"Библиомастерская": опыт работы с интерактивными экспозициями
Встреча в рамках цикла отрытых мероприятий «Библиомастерская» на этот раз состоялась в гостеприимной библиотеке № 15, где коллеги поделились опытом работы с интерактивными выставками. Как оживить экспозицию, чтобы она не просто занимала место в библиотечном пространстве, а завладела вниманием читателя на долгие месяцы?
Первый шаг к успеху – выбор знакомой темы. Сотрудники библиотеки № 15 взяли краеведческую тематику и подготовили для своих читателей камерную и очень уютную экспозицию «Забытые диковинки».

Предметы быта, как свидетели ушедшей эпохи, стали отправной точкой для целого ряда событийных мероприятий, где рассказ переплетается с живым взаимодействием. Рассказывая детям о прошлом, не обойтись без объяснения слов и описания того, как наши предки пользовались тем или иным предметом.
Так, в беседе о тайнах дома Дерябиных в Нижнем Тагиле, известном как Господский дом, специалист Наталья Обухова приводит устаревшие названия домашней утвари, предметов быта, народных промыслов. Ребятам предлагают найти их на выставке и продемонстрировать, как ими пользоваться. Другое задание – поразмышлять и назвать современный аналог старинного предмета.

Веселую фольклорную ярмарку представила Наталья Юрасова. Знакомя малышей с народной мудростью, сказками, потешками, пословицами и загадками, она с удивлением обнаружила, что многие, казалось бы, простые слова непонятны новому поколению. Сложно бывает даже отгадать загадку: «Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем пить чай велит».
А тут, на выставке, и самовар блестит начищенным боком, и люлька покачивается, и пестерь ждет работы, и ухват с прялкой дремлют в ожидании умелых рук. В этом чудесном уголке можно сыграть любую русскую сказку. А с каким удовольствием дети толкут пряности в ступе, носят ведра коромыслом, пытаются разобрать надписи на старинном сундуке!
Библиотекари открывают детям историю каждого предмета, предлагают книги, где о нем можно узнать подробнее. Вот такая интересная идея.

Татьяна Долгалева поделилась своим способом оживить книгу. Игра «Найди вещь и слово» превращается в увлекательный квест: по описанию нужно найти на выставке старинный предмет, отыскать книгу с таким же номером, а в ней – отрывок о том, как этим предметом пользовались раньше.
Например: «Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали своё бельё, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал по середине пруда» (Л. Н. Толстой, «Война и мир. Том третий»). Или: «Пока мать готовила пирог, Петрушка посадил в печь большим рогачом чугун со щами, чтобы не горел зря огонь, и тут же сделал указание и самому огню в печи» (Андрей Платонов «Возвращение»). «И начал Сережка утюги греть, в трактир за кипятком бегать и получать в нос щелчки» (Салтыков-Щедрин М. Е., «Пошехонская старина»).
Так книжная история оживает, сюжет становится понятным молодому читателю. Найденные фрагменты зачитываются вслух. Как показывает практика, книга часто остается в руках читателя, желающего узнать, что было дальше. У простой игры множество задач: работа со словом, знакомство с новыми авторами, тренировка воображения и даже актерское мастерство, ведь важно произнести текст выразительно и интересно!

Такими простыми, но действенными рецептами работы с книжно-предметной экспозицией поделились сотрудники библиотеки № 15.