие работы конкурсантов публикуются в сборнике «Были и небылицы». Для многих он становится опытом первой публикации. В 2016 году вышли сразу два сборника: с детскими и взрослыми работами. Победители взрослой номинации «Художественные произведения о детях и для детей» заключили соглашения с Уральским провинциальным издательством на издание книг. Действует страница конкурса в ВКонтакте для дальнейшего продвижения конкурса.

Мы стараемся создавать в городе систему событий вокруг книги и чтения. Это, например, Библионочь, акция «Читаем детям о войне», «День ПредпоЧтения», которые проходят одновременно во всех библиотеках.

7 ноября 2017 года впервые прошла акция «Читаем Мамина-Сибиряка», посвященная 165-летию писателя.

Говорить о том, что дети не читают, преждевременно. Просто нам, взрослым, следует внимательнее относиться к их интересам, следить за новинками, быть в курсе, чтобы по-прежнему оставаться для них руководителями чтения.
Необходима координационная работа всех заинтересованных сторон по формированию читательских интересов у детей и подростков, обмен методиками по привлечению к чтению, работе с текстами и разными форматами информации.

Рыженкова Л.Ю.

назад