Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители!
 Предлагаем продолжить знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга открывает тайны, или Рассказы библиографа».

В очередном обзоре представляем вашему вниманию книгу «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа».

Она вышла в московском издательстве «Олма Медиа Групп» в 2015 году в серии «Классика в иллюстрациях». Текст представлен по первоисточнику конца XIX века.

 10001.jpg

Есть такое выражение: «Былины – былая судьба народа». Былины – это исторические памятники: предания, сказания, летописи, – это те остатки прошлого времени, по которым мы знакомимся с историей своего народа, его судьбой. Они рисуют народ в его раннем возрасте, дают нам представление о том, каким он был в далёкие-далёкие времена.

Наша русская жизнь сложилась ещё сравнительно недавно: в истории всего человечества тысячелетие всё равно, что год. Но и мы богаты памятниками народной жизни, и у нас, как и у других народов, есть древняя устная и письменная словесность. И с частичкой этого народного богатства мы предлагаем вам познакомиться, полистав книгу «Русские богатыри».

Кто же такие богатыри? Богатыри – это герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного и патриотического характера. Они стояли на страже древней Руси, на границах государства. Богатыри обладали общими для них свойствами: силой и молодостью. Некоторые сюжеты, связанные с богатырями, восходят к историческим событиям.

Долгое время, пока не появилось книгопечатание, былины (а их раньше называли старины, с ударением на первый слог) передавались в устной форме.

В сборник вошли лучшие былины о могучих богатырях, которые предстают перед читателями в древних сказаниях, прославляющих силу, мужество, верность долгу и родной земле.

 170006.jpg


В книге несколько разделов: «Старшие богатыри». «Младшие богатыри», «Заезжие богатыри», «Новгородские богатыри и бытовые былины», «Как на Руси богатыри перевелись», «Богатыри с точки зрения истории и науки».

Один из разделов книги – «Илья Муромец» посвящён полностью этому богатырю. Могучих богатырей было значительно больше, чем мы знаем. Если спросить у наших современников: «Кого из богатырей вы можете назвать?», то в ответ, как правило, можно услышать, что знают про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. В лучшем случае назовут ещё Святогора, Вольгу и Василия Буслаева.

А знакомы ли вам такие богатыри как Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Сухмантий Одихмантьевич, Микула Селянинович, Соловей Будимирович, Дюк Степанович.

В начале повествования о богатырях перед читателями предстаёт народ-младенец, народ, только что начинающий развиваться. Пока в нём преобладает грубая сила, она борется, побеждает, хвалится своими победами и олицетворяет силы природы, с которыми ему приходится сталкиваться. Этот народ стремится одолеть всё враждебное, поклоняется всему благоприятному.

 10001.jpg



Первый раздел книги называется «Старшие богатыри». Здесь читатели познакомятся с былинами – «Вольга Буслаевич», «Микула Селянинович», «Святогор», «Михайло Потык».

Народ ещё не привык к осёдлой жизни, он живёт охотою, грабежом, у него силушки много, но эта сила физическая, произвол и насилие часто перемешиваются с проявлением храбрости и геройства.

Богатырь Святогор – могучий воин – один из самых древних героев русского фольклора. В былинах он символизировал языческую силу, которая оказалась не нужной с наступлением христианства. Святогор вынужден жить на территории Святых гор, так как сама земля не может выдержать его могучей силы. Исследователи считают, что прототипом Святых гор были вершины Кавказа, а жили там кочевники–печенеги. Потом их вытеснили половцы. Считается, что в былинах богатырь Святогор олицетворял собой некогда могущественный народ, вынужденный навсегда покинуть родные земли. 

 10003.jpg


Михайло Потык – это бесстрашный воин и герой, богатырь киевского цикла, известный в северно-русских былинах как красавец и змееборец. О его подвигах в книге рассказывает былина с одноимённым названием.

Вскоре, мало-помалу, развиваются в народе и нравственные чувства. На смену язычеству приходит христианство. Любовь к ближнему облагораживает душу, более близкое знакомство с природой влечёт за собой осёдлую жизнь и открывает более лёгкие способы существования.

Богатырь-земледелец Микула Селянинович, которому физическая сила служит только средством самозащиты, помогает управиться с природою и направить её в свою пользу, потому что он умеет хорошо понимать язык птиц, рыб и зверей. Он олицетворяет крестьянскую силу.

Наконец оседлая жизнь с её требованиями приводит народ к жизни общественной, к установившимися законами. Физическая сила не только применяется как средство самозащиты в борьбе с окружающим миром, но служит и помощью ближнему. Ею управляет сила нравственная, сила разума, который освещает поступки и желания.

Появляются богатыри, стоящие за общественные нужды, которые используют свою силу, унаследованную от старших богатырей, на служение общим интересам людей. Если они и убивают, как, например, Илья Муромец – в битве с татарами, с Идолищем и с Соловьём-разбойником, то делают это по необходимости, убивают грабителей и разорителей.

Если они и увлекаются порывами гнева как Добрыня, то достаточно разумного слова и напоминания о долге, и они умеют сдерживать себя: «Не убей брата меньшего!» напоминает Добрыне Илья Муромец, и у того руки опускаются. Они не могут ослушаться заповедей, в которых сказано, что старший брат слушает во всём младшего.

 10002.jpg    


Во втором разделе  «Младшие богатыри» читатели познакомятся с Сухмантием Одихмантьевичем, Дунаем Ивановичем, Алёшей Поповичем, Добрыней Никитичем, Иваном Игнатьевичем. Это могучие герои киевского былинного цикла.


Илья Муромец – один из главных героев древнерусских былин – богатырь, крестьянский сын. Добрыня Никитич – второй по популярности после Ильи Муромца богатырь. Алёша Попович – могучий богатырь, как младший входит третьим по значению в русскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

10012.jpg

Если о таких богатырях как Алёша Попович и Добрыня Никитич современники знают, или слышали о них, то очень мало или совсем не знают о Сухмантии Одихмантьевиче, Дунае Ивановиче, Иване Игнатьевиче. Все они – древнерусские богатыри, герои киевского былинного цикла.

 10003.jpg


Сухмантий Одихмантьевич – богатырь, который в одиночку сражается с татарской ордой, идущей захватить Киев. Он побеждает татар, но во время сражения получает множественные ранения и погибает от потери крови.

Дунай Иванович – один из популярных богатырей в русских былинах. Однако, в отличие от трёх главных былинных героев (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича) – персонаж трагический. Подробнее об этих и других богатырях читатели могут узнать из книги.

Один из разделов книги называется «Илья Муромец». Он полностью посвящён этому богатырю. Илья Муромец один из самых известных до настоящего времени былинных русских богатырей.

 10004.jpg


О нём сложен целый цикл киевских былин, в которых этот богатырь предстаёт в роли защитника земли русской. Например, такие былины, как «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Тугарин» и другие.

Одно время считалось, что Илья Муромец – выдуманный персонаж. Но исследования учёных позволили сделать вывод о том, что у этого богатыря был реальный прототип, живший в XII столетии. В нашей стране о Муромце снято несколько мультипликационных и художественных фильмов. Есть и компьютерная игра о нём. Его образ представлен также в живописи и в музыке.

В книге «Русские богатыри» восемь былин о Муромце: «Исцеление Ильи», «Первая поездочка», «Илья на заставе богатырской», «Илья и нищая братия», «Илья Муромец и Идолище», «Три поездочки и смерть Ильи Муромца» и другие.

Вот краткое содержание былины «Три поездочки и смерть Ильи Муромца». В ней речь идёт о трёх поездках богатыря и трёх подвигах, которые он совершил.

Это единственная былина, в которой встречается описание внешнего вида богатыря, когда месяц осветил его воинское снаряжение и его самого. Богатырь с могучими плечами, хотя он уже не молодой, а умудрённый опытом воин. Илья богато одет, на нём дорогой шлем, у него и конь дорогой, в гриву которого вплетены яхонты (драгоценные камни): «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «Засияли камни-яхонты».

В былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако, в данном случае слово старый не значит «обременённый годами», а имеется в виду – возмужалый и опытный в военном деле.

 10011.jpg

Он оказывается на распутье, перед ним три дороги, и он должен выбрать, по какой из них продолжить путь. В итоге он сначала идёт по дороге, где ждёт его смерть. На ней он сражается и побеждает разбойников.

Потом идёт по второй дороге, где ожидает его женитьба. Там он сумел разгадать коварные планы девушки, обхитрил её и освободил 12 богатырей, которых она обманула. А на третьей дороге богатырь отыскал богатства и раздал его бедным.

Видя, какой беспорядок творится вокруг, он пытается всё поправить. Грабителей уничтожает, обманщиц сажает в подвалы, золото раздаёт нищим.

Эти три поездки способствовали укреплению торговых связей между городами, усилению обороноспособности страны, увеличению объёма торговли и благосостояния народа. Они сделали дороги безопасными для путников.
Цель поездок Ильи Муромца – помощь слабым и тем, кто в этом нуждается. Так как судьба богатырскаяособая. – Родину любить и защищать.

В былинах Илья Муромец всегда предстаёт как образец отваги, который обладает невероятной проницательностью и силой. А знаете ли вы, что Илья Муромец – герой не только древнерусских былин? Например, этот богатырь встречается в германских поэмах XIII века. В германском эпосе Илья служит князю и очень тоскует по своей родной земле.

Один из не менее интересных разделов книги называется «Заезжие богатыри». Кто такие заезжие богатыри, и что мы о них знаем?

 10005.jpg

«Заезжие богатыри» – это богатырский эпос киевского цикла. В XII веке на Руси начался период феодальной раздробленности. И к этому времени некоторые отдельные княжества стали богаче столицы Руси – Киева. Это отразилось и в былинах. Появились предания о «заезжих» богатырях, жителях Галиции, Волынца, Корелы, Новгорода или просто «далёких царств».

Кроме былин, в которых изображались богатыри-воины, появились былины, в которых рассказывалось не о богатырях, а о людях, обращающих на себя внимание своими богатствами. Этих героев описывали богатыми, красивыми, щегольски одетыми. И в первую очередь воспевали не их силу и смелость, а красоту их брони (доспехов) и оружия. Одно из главных качеств таких щёголей заключалось в том, чтобы иметь самое дорогое, самое лучшее и, главное, такое оружие или одеяние, какого ни у кого нет, по возможности заграничное, чем можно хвастаться перед другими.

К «заезжим» богатырям относятся Дюк Степанович, Чурило Пленкович, Ставр Годинович, Соловей Будимирович.

Вот, например, Чурило Пленкович. В былинах он представлен как типичный щёголь-красавец «с лицом, будто белый снег, очами как у ясного сокола, а бровями как у чёрного соболя». А ещё как бабский (женский) угодник и заезжий Дон-Жуан. У него была более мощная дружина (войско), чем у самого князя киевского Владимира.

MyCollages.jpg
Или богатырь Дюк Степанович, которому богатую одежду ежедневно приносил его конь из Индии. У читателей может возникнуть вопрос: «Причём здесь Индия?». А притом, что Дюк Степанович, согласно сказаниям, был родом из Индии. В былинах описано не только его щегольство, но и необыкновенное богатство его дома.

Однажды киевский князь Владимир решил проверить, насколько богат Дюк Степанович и послал в его земли своих людей. Выяснилось, что все сокровища богатыря невозможно описать. Чтобы купить бумагу и чернила для их описи, пришлось бы продать Киев и другие города Руси.

Ставр Годинович – былинный персонаж, более известный как черниговский боярин. В былинах он играет роль чисто страдательную. А действительным героем повествований является его жена Василиса Микулишна (старшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича). Когда Ставр попадает в немилость, а затем в темницу князя Владимира Красное Солнышко за хвастовство своими богатствами, красавицей и умницей женой, то она жертвует своими прекрасными косами. Умная девушка обрезает их, переодевается в татарское платье и под видом посла из Золотой Орды отправляется в Киев выручать хвастливого мужа. Благодаря своей смекалке и прочим уловкам Василиса Микулишна сумела освободить Ставра из погребов тюремных.

 10007.jpg

Соловей Будимирович также герой известной русской былины. В былине из книги «Русские богатыри» рассказывается о том, как богатый гость из заморских стран Соловей Будимирович приезжает в стольный град Киев к князю Владимиру Красное Солнышко. Он просит князя отдать ему в жёны племянницу Владимира Забаву Путятичну.

Сюжет былины имеет тесную связь со свадебными песнями, а также интересен разного рода приключениями, с которыми встречается Соловей Будимирович.

В книге «Русские богатыри» читателям предоставлена возможность узнать не только о богатствах этих былинных героев, но и прочитать былины о подвигах, которые они совершали, действуя в тех частях русского государства, которые стали выделятся из Киевской Руси в конце XII века и возвышаться над Киевом в экономическом и политическом отношениях.

 170009.jpg  


Раздел книги «Новгородские богатыри и бытовые былины» представлен былинами – «Садко богатый гость», «Василий Буслаевич», «Аника воин», «Горюшко серое и Упава молодец». 

С новгородской бытовой жизнью знакомят читателей две былины этого раздела книги: «Садко богатый гость» и «Василий Буслаевич». Перед читателями предстаёт жизнь большого торгового города, жизнь свободная, широкая, своеобразная.

В отличие от былин киевского цикла и былин общерусских, где время было условное, как и враги, которых побеждали богатыри, в новгородских былинах очень точно и подробно описан быт на Руси XII–XV веков.

Самыми известными новгородскими былинными персонажами считаются Садко и Василий Буслаевич, они упоминаются в летописях.

Садко – это один из наиболее известных персонажей былин. В книге «Русские богатыри» представлена былина – «Садко богатый гость». В ней рассказывается о том, как он побывал в гостях у Морского царя и сумел вернуться домой целым и невредимым.

В данном случае слово гость означает – купец, торговец. Его происхождение не вполне ясное.Предполагается, что он выходец из низших слоёв. В некоторых былинах Садко в самом начале предстаёт как профессиональный гусляр. Играет на гуслях и поёт. Потом с помощью ума, смекалки, хитрости и немного везения к нему приходит успех, и он становится одним из самых богатых людей Новгорода.

В отличие от былинных богатырей киевского цикла, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился как торговый человек, отличался щедростью, умением расставаться с нажитым добром, честностью и незаурядными музыкальными способностями. Садко был удачлив, умел оказаться в нужное время и в нужном месте.

Однако из былин можно узнать о его слабых чертах характера – это хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

MyCollages.jpg
Ещё один из новгородских богатырей Василий Буслаев (или Буслаевич) – коренной житель Древнего Новгорода был богатырского сложения, силы немереной: «Некуда девать Василию силушки, одолела молодца удаль богатырская, в жилах кровь молодецкая ключом кипит, в глазах свет застилает, руки чешутся, ноги с места несут, стоять не дают». Так описывают героя в былинах, сложенных в XII веке.

Одна из былин раздела книги о новгородских богатырях называется «Аникавоин». Как и другие богатыри Аника воин описан как очень сильный и могучий человек. Его имя происходит от греческого слова «аникетос», что буквально переводится как «непобедимый». В то же время в былинах об этом богатыре описаны и дурные качества его характера – хвастовство и даже трусость. Аника постоянно рассказывает о своих подвигах. Однако известно, что не всегда он добивался славы в битвах, а порой и нападал на беззащитных и слабых, грабил города, разорял церкви, сжигал иконы и убивал священников.

 10009.jpg


Последняя из былин этого раздела «Горюшко серое и Упава молодец». Она впервые была опубликована в 19 веке и сначала называлась «Горюшко». Единственный сын родителей Упава жил с батюшкой и матушкой, был красавец молодец. И захотелось ему погулять на чужой дальней сторонушке, на людей посмотреть и себя показать. 

Перед тем, как уйти из родного дома, родители благословили сына и дали ему наказ, чтобы не заходил он в питейные заведения и не пил зелена вина. Не послушался сын наказа родительского и в одном из кабаков на чужой стороне повстречался с Горюшком. И стало Горюшко молодца учить, как ему дальше жить. Много советов надавало Горюшко Упаве, только все они привели молодца к смерти.

 10011.jpg  


Богатырский эпос киевского цикла завершается в книге разделом «Как на Руси богатыри перевелись»

Из неё читатели узнают, что богатыри перевелись потому, что вздумали спорить с небесною силою–высшей силой, с которою не совладать силе физической, составляет уже переход к исторической эпохе.

 10012.jpg



В последнем разделе книги «Богатыри с точки зрения истории и науки» читатели познакомятся с характеристиками богатырей, узнают о том, что богатыри – действующие лица русских былин – не все считались таковыми. 

Например, богатырём не считается ни князь Владимир «Красное Солнышко», ни такие чудовищные существа, как Идолище поганое и Жидовин. Текст этой главы составлен по материалам, взятым из Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1890-1907 годов издания.

В реальной истории государства основу войска Древней Руси составляли дружинники – храбрые витязи и богатыри – военная элита русских земель и княжеств, тяжело вооружённые конники и пехотинцы. Дружина – это княжеское войско, и она была таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь.

Большая часть богатырей группировалась около князя Владимира в Киеве. С личностью Владимира в памяти народа связано воспоминание о ласковом и добром князе. Понятие о нём смешивается с древним понятием о боге солнца, тоже добром и ласковом. Оттого князя Владимира и называют Красным Солнышком.

Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка в княжестве, так и для обороны от внешних врагов.

MyCollages.jpg
Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою. А также они были советниками князя и могли использоваться для решения административно-экономических задач – как судьи, управленцы, сборщики податей, послы и т. д.

Дружина помогала князю, поднимала значение князя в глазах народа. А для народа князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество храбрых и искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества. И это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с чужеземцами. Поэтому и князья, в свою очередь, ценили свою дружину, берегли её и всегда щедро одаривали дружинников.

В книге «Русские богатыри» параллельно основному тексту на полях некоторых страниц идёт рассказ об устройстве древнерусского государства. Читатели могут познакомиться с бытовым укладом русичей, с постройками того времени, которые в основном были деревянными. И дворцы Великих Князей тоже были деревянными, хотя в летописях и упоминается о каменных хоромах княгини Ольги в Xвеке.

Рассказывается в книге и о внутреннем убранстве московских дворцов в XVвеке, и как было развито в древней Руси знахарское дело (они заменяли больным людям врачей).

Из обычаев того времени: сильные попойки до того были распространены в старину, что считалось неприличным отпустить гостей, не напоив их допьяна. Невесту в древние времена на Руси было принято похищать, что тогда называлось умычкой. Женихи покупали себе жён. А заневестой принято было давать приданое.

Музыку в старину заменяло пение. Кроме простых обыкновенных песен, пели песни церковные. Из числа древних инструментов были такие – гудок, гусли, балалайка, волынка, свирель, дудка, рожок, а ещё на свадьбах простых людей били в тазы и сковороды.

Самым щёгольским нарядом наших предков был кафтан. Кафтаны были летние и зимние: летние кафтаны шили из атласа и шёлка, а зимние кафтаны подбивали мехом. И такой кафтан назывался кожухом.

Эту и много другой интересной и познавательной информации можно найти на страницах этой книги.

Знакомясь с былинами и легендами о богатырях нельзя не упомянуть об оружии, которым они сражались, и доспехах, которые их защищали.

Книга «Русские богатыри» вышла в серии «Классика в иллюстрациях». На её страницах читателям предоставлена уникальная возможность не только увидеть богатырские доспехи и познакомиться с их подробным описанием, но и узнать их старинные названия.

 10004.jpg  10005_1.jpg  10007.jpg

К доспехам богатырей и воинов относятся: наличие и тул (колчан для стрел); старинные бахтерцы (дощатые латы), древнерусские конные наколенники; кольчуги, тростниковые и булатные щиты, кинжалы, мечи и сабли.

 10002.jpg  10008.jpg  10010.jpg

А ещё мисюрки (тип шлема с кольчужной бармицей), шлемы и шишаки, которые носили русские воины, а также булавы русских князей и царей.Представлены иллюстрации с изображением знамён русского воинства прошлых веков.

 10014.jpg  170003.jpg  170011.jpg

Книга красочно оформлена произведениями живописи русских художников.Это шедевры отечественной живописи 18-го и 19-го веков.Читатели увидят произведения Виктора и Аполлинария Васнецовых, Ивана Билибина, Михаила Врубеля, Константина Маковского, Андрея Рябушкина, Андрея и Сергея Ивановых, Алексея Максимова, Клавдия Лебедева, Генриха Семирадского

Богатыри отличаются от вымышленных героев сказок. Некоторые из богатырей – это реальные герои, которые жили на Руси много веков назад. Народ сложил о них былины и легенды– удивительные песни-сказания, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.

Богатырей в народе с незапамятных времён называли защитниками родной земли. Знакомясь с былинами, современные люди в первую очередь должны видеть в них олицетворение целой эпохи народной жизни, черты народного творчества, которые уцелели и дошли до нас в том виде, какими их создал народ.

Жизнь, подвиги, дружба, битвы и походы… История и легенды сплелись во всех повествованиях о героических событиях и доблести богатырей в Древней Руси. Книга «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа» даёт читателям возможность познакомиться с известными, малоизвестными и неизвестными богатырями.

Через былины о богатырях мы видим, что народ любил и что он ненавидел, видим и сам народ с его хорошими и плохими качествами. Они рассказывают нам, как надо служить Родине, защищать её, как воспитывать в себе выносливость и храбрость. Из былин мы узнаём о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа ко всему незаурядному, исключительному и красочному.

Хочется надеяться, что книга «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа» привлечёт внимание читателей. Поможет больше узнать о том, как строилось древнерусское государство, какими были устройство и быт городов, и наш народ в ранний период своего существования.

Подготовил библиограф справочно-библиографического отдела
 Центральной городской библиотеки Стаканчикова О. А.


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.