Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Workshop – это обмен опытом профессионалов, попытка повысить компетенцию сотрудника за счет демонстрации ему навыков и умений определенного уровня, а также закрепление на практике полученных знаний.
Для начала всем собравшимся было предложено озвучить те моменты, которые они ждут от мероприятия. Среди ожиданий звучали: получить новую информацию, приобрести практический опыт, познакомиться с коллегами и прочее.
Затем ведущие мероприятия ознакомили коллег с понятием «воркшоп».
Воркшоп
– это интенсивное учебное мероприя­тие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря соб­ственной активной работе. Это как мастерская, на которой профессионалы делятся друг с другом своим мнением и опытом по определенной тематике.
DSC09702.JPG

Тема встречи «День детского писателя в библиотеке» выбрана не случайно: приближается Неделя детской книги, за ней - летние каникулы, работа со школьными летними лагерями. Нам захотелось поговорить и подумать, как еще можно интересно и необычно рассказать юным читателям об авторе, пишущем для них.
Для начала, своим опытом работы с детским писателем Сергеем Седовым с нами поделилась Татьяна Александровна Лазарева, зав. сектором массовой работы Центральной детско-юношеской библиотеки.

«Каждый из нас при коллективных встречах с читателями пользуется самыми различными методами и приемами массовой работы. Если говорить о работе с читателями-детьми, то вы, наверняка, на собственном опыте убедились в том, что массовые мероприятия с этой категорией несколько отличаются от мероприятий со взрослыми читателями. Пожалуй, встреча, которую можно односложно назвать, например, беседой или викториной, обзором или громким чтением, бывает крайне редко. Как правило, все перечисленные мероприятия будут содержать в себе еще и другие элементы массовой работы. Хотя, конечно, бывает и по-другому. Даже с одним и тем же писателем можно работать совершенно по-разному. Сегодня вы это увидите, и сами будете участвовать во всем происходящем.

У каждого из нас в массовке есть любимые формы работы. Мне нравятся многие, но больше по душе те встречи, где дети могут говорить и рассуждать, сочинять и фантазировать. Поэтому я хочу предложить вашему вниманию такую интересную и, на мой взгляд, полезную форму работы, как «перелистываем страницы книги». Какой именно? Ну, конечно, Сергея Седова «Жил – был Леша». Книжка небольшая, даже первоклассник прочитает ее за один день, в крайнем случае, за два. Но даже такая тонкая книга содержит в себе массу возможностей для расширения кругозора ребенка, для его развития, а для нас это возможность за одну встречу затронуть сразу несколько направлений в массовой работе. И еще я постараюсь на этой книжке показать несколько разных форм работы с младшими школьниками.

Итак, начинаем перелистывать страницы книги С.Седова «Жил – был Леша».
Перед тем, как начинать знакомить детей непосредственно с произведением, мы говорим с ребятами о том, может ли обычный ребенок превращаться в кого-то, или во что-то? Сходимся во мнении: конечно, не может, ну разве только во сне. Вот так мы подходим к тому, что мальчику Леше для того, чтобы рассказать о своих приключениях, необходимо было превратиться в писателя. И у меня сейчас в руках его самая первая книжка, которая так и называется «Жил – был Леша». Но как я уже сказала, автора зовут Сергей. Почему же Леша не подписался своим именем? И вы, наверное, догадываетесь, что дальше ребята узнают про такое понятие как писательский псевдоним.

Наконец, пришла пора заглянуть на одну из книжных страниц. Посмотрите, какая нарядная цветочная полянка. Где же тут Леша? Дети внимательно всматриваются в цветы, стараясь отыскать мальчика. (Читать историю о том, как «однажды Лёша превратился в цветок – в полевой. И стал в поле цвести»). Далее дети постигают навыки экологической культуры, после чего начинается игра с загадками.

Подобным образом можно обыграть и другие истории. Игры могут быть разноплановыми, в том числе и подвижными. В таком случае форма мероприятия может звучать, как, например, «беседа – игра».

А на другой встрече я говорю ребятам, что по дороге на работу заметила на веточке дерева вот этот листок. На одной его стороне я прочитала следующее: «Шел как-то Леша по улице – зимой. И чуть не упал, потому что было очень скользко. Все старушки падали и ругались. Пожалел Леша старушек и стал ДВОРНИКОМ. Достал песочку и стал посыпать им дорожку, чтобы старушки не падали. А тут пришел Настоящий Дворник…» Все. Дальше ничего нет. А на другой стороне листочка была вот такая картинка. Мне кажется, что этот листок каким-то образом оторвался и выпал из книги. Скорей всего написанные на нем слова - начало какой-то истории. Я предлагаю ребятам попытаться ее восстановить, т.е. на несколько минут превратиться в писателя. Одно условие - истории должны быть короткими.

Далее мы слушаем варианты рассказов детей. После чего я вдруг вспоминаю, что где-то читала историю, где один дворник был настоящий, а другой - мальчик, который на некоторое время превратился в дворника. Ну, конечно, вот же она, эта книга. Конечно, всем интересно узнать, какую историю придумал автор? У С. Седова рассказ был таким (зачитывается фрагмент). После чтения мы, естественно, знакомимся с писателем и с его произведением. Форма такого мероприятия – «Час литературного знакомства».

Всем детям, без исключения, нравится быть участниками театрализованных встреч. В нашем случае можно предложить театрализованное книгопутешествие:

Леша (перчаточная кукла): Знаете, какая замечательная у меня Мама! Она молодая и очень красивая. А вот папы у меня нет – так бывает… И, конечно, многие мужчины на маму мою заглядываются и хотят жениться. Но мама не соглашается. Она решила всю свою жизнь посвятить мне, чтобы ее мальчику было хорошо! И мне действительно живется хорошо, даже очень! А вот маме моей не очень! И я решил исправить эту несправедливость, чтобы маме тоже было очень!
Ведущий: Интересно, что же ты придумал? Ведь это совсем не просто.
Леша: Да очень даже просто! Пришел к маме как-то раз жених, а ее дома не было. Вот я и превратился в свою маму и начал жениха испытывать: мол, я болею часто, и детей у меня много – штук пять… И крыша протекает… И санузел совмещенный… И на работе меня не уважают.. А еще… Но жених уже убежал.
Ведущий: Да, повезло твоей маме, что у нее такой заботливый сын. И что, многих женихов ты отвадил?
Леша: Всех, кроме одного – настоящего. Как только я над ним ни смеялся, ни грубил ему, бил даже (под видом мамы, конечно). А он все равно: «Люблю и выходи за меня замуж!». « Вот это жених!» - подумал я и дал согласие!
Ведущий: Ты прав, Леша, это и в самом деле, наверное, хороший человек, и он действительно любит твою маму. Мы рады за тебя и все желаем, чтобы у тебя и у твоей мамы было все хорошо.
Леша: Побегу, скоро мама с работы вернется, надо ее подготовить. Всем пока!
В течение всего книгопутешествия Леша еще не раз будет общаться с ребятами и вместе с ними обсуждать достаточно важные детские вопросы. А я сейчас хочу предложить вашему вниманию еще одну интересную форму работы с этим маленьким художественным произведением.

Известный британский психолог и писатель Эдвард де Боно разработал удивительный метод творческого мышления, который получил название «метод шести шляп». Суть его заключается в том, что на одно и то же явление или на один и тот же предмет мы смотрим с разных точек зрения. В результате у нас складывается очень точная картина изучаемого объекта. В данном случае у нас с вами есть автор С. Седов и его книга «Жил-был Леша», творческим чтением которой мы сейчас и займемся. Творческое чтение - это тоже самостоятельна форма работы.
В дальнейшем активная и интересная работа по творческому прочтению книги С. Седова прошла в группах.

DSC09708.JPG

Ведущим мероприятия досталась синяя шляпа. Обобщив все выступления, они пришли к выводу, что в первую очередь всех объединил позитив от знакомства друг с другом, с книгой Седова, от совместной работы. Сила профессионального опыта помогает не только оценить шрифт издания, отметить ее оформление, выделить главные моменты и важные проблемы в книге, но и, при необходимости, дописать ее за автора. А еще собравшихся в оценке самой повести и поиске интересных моментов работы с ней объединили женский и родительский подходы - к книге, главному герою Леше, его поступкам, к жизненным ситуациям. Едины были все собравшиеся и в своих эмоциях: легкость, волнение, свобода, облегчение и смех.

Воркшоп - это учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие. Поэтому всем собравшимся было предложено участие в кратком, но интенсивном мозговом штурме по созданию проекта под приблизительным названием «День _____ писателя в библиотеке». Поскольку все присутствующие уже были условно разделены на группы, они получили следующее задание: за 25 мин. набросать проект, в котором продумать выбор темы, читательское назначение, определить возможных партнеров, продумать рекламную кампанию, основные мероприятия и их формы, оформление библиотеки и прочее.

После небольшой паузы, во время которой участники постарались оценить свои возможности и воспринять требуемые условия игры, все приступили к работе. Не смотря на то, что задание было не самым легким, в зале то и дело раздавался смех, серьезные лица озарялись лучезарными улыбками. Видимо, работать с детской литературой, да еще и в хорошей компании, - дело не столько трудоемкое, сколько творческое.

Защита проектов не подкачала, и хотя не все идеи однозначно свежи и интересны, каждая группа старалась.
DSC09714.JPG
Вот какие варианты «Дня писателя в библиотеке» прозвучали:

«Жил-был писатель»: День Николая Носова. Коллеги пошли по традиционному пути, но на этот раз решили вывести праздник и за пределы библиотеки. В праздник для младших школьников вошли: книжная выставка «Жил-был писатель»; литературный час «Встреча с талантом»; выставка детского творчества, посвященная произведениям писателя; различные литературные конкурсы; просмотры мультфильмов, конкурс буктрейлеров и пр. А вот вне стен библиотеки, в ближайшем парке отдыха, было решено устроить «Веселый лабиринт». И вот здесь уже предлагалось использовать совсем другие формы: площадки с громким чтением; театральная площадка; творческая площадка с мастер-классами; музыкальная и игровая площадка. Связующим звеном могла стать игра-квест в «Веселый лабиринт».

Литературный фестиваль «Успениада» в честь Эдуарда Успенского может вылиться как минимум в два праздничных дня. 1-й день «Из жизни писателя» включал в себя выставки, беседы с обзором, презентации о жизни и творчестве писателя, литературный костюмированный флеш-моб героев из книг, литературные конкурсы и игры. На 2-й день организаторы решили устроить онлайн встречу с самим автором. Творчество Эдуарда Успенского настолько разнообразно, что хватило бы, пожалуй, и на целую неделю. Можно устраивать отельные тематические дни по книгам о крокодиле Гене и Чебурашке, по «Дяде федору», «Гарантийным человечкам» и пр. И каждое произведение привнесет в стены библиотеки соответствующее оформление, вы запросто можете оказаться, например, в деревне Простоквашино или в детективном агентстве колобков. Здесь вам и «Литературное кафе «У дяди Федора», и телефонная будка с непременным ящиком апельсинов для Чебурашки.

Встречу с автором вживую запланировала еще одна группа участников воркшопа. «Чудеса не понарошку» - так было решено назвать день писательницы Тамары Крюковой в библиотеке. Своевременная договоренность, хорошие спонсоры, активная PR-акция - и вот писатель уже в библиотеке, делится своими творческими планами и раздает автографы. Почему была выбрана именно Крюкова? Обоснование прозвучало следующим образом: одна из самых читаемых современных авторов среди детей, интересные ситуации, самые различные жанры, в которых она пишет: фантастика, сказка, романтическая повесть и пр.

Встречу с загадочным гостем в форме игры-путешествия придумала следующая команда единомышленников. Оформление зала, выставки, афиши - все продумывается таким образом, чтобы сохранить интригу до самого конца мероприятия. Гостей встречает герой в цилиндре и плаще, он же ведет всех участников игры по заданному маршруту. Точки маршрута обозначены разноцветными зонтами: красный – путешествие по книжной выставке; синий – бюро находок; желтый – волшебный сад; зеленый посвящен миру животных; белый – волшебный зонт, переносящий в сказки и пр. В конце путешествия выбирают Королеву сказок, для этого все пишут на лепестках название самой любимой сказки этого автора. Ее можно будет прочитать с ребятами вслух или разыграть по ролям. А вы уже догадались, о каком писателе шла речь?

«Рассеянный с улицы Бассейной» - так назвали свой проект по проведению Дня писателя в библиотеке следующие участники воркшопа. Его цель - познакомить дошкольников и младших школьников с творчеством С.Я. Маршака. Формой мероприятия выбрано театрализованное представление, в главной роли сам Рассеянный. Различные инсценировки, игры, творческие задания, декламации помогут пройти празднику оживленно и весело.

DSC09712.JPG

По окончании обучения ведущие предложили обратиться к тем ожиданиям от мероприятия, что были записаны в самом начале встречи. Каждый из присутствующих честно признал, что все они осуществились, после встречи и активной работы в группах, остались только положительные эмоции.

Ведущими мероприятия Аленой Леонидовной Шашкиной и Людмилой Юрьевной Рыженковой в качестве подведения итогов встречи профессионалов прозвучала фраза о том, что воркшоп – это еще и прекрасная возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор.

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.