Улучшаем навыки техники чтения с помощью собак
Попова М.Л., заместитель директора МБУК "ЦГБ"
Известно, что в век компьютеров и видеоигр приучить ребенка к чтению бывает трудно, помочь в этом может общение с животными, в частности, с собаками.
Работа по улучшению навыков техники чтения с помощью собак ведется в тагильской библиотеке в рамках проекта «Лапа в ладошке» с 2013 года.
Дети часто отказываются брать в руки книгу потому, что чтение связано у них с множеством отрицательных эмоций: им трудно, они стесняются показать своё неумение, боятся осуждения и оценок. Неудачи в начальной школе остро переживаются детьми, влияют не только на отношение к учёбе, положение ученика в классе, но и на его дальнейшую судьбу. В проекте «Лапа в ладошке» используется методика психологического эффекта исполнения перед живой публикой. Собака в качестве слушателя снижает градус волнения у маленьких чтецов, помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом внимательно слушает, не перебивая. Животные терпеливы, приветливы, никого не судят и не ставят оценок. Общаясь и читая книгу собаке, ребёнок забывает о своих страхах и комплексах. А чтение превращается в радость и дарит веру в собственные силы.
По данным статистики около 40% детей младшего школьного возраста отстают в скорости чтения по сравнению с принятыми нормативами. Исследователи обнаружили, что чтение перед собачьей «аудиторией» помогает детям улучшать его беглость почти на 30%. Оно эффективнее, чем чтение перед родителями, бабушками или просто вслух для себя.
Рассмотрим пошагово опыт по улучшению навыков техники чтения с помощью собак.
ШАГ 1. Мониторинг опыта
Оказалось, что использование канистерапии (лечение собаками) в работе с нетипичными детьми в Европе набирает популярность. Например, в Финляндии в библиотеках официально работают «книжные» собаки. В 1993 году в штате Юта (США) была основана некоммерческая организация ITA (Intermountain Therapy animals), которая поставила перед собой задачу повысить качество жизни посредством общения людей и животных.
В России такие проекты единичны. Когда в 2013 году мы начинали работу по канистерапии, такого опыта в российских библиотеках не было. А в 2014г. совместно с фондом Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара (г. Москва) запустила программу для детей младшего школьного возраста «Студия свободного чтения «Сказки для собак».
ШАГ 2. Выбор места, формирование команды библиотекарей
Наши занятия были организованы на базе трех библиотек (филиалы №5, 6 и 18), где создали все необходимые условия: покрытие пола, моющиеся коврики, ионизаторы воздуха, бескаркасная мебель. Приобретены снаряжение и корма для животных, расходные материалы для печатной продукции, оборудование для выставок, художественные и научно-познавательные книги о собаках.
В этом году к проекту присоединилась библиотека №7.
ШАГ 3. Выбор партнеров и собак
Проект «Лапа в ладошке» – победитель грантового конкурса Благотворительного фонда «Синара-Фонд» в номинации «С заботой о детях» получил финансирование в размере 150 тыс. руб.
В качестве партнеров были привлечены специалисты Нижнетагильской общественной кинологической организации «Надале», профессиональные инструкторы-кинологи, добровольцы – хозяева собак, отвечающих требованиям, предъявляемым к собакам-терапевтам. Все собаки имеют ветеринарные паспорта и прошли первичное тестирование. Это спокойные, неагрессивные собаки со стабильной психикой, покладистым характером и высоким интеллектом.
В 2017 году направление было поддержано в рамках Гранта Президента РФ, средства предусмотрены на расходы по приобретению корма и лакомства для собак.
На сегодня в проекте приняли участие более 10 животных. Ребята познакомились и подружились с собаками разных пород. На встречи в библиотеку приходили декоративные мальтезе Люшон, папийон Санта, ротвейлер Рич, йоркширский терьер Веста, цверкшнауцер Шейла, ретривер Меджи, пудель Бим, эрдельтерьер Арчи. И, конечно, за время общения дети и собаки стали настоящими друзьями.
С прошлого года в проекте участвуют новые собаки: Фрося, Кора и Марсель – собаки сотрудников библиотеки, на базе которой и организованы занятия. Белка – собака читателя-волонетра.
ШАГ 4. Формирование группы детей
Это дети, испытывающие трудности в чтении.
В проекте приняли участие дети из общественной организации инвалидов «Равновесие», ребята детского сада комбинированного вида №185 для детей с проблемами зрения «Золотое зернышко», дошкольники и первоклассники детского сада-школы компенсирующего вида №105, «домашние» дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать образовательные учреждения города, дети из малоимущих, многодетных семей, опекаемые дети.
ШАГ 5. Родители
Обязательным условием для участия ребенка в занятиях с собаками, было письменное согласие от родителей или представителей. В заявлении важно указать согласие на фото и видеосъемку ребёнка и на размещение фото и видеоматериалов в СМИ.
ШАГ 6. Разработка рекламных материалов, подбор литературы
Необходимо разработать информационную и рекламную продукцию: логотип проекта, пресс-релизы, информационный буклет, благодарственные письма.
Каждый участник ведет читательский дневник. Специалисты-библиотекари ведут дневники наблюдения за группой.
Как выбираются книги для чтения?
Фонд библиотеки пополняется книгами и журналами о животных. Готовятся списки книг и периодических изданий о животных.
Для мотивации на первом занятии детям объясняют, что собаки очень любят разные истории и сказки, но не умеют читать, и просят их помочь. Книгу для чтения ребёнок может выбрать сам на специально организованной книжной выставке, может воспользоваться рекомендацией библиотекаря или принести из дома свою любимую книжку.
ШАГ 7. Составление графика занятий, сценария занятий
Кто проводит занятия с детьми?
Занятия разрабатывают и проводят библиотекари совместно со специалистом-кинологом, инструктором-дрессировщиком, психологом, волонтерами-хозяевами собак.
Цикл – от 6 до 12 занятий (во время учебного года).
Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 10 человек).
Как проходят «собачьи чтения»?
Продолжительность занятия – 30-40 минут, из которых само чтение занимает 15-20 минут. Сначала инструктор или библиотекарь знакомит ребёнка с собакой, рассказывает о ней, затем ребёнок рассказывает о себе.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал контакт с животным, мог погладить собаку или поиграть с ней. Собака может лежать рядом с ребёнком или положить голову ему на колени. Она должна быть спокойна и доброжелательна, проявлять интерес к процессу игры. Некоторые участники занятий смогли избавиться от страха перед собаками.
Постепенно у младших школьников вырабатывается навык механического чтения и собственный ритм. После такого позитивного опыта у детей появляется интерес к книгам, и они начинают читать дома своим питомцам или мягким игрушкам.
ШАГ 8. Проведение занятий
Примеры групповых занятий в библиотеке №7.
Первая встреча «Давайте дружить»
На занятии дети 9-10 лет познакомились с ретривером по кличке Марсель. Ребятам рассказали об этой породе, показали собачью метрику, по которой они узнали родословную и возраст Марсика.
Дети с удовольствием рассказали новому четвероногому другу о своих увлечениях. Оказалось, у Даниила и Марселя, есть общее любимое занятие – игра с мячом. Марсель тут же продемонстрировал свои умения. Вместе с Дашей и Любой пес поиграл с мягкими игрушками. Как и у люди, некоторые животные любят украшения – у Марселя есть шейный платок. Все любят лакомства, Марсик – не исключение. Дети угостили собаку его любимым печеньем.
А вот что не любят собаки, дети узнали из стихотворения Бориса Заходера «Собачкино огорчение», прочитав его вслух по очереди.
Занятие «Прогулка по сказкам»
На втором занятии детей ждала встреча с ретривером Белкой, а так как она еще щенок, то и читать ей лучше сказки.
В начале встречи библиотекарь рассказала детям о том, что означает слово «сказка», когда появились первые произведения устного народного творчества. Каждый вспомнил свои любимые: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. Ершова, русская народная «Курочка Ряба», «Приключение кота Леопольда» А. Резникова.
Ребята вместе с Белкой посмотрели, какие книги есть в библиотеке, как они оформлены. Для ребят с ограниченными возможностями зрения в библиотеке есть специальные книги – с шрифтом Брайля.
Своему новому другу дети по ролям прочитали поучительную сказку «Старая хлеб-соль забывается» из сборника «Щенок – хвост колечком».
Затем ребята отгадывали кроссворд, посвященный героям русских народных сказок. В конце встречи они угостили Белку лакомством. Одна из участниц, Полина, подарила библиотеке рисунок «Звездный пес», который нарисовала дома после первой встречи.
Также были занятия, посвященные научно-популярной литературе (дети читали отрывки из книг Иржины Стрменьовой «Я – человек, ты – человек» и Алексея Дорохова «Про себя самого»); изображению собак на полотнах великих художников (Рубенс, Бешелье, Пикассо, Перуджино).
Групповые занятия, организованные для воспитанников начальной школы-детского сада №105 (коррекционное учреждение), проводились в библиотеке №18.
После каждой встречи библиотекарь предлагала ребятам выполнить небольшие творческие задания: раскрасить картинку, принять участие в опросе, разгадать кроссворд. Все свои работы ребята хранят в личных дневниках. В эти дневники не ставят оценок. В него участники проекта записывают книги, которые прочитали, собирают рисунки и отзывы, пишут о своих желаниях.
Час занимательного чтения ребята провели с цвергшнауцером Шейлой, с ней почитали скандинавскую сказку «Брюте охотник». После чтения без труда выполнили игровые задания по сказке.
На встрече, посвященной Дню Победы, дети познакомились с ретривером Меджи и читали рассказы С. Алексеева « Последние метры» и «Наша Победа».
Много радостных минут общения подарил и пудель Бим, для него ребята читали книгу И. Акимушкина «Природа-чудесница». Бим с хозяином Виталием Алексеевичем Барановским встречал чтецов у школы и провожал после занятий.
Перед уходом на каникулы все участники проекта встретились на заключительном празднике «Настоящий друг». Вспоминали, как проходили встречи, какие книги прочитали. Ребята с большим удовольствием участвовали в игре на внимание, помогали книгам вернуть сбежавших героев, читали стихи о собаках. А потом все вместе инсценировали стихотворение С. Маршака «Багаж». На память дети оставляли автограф на маленькой бумажной ладошке, написав своё имя и имя нового друга.
В этой библиотеке было прочитано около ста рассказов и сказок. У мальчиков самой популярной стала «Большая пиратская книга» М. Пляцковского, а девочкам полюбились сказки В. Сутеева, книги «Середина сосиски» Г. Остера и «Умная собачка Соня» А. Усачёва.
Индивидуальные занятия проводились в библиотеке №5.
На первом занятии знакомились с собачкой по кличке Люшон, за белую, мягкую и пушистую шерстку ребята прозвали его облачком. Каждый самостоятельно выбирал понравившуюся книгу с выставки «Почитаю книгу другу». Были прочитаны книги: А. Усачева «Умная собачка Соня», «Баба Яга» (серия «Читаем по слогам»), «Трезор» С. Михалкова, сказки «Щенок – хвост колечком» и «Лиса и журавль».
С каждым ребенком проводилась беседа, выяснялись его предпочтения в чтении, трудности, с которыми он сталкивается в школе. Затем в отдельной комнате в присутствии библиотекаря ребенок читал вслух четвероногому слушателю.
На занятиях все дети хотели произвести впечатление на внимательно слушающих собак, читали с выражением, стараясь не ошибаться. После благодарили собак за терпение и угощали лакомством. И, конечно, каждому хотелось подержать на руках и сфотографироваться со своими четвероногими друзьями.
Многие, начав читать книгу в библиотеке, брали ее для домашнего чтения. Все участники проекта стали читателями библиотеки. Родители рассказывали, что дома дети пытались читать вслух своим домашним питомцам, младшим братьям и сестрам, любимым игрушкам.
В созданном уголке «Лапа в ладошке» можно было увидеть детские рисунки, посвященные новым друзьям. На заключительной встрече все участники проекта получили подарки и благодарственные письма, на которых стояла необычная печать – оттиск собачьей лапки.
ШАГ 8. Итоги
Анализ формуляров, читательских дневников, дневники наблюдения, разговоры с родителями, воспитателями, учителями.
Родители и педагоги отмечают, что дети стали более самостоятельными, тянутся к чтению, не боятся проявлять инициативу в классе. Между тем, некоторые из них, придя на проект, вообще не умели читать, другие делали это с неохотой. Почти у всех ребят повысилась техника чтения, многие перестали бояться делать ошибки при чтении и читать вслух. За лето участники проекта прочли все книги из школьного списка, хотя еще в начале весны этот процесс вызывал серьезные трудности.
У кого-то заметно улучшились успехи не только по литературному чтению, но и по точным наукам (математике). Родители отмечали, что дети стали чувствовать себя увереннее, активно общаются с одноклассниками. Ребята не только сами стали активными читателями, но и привели в библиотеки своих друзей, членов своих семей.
У каждого ребёнка на память о необычных встречах остались сувениры – магниты с изображением собачки, закладки с фотографиями детей и их четвероногих друзей.
Начиная с сентября ребят, испытывающих трудности в чтении, будут ждать новые встречи с друзьями-собаками, самыми лучшими слушателями на свете.
Назад