Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
«СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ХРУПКИЕ ПЛЕЧИ»

О женщинах всегда найдется сказать что-нибудь новое…
Станислас Жан де Буффлер


Приближается один из долгожданных весенних праздников – 8 марта. Именно сейчас женщины ждут романтики, подвигов и подарков.

Совсем недавно, какие-то незаметные в рамках истории 100-150 лет назад, женщина воспринималась несколько иначе. Юная девушка была «трепетным созданием». Взрослая женщина – матерью, с заботливыми руками, добрыми глазами, золотым сердцем. Женщина преклонного возраста – мудрая хранительница жизненного опыта и семейных ценностей.

Сейчас все чаще на первый план выходят личные качества, достижения, характер! Сильные женщины – это открытие ХХ века, символ века ХХI. Но что подразумевает это понятие, ведь не только героизм военного времени или невероятные спортивные достижения?

Для ответа на этот вопрос достаточно оглянуться по сторонам и на примере жительниц нашего города, тагильчанок, увидеть, что сильный характер проявляется в невероятной самоотверженности, становясь примером служения любимому делу и оттиском на книжных страницах.

Рассказать обо всех невозможно, но можно обратить внимание на тех, чьи судьбы будут служить вдохновением многие годы.

 

Часть I

НАУКА

Наука требует всего человека, без задних мыслей,
с готовностью все отдать и в награду получить
тяже­лый крест трезвого знания.
А. И. Герцен

Наука – это не просто система знаний и закономерностей в развитии природы, общества и мышления, как учат нас сухие справочники. Существует мнение, что науке надо служить и это, действительно так.

Ей посвятили себя многие выдающиеся жительницы нашего города. Представим вашему вниманию несколько имен.

 

Епанчинцева (Мулыгина) Елена Никитична (1947)

С 1972-1986 гг. хранитель фондов Нижнетагильского филиала Государственного архива Свердловской области. Член Нижнетагильского клуба краеведов при музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», Член Уральского историко-родословного общества.

Коренная тагильчанка в 11-м поколении, посвятившая большую часть своей жизни изучению и описанию истории родного края. Исследованиями она начала заниматься с 1987 г.

Статьи Елены Никитичны Епанчинцевой опубликованы в различных городских изданиях, в том числе «Тагильском рабочем». В 1987 г. стала лауреатом премии имени рабкора Григория Быкова. Член редакционной коллегии рукописного журнала «Тагильский краевед». С 1988 по 1996 год являлась членом городской инициативной экологической группы «Карьер в опасности».

Темы ее исследований связаны с культурой Нижнего Тагила и изучением родословных коренных тагильчан. Елена Никитична является одним из авторов книги «Тагильские фамилии».

 

Гуськова Ангелина Константиновна (29.03.1924 – 07.04.2015 гг.)

Советский и российский врач-радиолог, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Ленинской премии, член Российской научной комиссии по радиологической защите (РНКРЗ).

Ангелина Константиновна Гуськова – всемирно известный ученый, основоположник радиационной медицины, личный врач «отца советской атомной бомбы» Игоря Васильевича Курчатова. Она спасла жизни многих чернобыльцев и участников других радиационных катастроф.

Заслуги этой женщины перед обществом невозможно выразить ни в цифрах, ни в званиях.

Ангелина Константиновна являлась экспертом Научного комитета по действию атомной радиации при ООН (1697 г.), главным научным сотрудником Института биофизики Минздрава. В 1989 году ей присуждено звание заслуженного деятеля науки СССР, в 2000 году она стала лауреатом премии Зиверта за защиту от излучений.

С 1953 г. начала исследовать радиологию. Проблемам исследования воздействия радиации на организм человека она посвятила более 200 публикаций. Под ее руководством написано более 40 кандидатских и 10 докторских диссертаций.

Самым большим достижением в своей жизни Ангелина Константиновна считала, что благодаря ее стараниям 90% пострадавших от радиации удалось восстановить здоровье.

 

Гуськова Татьяна Константиновна (17.09.1926 – 06.09.2016 гг.)

Советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Нижнетагильского государственного педагогического института.

Кратко о Татьяне Константиновне можно сказать так – это коренная тагильчанка, посвятившая жизнь родному городу.

Ее путь в науке начался после обучения в Нижнетагильском учительском институте, затем последовали Уральский государственный университет им. А. М. Горького и аспирантура Государственного исторического музея.

В 1965 г. после защиты диссертации «Рабочие Урала в пореформенный период (по материалам Нижнетагильского горнозаводского округа 1860-1890-х гг. XIX в.)» в Институте истории АН СССР получила степень кандидата исторических наук.

Буквально через год – докторскую степень за труд «Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX в».

Татьяна Константиновна работала в школе № 56, трудилась в Нижнетагильском краеведческом музее, а с 1969 г. преподавала в педагогическом институте. За долгие годы, отданные учительству, она прошла путь от старшего преподавателя, до профессора кафедры отечественной истории.

Ее огромная заслуга состоит в популяризации историко-краеведческого наследия родного края. Этой теме она посвятила более 50 научных трудов.

 

Мадер (Зуева) Раиса Дмитриевна. (30.01.1932)

1975-1995 гг. Профессор кафедры литературы Нижнетагильского государственного педагогического института.

Эта незаурядная женщина не является коренной тагильчанкой. Знакомство с Уралом девочки Раисы Зуевой началось в 1942 г. в Верхотурском детском доме № 1, куда она была эвакуирована вместе с другими детьми Ленинграда и Украины.

В послевоенные годы, обучалась в Свердловском педагогическом институте. По окончании, по собственному выбору, молодая Раиса Дмитриевна была направлена в Нижний Тагил преподавателем. Довольно быстро она становится лучшим учителем города. В 1964 г. Раиса Дмитриевна начинает свою работу в методкабинете Нижнетагильского городского отдела народного образования.

Раиса Дмитриевна продолжила свои занятия наукой, закончив Аспирантуру при лаборатории по литературе Академии педагогических наук СССР. В 1979 г. по материалам ее диссертации выходит книга «Анализ поэтического текста на уроках литературы».

С 1975 г. Р. Д. Мадер начала работать в НТГПИ, стала профессором кафедры литературы.

Мадер Р. Д. участвовала в многочисленных конференциях, ее приглашали читать лекции по русской литературе в Болгарию. Она опубликовала более ста научных статей и несколько книг.

 

Часть II

ИСКУССТВО

Искусство есть способность видеть невидимое,
осязать неосязаемое и рисовать то,
что не имеет облика.
Жозеф Жубер


Для большинства Нижний Тагил был и остается суровым промышленным городом. Для людей, знающих этот город лучше, – это еще и место невероятного сосредоточения талантливых людей, посвятивших себя «служению муз». С самого начала истории нашего города искусство имело для него огромное значение. Здесь процветали художественные промыслы, открывались театры и создавались уникальные ювелирные изделия.

Стезя человека искусства для тагильчанок никогда не была запретной. Женщины, посвятившие себя искусству, в нашем городе всегда имели возможность для реализации своего таланта. ХХ век подарил Нижнему Тагилу целый каскад женских имен, золотыми буквами вписанных в историю.

 

Афанасьева (Мельникова) Агриппина Васильевна (1913 – 2004). 
Старейшая мастерица Тагильской лаковой росписи.

Можно долго спорить, является ли художественный промысел одним из видов высокого искусства или нет, но факт остается фактом – тагильское лаковое дело давно и прочно стало неотъемлемой его частью.

Агриппина Васильевна Афанасьева училась надомно у Устиньи Емельяновны Растемяшиной-Барболиной – известной мастерицы конца XIX – начала ХХ вв.

Во многом благодаря полученным ею знаниям во второй половине ХХ в. удалось возродить почти утраченную традиционную тагильскую роспись – в одно касание, двуцветным мазком.

Еще одной бесценной заслугой Агриппины Васильевны Афанасьевой являются ее ученики, которым она передала все секреты традиционной тагильской росписи. За ее долгую работу на заводе «Эмальпосуда» у нее обучались более 100 человек, чье творчество сейчас составляет «золотой фонд» тагильской лаковой росписи.

Наиболее значимыми наградами для Агриппины Васильевны являются бронзовая медаль ВДНХ (1978 г.), премия и дипломом 1 степени Министерства местной промышленности РСФСР (1984 г.).

 

Высоцкая (Мешкова) Изольда (Иза) Константиновна (22.01.1937 – 20.07.2018) Советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1980), народная артистка России (2005), первая жена Владимира Высоцкого.

До переезда в Нижний Тагил Изольда Константиновна окончила Школу-студию МХАТ (1958 г.). Была актрисой Театра им. Леси Украинки в Киеве. Жила и работала в Ростове, Перми, Владимире, Липаеве.

С 1970 года и до конца жизни Иза Высоцкая служила в Нижнетагильском драматическом театре. Исполняла главные роли в спектаклях «Золотая пыль», «Последний пылкий влюбленный», «Мать», «Ваша сестра и пленница», «Гарольд и Мод» и других. Высоцкая – единственная актриса необластных театров Урала и единственная тагильчанка, удостоенная звания народной артистки России (2005 г.). Также она дважды становилась лауреатом театральной премии «Браво!».

Своему мужу Владимиру Высоцкому Иза Константиновна посвятила книги «С тобой... Без тебя» и «Короткое счастье на всю жизнь».

 

Часть III

Поэзия есть высший род искусства

Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта.
Ф. Достоевский


О поэзии и поэтах надо говорить либо стихами, либо искренне. Именно так можно сказать о тех тагильчанах, чьи сборники стихов украшают библиотечные коллекции. Поэты – последние идеалисты, поэтессы – идеалисты в квадрате. О себе они скажут сами своим творчеством.

 

Анашкина Галина 
    Буш Елена                 
Остановка до…     ***
Обними меня сильно
Обними меня страстно
Докажи всей Вселенной,
Что любовь не угасла.

Попрощавшись со мною,
Ты в лицо посмотри.
Коль ресницы намокли,
Ты ладонью утри…

    Ты устала искать
Отражения прошлого?
Все скатилось в привычку
И скучную муть.
А душа просит яркого
И невозможного?
Ты попробуй себя
И ее обмануть…


Каренина Ирина      Новгородцева Светлана 
В зеркале мира
    Кошка
Последним ангелом пришедший,
Последней искоркой погасший,
Как я, товарищ сумасшедший
Над черной наклонился чашей.

И в отраженье мирозданья
Разглядывал свой путь недлинный,
И чуял мягкие касанья
Двух чашниц, тянущих в глубины…

    Лунная стелется бледно дорожка
В небе ночном.
А на окне – я и рыжая кошка.
Мы с ней вдвоем.

И не мурлыканье – стоны и плачи
В дрогнувшей тьме.
Смотрят в глаза – глаза кошачьи
В них – по луне…


Смотреть в видеоформате
   
Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.