Обзор журналов «Славянка» и «Смена» 16+
Уважаемые посетители сайта!
Предлагаем вам познакомиться с журналами,
поступившими в первом полугодии 2023 года в отдел обслуживания (ОО) Центральной городской библиотеки.
Знакомьтесь! Журнал «Славянка» – единственный журнал федерального значения для женщин и семейного чтения, в основе которого – православная вера и отечественные традиции.
Журнал «Славянка» издаётся в Москве с 2006 года по благословению Святейшего патриарха Алексия II. Периодичность его выхода – 6 раз в год (1 раз в 2 месяца). Целевая аудитория журнала – это читательницы разного возраста. Они разделяют традиционные взгляды на роль женщины в семье, обществе, мире. И девизом журнала стали слова преподобного оптинского старца Варсонофия: «Женщина без веры жить не может». На обложке каждого номера всегда можно увидеть красивый женский образ с русскими национальными элементами в одежде, который задаёт настроение всему изданию. Авторы материалов – это не только священники и специалисты в области психологии и педагогики. Ими также являются читатели и читательницы, которые на примерах своих жизненных историй поднимают актуальные для всех темы.
|
Материалы журнала рассказывают о самоотверженной любви и чудесах веры, семейных отношениях и воспитании детей, о величии русской души и природы, истории и культуры. Журнал делится с читателями секретами женской красоты и здоровья, а также рукоделия и кулинарии.
Цель «Славянки» – научить вере. В журнале есть как постоянные, так и меняющиеся рубрики. Постоянные – это «Слово пастыря», «Месяцеслов», «Женские судьбы», «Воспитание», «Детская», «Подвижники благочестия», «Здоровье», «Гость номера», «Кулинария». В разных номерах издания всегда есть и новые рубрики, такие как – «Брак и семья», «По вере нашей», «Судьбы», «Женщины в истории России», «Наше наследие», «Фотоочерк» и другие. Догмам православия отведено только несколько постоянных рубрик – это «Месяцеслов», «Азы православия», «Слово пастыря», «Подвижники благочестия». На обложке каждого нового журнала указан его девиз: «Единением и любовью спасёмся!» (январь-февраль 2023 год), «С молитвой Иисусовой спасёмся!» (март-апрель 2023 год), «Вечно юная Русь моя, ненаглядная!» (май-июнь 2023 год). |
|
Рубрику «Слово пастыря» ведёт протоиерей Сергий Николаев. В статье «Время милостыни и благодарения» он говорит о том, что военное время, в котором мы сейчас живём, требует от людей не просто его осознания, мы становимся участниками его событий. Хотим мы этого или не хотим. Война – время страданий и лишений. Она разделяет людей на тех, кто «за» и тех, кто «против». Но Бог и зло обращает в орудие добра. И нам, пребывающим на мирной земле дан шанс деятельного сострадания и милосердных поступков. А чувство сострадания и жалости естественны для духовно здорового человека. Не даром раньше в народе говорили не «любить», а «жалеть». Мы часто просим у Бога что-нибудь, а наша благодарность Богу бывает редкой. Мы просто забываем, что мы вечные должники у Бога. И вот война напоминает нам о наших долгах. И один из самых простых способов погашения долга – милостыня. Об этом идёт речь в статье (январь-февраль 2023 год). |
В этой же рубрике в материале «Россия – священная наша держава» протоирей рассказывает о том, что всегда было народным идеалом русских людей, благодаря каким особенностям непонятен Западу русский характер. Что должно быть в жизни каждого человека священным, благоговейно хранимым, и как сегодня спасти и сохранить нашу державу (май-июнь, 2023 год, стр. 8-13).
На страницах «Славянки» нередко рассказывается о Святых Девах, сохранивших своё девство и чистоту во имя Христа, иногда даже ценой своей жизни. Одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака как великого таинства Церкви. Целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини – прежде всего верные жёны и помощники мужьям в их трудах. А хранение святыни брака – один из величайших подвигов человека.
В рубрике «Азы Православия» на вопросы читателей отвечает протоиерей Сергий Николаев. Вопросы разные, охватывают все стороны жизни человека. Никого не оставит без ответа этот раздел журнала «За советом к батюшке», например,
– «Как не озлобиться и сохранить веру в ситуации, когда тебя оболгали?»,
– «Как научиться примиряться с опечалившими нас людьми?»,
– «Как человеку искренне раскаяться во всех своих грехах, если он не чувствует раскаяния и даже вины?»,
– «Стоит ли продолжать супругам жить вместе, не любя и не уважая друг друга, по привычке, если их связывает ребёнок?»,
– «Что такое свобода с точки зрения христианства?» и так далее.
К ним относятся рубрика «Православие и культура» – материал автора Лины Мкртчян «Любите нас, пока мы живы» (март-апрель, 2023 год, стр. 70-75); рубрика «Брак и семья» интервью с педагогом Татьяны Грудкиной «Муж жене – пастырь, жена мужу – пластырь».
О том, на каких принципах создавали семьи наши предки, в чём был секрет их счастливых и долголетних браков, как раньше выбирали невесту и в чём секрет истинной женственности и красоты (май-июнь, 2023 год, стр. 64-75).
О жизни принцессы Алисы, получившей при крещении в России имя Александра с отчеством Федоровна, о её любви и преданности к супругу, об отношении к ней придворных, о её служении на благо России. А также о том, как она воспитывала детей, занималась благотворительностью, о последних днях царской семьи и том, с каким достоинством они приняли мученическую смерть можно прочитать в журнале (май-июнь, 2023 год, стр. 86-87).
В этой же рубрике в материале «Анастасия – девочка-сорванец» рассказ о четвёртой дочери императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны великой княжне Анастасии. Её характер отличался мальчишеской ребячливостью, но до конца так и не раскрылся. Она и в семнадцать лет любила проказничать, за что родные называли её «швибз» («ртуть»). Свои письма она подписывала «Настаська. Швыбзик».
Почему в семье её называли «девочка-сорванец», по какому поводу государыня называла младшую дочь «мои ноги», как проявила себя Анастасия перед смертью, об этом и многом другом можно прочитать в журнале (март-апрель, 2023 год, стр. 88-89).
В рубрике «Детская» есть приложение «Аз-Буки-Веди: газета в журнале». Материалы этого приложения рассказывают читателям о детях-героях разных времён нашей истории. Дети-герои Великой Отечественной войны боролись наравне со взрослыми с фашистами. А спустя много лет наступило суровое время для детей Донбасса. Время взрослых поступков.
Материал «Дети-герои Донбасса» – это раздирающие душу истории детей, родившихся на Донбассе, и никогда ещё в своей жизни, не видевшие мирного неба над головой. Однако, не только их родители, но и они участники боевых действий. И снова с фашистами. В журнале фото детей, сведения о них и подвигах, которые они совершили, начиная с 2014 года. Им бы жить и жить. Радоваться жизни, любить своих близких, учиться, дружить, заниматься любимым делом. Однако, многих из них уже нет в живых. Об этих мальчишках и девчонках и их подвигах нам нельзя забывать никогда (май-июнь, 2023 год, стр. 92-95).
В рубрике «Воспитание» помещена беседа Веры Первовой с руководителем отделения реставрации колледжа архитектуры Москвы Дмитрием Тузовым «Реставрация души», в которой он рассказывает о том, как ученики колледжа участвуют в восстановлении разрушенных храмов, и какое влияние оказывает эта работа на будущее нашей страны и на внутренний мир молодых реставраторов (май-июнь, 2023 год, стр. 76-84).
В этой же рубрике беседа с кандидатом филологических наук Татьяной Грудкиной «Святость материнства», в котором она рассуждает на тему о ценности материнства, о его святости. О том, в чём состоит божественное призвание матери и насколько ценно материнство для отдельной семьи и для целого народа (март-апрель, 2023 год, стр. 76-87).
В рубрике «Женщины в истории России» представлен материал Марии Тоболовой «История любви. Прасковья Жемчугова». В нём рассказ о трогательной, полной нежности и преданности, печальной и торжествующей любви русского графа Шереметева и его крепостной актрисы Параши (уменьшительное имя от Прасковьи) Ковалёвой (по другой версии Горбуновой).
В шесть лет у неё обнаружились артистические способности и прекрасный голос. Поэтому её забрали у родителей в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. Девушку обучили французскому и итальянскому языкам, игре на альфе, клавесине и гитаре, вокалу и танцам, а также изысканным манерам. Её готовили для труппы одного из лучших крепостных театров России, который создал граф Пётр Шереметев, знатный и богатый вельможа времён Екатерины II.
Прасковья обладала красивым лирико-драматическим сопрано, а её артистический талант давал возможность играть как комедийные, так и драматические роли. Свою первую роль она сыграла в одиннадцать лет. А уже в шестнадцать лет одарённая девочка заслуженно стала примой театра, и слава о ней распространилась по всей Москве. Её пением наслаждались российский император Павел I, последний польский король Станислав II Понятовский, шведский король Густав III и австрийский эрцгерцог, император Священной Римской империи Иосиф II, а также многочисленная знать высшего российского общества. Всего Прасковья Жемчугова исполнила около пятидесяти оперных партий.
Как же случилось, что на века рядом с именем простой крепостной девушки будет стоять имя одного из богатейших людей страны Николая Петровича Шереметева, друга детства российского императора Павла I?
Прасковья стала невенчанной женой графа (император хотя и восхищался игрой Прасковьи, но согласия на брак графа с крепостной актрисой не дал). Позднее Николай Шереметев напишет об этом так: «Если бы ангел сошёл с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражён». Отношения Николая Шереметева и Прасковьи были освящены чувством светлой, прекрасной любви, основанной на вере, любви к искусству и глубоком взаимном уважении.
Как же всё-таки она стала Шереметевой? Как закончилась красивая история светлой и печальной любви графа Николая Шереметева и его возлюбленной? Какая эпитафия начертана на её могильной плите? Об этом можно прочитать в журнале (январь-февраль, 2023 год, стр. 76-83).
В рубрике «Здоровье» помещена беседа с психотерапевтом Татьяной Решетовой «Как прогнать ночную гостью» – бессонницу?» Из неё читатели узнают и получат ответы на вопросы, чем опасна бессонница, с чего начать, чтобы избавиться от этой проблемы, как решить проблему бессонницы, что происходит с человеком, если он не спит по ночам, какие факторы влияют на качество сна.
И такие интересные факты, как часто менять подушки и одеяла, какие лекарственные средства могут провоцировать бессонницу. А ещё, почему в русских деревнях существовала традиция просушивать подушки, и был ли в этом смысл. На эти и другие вопросы ответит специалист. Попробуйте сами ответить на вопрос: «Просушивать подушки надо на солнце или на морозе?». Ответ можно прочитать в журнале (январь-февраль, 2023 год, стр. 102-107).
Доктор восстановительной медицины Алексей Кириллов в статье «Болит спина? Помоги себе сам!» знакомит читателей с разработанной им методикой системной интегративной коррекции позвоночника и внутренних органов. Его методика позволяет выбрать верный, безопасный и эффективный способ лечения спины и суставов. Читатели имеют возможность познакомиться с уникальной системой динамического самомассажа, помогающей в восстановлении опорно-двигательной системы человека (март-апрель, 2023 год, стр. 98-103).
В материале «Многие лета. Благие лета» читатель познакомиться с советами Андрея Ворона, удивительного человека, прожившего 104 года и оставившего после себя множество рецептов для поддержания телесного и душевного здоровья. А собрал наставления травника в книге «Многие лета. Благие лета» писатель и журналист Мирослав Дочинец. Читателям предоставлена возможность познакомиться с выдержками из книги. Здесь же есть адрес, по которому можно заказать и приобрести книгу (май-июнь, 2023 год, стр. 98-103).
Также в рубрике «Здоровье» можно познакомиться с интересными материалами по фитотерапии «Пей кипрей и не болей!» и «Чтоб смеялся роток», подготовленные фито терапевтом Лилией Ахмедовой.
Статья «Пей кипрей и не болей!» рассказывает об одном из самых популярных и модных в последнее время растений кипрее узколистном, или как его ещё называют иван-чай. Очень хорошо зарекомендовал себя иван-чай при лечении почти всех заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Однако, при лечении этой травой есть нюансы. Достаточно часто встречаются люди, кому приём настоев из кипрея не способствовал выздоровлению. Возникала изжога, подташнивание и даже боли в желудке. Специалисты, проанализировав ситуацию, сделали вывод: настои из иван-чая нельзя пить в неограниченном количестве! Так какие же правила употребления иван-чая надо соблюдать? Ответ можно найти на страницах журнала (март-апрель, 2023 год, стр. 106).
Привлекут внимание читателей и такие рубрики как «Ожившие традиции» «Рукоделие» и «Кулинария», которые есть в каждом номере журнала. В них можно найти практические советы по теме рубрик, которые так любят все читательницы женских журналов.
Из материалов рубрик «Рукоделие» и «Ожившие традиции» читатели узнают о старинных русских игрушках, например, таких, как куклы Аука, Нянюшка-ведучка и Кормилка, а также о том, как их смастерить своими руками (март-апрель, 2023 год, стр. 110).
А хозяйка рубрики «Кулинария» Таша Витюк познакомит с проверенными, несложными, но очень интересными рецептами замечательных блюд (март-апрель, 2023 год, стр. 112-116) и (май-июнь, 2023 год, стр. 112-116).
Все публикации в журнале «Славянка» сопровождаются красочными фотографиями, передающими красоту православных храмов, родной природы, замечательных людей.
«Славянка» пользуется большой популярностью у читателей библиотеки. И можно смело сказать, что вся глубина русской души сосредоточена в этом журнале.
Журнал не отстаёт от времени. Его можно найти как в печатном виде на полках библиотеки, а также и в электронном виде. Электронная версия журнала тоже очень популярна, так как интернет-формат не ограничен объёмом страниц. На сайте можно прочитать много дополнительного материала, который не вошёл в журнал, а также задать вопросы священнику.
Сайт журнала: https://www.slavianka.com/
Журнал «Смена» – это советский, а затем и российский иллюстрированный литературно-художественный журнал. Он был основан ещё в начале XX века (1924 год) как «двухнедельный журнал рабочей молодёжи», и к концу XX века его тираж составлял более трёх миллионов экземпляров. Обложки первых номеров «Смены» были оформлены известным советским художником, основоположником конструктивизма Александром Родченко.
В 1924 году советский поэт Владимир Маяковский написал такие строки о журнале:
«Ещё шагать далеко,
Надо взять не одну стену!
Будь готов сменить стариков,
Читай журнал «Смену».
В советское время информационно-публицистический отдел журнала выполнял в основном пропагандистскую роль. В середине 1980-х годов главным редактором «Смены» становится замечательный писатель и общественный деятель Альберт Лиханов.
Содержание журнала кардинально меняется. На его страницах появляются материалы на темы, ранее считавшиеся запретными, например рок-музыка, молодёжные субкультуры, борьба с бюрократией и тому подобное. А также мистика и ужасы, причём лучшее, созданное в этом жанре.
С 1990 года тираж журнала резко увеличился, и структуру издания пришлось пересмотреть. Журнал стал «толстым» по объёму и ежемесячным (до этого он выходил 2 раза в месяц).
«Смена» – это журнал с хорошими литературными традициями. С момента его основания в журнале существовал литературный раздел, в котором печатались премьеры новых книг, становившиеся позже бестселлерами.
В наше время в журнале публикуются остросюжетные романы и повести, рассказы и стихи российских и зарубежных писателей, публицистика, очерки и культурологические статьи.
Постоянные рубрики журнала: «Минувшее», «Из российской истории», «Неизвестное об известном», «Замечательные современники», «Детектив», «Это интересно», «Кроссворд. Эрудит». В некоторых номерах одни рубрики уступают место другим: «Чтобы помнили», «Судьбы», «Российские музеи», «Звёзды не гаснут», «Шедевры», «Уголки России», «Мир науки», «Молодые таланты». Предлагаем кратко познакомиться с материалами журнала. В рубрике «Из российской истории» представлен материал Аллы Зубковой «Венценосный охотник», в которой рассказывается о последнем мужском потомке династии Романовых по прямой линии – Петре II. Он был внуком Петра I и сыном цесаревича Алексея. Ему не исполнилось и двенадцати лет, когда он вошёл на престол после смерти Екатерины I жены Петра I. |
Пётр II отличался характером гордым, своевольным и властным. Юноша часто участвовал в многочисленных разгульных похождениях и был страстно влюблён в свою тётку – цесаревну Елизавету, будущую императрицу и даже собирался жениться на ней.
Но этому не суждено было сбыться. Интересно, как сложилась бы его судьба в дальнейшем, если бы он не ушёл из жизни совсем юным в возрасте четырнадцати с небольшим лет, прожив очень короткую, но насыщенную яркими событиями жизнь (№ 1, 2023 год, стр. 26-40).
В рубрике «Шедевры» автор Ирина Опимах рассказывает занимательную историю «Приключения «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи». В польском городе Кракове есть музей князей Чарторыйских, где собрана блестящая коллекция настоящих шедевров живописи. Среди них – небольшая по размерам картина, получившая название «Дама с горностаем». Это один из четырёх женских портретов, написанных великим Леонардо да Винчи в 15-м веке.
По мнению многих исследователей на нём изображена Чечилия Галлерани, прославленная красавица 15-го века, получившая прекрасное образование. Появившись при дворе герцога Миланского Людовико Сфорца, она произвела сильное впечатление на герцога и стала его содержанкой. В статье рассказывается о судьбе шедевра кисти Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». После смерти Чечилии Галлерани портрет исчез, примерно на три столетия. Достоверная письменная история данной картины прослеживается только с конца XVIII века. О путешествиях картины по всему свету, о том, как попала она в музей князей Чарторыйских, о загадках этого полотна и судьбе, изображённой на нём женщины, можно прочитать в журнале (№ 2, 2023 год, стр. 76-84). |
В этой же рубрике представлен ещё один материал Ирины Опимах «Тициан. Портреты Аретино», в котором рассказано дружбе двух выдающихся людей эпохи Возрождения, продлившейся почти 30 лет, до последних дней одного из них. О том, как состоялась встреча этих великих людей, о дружбе художника Тициана и писателя Аретино, благодаря которой были рождены настоящие шедевры мировой живописи – портреты Аретино кисти Тициана можно прочитать в журнале (№ 5, 2023 год. Стр. 82-91).
В рубрике «Неизвестное об известном» материал Владимира Братченко «Долгие гастроли великой актрисы». Он познакомит читателей с одной из великих актрис начала ХХ века Еленой Полевицкой. Её имя было известно всем театралам того времени, овеяно славой и восхищением. Она играла на сценах Харькова и Киева, потрясала своей игрой театральный Петербург и Москву. От поклонников и поклонниц не было отбоя. Писатель Константин Паустовский, в ту пору студент Киевского университета, в повести «Далёкие годы» подробно описал атмосферу любви и почитания к актрисе Полевицкой: «…были уж и вовсе диковинные и даже пугающие проявления любви к актрисе – студенты выпрягали лошадей из её экипажа и сами привозили её домой после спектаклей». А художник Борис Кустодиев в 1905 году нарисовал портрет актрисы, который можно увидеть в Национальном музее русского искусства. |
В истории театрального искусства России упоминается знаменитая «семиминутная пауза Полевицкой», которую она держала, не произнося ни слова. Исполняя роль Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева, в сцене, когда Лиза прощается со своей комнатой перед уходом в монастырь, актриса держит долгую паузу. «Зрители с напряжением следили за безмолвной игрой актрисы, а многие плакали…».
Пожалуй, так блистательно начавшаяся карьера Елены Александровны Полевицкой должна была иметь продолжение и в советской России. Она пользовалась бы всеобщей любовью зрителей, получила бы заслуженные почести и награды, не говоря уже о материальном благополучии. Но в жизни актрисы произошла досадная трагическая ошибка… (№ 3, 2023 год, стр. 56-69).
В этой же рубрике материал Светланы Марлинской «Великий русский меценат» – об основателе знаменитой на весь мир Третьяковской галереи Павле Михайловиче Третьякове. Его принято считать первым русским настоящим меценатом. До него богатые аристократы и купцы ограничивались разовой поддержкой людей искусства – преимущественно выкупом их из крепостной зависимости. Но крепостное право было отменено, а нужда художников, скульпторов и актёров – осталась.
Павел Третьяков стремился не столько поддержать нуждающихся, сколько сохранить лучшие произведения русской живописи. И делал это с таким размахом, что отечественное искусство до сих пор в неоплатном долгу перед ним (№ 5, 2023 год, стр. 29-37).
В материале Виктора Ома «Я счастлив, что работал для детей!» можно прочитать о человеке с уникальными способностями, художнике-иллюстраторе Владимире Григорьевиче Сутееве.
Жители нашей страны, кто родился и вырос в Советском Союзе, хорошо знали и знают героев советских мультиков, созданных Сутеевым. Он обладал уникальными способностями: мог одновременно рисовать одной рукой и в это же время писать или рисовать другой. Людей с такими способностями называют словом – амбидекстр.
|
У этого уникального художника в его многогранном творчестве было главное магистральное направление – он творил для детей, и это доставляло ему величайшую радость. Познакомиться с жизнью и творчеством Владимира Сутеева, а также увидеть его замечательные рисунки, на которых выросло не одно поколение детей в нашей стране можно в журнале (№ 6, 2023 год, стр. 45-56).
В рубрике «Это интересно» статья Светланы Марлинской «Хроника Московского метрополитена, которому в этом году – 88 лет». Она познакомит с интересными фактами из истории советского метрополитена.
Идея запуска в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено, как минимум, пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справляется с пассажирскими перевозками.
И после пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт – от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро. Оно начиналось под девизом: «Создадим дворец для народа!».
О подземных дворцах московского метрополитена, об использовании метро в годы Великой Отечественной войны в качестве бомбоубежища, о роскоши некоторых станций подземки и выходе метро за пределы Москвы, а также о братстве колец современного московского метро можно прочитать в журнале (№ 3, 2023 год, стр. 30-39).
В этой же рубрике интересен материал Сергея Тютюнника «Русский дух французской парфюмерии». Здесь можно познакомиться с достоверными фактами о том, кому на самом деле мир обязан появлением знаменитого аромата французских духов «Шанель» (№ 3, 2023 год, стр. 88-94).
Рубрика «Минувшее» представлена статьёй Светланы Марлинской «Тяжела ты, шапка Мономаха!». Эту фразу иногда можно услышать в повседневной современной жизни. Она появилось во времена древней Киевской Руси. Это время правления киевского князя Владимира Мономаха, который сумел создать единое государство – Русь. А головной убор – «шапка Мономаха» – стал символом власти Московского царства.
В наши дни шапка Мономаха – один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это головной убор, обитый соболиной опушкой, украшенный филигранью и драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у основания. Весит головной убор 993,66 грамма.
Шапка Мономаха – одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой шапкой венчались русские цари – претенденты на престол с 1498 до 1682 года.
Выражение: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» впервые прозвучало в трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Значение этой фразы, как правило, используется в настоящее время в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха означает то, что человек, облечённый властью, несёт на себе тяжёлое бремя ответственности за тех людей, кто ему подчинён. Более подробно обо всём этом и многом другом можно прочитать в журнале (№ 4, 2023 год, стр. 4-11). В рубрике «Мир науки» материал Виктора Елисеева «Ньютон электричества», в котором рассказывается об известном русском учёном, изобретателе Александре Николаевиче Лодыгине. |
Электротехник Лодыгин первым в мире изобрёл электрическую угольную лампу накаливания (1872 год). Он один из основоположников электротермии и первый, кто для нити накаливания использовал тугоплавкие металлы.
Зарубежные ученые Эдисон и Сименс, применив теорию русского ученого Лодыгина на практике, заработали при этом огромные деньги, причём ни тот, ни другой не отрицали, что Александр Лодыгин – это первый в мире человек, который дал миру удобное и безопасное освещение.
Он мечтал умереть в России, а умер на чужбине. Так сложились обстоятельства в судьбе русского учёного. Но и там он был горд тем, что его помнили на родине, ценили его вклад в русскую науку. Он мечтал осветить всю Россию, а осветил весь мир (№ 4, 2023 год, стр. 112-115).
Одна из интересных рубрик журнала «Чтобы помнили». Майские номера журнала это, как правило, публикации связанные с Великой Отечественной войной.
Юлия Макарова представляет свои стихи – «Бой догорал», «Детям блокады» и «Цена Победы» (№ 5, 2023 год, стр. 4-6). А Виктор Елисеев представляет два рассказа. Первый – «Экипаж машины боевой» – о танкистах-братьях Цукановых, второй – «Сестра милосердия» – о 18-летней старшине медицинской службы Ксении Константиновой, геройски погибшей в неравном бою с фашистами (№ 5, 2023 год, стр. 7-12).
В этой же рубрике материал Екатерины Марковой «Рыцарь детства» о Вячеславе Александровиче Таболине – главном педиатре Советского Союза, имя которого в настоящее время носит кафедра госпитальной педиатрии Филатовской детской больницы в Москве.
Этот человек был полностью предан своей профессии и детям, которых он лечил. Для профессора Вячеслава Таболина каждый несчастный больной ребёнок с его страданиями и, особенно, дети-сироты были большой личной бедой.
В статье много интересных примеров и случаев из практики выдающегося детского доктора. О человеке с большим и добрым сердцем читайте в журнале (№ 6, 2023 год, стр. 30-44).
Рубрика «Замечательные современники» познакомит с нашими современниками – актерами и режиссёрами кино и театра, а также с гипнотизёрами, предсказателями будущего и представителями других современных профессий.
В рубрике «Легенды отечественного футбола» можно прочитать статьи Сергея Сальникова «Истинный мастер футбольных баталий» и Николая Осянина «Неповторимые удары блестящего нападающего» о выдающихся футболистах нашей страны (№ 5, 2023 год, стр. 114-119).
А также материал Дениса Логинова «Самый эффективный тренер советского «Спартака». Это как раз тот случай, когда, представляя человека, не нужно перечислять его звания и должности. Достаточно произнести – Никита Симонян, и любой человек, имеющий отношения к спорту, встанет и «снимет шляпу» (№ 6, 2023 год, стр. 113-121).
Привлекают читателей журнала «Детектив», где публикуются произведения современных российских авторов. Некоторые из них печатаются с продолжением в номерах журнала, например, читатели с удовольствием познакомятся с детективами Екатерины Марковой «Актриса» (начало № 3, продолжение № 4 и № 5) и Натальи Солдатовой «Бедный богатый мальчик» (№ 6, 2023 год, стр. 127-187, окончание следует)
В каждом номере журнала есть рубрика «Кроссворд. Эрудит». Она привлечёт тех, кто любит этот вид отдыха. Здесь каждый читатель может проверить свой уровень знания.
Среди постоянных авторов «Смены» лучшие мастера остросюжетного жанра, отечественные и зарубежные классики детектива и фантастики.
На страницах журнала представлены произведения молодых, талантливых российских поэтов и прозаиков. А также очерки и публицистика ведущих российских журналистов о том, что волнует общество и каждого из нас.
Журнал «Смена» – это популярное гуманитарное издание для семейного чтения. Все, кто имеет возможность взять журнал в библиотеке, не пожалеют. Его можно пролистать, его можно прочитать. Отличный отдых с журналом вам обеспечен.
Всех желающих, журнал приглашает на свой сайт.
Сайт журнала «Смена»: https://smena-online.ru/.
Обзор подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ».