«Эстафета знаний»: особенности эффективного наставничества
27 октября во всем мире отмечают День наставника. В преддверии этой даты в центральной библиотеке состоялась первая встреча нового проекта «Наставничество: эстафета знаний и опыта». Около тридцати человек решили попробовать свои силы в обучении такому важному делу.
Известно, что помощь опытных сотрудников новичкам ускоряет их адаптацию в коллективе. Как сделать процесс передачи знаний более эффективным и организованным? Какие современные инструменты существуют и как не допустить грубых ошибок в их применении? Эти и другие важные темы будут обсуждаться в рамках проекта.
Первая встреча началась с определения понятий и моделей наставничества. Участники узнали о его разновидностях: формальном, неформальном, ситуационном, открытом и скрытом.
В ходе дружеского общения стало понятно, что человек, взявшийся за обучение молодых кадров, должен обладать терпением, доброжелательностью, целеустремленностью и эмоциональной устойчивостью, уметь покорить эрудицией и инициативностью.
Проговорили и вспомнили основные этапы наставничества, которое, кстати, может быть полезным не только для новичков, но и для опытных сотрудников. Если начинающих библиотекарей необходимо адаптировать к новой должности и вывести на самостоятельную работу, то коллегам со стажем можно помочь улучшить профессиональные навыки или освоиться на альтернативном направлении работы.
В веселом тренинге «Журавлики» участники разделились на группы. Каждой достался свой наставник, со своей «методикой», стилем работы и характером. «Новички» пробовали силы в складывании оригами, для многих это был первый опыт. По завершении игры обсудили, насколько быстро команды справились с заданием, у всех ли получилось, оправдались ли ожидания «учеников» и как проявляли себя «учителя» в качестве лидера, нашли ли способы мотивации и индивидуальный подход к каждому. Так, через игру, затронули тему ролевых методов работы и основных поведенческих типов. Пришли к выводу, что для успешного обучения нужно быть подготовленным, давать четкие указания и обеспечивать обратную связь.
Через игру «Идеальный наставник» выясняли, каким он должен быть в библиотеке, какими профессиональными и личными качествами обладать. По мнению собравшихся, это: знания и опыт, который он может передать, внимание к человеку и желание помогать, деятельное участие и заинтересованность в профессиональном росте подопечного.
Быть наставником – дополнительная нагрузка, ведь к обучению нового сотрудника надо готовиться, тратить силы, время, эмоции. Отвечая на вопрос «Зачем?», большинство говорили о внутренней мотивации: желании делиться знаниями, радости от процесса и результата обучения.
На следующей встрече участники обсудят современные технологии и методы, которые могут сделать процесс наставничества более эффективным.
Проект станет уникальной платформой для дискуссий и обмена знаниями, где наставники смогут делиться своими историями успеха и сложностями столь ответственной роли.