Обзор журналов «Свой» и «Родина» 16+
Уважаемые посетители!
Представляем вашему вниманию обзор журналов,
поступивших в фонды Центральной городской библиотеки во втором полугодии 2022 года
«Свой» 16+ – это именной журнал известного советского российского кинорежиссёра и актёра Никиты Сергеевича Михалкова. Журнал для просвещенного консерватора, как Михалков сам себя позиционирует, посвященный обсуждению значимых событий в культуре, искусстве и светской жизни России. «Свой» – это ежемесячное приложение к газете «Культура», первый номер которого вышел в апреле 2014 года. На его страницах публикуются исторические и культурологические статьи, биографические заметки о кумирах прошлого и современности; о знаменитых и неизвестных персонах, одни из которых всю жизнь прожили в России и вложили силы в становление страны, а другие, оказавшись в эмиграции, не теряли связи с Родиной. |
Тон каждому номеру журнала задаёт рубрика «Слово издателя» от Никиты Михалкова. Самые актуальные проблемы нашего времени, написанные хлёстким, очень выразительным языком, затрагиваются в этом «Слове…». Михалков пишет об истинном и ложном патриотизме, о событиях в стране, о церкви, о национальных проблемах. Он ведёт разговор с читателем, честный и откровенный.
Вот некоторые темы рубрики «Слово издателя» 2022 года:
«Не о том беспокоимся»: тема, где речь идёт о конституционном признании государственной идеологии (то есть разделении общества на тех, кто «за» и тех, кто «против»), которое представляется как минимум несвоевременным на фоне, проводимой Россией специальной военной операции (июль, 2022 год, стр. 2);
«Вся Россия за тобой»: несмотря на события, которые происходят в стране и в мире, большинство наших граждан продолжает жить привычной, размеренной жизнью и точно знают: они (мы) и те, кто сейчас на фронте, – одно неразрывное целое. А главное: такую возможность нам дают те, кто воюет сейчас на Донбассе. Им нужна наша поддержка, наша помощь, наше единение с ними (август, 2022 год, стр. 2);
«За что убили Дарью Дугину»: в век цифровых технологий было бы непростительной ошибкой всецело опираться на опыт прежнего, индустриального периода, уподобляться тем генералам, которые «всегда готовятся к прошедшей войне». Сегодня для достижения глобальных целей используют сеть – информационное пространство, где и развёртываются основные стратегические операции. Цитата из статьи: «Сама реальность становится «реальной» только после того, как сообщения о ней попадают в информационное поле» (сентябрь, 2022 год, стр. 2);
«Восемь долгих лет спустя»: сейчас наша страна переживает по-настоящему переломный момент истории. Мы не только меняем административные границы родного государства, но и отчетливо видим, кто для России свой, кто – чужой (а кто чужой среди своих). Тревожное, чреватое трудностями и опасностями военное время открывает глаза на многие вещи. И как бы неспокойно на душе ни было, нам, «коренным россиянам», нужно брать пример с тех, кто долгие восемь лет стремился – невзирая ни на что – стать нашими соотечественниками (октябрь, 2022 год, стр. 2). Познакомиться с полными текстами из «Слова издателя» читатели имеют возможность на страницах журнала.
К рубрикам, которые сохранились в журнале «Свой» с 2014 года: – «Родное слово», «Стоп-кадр», «Великие реалисты», «Трапезная», «Литфонд», «Символы веры», добавились такие рубрики как – «Русский след», «Служу России», «Великие реалисты», «Книжная палата», «Живая история» и другие.
Предлагаем познакомиться с материалами некоторых из них.
«У Воскресения на Молодях» материал Валерия Шамбарова из рубрики «Наука побеждать» рассказывает о колоссальных успехах, которые достигла Россия при Иване Грозном: присоединила Казань и Астрахань, утвердилась на Северном Кавказе, открыла себе путь к Балтике. И эти геополитические успехи державы настроили против неё всю Европу. При финансовой поддержке целого ряда западных государств русским решились противостоять Литва, Польша, Швеция и Крымское ханство. К этой тяжёлой и затяжной войне прибавились измены прозападных русских бояр, которые вынудили Ивана Грозного ввести опричнину. И ко всем этим бедам добавились засуха, неурожай и унёсшая множество жизней эпидемия чумы, а также частые разорительные набеги крымского хана Девлет-Гирея, самоуверенность которого в своих победах над русскими дошла до того, что он прислал Ивану Грозному оскорбительный подарок – нож: значит, можешь зарезаться. |
Читателям будет интересно узнать о том, как грозный русский царь Иван IV и себя умел смирять, и на издевательства врагов никак не реагировал, и внутренних врагов приструнивал, и какие победы одержали русские воины при его правлении. Материал основан на исторических фактах и хорошо иллюстрирован (июль, 2022 год, стр. 3-7).
|
Учёный-историк Руслан Скрынников доказал, что Ермак – это не кличка, а имя (Ермолай или Герман). Что же касается казачьего прозвища, то оно зафиксировано в документах Посольского приказа: Токмак (пест, колотушка). И судя по всему, носитель этой клички был старым, заслуженным командиром.
Об исключительном авторитете Ермака-Токмака – единственном атамане того времени, которого величали по отчеству, о том, каким трудом доставались русским воинам победы и завоевания под его предводительством, об этапах присоединения сибирских территорий к России и многом другом можно прочитать в журнале (август, 2022 год, стр. 3-9).
Материал для тех, кому интересна личная жизнь и творчество писателей обычно представлен в рубрике «Родное слово». Вера Калмыкова в статье «Добрый писатель» знакомит читателей с Дмитрием Маминым-Сибиряком – одним из тех русских прозаиков второй половины XIX века, которые страстно жаждали перемен в обществе: не революций и кардинальных экономических реформ, а изменений в отношениях между людьми. Главные пороки социальных взаимодействий – ругань, битьё, унижение слабого – он не просто наблюдал, а испытал на собственном опыте. И отчаянно желал, чтобы ничего подобного соотечественники никогда не видели.
Читатели узнают о том, какие отношения были в семье будущего уральского писателя (он родился в посёлке Висим, недалеко от Нижнего Тагила). Трудолюбие унаследовал от родителей, а талант – от Бога. К 1883 году Мамин-Сибиряк (двойная фамилия у писателя появилась в 1882 году) закончил роман «Приваловские миллионы», который до сих пор считается самым известным его произведением. Но не менее значимы и хорошо известны широкому кругу читателей его произведения для детей и особенно «Алёнушкины сказки», которые Дмитрий Наркисович сочинял для своей больной дочки Елены. В этих произведениях особенно красива русская литературная речь, они привлекают лёгкостью языка.
Болезней, горя, потерь выпало на долю писателя очень много. Его единственная дочь Елена скончалась спустя два года после смерти отца и завещала семейный дом городу Екатеринбургу с надеждой на то, что когда-нибудь там будет устроен музей её дорогого отца. Так и случилось. Писатель жив, пока его читают, а мы вот уже более века черпаем в произведениях Дмитрия Мамина-Сибиряка любовь и нежность ко всему живому (октябрь, 2022 год, стр. 18-21).
210 лет назад в нескольких километрах от Ялты, близ основанной в древности греческими колонистами деревни Никита, были высажены первые растения будущего ботанического сада. Полыхала Отечественная война 1812 года, но зачинатели большого дела были уверены: гроза над Родиной вскоре стихнет, а любоваться красотами крымской природы люди будут вечно. Об этом в рубрике «Наш Крым» рассказывает автор материала «Цветы, как люди, на добро щедры» Валерий Бут.
Читатели узнают, что идея создания Никитского ботанического сада в Крыму принадлежала военному губернатору Арману Жану дю Плесси, герцогу де Ришелье, который руководил Новороссийским краем и слыл весьма деятельным и рачительным хозяином. О том, кто и как облагораживал холмистую, заросшую кустарником и деревьями местность, как тщательно подбирались растения, способные произрастать в Крыму, чтобы не только любоваться на них, но и получать ощутимый доход, открыв сад для посещений, а также продавать семена этих растений, рассказывается в этой статье. |
Тем, читателям, которые интересуются историей отечественного кино, судьбами актеров, режиссёров и сценаристов будет интересно познакомиться с материалами рубрики «Стоп-кадр».
В октябре 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного актера Анатолия Папанова. Его творчество известно не только людям старшего поколения, но и молодым россиянам. Жители нашей страны знакомы с ним не только по ролям в кинофильмах, но и творчеством на театральной сцене.
Он известен, всенародно любим, и мало кому придёт в голову мысль о том, что этот актёр – один из самых неразгаданных мастеров отечественной культуры ХХ столетия… И всё ж таки об Анатолии Папанове мы в массе своей очень-очень много знаем. А прочитать об этом замечательном мастере своего дела предлагает Николай Ирин в статье «Знаки силы», в которой ещё и много интересных фото из личного архива Папанова (сентябрь, 2022 год, стр. 40-47).
Талантливому кинорежиссёру отечественного кинематографа Надежде Николаевне Кошеверовой посвящён материал Николая Ирина «Доброкачественное упрямство». Кто такая Надежда Кошеверова, знаем ли мы фильмы, созданные ею? Конечно же, знаем! Их не так уж и мало. «Укротительница тигров», «Старая, старая сказка», «Тень», и «Осторожно, бабушка!». А ещё фильмы «Шофёр поневоле» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловей» и «Царевич Проша». Но один фильм, любимый многими поколениями россиян, мы знаем и помним с детства. Это добрая волшебная сказка «Золушка» (год выхода фильма 1947), с замечательным актёрским составом, с трогательными и смешными эпизодами.
О том, как создавались шедевры отечественного кинематографа, о кинорежиссёре Надежде Кошеверовой и замечательных актерах, сыгравших главные роли в её кинофильмах, можно подробно почитать в журнале (август, 2022 год, стр. 42-47).
В этой же рубрике кроме рассказов о судьбах замечательных актеров, режиссеров и сценаристов, читатели могут познакомиться с материалами из истории кинематографа. Например, в статье «Наши в Венеции» автора Николая Ирина читатели познакомятся с историей появления Венецианского кинофестиваля. Первый в истории мирового кинематографа фестиваль состоялся в Венеции (Италия) в августе 1932 года – 90 лет назад. Президент фестиваля Джузеппе Вольпи ди Мисурата допустил на подведомственную ему территорию высокого искусства фильмы из девяти стран: 29 полнометражных картин и 14 короткометражек. Авторитетное жюри на тот момент не предусматривалось, и официальных конкурсов соответственно не проводилось. Показы носили скорей всего информационно-выставочный характер. А победителей фестиваля выбирали голосованием 25 тысяч зрителей, посетивших это мероприятие.
Узнать о том, какие фильмы были представлены на Венецианский фестиваль от нашей страны (СССР) в 1932 году, как и в какие годы в дальнейшем он проходил, и кто становился его призёрами, можно прочитать в журнале (июль, 2022 год, стр. 42-47).
Рубрика «Знак качества» представляет материал Аллы Красинской «Откупорим шампанского бутылку…». Искусство – это всё, что создаётся талантом, вдохновением, творчеством. Казалось бы, виноделие к данной категории не относится, однако, чтобы составить «тот самый букет», требуется тонкая, кропотливая, почти ювелирная работа, а она под силу лишь избранным людям.
Одним из таких людей в России XIX века был князь Лев Голицын, который по указу императора Александра II в 1870 году основал удельное имение Абрау-Дюрсо (Краснодарский край).
Здесь расположилось одно из старейших российских предприятий по производству шампанских вин, которому повезло – прежде всего, на людей, вдохновлённых красотой виноградной лозы, на творцов, которые, следуя своему призванию, создавали историю, искусство и культуру отечественного виноделия.
На всемирной выставке в Париже в 1900 году шампанское «Парадиз» от Абрау-Дюрсо завоевало Гран-при, причём при слепом отборе, эксперты не знали, что было в бокале. Уверенные в том, что ни одно игристое вино в мире не сможет превзойти их собственное, французы были потрясены. Никому из них в голову не могло прийти, что где-то на юге России какой-то князь производит шампанское лучше, чем на родине этого напитка.
О преемнике князя Голицына французе Викторе Дравиньи, который развивал производство шампанского в дореволюционной России и истории отечественного виноделия, а также о наших современниках, владельцах компании «Абрау-Дюрсо» Борисе и Павле Титовых (отец и сын), связавших свои судьбы с делом, которое долго живёт лишь тогда, когда есть преданные, увлечённые и творческие люди, читайте в журнале (июль, 2022 год, стр. 38-41).
В рубрике «На семи холмах» статья Михаила Коробко «Шаболовка, тринадцать» познакомит читателей с историей торгового дома «Карнеев, Горшанов и Кº», а также организаторами и владельцами пивоваренного завода, продукция которого поставлялась к российскому императорскому двору. Совместное предприятие Дмитрия Карнеева и Викентия Горшанова, открытое в 1864 году занималось пивоварением. В эти годы впервые в Москве начали варить пиво нижнего брожения. Подобная технология использовалась тогда лишь в Баварии (Германия). Более подробно о производстве пива в России можно прочитать в журнале, а также увидеть уникальные фотографии того времени (сентябрь, 2022 год, стр. 36-39).
В рубрике «Живая история» Анна Александрова представляет материал «Романовы за мольбертом». Автор знакомит читателей с рисунками российских государей, великих князей и детей из дома Романовых.
Царский род Романовых был богат на таланты. Во всяком случае, рисовать они умели и любили. Даже детские рисунки могут многое рассказать историкам: как воспитывали членов царской семьи, что за цели перед ними ставились, какие у них проявлялись черты характера, как монаршие особы общались с зарубежными родственниками.
Обучать потомков царей изобразительному искусству начали по приказу Екатерины II. Государыня завела семейную традицию – преподносить учебные рисунки в дар Академии художеств. И первым это сделал Павел Петрович (Павел I). Не чужд был к искусству его сын Николай I. В его семье особое внимание в воспитании детей уделялось рисованию, так как оно было призвано развивать «приятные таланты».
Ни в одном российском императорском семействе не было такого количества учителей рисования, как в семье императора Александра II. Интересно творчество императора Александра III, рисунки которого всегда были выполнены очень тщательно. А его супруга Мария Федоровна даже письма к своим детям украшала нарисованными цветами, изображениями ангелов и собственными автопортретами. Дочь Александра III Ольга профессионально занималась живописью. И выставки своих произведений Ольга проводила в Гатчинском дворце. Она написала более 2000 картин.
В семье последнего российского императора Николая II все интересовались изобразительным искусством. Императрица Александра Фёдоровна (жена Николая II) украшала свои письма милыми рисунками, например, рисовала себя с мужем в виде курочки и петушка. Более подробно об увлечении изобразительным искусством всего царского рода Романовых, о созданных ими произведениях искусства, которые представляют кладезь исторических ценностей для исследователей, можно прочитать в журнале (октябрь, 2022 год, стр. 29-33).
Возможно, кого-то из читателей заинтересует рубрика журнала «Дом Романовых», в которой помещён материал Кирилла Привалова «Нашей огромности боятся…».
Знаете ли вы, что в период царствования Александра III не было ни войн, ни смут, а его смерть стала, скорее всего, результатом не тяжёлой болезни, но тщательно продуманного, изощрённого заговора. Авторов этого преступления – как в убийстве Павла I и во многих других преступлениях из русской истории – надо искать в Англии, на берегах туманного Альбиона. Либо – в Берлине, где во второй половине XIX века правил убеждённый недруг России канцлер Отто фон Бисмарк, который упорно вёл против неё таможенную войну.
О природе применённого врагами яда гадать не стоит, человечество на тот момент знало огромное количество самых разнообразных смертельных снадобий. Ясно одно: имела место поистине убойная отрава. Император Александр III болел долго и умирал мучительно. Он скончался 20 октября 1894 года в Крыму, в своём дворце в Ливадии. Проболел год, слабея с каждым днём. Врачи говорили: «Сначала – простуда, а потом нефрит, болезнь почек». Такое не исключено, однако слишком уж много получается злых, двусмысленных совпадений. Особенно когда смертельная болезнь возникает через три дня после заключения исторического союза между Россией и Францией.
О том, как большевики, пришедшие к власти в 1917 году, вскрывали саркофаги Романовых, грабили знатных особ и, в частности, гробницу Александра III; а также о том, куда делся прах императора, и почему в 2018 году никому не пришло в голову проверить его останки на наличие в них яда, следы которого сохраняются у покойных веками, можно прочитать в журнале (октябрь, 2022 год, стр. 34-37).
Пожалуй, многих читателей не оставит равнодушными журнальная рубрика «Трапезная». Автор рубрики Максим Сырников (фамилия под стать содержанию) знакомит читателей с настоящей русской кухней, рецепты которой кем-то уже забыты, а кто-то, может быть, никогда о них и не слышал. Это не просто рецепты из кулинарных книг. Это рецепты настоящих русских блюд, которые и сегодня актуальны.
«Мы чизкейку предпочтём кулейку» – рецепт ватрушки-кулейки из традиционной русской кухни, которую можно попробовать в городах на Волге (июль, 2022 год, стр. 48-49);
«Айда по грибы» – грибы собирают, готовят и едят не только в России, но, кажется, только у нас существует совершенно особое, трепетное отношение к самой тихой в мире охоте. Рецепт приготовления грибов в сметане однажды уже был опубликован в журнале. А теперь читатели познакомятся с рецептом приготовления голубцов с начинкой из белых грибов (август, 2022 год, стр. 48-49);
«О твороге не спорят» – рецепт вкусной ароматной творожной запеканки с сухофруктами читателям предлагает келарь Донского монастыря отец Антоний (сентябрь, 2022 год, стр. 48-49);
«С гречкой вкуснее» – русская поговорка гласит: «Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной отец наш родной». Она была хорошо знакома ещё нашим предкам, которые с незапамятных времён производили повсеместно «греческую крупу» – целые, обваренные и очищенные от шелухи зёрна гречихи. Рецепт блюда, основанного как на старых русских традициях, так и на особенностях кулинарии XXI века – «Скумбрия с гречкой», предлагает журнал (октябрь, 2022 год, стр. 48-49).
Знакомишься с материалами рубрики «Трапезная» и, честное слово, слюнки текут. Так аппетитно и подробно расписаны рецепты настоящей русской кухни, а какие фотографии. Просто, загляденье и объедение!!!
Статьи в журнале написаны простым, чётким и доступным языком, интересно и понятно. Это действительно «свой» журнал для мыслящих людей, которым не безразлично будущее нашей страны.
Надеемся, что журнал будет интересен и читателям, имеющим большой жизненный опыт, и тем, кто ещё только начинает знакомиться с ним.
Журнал «Свой» можно почитать, в отделе специализированной литературы Центральной городской библиотеки. Есть он и в электронном виде.
Сайт журнала: http://portal-kultura.ru/articles/svoy/
«Родина» 16+ – популярный исторический журнал – продолжение традиций научно-популярной исторической журналистики, заложенных создателями одноименного дореволюционного издания еще в 19 веке. Первый номер журнала был допущен к печати цензурой 8 января 1879 года, в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Объём журнала был 80 страниц, стоил он 25 копеек и позиционировался как «ежемесячный с картинками», а с 1883 года стал выходить как еженедельник. Издание печаталось до 1917 года, но после произошедших в стране революций, прекратило своё существование более чем на 70 лет. |
Несколько десятилетий – с 1917 по 1988 годы – читатели ждали возобновление выхода «Родины». В январе 1989 года в Москве он снова увидел свет, как ежемесячный советский, а с 1992 года – российский исторический иллюстрированный журнал. Издание учреждено Администрацией Президента России и Правительством России. Издается при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям.
Современная «Родина» неизменно представляет читателю богатый просветительский материал.
Предлагаем путешествие по страницам одного из интереснейших российских изданий, в биографии которого было много разных событий.
В каждом номере журнала обязательно есть одна тема, которая объединяет сразу несколько статей.
Традиционных рубрик у журнала достаточно много: «С чего начинается Родина», «Открытый урок Родины», «Литературный салон Родины», «Читальня Родины», «Исторический кроссворд Родины», «Кухня Родины» и другие. Есть и меняющиеся из номера в номер рубрики – «Прожито с Родиной», «Фильмы Родины», «Мастера Родины», «Герои Родины», «Юбиляры Родины». Кроме этих достаточно и других, заслуживающих внимание читателей, журнальных рубрик.
Общая тема июльского номера журнала – «Непобеждённый». Сразу несколько статей разных авторов познакомят читателей с русским адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым, прославившим Отечество в морях и битвах, и сложившим голову на Малаховом кургане.
Он родился 220 лет назад на Смоленщине. Если спросить сегодня современников, что они знают о Нахимове, пожалуй, кто-то и вспомнит, что это великий русский флотоводец, который уничтожил во время Крымской войны турецкую эскадру в знаменитом Синопском сражении 1853 года. О том, каким бесстрашным и преданным своему делу человеком был флотоводец Павел Нахимов, какие тактические новшества демонстрировал он в морских сражениях, как, получая во время сражений контузии, не подавал виду, а также как упокоился его прах в городе морской славы Севастополе, который он защищал до конца жизни, можно прочитать в рубрике «Непобеждённый» (№ 7, 2022 год, стр. 16-29).
Неудивительно что в Софью влюбился Александр Пушкин, который познакомился с ней в Москве в 1826 году, и был всерьёз увлечен ею. Софья Урусова-Радзивилл была и возлюбленной императора Николая I. Своими тайнами она поделилась с подругой англичанкой Анной Листер. И та, в свою очередь, записала их секретным шифром, понятным лишь ей, чтобы эти строчки не смог никто прочесть, дабы не навредить репутации высокопоставленных особ того времени.
|
Автор статьи расшифровала записи англичанки Листер, и читателям предоставлена возможность познакомиться с некоторыми из них, где речь идёт о любви императора к Московской Венере (№ 8, 2022 год, стр. 20-23).
|
В рубрике «Города Родины» представлен материал журналиста Юрия Лепского «Мой нежный Тагил». Это личные воспоминания мальчишки из послевоенного детства, о своём любимом и знаменитом уральском танкограде – Нижнем Тагиле – городе трудовой славы, которому в 2022 году исполнилось 300 лет. С нежностью вспоминает он своих родителей. Отец работал в разливочном пролёте первого мартеновского цеха на металлургическом комбинате, мама – в заводском здравпункте.
С большой любовью рассказывает автор о Нижнем Тагиле, где главными были металлургический комбинат и танковый завод. Много лет подряд на шихтовый двор комбината привозили на переплавку тонны оружия со всех фронтов прошедшей войны.
Вспоминает друзей своего детства, игры, в которые они играли и праздники, которые отмечали всем двором. «Во дворе моего детства компьютеров не было, но ходилки и стрелялки были. Каждый имел при себе оружие. Настоящее, украденное с шихтового двора комбината» – это отрывок из воспоминаний автора. В начале статьи автор приводит отрывок из стихотворения Александра Твардовского:
Когда на запад эшелоны, на край пылающей земли
Тот груз, до срока зачехлённый, стволов и гусениц везли, –
Тогда, бывало, поголовно весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней два слова – «Батюшка Урал…» (№ 10, 2022 год. стр. 6-7, 77-80).
А также прочитать о загадках истории, например, в материале кандидата исторических наук Юлии Кудриной «Царское дело комиссара Задорожного». В 1918 году революционный матрос спас от смерти мать Николая II вместе с другими представителями дома Романовых. Во время Гражданской войны из 60 представителей дома Романовых, царствовавшего в России на протяжении трех с лишним веков, погибли 19 человек, включая последнего императора Николая II и его семью. |
Главная тема ноябрьского номера журнала «Сталинград». 80 лет назад началось контрнаступление Красной армии, переломившей ход Великой Отечественной войны. Читателям предоставлена возможность узнать, чего стоило советским солдатам переломить ход войны против лучшей армии мира. На страницах журнала помещены уникальные фотографии и кадры фотоплёнок битвы за Сталинград, а также фото фронтовиков и пленных немцев из государственных архивов страны. |
Одна из не менее интересных рубрик журнала «Кухня Родины». Ведущая рубрики Екатерина Зайцева знакомит читателей с кулинарными историями российских регионов, с замечательными россиянами, которые внесли свой вклад в историю кулинарии, и рассказывает о мировой культуре приготовления разных блюд.
«Пошла карьера как по маслу!» так называется статья об удивительной судьбе крепостного крестьянина Даниила Семёновича Бокарева. Чем же знаменит этот человек? А тем, что именно он был первым, кто в России стал добывать масло из подсолнечных семян. По одной из версий, подсолнух в Россию из Европы привёз Пётр I. Сначала цветок использовали в декоративных целях. Может быть, и до сегодняшнего дня подсолнухи украшали бы исключительно цветочные клумбы, если бы не смекалка крестьянина из села Алексеевка Воронежской области. Им был Даниил Бокарев, крепостной графа Дмитрия Николаевича Шереметева.
Подсолнечник в селе Алексеевка рос в палисадниках. А обжаренные семечки сельчане с удовольствием грызли, сидя вечерами на завалинке у дома. Но только Бокарев видел, как в его родной Тульской губернии (он родился и вырос там) добывали масло из семян льна и конопли. И однажды его осенило! Случилось это в 1829 году. Даниил Бокарев засеял небольшой участок подсолнечником. В конце лета аккуратно срезал шляпки, вышелушил и просушил семена. И к этому времени смастерил специальное приспособление для добычи масла… И процесс пошёл! О том, как выглядел прибор, с помощью которого Бокарев выбил первое масло – ручная маслобойка, как рождалась масличная империя в России, и как увековечили жители воронежской области память о знаменитом земляке, можно прочитать в журнале (№ 11, 2022 год, стр. 91-93).
Интересны для читателей будут материалы разных рубрик журнала. Например, рубрика «Литературный салон Родины» познакомит с творчеством и судьбами известных писателей, литераторов, публицистов и переводчиков. Любителей кроссвордов привлечёт рубрика «Исторический кроссворд Родины». Рубрика «Легенды Родины» рассказывает о знаменитых спортсменах – хоккеистах и футболистах – об истории развития спорта в нашей стране и спортивных победах.
В «Родине» можно найти материалы о становлении нашего государства, об интригах вокруг царского трона, о поворотных событиях российской империи. Здесь рассказывают о великих исторических личностях, о жизни простых людей, и о россиянах, проживающих в разных странах мира.
Регулярно в журнале печатаются очерки о научных и географических открытиях, об орденах и медалях, об истории чинов и мундиров, и выходят специальные выпуски, посвящённые отношениям России с её соседями.
Это только небольшая часть материалов, авторами которых являются известные историки, археологи, писатели и публицисты. Надеемся, они привлекут внимание читателей.
«Родина» – полноцветный глянцевый журнал объёмом 140 страниц, богато иллюстрированный фотографиями, архивными документами и другими графическими материалами. «Родина» – сама часть истории, её популяризатор.
Девизом журнала взяты слова русского историка Николая Карамзина: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится…».
Читайте, удивляйтесь новым открытиям, узнавайте исторические факты, познавайте и открывайте новое для себя.
«Родина» выходит в двух версиях: печатной и электронной. Журнал адресован не только профессиональным историкам, преподавателям и студентам, но и всем читателям, которых не оставляют равнодушными вопросы отечественной и мировой истории, литературы, науки, культуры. Читатели найдут журнал в отделе обслуживания Центральной городской библиотеки.
Сайт журнала: https://rg.ru/rodina/
Подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ».