НЕВЯНУЩИЕ ЦВЕТЫ ИСКРЕННЕГО ТАЛАНТА
В октябре исполняется 110 лет со дня рождения Арефьевой Ираиды Агеевны, мастера уральской росписи по металлу. Во многих официальных документах упоминается только дата рождения – 6 октября 1910 г. Но не так давно в Нижнем Тагиле создан сервис по поиску захоронений, и мы обнаружили, что на памятнике Ираиды Агеевны указаны годы жизни: 1908 – 1996. Теперь трудно сказать, какие даты верны, как бы то ни было, ею прожита большая интересная жизнь. Каждый человек с годами успевает накопить солидный багаж мыслей, дел, свершений. Ираида Арефьева (Трекина) была еще и очень талантливым человеком, она не просто оставила воспоминания о себе, но и не дала угаснуть настоящему явлению, которым гордятся многие поколения тагильчан.
В Нижнем Тагиле почти с его основания существует лаковое искусство – подносный промысел. Особой уральской росписью покрываются изделия из металла – подносы, посуда, предметы мебели. За сотни лет развития лакового дела сложились свои правила, можно даже сказать – каноны росписи.
Любое дело, развивающееся десятилетиями, переживает взлеты и падения, и для Нижнего Тагила был период, когда лаковая роспись чуть не исчезла навсегда. Случилось это после революции. Изготавливать дорогие вещи, к ним относились и расписанные вручную железные предметы быта, – стало делом хлопотным и убыточным. А покупать их считалось мещанством, буржуазным пережитком.
Почти утраченное искусство пришлось возрождать постепенно. Возможно, тагильская роспись ушла бы из нашей действительности, если бы решить проблему не взялось руководство партией, выпустив соответствующую директиву. Изначально вновь занялись росписью труженики артелей, самой крупной из которых было объединение «Металлист».
Цветы на подносах первой половины ХХ века – это сочетание элементов тагильской и жостовской росписи. Сейчас это направление в возрожденной уральской живописи часто критикуется. Но изобразительное искусство живет по своим критериям, не всегда удобным исследователям. Один из наиболее важных – человеческий талант.
Мастерица, работавшая в этот сложный и туманный период истории лакового тагильского промысла – Ираида Агеевна Арефьева. Росписи по металлу она обучалась с 1931 года в артели «Металлист». В 1953 году проходила курсы повышения квалификации в селе Жостово. С 60-х годов XX века стала трудиться на заводе «Эмальпосуда».
Основное отличие тагильской и жостовской росписи – в технике выполнения.
Тагильская роспись или маховое письмо наносится в одно касание, ей свойственна фантазийность цветочных элементов.
Жостовская роспись подразумевает многослойное письмо и реалистичность цветочных элементов.
Что отличает художника от рядового ремесленника? Конечно, результат. В одинаковых условиях труда одни работы окажутся просто качественными, а другие будут приковывать к себе взгляд. Трудясь на поточном производстве, Ираида Арефьева расписывала в день десятки подносов, не повторяя и не копируя композицию. Ее «букеты» горят изнутри, заполняя поднос волшебным мерцающим светом, ласковым пламенем, которое не обжигает, а согревает душевной теплотой любого, кто смотрит на них.
В советскую эпоху, особенно в довоенный период, было категорически не принято обозначать авторство. Если дореволюционные мастера ставили клейма и авторские знаки, по которым можно было опознать почти любую вещь – будь то кирпич, поднос или колбаса, то советские мастерицы право на клеймо или даже собственную фамилию на подносе не имели.
К сожалению, многие работы Ираиды Агеевны до сих пор не подтверждены, но один из подносов неоспоримо принадлежит ее кисти. Этот поднос мастерица преподнесла в дар городу на 250-летие его основания.
Почему так важно для нас, современников, сохранять самобытные ремесла и промыслы? Сейчас это называется модным словом «бренд». Такие промыслы – часть нашей уникальной культуры, которая делает неповторимой историю определенного региона, создавая его «лицо», не похожее на другие и узнаваемое во всем мире. И, конечно, нельзя забывать о людях, мастерах, которые прославляют родной край. Ираида Агеевна Арефьева именно такой человек, она пришла в промысел, когда тот переживал тяжелые времена, и смогла вписать свою золотую страничку в историю Урала, поделиться душевным теплом не только с современниками, но и донести его силой таланта до потомков.
Об уральской лаковой росписи написаны книги, по которым можно проследить путь становления, узнать о технологии ее выполнения, познакомиться с людьми, без которых тагильское искусство не могло состояться.
Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В. А. Барадулин. – Свердловск : Средне-Уральское издание, 1982. – 112с. : ил. 18+
Василий Алексеевич Барадулин – исследователь, этнограф, педагог, заслуженный работник культуры России. Выдающийся ученый внес огромный вклад в сохранение и возрождение традиционных промыслов Урала. Благодаря его участию в экспериментах в 1960 – 1970-х гг. по восстановлению уральского махового письма удалось вернуть почти забытые основные элементы и сюжеты. Книга написана на основе сведений, собранных автором лично в результате долгосрочных экспедиций. В ней представлены общие результаты его исследований и выводы по истории уральских живописных промыслов.
Дмитриев А. В. Тагильская роза: история «лакирного дела» на Урале / А. В. Дмитриев, А. С. Максяшин ; под ред. Е. В. Логунова, И. Г. Семенова. – Екатеринбург : Старт, 2000. – 139 с. : ил. 18+
Книга составлена на основе исследований уникальных архивных документов и коллекций расписных изделий музеев Нижнего Тагила и Екатеринбурга. В ней реконструирована история становления тагильской росписи по металлу, описаны технологии махового письма, рассмотрены основные этапы развития промысла – от его основания до современных реалий.
Максяшин А. С. Региональная система художественного образования в контексте искусства Урала / А. С. Максяшин. – Екатеринбург : Пирогов, 2004. – 194, [1] с. 18+
На Урале еще с XVIII века начала формироваться собственная художественная школа. В ее основу легли местные традиционные промыслы, свое влияние оказывали и профессиональные художники, которых привлекали для преподавания. В книге показаны связи художественного образования Урала с российскими и зарубежными изобразительными школами (течениями), рассмотрены художественно-педагогические явления в области подготовки квалифицированных специалистов, представлены современные художественные учебные заведения Урала.
Максяшин А. С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала / А. С. Максяшин. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. – 304 с. 18+
Научный труд анализирует проблемы художественного образования в рамках истории, методологий преподавания, а также перспектив развития Уральского изобразительного искусства. В книге дается анализ влияния общих внешних факторов на отдельно взятую обучаемую личность.
Хроника основных событий в истории нижнетагильской лаковой росписи по металлу по материалам периодических изданий (1974-2014) / сост. А. С. Максяшин. – Екатеринбург : Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2014. – 246 с. 18+
Истории уральской лаковой росписи по металлу, особенно после ее возрождения во второй половине ХХ века, посвящено огромное количество научных и научно-популярных статей, исследований и обзоров. В них освещались разные аспекты – технологии, история развития, биографии мастеров промысла. Наиболее интересные труды представлены в данном сборнике. В дополнительных материалах этой книги размещен впечатляющий тематический список, который позволит более детально изучить уральскую художественную роспись.
Представленные издания хранятся в фонде отдела обслуживания библиотеки.
Миронова М.М.
библиотекарь отдела обслуживания