Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры


Берестов1.jpg


1 апреля – 90 лет
со дня рождения
русского поэта
Валентина Дмитриевича Берестова
(1928–1998)




Основы тифлосурдокоммуникации для организации библиотечного обслуживания инвалидов по зрению и слуху


В настоящее время во всех сферах жизни, в том числе и в сфере культуры, наблюдается явление взаимопроникновения различных направлений и видов деятельности. Современные библиотеки идут в ногу со временем и стараются отвечать на все запросы общества, учитывая при этом специфику взаимодействия с различными категориями пользователей. Инвалиды – особая категория, им крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе и осуществлять свои социокультурные потребности. Мы, библиотекари не отгораживаемся от людей с особыми потребностями, делаем шаги им на встречу и это непросто красивые слова.

Социальный адрес большинства проектов Центральной городской библиотеки, реализующихся по грантовой системе («Особым детям – особые книги», «Пластилиновое чудо», «Волшебный песок», «Лапа в ладошке», новый проект «Мультстудия Колибри») - дети с ограниченными возможностями здоровья.

На недавно прошедшем в МБУК «ЦГБ» семинаре «Обеспечение информационной доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья» был представлен опыт работы с инвалидами в рамках двух мастер-классов: «Волшебный песок» и «Кинозал в библиотеке». Сотрудники нашей библиотеки из-за организационных ограничений смогли побывать только на одной трети практической части семинара - игре «Волшебный карандаш» с использованием рельефной графики. Дабы отчасти исправить эту несправедливость мастер-класс о кинопросмотрах был включён в программу описываемой встречи и стал завершающим этапом трёхчасового мероприятия.

тифло 2.JPG

А начался семинар с выступления заведующей психолого-педагогическим сектором библиотеки №1 МБУК «ЦГБ» Лобыревой О.С., которая представила фотоотчёт с комментариями о командировке в г. Москва, где она и ещё один сотрудник МБУК «ЦГБ» Ермакова О.С. проходили недельную программу повышения квалификации «Основы тифлосурдокоммуникации» в РГСУ (г. Москва) в декабре 2015 года.

В ходе изложения было вкратце сообщено о том, какие специалисты приглашались в качестве преподавателей и какие вопросы они освящали в рамках обучающей программы. Также было рассказано о двух экскурсиях: в Творческое объединение «Круг»  социализирующее инвалидов и в Центр социокультурных программ «Интеграция»  где наши сотрудники получили уникальный опыт, взглянуть на мир глазами слепого, в проекте «Диалог в темноте».

Говорилось и о синдроме Ушера, приводящего человека к слепоглухоте  и правилах общения со слепоглухими людьми. Лобырева О.С. предложила участникам семинара попрактиковаться в способе коммуникации со слепоглухими людьми посредством дермотографии (письмо на коже). И, конечно, достаточное внимание было уделено освящению работы Фонда помощи слепоглухим «Со-единение» благодаря которому оказалась возможна данная программа повышения квалификации наших сотрудников. 

Ермакова О.С., сотрудник библиотеки №5 МБУК «ЦГБ» провела для участников семинара итенсив-практикум по обучению дактильному (пальцевому) письму и основным жестам русского жестового языка в контексте их применения в работе библиотекаря. Сотрудники библиотеки с большим энтузиазмом включились в освоение Дактиля и РЖЯ в предлагаемом формате, но, конечно же, успех их освоения зависит от личной мотивации на дальнейшее самообразование. Презентация
Для самостоятельного изучения языка жестов и пальцевого письма были рекомендованы специализированные электронные ресурсы, содержащие необходимые видеоматериалы, словари и статьи:  Сурдосервер. Ваш помощник в изучении языка жестов, СурдоЦентр. Сообщество переводчиков русского жестового языкаВсероссийское общество глухих

Далее в программе семинара прозвучало выступление Черноморской Н.Ю. о технологии тифлокомментирования или аудиодискрипции, а также о сайте «Опиши мне» который данную технологию использует.

Затем вниманию участников был представлен мастер-класс «Кинозал в библиотеке». Савинцева Е.А. провела его так, как это делается с детьми, приходящими в библиотеку на кинопоказ, т.е., сначала игры «вслепую», затем, был предложен фрагменты фильмов с тифлокомментариями. Участники одели повязки на глаза – необходимое условие для того, чтобы получить новый опыт восприятия с возможностями слепого человека.

тифло 1.JPG

В конце, встречи было организовано завершающее обсуждение, где все желающие смогли поделиться ощущениями, впечатлениями. Прозвучало пожелание, не ограничиваться проведённым мероприятием, а продолжить обучающие семинары по работе с инвалидами в силу их актуальности и практической необходимости.

Дополнительные материалы:

Саломатина И.В. Особенности работы со слепоглухими людьми: переводчику РЖЯ

Дактиль и РЖЯ как средство коммуникации с инвалидами по слуху : презентация

Правила общения с инвалидами по зрению

Правила общения с инвалидами по слуху

Правила общения со слепоглухими

назад