Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...
Литературные юбиляры

romanova.jpg


3 сентября — 85 лет
со дня рождения
русской писательницы 
Натальи Игоревны Романовой 
(1933–2005) 




Работы участников конкурса "Легенда о читателе"


Симакова Анастасия "Чудесная скамейка"
Симакова Наталья
"Стихи на чудо-скамейке"
Стрельцов Федот "Танкгин, Тангин, Тагин… компьютер сломался"
Ткаченко Юлия "Размышления у памятника читателю"
Серебренникова Ольга "Великий дар"
Ведерникова Т.И. "Если калитка закрыта"
Кожанова Лилия
"Не забывайте своих друзей!"
Крылова Евгения "Хранители книг"
Самофеева Татьяна "Таинственное племя Урауси"
Шорникова Полина "Подружились!"
Южакова Полина "Случайная встреча"
Малкина Мария "Судьба человека"
Абрамова Наталья "Встреча"
Тулькуева Юлия "На лавочке с фигурами"
Береснева Фаина "Былое и думы"
Шмитс Ольга "На Руси жить. Хорошо" (вне конкурса)

Чудесная скамейка

Симакова Анастасия

Приятно с друзьями, с семьей прогуляться по Набережной. Еще приятнее отдохнуть после прогулки на чудесной скамейке, на которой сидят двое людей – юноша и пожилой человек. Оба они очень увлечены чтением. Молодой человек просматривает последние новости на своем планшете. Он уверен в этой жизни и доволен собой. Посмотрим на другую сторону скамейки: пожилой человек читает книгу, что-то очень интересное, так и хочется заглянуть через его плечо и прочесть страничку.

Помните такую песню: «Есть только миг между прошлым и будущим»? Посидишь на такой чудесной скамейке между юношей и старичком и почувствуешь этот миг, который называется «жизнь». Я верю, что самое светлое, самое радостное обязательно еще впереди!


Стихи на чудо-скамейке

Симакова Наталья

Я вместе с друзьями люблю гулять по набережной. Светит солнце, чудесная погода. После того, как мы прогулялись, хочется присесть и отдохнуть.
Мы с друзьями подходим к скамейке. Это просто необычная скамейка. С двух сторон мы видим - молодого студента и немолодого мужчину. Молодой человек обращен взором к библиотеке. Он очень внимательно читает последние новости в планшете. Молодой человек - красивый, модный, современный. Его образ, говорит, нам - Читайте! Изучайте1. Узнавайте! Это просто классно! Мы с друзьями смотрим на Центральную библиотеку. Хочется пойти туда, взять интересную книгу и прочитать. также мы видим мужчину в шляпе, который тоже читает интересную книгу. Причем очень увлеченно. У меня с друзьями приходит очень интересная мысль - прямо здесь, на скамейке, читать прекрасные стихи, обсуждать новые книги. Удивительно, моя подруга достала стихи Дементьева и предложила прямо здесь, на чудо скамейке почитать стихи. Это было просто замечательно. 


Танкгин, Тангин, Тагин… компьютер сломался

Федот Стрельцов

Джон Уоррен свободно шёл по Тагилу. Он взял визу, долго летел через всю Америку, потом через весь океан, вышел подышать в Париже, потом добрался до Москвы!.. А уж из Москвы, наконец-то, попал в этот Тангин…
Джон Уоррен работал репортёром в маленькой провинциальной газете на самом западе Америки.
Джон Уоррен приехал смотреть выставку вооружения. Он очень хотел прославиться, но всё как-то не получалось: то тема не та, то другие перехватили, то ещё что-нибудь… А тут прямо повезло: узнал про выставку оружия. Да ещё где?! В каком-то Тангиле!.. Слово-то какое трудное и не выговаривается. Редактор дал командировку… только за свой счёт… Вот кретин! Да ладно, в такой Тангил можно и за своё. Вот приеду, напишу – все попадают! Никогда не бывали и не видали! А тут – Тангил! Русское оружие! Секреты! Снимки!! Слава!!! Деньги…Мысли бежали, как муравьи.
День был жаркий. В горле Уоррена пересохло, пот лил градом, ремешок фотоаппарата тёр шею.
Вчера к вечеру прибыли в Тангил из Екатеринбурга. Сразу поехали на полигон. Там смотрели, снимали танковый бой, потом были стрельбы танков. Ночью отсматривали снятое, перегоняли материал в Америку.
Сегодня встали рано. Поехали на автобусе. Приехали на автовокзал. Там на площади стоял танк. Поехали дальше, на завод, там у входа в проходную опять танк. Приехали на выставку. Там грохот, пыль: кругом танки. Идём по аллее: на рекламе – танк, на фото – танк, по сторонам аллеи выставлены танки различной модификации. Поднялись на трибуну, смотрим: парад танков.
Джон Уоррен не успевал вертеть головой и щёлкать фотоаппаратом. Он снимал танки, снимал, снимал… Было жарко.
Потом был вечер, была гостиница. Он даже не проверил, было ли чистое бельё на кровати, как наставляла мама ещё в Америке. Он открыл окно, упал на постель, закрыл глаза, уснул тревожно. Снились танки, танки, танки…
Нагретый воздух вливался в гостиничный номер.
Утром голова была тяжёлой. Сегодня должна быть культурная программа. Джон был рад немного отдохнуть от танков.
Выходим из гостиницы, садимся в автобус, едем в музей. Приехали, вышли из автобуса: перед музеем на площади – танк…
Открываем дверь в вестибюль музея, смотрим: прямо у входа огромный макет – танка…
– Ребята, мне очень жарко! – Джон Уоррен выскочил из музея, хлопнув дверью, и побрёл по летней жаркой улице.
Это была главная улица Тангила. Танков здесь не было, и Джон немного успокоился, стал разглядывать старые дома, мимо которых проходил. Через несколько минут, он оказался около театра, сфотографировал скульптуры на крыше, побродил среди колонн и решил спуститься к фонтану, который он увидел с площади.
От памятника Черепановым он направился к фонтану. Он уже стал спускаться в сквер, когда его взгляд упал на детскую песочницу, в которой пятилетний малыш сосредоточенно строил из песка крепость. Малыш расставлял солдатиков по бойницам, изображал бой и отступление, затем солдатики опять наступали. Малыш «строчил из пулемёта», «бросал гранаты», «шёл в атаку», кричал «ура». Устав ползать по песку, он сел на ограждение песочницы, чтобы перевести дух и отдохнуть.
– Деда, а деда! Ты воевать умеешь?
– Умею.
– А ты кто был на войне?
– Офицер, танкист.
Малыш разговаривал с человеком, сидевшим на скамеечке возле песочницы.
Джон Уоррен, проходивший за кустом, остановился. Русский знал он очень плохо, но слова «война», «офицер» и «танк» были ему хорошо известны.
– Деда, а ты сейчас какую книжку читаешь?
– «Война и мир», про войну в мире.
Джон услышал «войну в мире» и понял, что он неосмотрительно рано расслабился: русские – загадочные люди, у них даже дети говорят о войне. Как правы наши газеты!
– А танки там есть?
– Нет, это раньше было, танков нет.
– А что есть?
– Люди сражаются. Две армии: наша и французская. Французы наступают. Наши их хитростью заманивают. Французы уже подошли к Москве.
– А бомбы были?
– Нет. Бомбы потом появятся. Сейчас только пушки, снаряды, пехота. Бой под Москвой у Бородино.
Все нервы Джона были в напряжении. Он вдруг вспомнил о том, как всегда мечтал добыть такую информацию, которая его прославит. Сейчас был как раз такой момент! Джон решил не упустить его! Он напряг весь свой слух и все свои знания русского языка.
«Дед был офицером, началась война, танки разбили, их уже нет, французы идут к Москве…», – услышал Джон. Джон понял, что прямо сейчас может узнать и передать сенсацию!
– Деда, а убитые были?
– Убитые?.. Много людей погибло…
«Уже есть убитые, – услышал Джон, – о, ужас!»
– А сколько? – снова спросил малыш.
– Несколько тысяч, – ответил дед.
«Несколько тысяч убитых! – услышал Джон.
– А кто там был самый главный?
– Кутузов.
– Кутузов?
– Кутузов и Наполеон, они операциями командовали.
«Кодовое название операции «Кутузов и Наполеон», – понял Джон. «О, совсем как план «Барбаросса!» – Джон замер.
Он не хотел пропустить ни одного слова, но подводил русский, да и дед говорил то громче, то тише.
И у Джона в голове сложился сенсационный текст:
«В мире уже война, танков у границ Франции ещё нет, но скоро будут. Пехота вброд несёт к Москве пушки и снаряды, готовится секретная операция «Кутузов и Наполеон!»
«Чёрт, это же убойная информация!.. Нужно непременно услышать про операцию «Кутузов и Наполеон!»
– Деда, а танки когда появятся?
– Танки? Танки потом будут. При Наполеоне их ещё не было. Это потом будет, во время Первой мировой войны.
– А где делают танки? – продолжал «допрашивать» деда малыш.
– Танки? У нас танки делают, в Тагиле.
У Джона Уоррена перехватило дыхание, он понял, что операция «Кутузов и Наполеон» будет танковой и танки пойдут прямо из Тангила!.. «Вот почему здесь кругом танки! Сенсация! Сенсация! – ликовал Джон про себя. – Нужно узнать как можно больше и срочно передавать, передавать!..»
Дед и внук снова стали о чём-то говорить, но Джону было плохо слышно, и он решился на рискованное мероприятие. Он вышел из-за куста и направился к скамейке, где сидел дед.
– Добррый дэнь, – сказал Джон деду, стараясь говорить без акцента.
– Добрый, добрый, мил человек, – ответил дед.
Джон сел на противоположный конец скамьи, спиной к деду, закинул ногу на ногу, позой изображая безразличие, достал свой толстый блокнот и сделал вид, что читает в нём свои записи.
– Деда, а танков много бывает?
– Много бывает. На параде, например. Вот на Старателе пойдут.
Всё существо Джона Уоррена напряглось: «завтра они пойдут». Он сразу понял, почему здесь так много танков!
– Деда, а танки на параде как поедут?
– Не поедут, а пойдут. Как пойдут? Колонной. Ну вот, друг за другом построятся и пойдут.
– Друг за другом – это значит колонной?
– Да, да, колонной пойдут.
Малышу надоело «допрашивать» деда, и он направился к своей крепости. Дед углубился в книгу.
А Джон Уоррен аж вспотел от избытка добытой информации. Он лихорадочно вспоминал все встречи и смотры, считал в уме все танки, которые видел за эти два дня, сравнивал увиденное с услышанной только что информацией, пот лил градом по лицу Джона…
Уоррен понял, что слава уже у него в руках! «Танк, танки, операция «Кутузов и Наполеон», танки пойдут колоннами! – Джон ликовал, он разузнал тайну русских! – Из Танкгила пойдут колонны танков! – стучало в голове Уоррена. – Сейчас нужно побыстрее набрать всё на планшетку и передавать, передавать…»
Джон оглянулся по сторонам, увидел, что дед на другом конце скамейки спокойно читает свою книгу, малыш в песочнице опять сосредоточенно ремонтирует свою крепость. Джон перевёл дыхание, незаметно вытащил из-под обложки своего блокнота маленькую тоненькую планшетку и начал набирать. Набрал дату – отлично!
Место передачи – Танкгин.
Компьютер выдал: «ошибка».
– Тангин, – написал Джон.
– Ошибка, – выдал компьютер.
– Тагин, – напечатал Джон.
– Ошибка, – выдала машина.
– Танг… – настучал Джон.
Экран потух.
Солнце грело землю. День стоял жаркий…


Размышления у памятника читателю

Ю. И. Ткаченко

Смотрю на памятник этот внимательно:

На скамейке, отвернувшись друг от друга,

  -два читателя.

Молодой читает книгу электронную,

А мой ровесник – традиционную.

Что разделяет их? Возраст?

Скамьи расстояние или читаемых книг содержание?

Но не то самое важное:

На экране книга или бумажная,

Лишь бы была она настоящая,

Чтоб читать хотелось снова и снова.

Для того и было дано человеку Слово!

Слово, великое и создающее,

Слово, на бой за Отчизну зовущее,

Лепет ребенка и песня раздольная,-

Все это Слово – звонкое, вольное!

Но род людской неблагодарный

Очернил этот Дар Благодатный

Словами постыдными, унижающими,

Чувства высокие оскверняющими.

Потому словами написаны книги разные:

Книги бессмертные и однодневки,

пошлые, грязные.

Пусть каждый читатель откроет книгу такую,

Чтоб, читая, не тратить время впустую.

Пусть Книга только Добро утверждает,

Ум просвещает, Дух укрепляет,

Верность, Любовь воспевает,

А ложь, зло, насилие пусть

обличает и отрицает.

Вот о чем думалось мне,

Хороших книг любителю и почитателю,

Когда стоял я в раздумье

У Памятника читателю.


Великий Дар

Серебренникова Ольга

2066…
Добрый день. Меня зовут… хотя нет… Я ещё не пришёл в этот мир, но мы очень часто приходим с моей мамой посидеть на эту старую и фантастически притягательную скамейку. Мне безумно приятно чувствовать, как, сидя на скамейке, междучитающими молодым человеком и пожилым джентльменом, мама осторожно и трепетно листает странички старого томика…Она не знает этих людей. Но я-то их прекрасно знаю. Я вообще очень много знаю, мне многое открыто, но не могу сказать… А когда смогу – то забуду почти всё, что знал и чем был наделён.

Через несколько месяцев…
Ура! Я родился! И мы с мамой снова пришли к нашей скамейке. Я несказанно рад встрече с моими давними друзьями. Мама не знает, что это две эпохи слились в одно измерение силой мысли, воображения, чтения. Юноша читает электронную книгу об открытиях и изобретениях прошлого. А пожилой джентльмен – научную фантастику тех лет о том, что полетят корабли к иным мирам, что по плоскому ящику будут показывать бегущие картинки, что в одном тоненьком, похожим на дощечку, приборе, будет помещена целая библиотека! Фантастика – да и только! … Мама листает странички, я наслаждаюсь жизнью, всё ещё знаю и помню… Тепло… Светит Солнце… Хочется спать…

Много лет спустя…
И вот я снова здесь. Ума не приложу – ну что меня всю жизнь так притягивает к этой скамейке!? Тороплюсь сюда, как на встречу со старыми друзьями. Хотя даже не знаю, кто они. Сколько себя помню, всё хотел разгадать их секрет. Но как ни заглядывал им в книги, ничего не узнал. Сейчас вот сижу, книга в кармане. Приглядываю за правнуком. А тот всё лепечет на своём, только ему понятном языке. Хотя нет, моим молчаливым друзьям, наверное, тоже понятно, о чём с ними говорит малыш. Немного погодя моя внучка заберёт непоседу домой. А я… достану книгу и перенесусь в неведомые ранее края, эпохи, измерения… Весь Мир во мне! Я опять силён и молод, я много знаю и могу! И это просто чудо! Это здорово, что Великий Дар любви к чтению дарован людям и не забыт!


Если калитка закрыта
                                                             Ведерникова Т.И.

УЖЕ ПОД УТРО Юрию Ивановичу приснился тревожный сон. Он потерял свою любимую собаку  Ричи. Потом появился сын, и они долго искали собаку, но так и не нашли. И ни с того ни с  сего, сын говорит с сожалением и горечью: « Индивидуальное предпринимательство- это такой обман. Оно разрушает человека, разочаровывает». Он еще что-то говорил, но, проснувшись, все с тем же чувством тревоги, Юрий Иванович забыл. К чему? Зачем ему все это приснилось? Почему? Собаки нет уже давно, лет 10. Это была единственная породистая собака из всех, которых он имел - подарок Максима. Немного размявшись своей утренней гимнастикой, выпив крепкого чая Юрий Иванович почти забыл про сон и тревога улеглась. Сегодня был выходной, вернее отгул, после длительной командировки. и у него появилась возможность пойти в парк, сесть на свою любимую скамейку и почитать.

Читать он научился лет в шесть. Получилось как будто случайно. Они с другом уже знали буквы. Однажды вечером зимой у него получилось прочитать слово "зима", потом еще несколько слов. Здесь он понял, что научился читать. Конечно, похвастался родителям, получил похвалу. На следующее утро он похвастался перед другом, был проэкзаменован мамой Коли. Таисия Викторовна  решила научить своего сына. Писала ему слова, он пытался читать и научился к вечеру. А вечером, когда Юрий Иванович ушел,  Таисии Викторовне Коля закатил скандал, потому что в пылу учительствования она писала про своего сына, что он дурак, а он это уже прочитал.

Жили они в далеком краю. Дом родителей стоял на узенькой полосе берега между высокой сопкой и морем. Сопки были интересны тем, что верхний слой почвы, сползая сверху, образовывал ступени, по которым легко можно добираться на самый верх. А там раздолье ягод, стланника, из которого можно строить шалаш и играть. А еще сидеть и часами любоваться на море. Иногда оно было морем серебра, или серым, переходящим в темно-серый , темно-синий и почти черный. Мама говорила, что море похоже на спину селедки, которой в море было изобилие.

На берегу море было еще интереснее. Когда оно спокойное, серое, а волны  под ногами, кажется , вьются веревочкой, даже не подозреваешь, что волны могут быть такими неистовыми, белыми от пены. В такие дни суша для моряков становится недосягаемой. Но самое интересное начиналось, когда был отлив. Море уходило далеко от берега. Обнажалось песчаное дно, по которому можно было гулять, а, главное, наблюдать за живностью, прятавшейся в камнях и в песке. Вот здесь и пригодилось умение читать. Потом, гораздо позже, он прочитал фразу о том, что наш мозг главный кинотеатр, когда человек читает хорошую книгу. А с книгами ему везло, потому что читать любил его отец и часто покупал книги. Юрий Иванович, что бы ни читал, искал информацию о том из кого и из чего состоит море. Знания из книг он сам пополнял своими наблюдениями и открытиями. Написал большой труд о животных в море и на суше. Даже нашел неизвестную миру рыбку. Сделал открытие в области миграции животных.

 Вся жизнь его проходила в обществе животных. Их повадки были до того забавны, что он  между делом написал книгу о животных. Он не стал адресовать ее только детям. В ней он описывал поступки и повадки, как своих домашних питомцев, так и живущих в дикой природе. В ней есть и рассказ "Умный Ричи". Эта книга была оформлена большим количеством не только зарисовок, но и замечательными, удачными фотографиями животных.

 Именно эту книгу и решил взять в парк Юрий Иванович.

 Он сидел на скамейке уже долго. Как вдруг его внимание привлек молодой человек, сидящий на другом конце скамейки. Вернее рассказ, который слушал парень.

 Максим, выйдя из техникума, получил СМС от Татьяны, что она сможет прийти через полчаса на встречу в сквере. Время еще было. Открыв ноутбук, он нашел рассказ и стал слушать, потому что читать он не очень любил. Правда, у него не оказалось наушников, поэтому пришлось включить не очень громкий звук. Рассказ о собачке показался ему занятным. Хотелось дослушать до конца.

 В рассказе говорилось  о собаке, спаниеле, который был единственно породистым у хозяина и то под вопросом, потому что был найден, и, следовательно,  безпаспортным. Собаку назвали Ричи. За полчаса он мог оббежать  и обнюхать всю округу. Никакая собака  не была для него страхом. Ни Берг, якобы московский сторожевой пес, сидящий на цепи, ни похожий на бойцовскую породу соседский пес, иногда гуляющий почему-то без поводка и намордника. Ричи спокойно заходил на территорию Берга-тот терпел, но совсем обнаглевшего пса, приближающегося к чашке,  Берг зажимал лапой к земле, и Ричи визжал так, как будто его уже доедали, начиная с хвоста. Освобожденный хозяином, он норовил повторить свое похождение, но хозяин не поддерживал, и приходилось ретироваться. А от бойцовского пса спасали быстрые лапы и  лазейки в заборе. И вот однажды Ричи стал предметом местного анекдота и причиной веселья. Дело в том, что на участке забор стал падать, и его снесли, а калитка осталась. Она хоть и покосилась, но стояла крепко.

Ричи, как всегда, приехав на участок, поносился по округе, распугал местных кошек, мышек, птиц, прибежал к калитке. Уселся перед ней и стал звать хозяина. Он лаял и не мог понять, почему никто не приходит. Все, кто был на участке, наблюдали картину: забора нет, а перед калиткой сидит и возмущается Умный Ричи.  Всем стало еще веселее.

Максим слушал и не замечал, что рядом сидит пожилой человек и тоже слушает рассказ, при этом рассматривая большую фотографию в книге. На ней была изображена шикарная, белая, с черными пятнами морда собаки, похожей на породистого спаниеля.

 Юрий Иванович, вспоминая сон, подумал, что с сыном он сегодня поговорит. Что-то у сына все-таки не ладится и скажет ему, что даже если калитка крепкая - это не значит, что  есть забор.


Не забывайте своих друзей!

Кожанова Лилия

Я думаю, что каждый человек посетил театральный сквер, где сейчас находится множество скульптур. Но я расскажу вам мою легенду только об одной скульптуре под названием "Два читателя".
У входа в сквер находится скамейка, на которой и сидят герои моей легенды. Они сосредоточили свои взгляды на страницах книги. Они сидят на противоположных сторонах скамейки, и я уверена, что читают они совершенно разные книги.
Моя легенда начинается так. Жили в 20 веке два человека. С юности вместе посещали они библиотеки и брали почти одинаковые книги. С каждым годом они росли, читали всё более серьёзные книги, и взгляды их постепенно менялись, жизненные пути разошлись. Однажды встретились они в театральном сквере, в то время он был не таким красивым, как сейчас. Каждый из них вырос, поумнел, но они всё ещё ходили в библиотеку и читали свои любимые книги. И вот каждый решил рассказать и показать, чего он добился в жизни. Они поведали друг другу совершенно разные истории, непохожие друг на друга. Решили они так же показать любимые книги, и тут их мнения разошлись. Они ходили в разные библиотеки и читали совершенно противоположные книги. Один показал совсем старенькую потрёпанную книжечку, а другой показал совсем новую блестящую книгу. Из-за этого между ними произошла ссора. Они уселись на разные концы лавки и стали читать свои книги. Разочарование и злоба взяли над ними вверх, и их сердца будто окаменели. Так и случилась, они превратились в статуи сидящие на обычной деревянной скамейке.
Эта скульптура показывает, что неважно, какие книги ты читаешь, не главное то, что у вас разные вкусы, главное, что бы вы читали и читали то, что вам очень нравиться! Ведь, если ты будешь читать то, что нравиться не тебе, а например другу, то и читать тебе, возможно, будет неинтересно.
Ну а ещё, люди, пожалуйста! Не забывайте своих друзей-книг. В наше время у многих они просто пылятся на полках дома или в библиотеки. Неважно, какая это книга, старая или совсем новенькая, главное то, что она дорога сердцу. Откройте сердце тому, что вас любит и уважает! Не будьте к этому бессердечны и равнодушны!!!

Хранители книг

Крылова Евгения

Легенда… что это? Рассказ о чем-то, что произошло давным-давно? Существовало ли это на самом деле или лишь плод фантазий людей? Легенды бывают разные: грустные и счастливые, поучительные и просто красивые.
Моя легенда будет о двух читателях, памятник, которым стоит сейчас в театральном сквере города Нижний Тагил.
На скамейке, на противоположных концах, спинами друг к другу сидят два человека. Старый дедушка в шляпе и молодой мужчина. Их обоих объединяет то, что в руках они держат книги. Дед читает ее, а мужчина держит в руках в закрытом виде.

Говорят… что давно-давно. Лет 50 назад жил старый дед, а звали его Каземир Прокофьевич. Он был умный и любил читать книги. Целая библиотека дома была. Но так же он хранил важную тайну. Библиотеку он должен был передавать своему преемнику. Как когда-то ему передал ее его наставник Святослав Ильич.
Книги хранят много знаний,они уносят нас в другие миры, в другие вселенные… Читая книги, мы проживаем несколько жизней и получаем много опыта, который приходит к нам как и к героям книг.
Хранить эти все книги нужно было. А ежели преемник не успевал занять место наставника, то их обоих ждало страшное наказание.
И вот Каземир Прокофьевич нашел себе ученика. И звали его Тимофей. Ему было лет 25. По образованию-учитель истории. Но никак не мог найти свое место в жизни. Он учил детей, но чувствовал, что жизнь проходит мимо… Знаете как это бывает с людьми, которые не нашли свое место в жизни…

Но вот он встречает деда Каземира у драматического театра. Они разговорились, стали друзьями, ходить друг к другу в гости. И Каземир Прокофьевич стал давать Тимофею книги. Тот читал, восхищался, обдумывал, рассуждал. В общем, читать много книг ему понравилось. И Каземир решил… вот он! Наследник его дела! И рассказал Тимофею о его деле, за день до истекаемого срока, когда нужно было передать дело… Рассказал, что даст ему ключ хранителя библиотеки.
Но, Тимофей отказался: ведь у него была невеста Лариса, которая не любила книги и встречи Тимофея со стариком. И Тимофей побоялся ее потерять. Он отказался от ключа. Дед впал в отчаяние, а Тимофей ушел.

Ровно в полночь ожили три книжных духа. Они вызвали старика к себе и допросили. Мол, когда проводить ритуал посвящения нового хранителя. Но бедный Каземир Профьевич сказал, что Тимофей отказался, хранителя нет, и попросил дать еще время. Но книжные духи были неумолимы. Дед горько заплакал. Его заставили сколотить скамейку и отнести ее в театральный сквер , а также прихватить книгу,которую он ни разу не читал, но очень хотел. И книгу… Самую любимую у Тимофея.

Днем Тимофей по велению сердца пошел в театральный сквер. И там он увидел деда Каземира, прочитавшего уже середину новой книги. Тот закричал, чтоб он бежал. Но было поздно. Духи усадили Тимофея на другой конец скамейки, вручили ему любимую книгу. И произнесли страшные заклинания… И скамейка, и дед, и Тимофей, и книги- все закаменело. И так навечно…Тимофей не сможет открыть свою любимую книгу, а дед Каземир узнать, что же было дальше, в той новой книге.

А духи уничтожили ключ от библиотеки, сказав, что больше никто из этого мира не прочтет их книги. И названия книг, и о чем они… Вся информация была утеряна. Помнится лишь то, что книги были поистине великолепны.

Таинственное племя Урауси

Самофеева Татьяна

«Все началось очень давно. Где-то на берегах каменного озера жило племя Урауси» - говорил нам совсем старый человек с длинной, густой, седой бородой, доходящей почти до земли.
«Жители этого селения однажды узнали страшную тайну, которая несла в себе природа, окружавшая их. В самое обычное летнее утро, едва Ярило проснулся и занял свой вечный пост, на небе проявилось чудо - два огненных шара кружились по небу, описывая разнообразные фигуры. Через некоторое время над облаками появилось целое множество огненных шаров. Все небо заполнилось необыкновенным свечением. Каждый житель Урауси вышел из своей хижины и наблюдал за необыкновенным действом. Побывав на небе, шары бросились на землю, горы и низменности, опоясав их невиданным светом. Это был знак племени от божеств, живущих на небесах, о том, что их земля невероятно драгоценна. Не скоро жители поймут, что же это за сокровища. Урауси после этого жило, как ни в чем не бывало, надо даже сказать, начало процветать. Это было уже не маленькое племенное поселение – а довольно крупный город.

Однажды случилось непоправимое, навсегда вошедшее в историю этой земли. Ярмао - сильнейший предводитель огромной армии, решивший завладеть этим краем, напал, чтобы захватить его и стать хозяином всех богатств. Ярмао взял в плен старца Мартиссия, который после долгих пыток рассказал тайну о богатстве чужеземцам, за что был четвертован и зарыт навеки в земле. Убив все племя Урауси, Ярмао превратил великие земли в царство ям.

Теперь здесь не было ни девственной природы, ни самобытных животных. Однажды молодой, порабощенный Ярмао, работник по имени Данила, как обычно рыл ямы со всеми остальными людьми завоевателя. Сделав несколько движений лопатой, на дне вырытой им ямы он увидел блестящий на солнце зеленый свет. Свет, который прежде не видывал никто. Так и застыл юноша на пороге этой ямы, а потом упал навзничь. К нему подбежали остальные искатели и глянули вниз. На дне они увидели необыкновенное свечение. Отряд сразу же бросился рыть дальше. С каждым выкопанным метром яма становилась все больше и больше, как и увеличивался объем свечения.

Прошло несколько лет, и это место превратилось в рудник. Люди из других краев стали приезжать сюда ради того, чтобы добывать это зеленое чудо, названное малахитом в честь святой горы Малахиро, вблизи которого были найдены первые камни.

Вскоре город Урауси стал называться краем Урал, главным богатством которого были драгоценные камни, находящиеся в недрах его земли.»
Вот на этом долгий рассказ старика закончился. Пожилой человек опустил голову, и сквозь его седую бороду потекла одна хрустальная слеза. «Почему же вы плачете?» - спросили мы. «Потому что с тех самых пор не стало великого племени Урауси с его необыкновенными людьми и природой. Все, что издавна считалось самобытностью, теперь стало причиной обыденного, каторжного труда людей. Чистый, бархатный воздух этого края превратился в серый дым, который расстилается по небу над головами работников. А потомки Ярмао стали властителями над этими людьми, забирая себе все богатства от найденных камней». Теперь заплакали и мы.

После этого образ старика испарился, и на земле остался один большой кусок малахита.
С этого момента мы решили навсегда увековечить этого старика, рассказавшего нам страшную тайну. Из малахита, оставленного стариком, мы соорудили красивейший фонтан в центре края. А неподалеку от него расположились две фигуры: старца и мальчика, которые заняты чтением книг. И появилось такое поверье, что в пожилом человеке зародилась душа того старца, который поведал легенду. А в руке у этой фигуры книга, в которой мудрец ищет истину о том, как вернуть былое селение Урауси. И как только эта истина отыщется, то они вместе: старик и мальчик, вернут этот забытый рай.

И вы, читатели, тоже можете помочь поиску истины. Для этого вам нужно совсем немного - ценить тот край, в котором живете. А это значит - беречь окружающую природу, ухаживать за ней, не загрязняя ее ненужным мусором. Поймите, если сейчас не способствовать поиску истины, то в дальнейшем этот процесс станет необратимым. Помните об этом. А еще читайте книги, ведь в любой из них может содержаться та истина, которую вы, быть может, искали на протяжение всей жизни.

Подружились!

Шорникова Полина

Когда- то давно в городе Нижний Тагил проживал маленький мальчик Юра. Он всегда стремился стать учителем, чтобы все дети его любили, а он давал им знания. И вот, его мечта осуществилась. Его пригласили работать в школу учителем истории, недалеко от него находящуюся. Вот наступило его первое долгожданное первое сентября. Радовался он не меньше первоклассников. Прошла линейка, Юрий Алексеевич ,так его называли в школе, и его 5в класс пришли в кабинет, сели за парты. Юре нравилось все больше и больше. Детишки и учитель начали знакомиться. В классе ему все дети понравились. Но вдруг, он увидел такого скромного, тихого мальчика, перешедшего в эту школу в этом году, который очень стеснялся своих новых друзей. Звали этого мальчика Костя.
Через месяц Костя сдружился со всеми, стал меньше стесняться, но смутило педагога то, что ученик стал относиться к учителю несправедливо. Он передразнивал его, перечил все время. Он не был таким милым и скромным мальчиком, как раньше. Вот однажды Юрий Алексеевич не сдержался, и вызвал его родителей в школу. Костя очень обиделся на своего нового учителя. Ходил, обижался на него все время.

И вот наступило 14 декабря. Этот день был значим для учителя - у него Юбилей – 50 лет. Все ученики, не только из его класса, шли поздравлять Юрия Алексеевича. Его поздравили все, даже те, кто не знал учителя. Лишь только обиженный Костик не хотел поздравлять юбиляра. Юра даже и не думал обижаться на мальчика.
На один из уроков истории Юрий Алексеевич посмотрев журнал, решил Костику дать дополнительное задание, так как у него решалась оценка за четверть. Костя даже не среагировал на внимание учителя, помочь ему подтянуть оценки. Но тут учитель понял, что все его старания к ученику напрасны… Поставив Косте 3 за четверть расстроенный учитель пошел домой.

Прошли каникулы. Ученик осознал своё поведение, искренне извинился перед учителем. Отношения у них наладились. Но вот опять поведение Кости начало его расстраивать. К сожалению, их хорошее отношение друг к другу опять разрушилось. На этот раз надолго. Они разошлись во взглядах. В один прекрасный вечер уставший Юрий Алексеевич пошел в парк, находящийся недалеко от его дома. Увидев, что свободных мест на лавках нет, он расстроился. На следующий день повторилось то же самое. Но была свободна одна лавка. Точнее половина лавки, но от этого не становилось учителю легче, так как на ней сидел его ученик Костя. Он сидел, играл в планшет. Учитель сел на другой конец лавки. Юрий сидел, читал историческую книжку. Оба они сидели с серьезными лицами. Так они и не поговорили. Через несколько минут Костик пошел домой. Каждый вечер теперь стали учитель и ученик встречаться на этой лавочке, Костя так и играл в планшет, а учитель сидел и все читал свою книгу. Но все равно, хоть и они в разногласиях, они оба уважали друг друга. А не уважали бы - не сидели на одной лавке каждый вечер. Но печально одно - на разных концах. И каждый вечер встают и расходятся, каждый – в свою сторону. Лишь только в школе встречаются.

Через несколько месяцев, уже в следующем учебном году, Юрий Алексеевич заболел. Заболел серьезно, об этом знали все. Но учитель скрывал название болезни. Костику вдруг пришла резко мысль в голову, что однажды, он придет, на ту лавочку, которая так связывала их в те неблагополучные времена, и найдет только оставленную Учителем книгу… Костя забеспокоился, начал спрашивать по всей школе: « В какой же больнице лежит мой учитель?.. Любимый учитель!» - добавил Костик. Никто не знал. Он обзвонил все больницы и нашел Юрия Алексеевича. Он привез ему много фруктов, витаминов. И так каждый день Костя приходил к больному учителю, и они каждый раз вспоминали и смеялись над теми временами. Через месяц Юрий Алексеевич вновь встал на ноги, благодарил Костю за все проделанное.
Теперь уже те времена в прошлом. И вроде небольшой конфуз в отношениях учителя – ученика, а все-таки, как их сблизило то общение, та проблема, которая коснулась, казалось, их обоих.

Случайная встреча

Южакова Полина

Мне хотелось бы рассказать легенду о двух читателях, которые изготовлены из железа и сидят в парке.
Молодой человек прогуливался по городу и решил свернуть к фонтану у ЗАГСа. Он уже долго прогуливался по городу и захотел отдохнуть.
-О, вот и скамейка, на нее- то я и сяду отдохнуть, - подумал юноша.
На лавочке сидел дедушка и заинтересованно читал книгу. Юноша подумал, что он не потревожит старичка, ведь он так увлечен книгой и, наверное, даже его не заметит.
-Почему Вы без книги?- вдруг спросил дедушка.
-Извините, что? - юноша.
-Почему Вы без книги, молодой человек? - повторил старичок.
-Почему я должен быть с книгой?
-А почему бы и не быть с ней? Как я заметил, вы прогуливались, никуда не спешили, вы не смотрите на часы в ожидание того момента, когда придет знакомый на встречу, то почему бы вам не посидеть на лавочке и не почитать?
-Но я не люблю читать!
-Как можно не любить читать книги? Можно не любить суп из рыбы, своих соседей, но книгу нельзя не любить.
-Ха! - воскликнул юноша на этот смешной ответ.
-Но книга может помогать людям.
-И как же, мне интересно?
-Вы хотите услышать эту историю?- взглянул старичок на юношу с очень удивленным взглядом.
-Какую еще историю? Может дедушка меня с кем то перепутал, - подумал про себя парень и ничего не ответил.
-Ну, раз так, то слушайте. Я тогда был молод. Было лето, я жил в саду с родителями. Как и все воспитанные мальчики, я помогал старшим на огороде, по дому. На этот раз, я должен был помочь взрослым с уборкой на чердаке. Там было очень много вещей и пыли. Сегодня мы решили перебрать книги по стопам и протереть их от пыли. Книг было много. Папа переставлял книги, мама протирала их, а я всем помогал, но больше всего рассматривал картинки в книгах. Мы три часа наводили порядок.
-Ой, Петя - сказала мама папе- здесь лежала книга Людмилы и Тимофея.
-Это те, которые живут на конце сада? - ответил отец.
-Да, да, это они. Они давали нам очень давно книгу про мореплавателей , я ее прочитала и нечаянно сунула к нашим книгам. Ох, я растяпа , нужно им отдать, а то вдруг они обиделись, что мы им не возвращаем. Сынок, сбегай до тети Лиды и отдай им книгу.
-Мам, ну мне не хочется идти в такую жару, они ведь так далеко живут. - сказал я.
-Сын, не спорь с матерью. Уже не так жарко на улице. Иди, прогуляйся.
-Эх,- я вздохнул и поплелся на улицу с книгой про мореплавателей.
Было очень жарко, хоть и не так пекло как в час дня. Почти никого не было на улице, потому что, в это время многие или спят, пережидая жару, или копошаться дома. Мне было грустно идти без моего лучшего друга Семена. Если он шел куда-нибудь, то и я с ним, и наоборот, но Сема уехал в город на день, чтобы забрать какие-то важные вещи для матери. Я устал идти, и решил сесть на срубленные деревья рядом с каким-то домом.
-Ну, что там интересного есть?-и я стал искать картинки в книге.
-Ммм, что читаешь?
Я вопросительно посмотрел на девочку, примерно моих лет, которая остановилась мимо меня.
-Это что ли про мореплавателей книга? У меня такая же стоит дома, это моя любимая, я ее несколько раз перечитывала. Это ведь так интересно читать, как люди плывут куда-то далеко, справляются в сильные бури с кораблем. В общем, очень занимательная книга. А ты ее уже всю прочитал?
-Эм, ну нет, вот только начал. -ответил я, что первое пришло в голову.
-Давай я тебе покажу мои любимые моменты. Хотя нет, давай я тебе зачитаю несколько страниц, тебе сразу понравится эта книга.
И она села рядом со мной и начала читать. У нее был очень мелодичный голос. Она была самая красивая девочка, которую я только видел. Я влюбился в нее.
Мы каждый день встречались у речки и читали друг другу книги. Я полюбил книга. А еще больше я полюбил ее.
И вот, спустя 50 лет, я все еще люблю книги и ее. Мы часто читаем друг другу любимые отрывки из книг.
Я навсегда запомнил то лето, когда я повстречал ее.
Ну что, друг мой? Я тебе доказал, что книги могут помогать людям?- закончил свой рассказ старичок вопросом.
-Книга помогла вам найти свою любовь?- спросил юноша.
-Да, мой друг. Я так много прочитал книг и считаю, что книги нужно читать. Главное найти такие книги, которые тебе будут нравиться.
После этой встречи с дедушкой юноша открыл для себя много новых книг, в которых было множество захватывающих историй.

Год спустя.
-Здравствуйте. Можно сесть с вами, а то все скамейки заняты, а я так люблю этот парк и хотела бы тут почитать -спросила юношу девушка.
-Да, конечно садитесь. - ответил молодой человек.
Это был тот самый парень, который год назад, на этой самой скамье говорил со старичком. Он не видел после того момента дедушку, хотя чуть ли не каждый день приходил на эту скамью.
Парень часто вспоминал дедушку и мысленно его благодарил, что тот открыл ему глаза на книги.
Прошло 10 лет, молодой юноша вырос, его жена была та самая девушка, которая спросила разрешение присесть рядом, и у них было двое очаровательных ребятишек. А эта статуя стоит в честь того, что случайная встреча, может изменить всю жизнь, и даже открыть глаза на новое.

Судьба человека

Малкина Мария

17 октября 1995 года в семье Никифоровых родился долгожданный ребёнок – Артёмка. Прежде чем говорить об Артёмке, давайте сначала посмотрим на его семью. Мама - учительница начальных классов местной школы, выросла в семье простых рабочих Уральского Вагоностроительного завода. Папа Алексей - механик в одном из цехов этого же завода.

Алексей очень рано остался без родителей: папа его однажды уехал в соседний город на заработки и больше не вернулся, а мама, пытаясь прокормить пятерых детей, истощала, заболела и умерла. Алексей был младшим из детей, ему было всего 5 лет, когда случилось несчастье. Старшим ребёнком в семье была шестнадцатилетняя Даша, она то и взяла на себя всю заботу о младших четырёх братьях. Живя в таких условиях, невольно станешь чувствовать себя обязанным тем, кто помогает жить(т.е. сестре и старшим братьям). Уже в 10 лет Алексей начал подрабатывать, продавая газеты, тем самым он помогал сестре прокормить семью. Все братья и сестра сплотились перед ударом судьбы и пытались помогать друг другу. В такой атмосфере дружбы, доброты, любви и заботы друг о друге, Алексей просто не мог вырасти недостойным человеком, неспособным к состраданию, сопереживанию и любви. Когда Алексей вырос и стал совершеннолетним, он поступил в техникум. Несмотря на тяжёлое детство, Алексей был очень способным и стремящимся к знаниям молодым человеком. Он с отличием окончил техникум по специальности механик, и без каких-либо проблем устроился работать на УВЗ. Алексей был очень ответственным и упорным человеком. Всегда приходил на работу раньше всех и уходил позже всех остальных рабочих. Конечно, начальство не могло этого не заметить. Уже через два года Алексея повысили от рядового механика до мастера. Он стал зарабатывать больше денег и вскоре смог купить себе небольшую квартиру. Помимо успехов в работе Алексея ждала удача на личном фронте. Он со школы был влюблён в свою одноклассницу Наденьку Пирогову, но она даже не принимала от него никаких подарков. И вот, наконец, сердце красавицы растаяло, она, наконец, увидела какой замечательный парень всегда был около неё. Они начали встречаться и через пять лет сыграли свадьбу. Алексей был очень счастлив, но как это обычно бывает, счастье длилось недолго. На второй год супружеской жизни Наденьки и Алексея, тяжело заболевает его сестра Даша – человек, который воспитал Алексея достойным и добрым, человек, заботившийся о нём, человек, заменивший ему мать. Через несколько месяцев мучительных болей и страданий, Даша умирает от рака. Сказать что Алексей расстроился, значит ничего не сказать. Он стал сам не свой, несколько недель ни с кем не разговаривал, а по ночам кричал имя сестры и плакал. Как Наденька не пыталась помочь своему мужу, она не могла. И поэтому стала очень печальной, грустной, неразговорчивой. И как назло именно в период тяжёлой трагедии Алексея сократили, и он остался без работы…

В тот день на улице было пасмурно, покрапывал мелкий дождик, ни одного луча солнца не пробивалось сквозь массивные тучи. И вот небо совсем потемнело, дождик прекратился. Неведомая красота охватила город. Вся природа замерла в ожидании… И вдруг грохот раздался с небес, как будто столкнулись два титана. Сверкнула молния. Хлынул дождь. Все люди как можно скорее поспешили скрыться под крышами домов. Алексей, казалось, не замечал ни дождя, ни людей, он шёл в глубокой задумчивости: « Что я сделал для мира? Зачем я живу? Я не смог спасти самого дорогого для меня человека, потерял работу, не смог сделать любимую женщину счастливой, только обидел её. Если я умру, кто будет по мне скорбить? Разве что Надя, да братья, но зачем я им, не лучше ли им будет без меня? Наденька найдёт себе мужа, который сможет сделать её счастливой, родит от него детей… О нет, у меня даже нет детей, нет опоры в старости, счастья в жизни… Зачем...» Тут Алексей перебрался через перила на мостике, слёзы невольно потекли из его глаз. Он закрыл глаза… Но вдруг… «Лёша, стой!»- раздался сзади женский голос. Алексей обернулся и увидел Наденьку, которая бежала к нему. Мысли его спутались, он замялся. Вдруг, холодная женская рука крепко сжала его руки. «Не отпущу…» - прошептала Надя. «Зачем мне жить, без меня тебе будет лучше, - прокричал Алексей - Я приношу лишь беды» Он вырвал свои руки у жены и собрался прыгнуть. «Стой, глупый, я беременна!» - закричала Надя. Эти слова шокировали Алексея, он не смог и пошевелиться. Внезапно он понял, что ещё может быть счастлив, любить и быть любимым. Что жизнь начинает приобретать какой-то особый смысл. Они взялись за руки и пошли домой. А между тем, гроза кончилась, выглянуло тёплое золотое солнце, и на небе появилась очень яркая и красивая радуга.

И вот 17 октября 1995 года в семье Никифоровых родился долгожданный ребёнок – Артёмка. Мальчик был первым и, как в последствии оказалось, единственным ребёнком в семье. Родители, хоть и пытались воспитывать Артёмку строго, но никак не могли нарадоваться этому сокровищу, и поэтому мальчику многое прощалось и многое позволялось. Алексей, кстати, прейдя в себя, добился возвращения на работу, доказав, что он лучший в своём деле, и совсем стал собой. Когда маленькому Артёмке исполнилось пять лет, семья Никифоровых обрадовалась ещё одному событию, у Наденьки, точнее у Надежды Прокопьевны, должен был появиться второй ребёнок – девочка. И Алексей Александрович и Артёмка очень обрадовались такому известию. Но вновь судьба решила испытать Алексея. В день, когда Наденька рожала, Алексея задержали на работе, и он прибежал в больницу только к десяти часам вечера. Он долго ждал врача, который почему то не хотел спускаться. Наконец врач вышел мрачнее тучи и сказал: «Ваша жена умерла в родах… и ребёнок с ней…». Дальше врач объяснял почему это произошло и из-за чего, но Алексей его уже не слышал. Он был настолько шокирован такой вестью, так потрясён, что не проронил даже ни одной слезы. Это потрясение могло бы толкнуть его на самоубийство, но он помнил, что дома маленький сын, что нужно о нём заботиться. Ведь Алексей не хотел, чтобы Артёмка повторил его собственную судьбу. Алексей вернулся домой. «А где мама?» - спросил Артёмка. «Её больше нет, она умерла» - ответил Алексей. Он понимал, что это слишком жестоко, сообщать такую страшную весть маленькому мальчику, но не жестоко ли врать в лицо своему ребёнку всё время, пока он недостаточно велик, чтобы осознать всю трагедию произошедшего, а затем, дождавшись, когда ребёнок начнёт всё осознавать в полной мере, поразить его таким известием. Сделать ему больно, рассказав о смерти родного человека и о своей лжи. Конечно, ребёнок поймёт и простит, но сможете ли вы не винить себя за это? Артёмка не совсем понимал значение слова «умерла», но понял, что ничего хорошего оно не означает, и что маму он больше никогда не увидит. Артёмка крепко обнял отца, и они оба горько заплакали.

Артёмка рос добрым и воспитанным, ответственным мальчиком. Годы шли, и вот Артём уже с отличием закончил школу. Алексей не мог на него нарадоваться. Сбывалась его заветная мечта, сын рос достойным благовоспитанным человеком. Отец и сын никогда не ссорились, они часто приходили в театральный сквер, усаживались на скамейке и читали. Правда вкусы у них были разные: Алексей любил классическую литературу, а Артём – фантастику. И несмотря на то, что между ними существовали разногласия, они любили друг друга и все проблемы решали миром.

Однажды они сильно поругались, причём ровным счётом ни из-за чего. И отец, и сын сильно переживали, но друг другу не признавались, гордыми были. В итоге конфликт не разрешился, и Артём уехал в Санкт-Петербург, поступать в университет на врача. Прошло три года, от Артёма не поступало никакой весточки. Отец очень волновался и даже собирался уехать в Санкт-Петербург к сыну. Но вдруг у Алексея случился приступ инсульта, и он попал в больницу. Артём ни разу не навестил отца. После такой тяжёлой болезни, врач посоветовал Алексею почаще гулять. И вот однажды вечером, Алексей как всегда прогуливался по театральному скверу и присел на скамейку, на которой они с сыном раньше проводили много времени. На этой скамейке сидел молодой человек и что-то читал. Знакомым показался он Алексею. Алексей обернулся и молодой человек оглянулся. У отца перехватило дыхание: «Арт..Арт..Артёмка! Прости меня за всё, прости. Не уезжай от меня больше…» «Не уеду, пап, не уеду» - сказал Артём. Оказалось, что Артём не мог приехать к отцу, потому, что помимо учёбы он много работал, и если бы уехал, то потерял бы заработок. А он очень хотел заработать как можно больше денег, стать квалифицированным врачом. Приехать домой и удивить отца, хотел, чтобы отец гордился им не потому что он его сын, а потому что он стал настоящим человеком, который своим трудом добился успеха. Артём, ещё, посылал отцу письма и подарки, но видимо тот их даже не находил в почтовом ящике, или мальчишки, любившие побаловаться, крали у Алексея Александровича письма. Так или иначе, ни одной посылки так и не дошло до Алексея Александровича.

Отец и сын, как раньше, чтобы не отвлекать друг друга, сели на разные концы скамейки и стали читать, бесконечно счастливые и окрылённые. Пусть в вашем сердце они останутся именно такими и будут сидеть вечно на той скамейке в театральном сквере.

Встреча

Абрамова Наталья

Был конец весны. Совсем тепло. Ярко светило солнце. Легкий ветерок трепал волосы. Было настолько тепло, что все уже ходили совсем по-летнему. И он шел навстречу всему этому, такой веселый, наполненный юношеским задором и энергией. Только что у него закончились занятия в медицинском училище. Кто бы мог подумать, что он спортсмен - увлекающийся техникой и автомобилями, захочет стать врачом. Но на это была причина, очень веская причина.
Это было четыре года назад. Летом. Он жил в деревне у дедушки и бабушки. Это были очень хорошие люди. И, конечно же, они безумно любили своего внука, и он любил их.

Все произошло как-то неожиданно. У дедушки случился приступ. Бабушка тут же вызвала«Скорую помощь», но она очень долго добиралась. Не успели, не спасли. Весь мир юноши перевернулся. Он был очень сильно расстроен. Забросил все старые занятия и начал очень много читать. Его дедушка говорил: «Только много читая, можно стать по-настоящему умным и образованным человеком». Для молодого человека книги стали новым миром, где он прятался от всех и от всего.
После долгих размышлений о своей будущей жизни парень решил, что хочет приносить людям пользу. Так он и выбрал профессию врача.

Он все шел и размышлял, ни о чем и одновременно - обо всем. О небе, о солнце, о лужах, о пробегающей мимо собаке и о том, что на улице слишком хорошо, чтобы идти домой. Юноша решил сесть и почитать в сквере у фонтана. Поднявшись по ступенькам,он сел на свободную скамейку. На экране планшета показалась обложка электронной книги Достоевского «Братья Карамазовы». Он очень любил эту книгу и перечитывал её уже не в первый раз.

Ему было 60 лет, начинается новый этап жизни, он был рад, что сможет еще больше заниматься своими любимыми делами: прогулкой по родному городу и чтением книг. И сейчас он решил это совместить. Поэтому то и пошёл в сквер с книжкой. Подходя уже к скверу, он заметел на скамейке юношу, тому было лет 20. «У него в руках новомодная техника. Любопытно, что же он с ней делает?!» - подумал он. И тут на него нахлынули воспоминания из молодости.

Он рос в семье двух музыкантов. Его отец играл на контрабасе, а мама - на скрипке. Ему привили любовь к хорошой музыке и хорошим книгам. Неудивиьтельно, что он поступил в музыкальное училище по классу рояля.
Проучившись там, около года,юноша не выдержал и бросил училище. Он понял, что жизнь родителей не для него. Нужно было найти работу пока временную. Выбор пал на завод УВЗ.
Шло время, а он все не уходил, втянулся, ему понравилось. Окончив машиностроительный техникум, он стал мастером высшего разряда. Пока шел по карьерной лестнице, нашел жену – красавицу-хозяюшку, у них появились дети, два мальчика, такие же работящие и умные, как их отец.

Все шло своим чередом, дети взрослели и, в конце концов, покинули родительский дом. А он старел и старел. Лучшему мастеру пришлось уйти … на пенсию. Он хоть и был расстроен тем, что оставляет дело, которому посвятил всю свою жизнь, но понимал, что так надо. Вконце концов ведь это только начало новой жизни.
От воспоминаний все же не прошло любопытство, и он решил сесть на ту же лавочку, что и молодой человек. Тихо, стараясь не мешать, подошел и сел на другой конец скамейки. Но принявшись читать «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, не смог сосредоточиться: «Что же юноша может делать? Наверное, как и все играет или сидит в интернете. А вдруг все же – у него в глазах промелькнул лучик надежды – он читает?». Он сидел ненаходя себе места. Он сам не знал, почему у него вдруг возникло такое сильное любопытство. Он ведь не первый раз видит людей с новой техникой на улице.

А тем временем юноша, заметив пожилого мужчину, отвлекся от чтения: «Подсел. Зачем? ведь вокруг так много свободных лавочек. Сколько ему? Лет 60? Скорее всего. Моему дедушке было бы сейчас 80. Он вот так же сидел и читал на свежем воздухе. Как же я скучаю по нему». От мыслей о дедушке юношу отвлек вопрос пожилого человека.
- Извините, что помешаю Вам, но мне очень интересно, что вы делаете? - робко спросил мужчина.
- А, что? Ах, вы о планшете. Я читаю. Здесь моя любимая книга – сначала растерялся он – А что вы читаете?
- Алексей Викторович – представился пожилой мужчина – я читаю «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Очень интересно, советую почитать.
- А меня зовут Данил, рад познакомиться. Да, я слышал об этой книге. Но почему-то не собрался прочесть.
- Там юмор и много интересныхмыслей. А что же вы читаете?
- Я читаю Достоевского «Братья Карамазовы».
- Это великолепная книга. Помню, как сам в таком же юном возрасте, как и вы, читал её. Ох! Что это были за времена! Но сейчас не хуже – подмигнул он Данилу – Я надеюсь, что вы не оставите книги. Читайте их! Много читайте!
Данил не успел ответить, как Алексей Викторович поднялся и сказал на прощание:
- Мне пора, не буду вам мешать. Вижу, что вы хороший человек, Данил. До встречи!
И он ушел. Данил смотрел ему вслед.

Вот так произошла пятиминутная встреча настоящих ценителей книг.

На лавочке с фигурами

Тулькуева Юлия

(посвящается скульптурам читающих людей, находящихся в Театральном сквере на набережной города)

«Хватит летать в угаре.
Вспомни про тормоза
И где-нибудь на бульваре

Сядь и зажмурь глаза».
Суета. Э. Асадов

I

Они здесь ни при чём
(мне место сберегли)
По списку - что прошло
Пустое отмели.
В бегах, в дорогах сны
Обманов проследим.
Они же ни при чём, -
Они - ответ седин.
Что молодой, что стар, -
Края – и петь, и пить.
А преданность гитар
Пусть вдохновляет жить.

II

Эти письма читаются медленно,
Увлекая в простор неба летнего.
Неожидан привет с того берега –
Письмена как открытие Беринга.
Между спинами – зона прозрения,
Знаменателя непостоянного.
Книга – смысл любого терпения,
Или суть познавания дальнего.
Вплоть до дырочек с горки за милостью,
Перечитывать, вникнув до пропасти,
Обретая свободу от гордости,
Между строчек и крылья со скоростью.

Былое и думы.
                                
                                                                                                                                                                                   Береснева Фаина 

-Дед, ты всё читаешь эту книгу?

-Знаешь, внук, есть город, где на красивой площади главная библиотека и театр…

-Расскажи, дедушка! Почему ты вспоминаешь о нём? Ты был там? Давно?

-Я там жил и учился. Это было в середине прошлого века. В старом уральском городе здание института и библиотека в нём были скудны. А чтобы попасть в читальный зал центральной библиотеки, мы занимали очередь до открытия. Если не успеешь с утра, то очередь в раздевалку ждёт, когда выйдет читатель, чтобы попасть на его место.

-А что, так мало было мест?

-Нет, мест много, может. 100-150…Занимались за столами, на подоконниках. Тогда библиотека только что переехала в это красивое светлое помещение. Говорили, что в день библиотеку посещало до 700 человек. А помню, когда читал лекцию известный в городе лектор, в зал набивалось человек 400.

-Ну, скажешь, дедушка…Это фантастика! Знаешь, внук, я должен открыть тебе свою тайну. Эту книгу я взял с собой, когда уезжал из страны. Но она принадлежит именно этой библиотеке, а написал её человек, чьё имя носит театр в городе. Моя заветная мечта и долг лично вернуть её на место.

-Дед! Ну давай слетаем в этот город хотя бы в свободный вечер, в воскресенье. Устроит?

-А давай… Вызывай свой быстролёт. Только будем приводняться. Там такой пруд… Чуть в горку, и мы у цели. Закрою глаза и вижу: направо- библиотека, налево- театр…

-Ну вот. Мы успеваем. Ты узнаёшь…Но как здесь красиво… Иллюминация. Фонтан… Ты говорил, что библиотека в воскресенье открыта до 10 часов вечера. Надо спешить. Дедушка, тут и поручни для тебя есть… Но библиотека закрыта… И часы работы, и выходной- другие! Как жаль!.. Дед, смотри: афиша. В читальном зале – концерт. Что, в городе негде провести концерты?

-Прошло полвека… Многое могло измениться. Вот и ты, даже в отличие от своего отца, редко берёшь в руки печатную книгу. Но мне так не хочется расставаться с этим городом.

-Но дед, твоё желание можно исполнить. Мы оставим материализованное голографическое изображение и можем из любой точки Вселенной наблюдать за всем. А может, кто-то посмотрит внимательно на эти фигуры и узнает тебя? Присядем-ка. Ты будешь смотреть на любимый театр, а я всё-таки хочу попасть в твою библиотеку и буду наблюдать за ней. Только одно условие: у каждого - свои источники информации…

Скоро яркая точка прочертила небо и исчезла за горизонтом, оставив в городе железных представителей двух эпох, двух поколений, погружённых в свои мысли и занятия, но наблюдающих за нами. Старый, преданный книге Читатель и его современный внук…

P.S. Старый Читатель, получивший знания в том числе и из книги благодаря Библиотеке, Читатель, двигающий технический прогресс, как символ старшего поколения (а сколько их, тагильчан, разбрелось по странам мира) и его внук, впитавший с детства эти достижения.

Но они вместе. И в этом сильный символ скульптуры.

"На Руси жить. Хорошо" (вне конкурса)

Шмитс Ольга

"…Мы сами Природа, и долго нас не было дома, теперь мы вернулись домой,
Мы стали кустами, стволами, листвою, корнями, корою,
Мы вросли в землю, мы скалы,
Мы два дуба, мы растем рядом…"
Уолт Уитмен

Шел в ЗАГС – попал на площадь. Бывает…
Тихо, спокойно, и только на набережной цокают копыта – цирковые выгуливают лошадей.
Наверху на зеленой серповидной скамье два до боли знакомых силуэта: отец мой и сын. Похоже, повздорили: сидят спиной друг к другу, делают вид, что каждый погрузился в собственное занятие.
- Ну что, братцы-кролики, на чем сегодня схлестнулись?
Папаша ответствовал:
- Конфликт, понимаешь, поколений. Не хочет твой сынуля толковых книжек читать. Вместо Пушкина и Достоевского не выпускает из рук книги экономические и технологические. Какой в них прок? Мозг сломаешь, а сердце пустое останется.

Сын взъярился:
- Ну ты, дед, даешь! Ответь мне, пожалуйста, на вопрос, почему, собственно говоря, мне надо читать так называемую русскую классику, зачем мне употреблять продукт, у которого закончился срок годности? Разве не видите вы с отцом, и ваше поколение, как архаична наша литература XIX века? Богоискательская истерия Достоевского имеет к сегодняшнему дню такое же отношение, как глиняные таблички шумеров к гражданскому кодексу. Пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812 тоже свое отжило. Нет, наверное, в мире литературы, столь же агрессивной и дидактичной, как русская. Когда-то она была весьма актуальной, отчего сегодня особенно бессмысленна, потому что языковая и мировоззренческая картина мира сменилась полностью. Вся русская литература имеет отчетливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов.
Эта литература держит страну за ноги, как вериги, и не позволяет ей развиваться.
Не эти книги надо читать сегодня. Мы живем в новую эру науки. Если не прекратим пережевывать классическую нудятину, скатимся в каменный век. Общество развивается, человек эволюционирует. Итак уже Россия проспала все возможные технологические революции.
Вот, гляньте, какую потрясающе замечательную штуку я в свою электронную читалку закачал: "Теория конвергентного развития НБИКС технологий" называется.
Вот эти новые идеи, на самом деле, вытащат страну из глубокой ямы экономического небытия.
Поясняю для отсталых:
мы, человечество, находимся в начале новой технологической революции, которая может быть названа НБИКС-революцией. Речь идет не только о возросшем уровне развития науки и техники, новых отраслях экономики и способах организации производства, но и о новых формах социальности, ценностных ориентирах, о новом понимании сущности и природы человека.
Учеными доказана не только возможность, но и неизбежность продолжения биологической эволюции человека, связывая новые перспективы с конвергентным развитием нано-, био-, инфо- и когнитивных наук и социогуманитарных технологий, для обозначения которого сегодня используется аббревиатура "НБИКС".
Вот о чем надо читать, что изучать и воплощать в жизнь, а не о том, что вы исповедуете.
- Послушай, внучок, по всему получается, что никакого актуального послания в классике уже не осталось?! Правильно ли я тебя понял? Между тем, вот какая мысль пришла мне в голову. Может быть, ты помнишь: когда ты был отроком, я рассказывал тебе о ленинградской блокаде. Позже появилась песня со словами, кажется, Матусовского, тоже, кстати, о памяти:
"Мне тебя забыть бы надо, мне тебя забыть бы надо,
Только все напоминает мне сегодня об одном,
Ленинградская блокада, ленинградская блокада
И стучащий неустанно ленинградский метроном…"
Тогда мы не говорили тебе, что такое ленинградский метроном. Он стучал быстрее, когда объявлялась воздушная тревога. Но и в прочее время — стучал тоже. Из громкоговорителей. Днем и ночью. Всегда, всю блокаду. Зачем? Это не вдохновляющая жителей осажденного города музыка. Не стихи. Не проза. Вообще не слова. Просто стук. Зачем он стучал? Как думаешь?
Парень, подумавши, через какое-то время глухо произнес:
- Пока он стучит, значит, там кто-то есть, значит, город жив. Жив как одно целое. Как живая, сопротивляющаяся врагу сущность.
- Да. А если бы он вдруг замолчал…
- Тогда — все. Ничего больше нет. Город пал. Каждый за себя, спасайся, кто как может…
Слова неважны. Стучащий нам из глубины истории метроном, значит, там кто-то есть, значит…
- Я так думаю, классика — это наш метроном, он объединяет – Дед встрепенулся – Пока метроном стучит, мы народ, мы осознаем себя не по отдельности. Как единая сущность. Это дает силы. Конечно, это есть и у других народов. Английская классика. Их метроном. Звучит по-другому, и они тоже за него держатся и в школе проходят… Французская классика…
- А что было метрономом во времена Пушкина и Достоевского?
Тоже ведь что-то в школе проходили? А в Англии во времена Диккенса? Тогда метрономом было наследие античности, отсюда все эти бесконечные Персефоны и Авроры в тогдашних стихах.
- Получается, наследие античности тогда стучало всей Европе разом, включая Российскую империю. А ведь единой Европа осознала себя совсем недавно, да и то не до конца… Античный классический "метроном" напоминал людям об их человечности, о том, как люди осознали себя людьми, отъединились от природы…
История наших страстей, отраженная в нашей (общечеловеческой, но разделенной вавилонским столпотворением на языки) литературе — метроном, стучащий нам из глубины веков. Пока он стучит вместе с нашими сердцами, мы остаемся людьми.
Порадовали меня мои старый и малый. Подумалось: если технократическое свободное мышление юного отпрыска соединить с духовным совершенством и зрелостью любящего деда – все будет у нас в порядке.
Следуя пожеланиям Арс. Тарковского, любовью я сумею примирить их:
"Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост."
Не случайно мои мужики сели на изогнутую скамейку спиной друг к другу: если продлить в пространстве линию скамьи, согласно геометрическим умозаключениям Лобачевского, они всенепременно встретятся лицом друг к другу, улыбнутся и обнимутся.
- Пойдемте уже домой, ребята, я свежей картошки сварил, порежем селедочки, посыплем зеленым лучком…

Назад