Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры


Берестов1.jpg


1 апреля – 90 лет
со дня рождения
русского поэта
Валентина Дмитриевича Берестова
(1928–1998)




Написание информационных сообщений.


Позиционирование – понятие, пришедшее в повседневную речь и в библиотечную профессиональную лексику из экономики, точнее, теории маркетинга. Умело позиционировать себя – в первую очередь, означает правильно определять стратегически важные для местного населения и отдельных его категорий социальные задачи, предвосхищать ожидания людей. При этом библиотекарю необходимо самому осознавать общественную значимость своей работы.

Для библиотекаря успешное позиционирование связано с овладением особыми коммуникативными навыками, умением заявлять о себе, с культурой ежедневной самопрезентации библиотеки.
Любая современная библиотека стремится расширить круг пользователей, для чего ей необходимо наладить диалог с различными кругами населения. В том числе, это постоянные контакты со СМИ, самостоятельная издательская деятельность, подготовка собственных журналов и газет, сайтов. По долгу службы нам приходится писать информационные сообщения, объявления, пресс-релизы и статьи.

Таковы требования времени: если хочешь, чтобы о тебе узнали, чтобы к тебе пришли, о твоем мероприятии говорили – осваивай не только устную, но и письменную речь, как в той рекламе «Не запостил – значит, не было».

Объявление

Самая простая и краткая информация, которую нам приходится готовить – это объявление.
По словарю, объявление – это документ, как правило, официальный, доводящий какую-либо информацию до сведения людей. А в современном мире это еще и разновидность рекламы, на которую распространяются ее законы – краткость, яркость, адресность.
Прежде чем вы напишете хоть одно слово объявления, вы должны четко осознать свою цель и сосредоточиться только на ней. Для кого предназначено объявление, чьим вниманием хотите завладеть? Каков круг пользователей, к которым вы хотите обратиться?
В условиях перегруженной текстом страницы пользователь не готов тратить время и внимание на большие тексты. Он определяет содержание конкретной и полезной информации по первым словам объявления, а чаще всего – по заголовку.
relis_1.jpg
В объявлении должна даваться четкая краткая информация: что, где, когда и во сколько. Может быть дан ответ на вопрос, почему это происходит. Например, мероприятие проходит в рамках другого события: в рамках Библионочи, Дня города и т.д. Либо: «в связи с переходом на летний режим работы, заседание клуба с мая по сентябрь будет проходить в 17.00».
Также в объявлении может быть дан ответ на вопрос «Что за это будет». Это, конечно, не угроза, а обещание. Например, у вас предусмотрены призы и другие поощрения или вы уверены, что гости получат незабываемые впечатления и сообщаете им об этом в объявлении, либо говорите, что всех ждет сюрприз, салют или что-то еще, чем можно привлечь.
Объявление может быть дано в виде афиши. Но не нужно перегружать ее деталями, текст должен быть главным.
Не развешивайте в официальном учреждении шутливых объявлений, например, «обращаясь к библиотекарю называйте не только цвет книги, но и ее автора J». Желаемого вы не добьетесь, а имидж подпортите.
Пишите без сокращений и грамотно.

Пресс-релиз

Пресс-релиз относится к информационным жанрам. Их цель ­– передать факт, информацию о событиях, людях или явлениях. Информация излагается сухо и кратко, эмоции автора или авторская оценка событий – недопустимы.
Пресс-релизы можно использовать для анонсирования мероприятий, годовщин, презентаций и т.д. Но чаще всего мы описываем прошедшее мероприятие. И здесь главное не уйти в отчеты. Распространенная ошибка: писать канцелярским стилем.
«Как сделать текст понятным и доступным для аудитории?» – этим вопросом должны задаваться авторы пресс-релиза или статьи. То, каким получится ваш итоговый текст, зависит от ответов на три вопроса:
1. Для кого и для чего вы пишите? (задача)
2. О чем вы пишите (содержание)
3. Как именно нужно писать (стиль и формат)

Структура пресс-релиза
•     Зaголовок. Краткий, но емкий по смыслу.
•     Лид. Первый абзац текста, в котором дается краткий обзор. Обычно это 2-3 предложения.
•     Основная часть. Развернутая информация о мероприятии, комментарии и цитаты, цифры, статистика, интересные подробности и факты.

Заголовок должен привлекать внимание, заинтересовывать, быть индивидуальным. Не нужно начинать с сенсации, которая не подтвердится: «Космический десант высадился в нашей библиотеке. Гуманоиды – зеленые человечки с далекой планеты Плюк – прилетели узнать, что такое День космонавтики и как его празднуют на Земле».
В первом абзаце дается самая важная информация: что, когда, где.
По структуре релиза стоит придерживаться правила «один абзац – одна мысль». Управляйте вниманием читателя, подумайте, что вы хотите до него донести?

Приведем пример:
«25 числа библиотека распахнула свои двери для участников постоянного клуба ...
Праздник был посвящен творчеству такого-то автора. Встречу омрачил поступок Бабы Яги: она натворила то-то. Дети, конечно, вызвались помочь… отгадывали литературные загадки, танцевали, рассказывали стихотворения… дети за помощь получили призы. А мы - слова благодарности от детей и родителей».

Представьте себя на месте читателя. Что было бы интересно именно вам? Было бы вам важно, что именно натворила Баба Яга и как дети спасали положение? Или вам полезнее будет информация о форме и цели мероприятия, о применяемых приемах, методах воздействия на детей, конкретных реакциях ребенка, откликах родителей и педагогов?

Упущен ответ на вопрос «почему?» Почему все это происходит в библиотеке. Это вы знаете, что в выходной день раз в месяц к вам спешат родители с малышами, что каждый раз для них здесь разрабатывается игровая и познавательная программа, что дети учатся взаимодействию в группе, а родители – лучше узнают способности своих чад. Что после ваших занятий малыши успешнее проходят период адаптации к школе. Что Вася преодолел здесь свои комплексы, а Маша научилась читать. Что клуб работает 10 лет, что его первые выпускники теперь приводят братьев и сестер. и т.д. и т.п. Читателю это важно знать.

Не нужно бросаться и в другую крайность: писать подробный с мелкими деталями на две страницы рассказ о мероприятии с указанием фамилий и имен детей, с перечислением загадок и отгадок и т.д. Достаточно привести пару примеров из занятия, чтобы читателю стала понятна суть происходящего.

Если хочется добавить эмоцию, можно привести цитату гостя или детей. К примеру, вы рассказываете о встрече с интересным человеком и говорите, что он поведал детям о том, как родился, учился, женился, почему начал писать книги. Так расскажите читателю самые интересные моменты его словами: «Иван Иванович признался, что…» и дальше цитата из речи. Также можно привести и реакцию присутствующих: «один из гостей отметил, что…».

Не стоит увлекаться оценочными словами: таким образом, вы навязываете мнение читателю. Это можно позволить себе только в статье. Например: «Библиотека, разумеется, не подменяет деятельность других социальных служб…» (как известно, очевидно, действительно, не подлежит сомнению, конечно, безусловно).

Уберите лишние слова, без которых смысл сказанного не теряется:
За одну поездку человек необыкновенным образом значительно обогащается духовно и параллельно приобретает великое знание о своём крае.

Важно помнить: имя ставится перед фамилией, отчество используется в редких случаях; релиз пишется только в третьем лице; аббревиатуры и сокращения расшифровываются; вывод пресс-релизу не нужен.

Статья

Статья относится к аналитическим жанрам. Она не просто сообщает факт, но и анализирует его, сравнивает, оценивает, обсуждает. Здесь необходимы рассуждения автора.
Структура статьи состоит из заголовка, который опять же должен четко и ясно передавать содержание статьи, заинтересовывать и привлекать внимание читателя. Заголовок может побуждать к действию, кратко сообщать о каком-либо событии, содержать в себе проблему, указывать на ту или иную методику.
relis_2.jpg
Внимание! Опытные журналисты и копирайтеры советуют придумывать заголовок после того, как статья будет готова. Так вы сможете найти самое интересное в тексте, передать его суть и максимально заинтересовать читателя.
Есть несколько способов заинтересовать читателей:
•      Приведите интересный или неожиданный пример. Это может быть личный опыт, связанный с темой статьи, или ключевой момент в интервью. Например, статью о читателе можно начать так: «Иван Иванович не ожидал, что станет крупным экспертом в книгочтении».
•      Приведите смелое высказывание. Оно может принадлежать человеку, который стал вашим источником информации, и касаться любопытных нюансов, связанных с темой, либо описывать ваш подход к проработке темы. К примеру, можно процитировать слова человека с необычным взглядом на проблему: «Сейчас люди читают больше, чем когда-либо раньше», - говорит Иван Иванович.
•      Используйте яркий эпизод из жизни. Это краткая история, в которой есть моральная или символическая составляющая. Подумайте об истории, которая бы стала поэтичным или выразительным началом вашей статьи. Например, можно написать о том, как вы сами пришли когда-то в библиотеку, а затем связать это с историей читателя.
•      Придумайте вопрос, который заставит человека задуматься. Подумайте, что погрузит читателя в тему либо что может удивить его. Например, статья может начинаться со следующего вопроса: «Что если все книги исчезнут?»
•      Работая над статьей, старайтесь применять короткие предложения, разбивая длинные. Чем проще и доступнее вы излагаете свои мысли, тем лучше будет восприниматься ваша статья. Этот принцип особенно важно соблюдать, когда вы только начинаете работать над статьями. Ваш стиль изложения должен хорошо восприниматься теми, кого вы хотели бы привлечь. Но перед этим нужно разобраться, для чего и для кого вы пишете.
•      Знание целевой аудитории (пол, возраст, социальный статус) помогает понять, что нужно вашему читателю, какие проблемы его интересуют, какие слова он лучше поймет.
•      Напишите в черновике вопросы, на которые вы ответите в каждой части текста. Составляйте текст, отвечая на вопросы. Например: «О чем я пишу? Как можно описать эту вещь? Для чего она нужна? Кому она нужна?» и т. д.
•      Не перенасыщайте статью цитатами. Развивайте мысль, которая содержится в цитате, и приводите чужие слова лишь в том случае, когда это будет полезно и значимо для материала. Цитатами вы должны подкреплять свою основную мысль и все свои высказывания.
•      Последние слова должны дать статье завершенность, однако у читателя должен сохраниться интерес относительно дальнейшего развития темы. Пусть в конце статьи читатель подумает: «А что дальше?».

Презентация

назад