Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Боевой путь тагильских саперов

22-й саперный батальон был сформирован 15 мая 1922 года в Ташкенте и вошел в состав 13-го стрелкового корпуса Красной Армии.

В связи с окончательным переходом на территориальную систему комплектования воинских частей осенью 1931 года батальон передислоцировался в Нижний Тагил, где и находился до начала Великой Отечественной войны. За большой вклад в развитие нашего города был награжден Почетным Красным знаменем Нижнетагильского горкома партии и горсовета.

22-й саперный батальон на улицах Нижнего Тагила. Начало 1930-х годов

До 1938 года командиром части был майор Соколов, а комиссаром – Любавичев. На новом месте дислокации батальон успешно осваивал новые виды инженерной техники. В 1932 году саперы заняли второе место в Уральском военном округе по боевой и политической подготовке, а в 1933–1935 годах – второе место в РККА. Батальон активно участвовал в строительстве Нижнего Тагила, им был сооружен ряд объектов на УВЗ, хлебозавод, трамвайные пути, мост через реку Тагил, который прослужил более пятидесяти лет и с 1938 года назывался мостом имени Красной Армии. С 1938 года в командование батальоном вступает капитан В.И. Зверев, комиссаром становится В.П. Совиных. Изменился и номер батальона, он стал называться 22-м.

Мост через реку Тагил, построенный бойцами саперного батальона в 1934–1935 годах

Казармы и штаб батальона размещались на Вые. Здесь во время зимних сборов готовили красноармейцев по следующим специальностям: сапер-минер, боец легкопереправочного парка (понтонер), маскировщик, боец отряда глубокого бурения, специалист инженерной разведки и другим. Летние сборы личного состава проводились на реке Тагил, около Медведь-камня и в Чебаркуле. Наиболее отличившимся красноармейцам присваивались внеочередные воинские звания.

В 22-м отдельном саперном батальоне проходили службу в последствии ставшие генералами инженерных войск К.М. Бобнев, П.И. Фадеев, А.Ф. Жиров, В.И. Зверев, Ф.И. Рогинский, М.П. Варваркин, И.П. Жемчужников. В феврале 1941 года на базе батальона был сформирован отдельный инженерный полк окружного подчинения с таким же номером.

Караульная команда батальона на отдыхе в районе Медведь-Камня. 1937 год

В начале мая 1941 года часть личного состава полка вместе со всем инженерным оборудованием, оружием и обмундированием 18 июня 1941 года убыла на запад для боевого развертывания в составе 22-й армии, выдвигаемой из Уральского военного округа. При получении в Перми известия о начале войны начальник штаба майор Изергин вместе с учебным подразделением под командованием старшего лейтенанта Горохова срочно вернулся в Нижний Тагил для приема приписного состава. Эшелоны же с военным имуществом ушли дальше.

Позднее Изергин вспоминал: «…Это был крепкий народ, с чувством большой ответственности и организованности. Эшелон запасных, насчитывавший более двух тысяч человек, прошел из Нижнего Тагила до города Невель без единого происшествия. Поскольку склады части были пусты и с большим трудом удалось выпросить в округе лишь несколько десятков винтовок и комплектов формы, то почти все резервисты уехали на фронт в гражданской одежде. На крупных станциях они смешивались с местным населением, но ни одного происшествия, а тем более случая дезертирства не было. 6 августа подразделения полка прибыли в район Невеля, где смогли, наконец, получить обмундирование, оружие и пройти боевое сколачивание. Появление на фронте столь хорошо подготовленной и экипированной инженерно-саперной части обрадовало советское командование…»

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывался 201 саперный батальон, большинство из которых погибли в приграничных сражениях в первые дни войны. Оставшиеся же, неся тяжелые потери, с боями отступали. Свежая часть, сформированная из работящих уральских мастеровых, смогла стабилизировать обстановку на одном участке фронта. Саперы минировали дороги, взрывали мосты, устраивали лесные завалы, наводили водные переправы для вновь прибывавших частей. Ввиду нехватки войск им тоже приходилось участвовать в боях. В донесении от 30 августа 1941 года указывалось: «…За истекшие сутки под станцией Кунья и станцией Скворцово погиб 21 человек, ранено 40 человек…»

Саперы проделывают проход в проволочном заграждении

Саперы неоднократно совершали дерзкие вылазки в тыл врага. Так, в ночь с 27 на 28 августа два отряда добровольцев в составе двадцати семи человек под командованием младшего лейтенанта Михаила Нестеровича Рогова и политрука Гудкова у деревни Васильково уничтожили немецкий авангард в составе трехсот солдат и офицеров, захватили две противотанковые пушки, два зенитных орудия, четыре зенитных пулемета, около семидесяти мотоциклов. Были захвачены также важные оперативные документы. За этот подвиг 4 ноября 1941 года Рогов был награжден орденом Ленина, политрук Гудков – орденом Красного Знамени, а сержант Иватлов и старшина Шведов (из Черноисточинска) – орденами Красной Звезды. В последствии М.Н. Рогов был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной воины, медалями. Он совсем немного не дожил до победы и умер от ран 24 апреля 1945 года.

Нехватка инженерно-саперных частей заставила советское командование расформировать 22-й отдельный инженерный полк и обратить его на формирование следующих частей: 22-й отдельный инженерный батальон, 114-й отдельный механизированный инженерный батальон, 50-я отдельная электротехническая рота, 18-й отдельный легкопереправочный парк, 4-я отдельная маскировочная рота, отдельный отряд глубоко бурения.

Разминирование территории при помощи индукционного миноискателя ВИМ-203С 14 сентября 1941 года 22-й отдельный инженерный батальон возглавил капитан Михаил Васильевич Белов, военкомом стал Ильиных, но вскоре его заменил Петр Романович Доценко. Командирами рот были Сергей Владимирович Хохлов, Михаил Иванович Карелин, Вениамин Николаевич Зырянов. Приказом по армии за номером 0173 от 2 октября 1941 года сержантам Б.М. Горину, А.Г. Никитину, А.Е. Сунцову, Г.В. Тугарину, Е.А. Яременко и Н.М. Цыглеру было присвоено звание младшего лейтенанта. Объясняется это исключительно высокими потерями, которые нес батальон. Но, несмотря на это, до конца ноября 1941 года батальон выполнял различные инженерные задачи, и нередко с оружием в руках отражал атаки противника в районе городов Невель, Великие Луки, Торопец, Селижарово, Калинин и на северо-западе от Ржева.

Житель села Краснополье Харитон Иванович Скороходов на второй день войны передал ученику свое рабочее место на УВЗ и отбыл на Выю в саперный батальон, где и прослужил до конца войны. В ноябре 1941-го, когда батальон вышел на пополнение под Серпухов, из 720 бойцов в живых оставалось не более 100 человек. Тагильские саперы выполнили свой долг по защите столицы нашей Родины до конца.

На переформировании батальон пополнился людьми из других регионов страны и однородностью состава уже не отличался, однако земляки-тагильчане до конца войны держались вместе.

С конца ноября 1941 года 22-й отдельный инженерный батальон был выведен из состава 22-й армии и переподчинен штабу инженерных войск Калининского фронта. С этого времени и до июня 1944 года батальон выполнял задачи по строительству и оборудованию командных пунктов фронта и узлов управления войсками. Так, например, в районе населенного пункта Сельское (юго-западнее г. Торопец) за короткое время для пункта управления фронтом были построены сорок одна землянка, четыре убежища, тридцать шесть щитовых, два рубленых и семь брусковых домов, два гаража и два бомбоубежища. За умелое и успешное выполнение задач более двухсот бойцов были награждены знаком «отличный сапер», а еще около ста солдат и офицеров – орденами и медалями.

Советские саперы устанавливают противотанковые противогусеничные мины ТМ-42 перед передним краем обороны. Курская дуга, Центральный фронт. 1943 год

Батальон привлекался и к разминированию на освобожденных территориях, но особенно трудным было строительство высоководного моста на реке Западная Двина близ города Андреаполь в феврале 1942 года. Он возводился под мощным воздействием авиации противника в сильные морозы. За досрочную сдачу объекта была объявлена благодарность лейтенантам Тарасову, Ананьину, Пермякову, Зырянову, младшему лейтенанту Сунцеву, сержантам Ракша и Дмитриеву, красноармейцам Кримбергу, Бусыгину, Суклето. Старший сержант Леонид Дмитриев был премирован пятьюдесятью рублями, а политрук Сергей Чубко – ста рублями.

В ходе Белорусской операции 1944 года батальон был придан 6-й гвардейской армии, обеспечивал форсирование Западной Двины, участвовал в освобождении Полоцка. Затем был направлен на формирование 30-й инженерно-саперной бригады, вошедшей в состав второй гвардейской армии, и получил наименование 198-го инженерно-саперного батальона. Его командиром стал капитан Николай Федорович Мельников, замполитом – Петр Романович Доценко.

Бойцы 22-го саперного батальона на привале

18–19 августа 1944 года батальон действовал в составе 126-й стрелковой дивизии. Немцы на узком участке фронта контратаковали наступавшие поредевшие советские части силами до ста танков и пехотной дивизии. Наши подразделения попали в окружение, под огнем немецких автоматчиков старший лейтенант Василий Осинкин и писарь штаба Вера Жуйкова спасли знамя части и секретные документы.

В ночь со 2 на 3 октября 1944 года армия перешла в наступление, а 30-я инженерно-саперная бригада под ружейно-пулеметным огнем немцев возводила мосты для форсирования реки Дубисса. После ожесточенных боев 20 ноября советские войска вышли к реке Неман у города Тильзит, это было логово врага, Восточная Пруссия. В течение декабря саперы изучали немецкую полосу укреплений, делали проходы в минных заграждениях, обеспечивали комендантскую службу.

9 января 1945 батальон вступил в оперативное подчинение 60-го стрелкового корпуса, в нем были созданы оперативные группы для разграждения и разминирования, а на основе второй роты – подвижный отряд заграждения. С 24 января третья рота обеспечивала переправу через реку Ангерапп, а 27 января первая и третья роты построили ледовую, усиленную бревнами, переправу через канал для частей 251-й и 334-й стрелковых дивизий.

Советские саперы наводят понтонную переправу через реку Одер (Германия). 1945 годВ ночь со 2 на 3 февраля 1945 года батальон получил задачу построить мост через реку Алле, южнее города Беренштейна. Ширина реки составляла 32 метра, готовых элементов моста не было, материал – лес на корню. В кромешной темноте, в ледяной воде, при густом снегопаде под минометным и ружейно-пулеметным огнем фашистов саперы приступили к работе. Сразу появились потери, ведь передний край находился в 300-400 метрах. Следивший за ходом строительства командующий 2-й гвардейской армией генерал Чанчибадзе приказал провести телефонную связь на место строительства. Через каждые полчаса генералу докладывали о ходе работ. Поскольку саперы находились в ледяной воде, а сушиться было негде, то менялись каждые полчаса. К 7 часам утра мост был готов. Еще один мост для переправы частей строили уже в самом городе Беренштейне. Блестяще организовал темп работ заместитель командира по технической части капитан Г.В. Тугарин, за что ему была объявлена благодарность.

В период с 19 января по 19 марта 1945 года саперы батальона сделали 54 прохода в минных полях, разминировали восемь минных полей, сняли 2740 мин, установили девять минных полей, поставили 4020 мин, обеспечили форсирование шести водных преград, оборудовали две переправы на льду, построили 226 погонных метров деревянных мостов, проверили на наличие мин и отремонтировали 412 километров дорог, уничтожили 62 ДОТа противника.

21 марта 1945 года батальон был выведен из подчинения 60-го стрелкового корпуса и переброшен на Земландский полуостров. В течение апреля саперы вели ожесточенные бои с немцами на подступах к Кенигсбергу, принимали участие в штурме главных его фортов.

К исходу 17 апреля 1945 года батальон передислоцировался в Раушен (Германия) и приступил к подготовке штурма немецкой столицы. В боях за Берлин уральский батальон проявил мужество и героизм. Но война не пощадила многих ветеранов. Так, в последних боях около Потсдама 2 мая погиб начальник штаба майор Михаил Иванович Гредасов. С бойцами охраны штаба он пытался остановить прорывавшихся на запад гитлеровцев. На фронт наш земляк ушел в июле 1941 года с должности инженера шахты «Капитальная» рудника имени III Интернационала. Имя его выбито на мемориале погибшим шахтерам рудника.

Мост через реку Эльба (Германия), построенный 198-м инженерным батальоном. 1945 год

За период Великой Отечественной воины в батальоне было проведено 655 персональных награждений боевыми орденами и медалями. Личный состав части удостоился ордена Ленина, четырех орденов боевого Красного Знамени, ордена Александра Невского, 14 орденов Отечественной войны 1-й степени, 81 ордена Отечественной войны 2-й степени, 227 орденов Красной Звезды, шести орденов Славы 3-й степени, 108 медалей «За отвагу», 221 медали «За боевые заслуги». Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 мая 1945 года батальон был награжден орденом Александра Невского.

30-ю инженерно-саперную бригаду, в которую входил и 198-й саперный батальон, расформировали в ноябре 1945 года. Знамена и ордена части были переданы на вечное хранение в музей Вооруженных сил СССР.

Первая группа подлежавших демобилизации красноармейцев старших возрастов поехала домой в конце июня 1945 года. Демобилизованные получили новую форму, командование части устроило для них праздничный ужин. Во время торжества вспоминали отличившихся в боях. Прозвучали имена Степана Павловича Злыднева, награжденного орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», погибшего за месяц до победы 8 апреля 1945 года на минном поле; мастеров минно-подрывного дела сержанта Н.Л. Вдулова и Д.А. Бусыгина, награжденных орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени; саперов-разведчиков Василия Мальцева, Шарипа Газетдинова и их командира старшего лейтенанта Александра Ивановича Бреднева и многих других.

Уже после войны за мирные трудовые подвиги бывшие саперы батальона П.Р. Доценко и Н.И. Яшуков были награждены орденами Октябрьской Революции, а Я.Е. Кшиянин и Н.В. Мулыгин – орденами Трудового Красного Знамени.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.