Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители!
Предлагаем продолжить знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга открывает тайны, или Рассказы библиографа»

В очередном обзоре представляем вашему вниманию книгу «Сказки и легенды народов России», выпущенную московским издательством «Олма Медиа Групп» в 2013 году в серии «Классика в иллюстрациях».

 10001.jpg

Книга объединяет под одной обложкой лучшие сказки и легенды многочисленных народов России. Каждый раздел дополнен интересной справочной информацией о том или ином народе – его месте проживания, численности, истории, вероисповедании, особенностях быта, фольклоре, известных людях.

У тувинцев – народа, живущего на юге Восточной Сибири, – есть повествование о том, почему нельзя таить сказку. Оказывается, каждая сказка имеет свой невидимый, но весьма деятельный дух, который может жестоко наказать человека, если тот не захочет её рассказывать, особенно когда об этом просят дети.

Действительно, сказка играет огромную роль в нашей жизни. В сказках содержится ценнейшая информация об окружающем мире. Она формирует у нас нравственные ценности, которые позднее позволяют нам осуществлять выбор между добром и злом.

Сказка не знает границ. Она есть в фольклоре всех народов. Поэтому нередко сюжеты тех или иных сказок перекликаются друг с другом, переходят от одного народа к другому. С помощью сказки народы не только лучше узнают, но и лучше понимают друг друга.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – восклицал Александр Сергеевич Пушкин, долгими зимними вечерами слушая рассказы своей няни Арины Родионовны. Великий русский поэт оказался одним из первых, кто стал записывать сказки непосредственно от сказителя (своей няни). Его примеру последовали и другие писатели – Николай Гоголь, Николай Языков, Владимир Даль. Позднее они вложили свои записи в первый национальный свод фольклора – «Собрание народных песен П. В. Киреевского».

Поначалу неутомимые собиратели фольклора отправлялись в экспедиции по дальним деревням и сёлам нашей страны, чтобы записать сказку, легенду, быль. Однако настоящее изучение фольклора народов России началось лишь в ХХ столетии, когда произошли революционные преобразования. Именно тогда народы бывшей империи обрели письменность, которая позволяла им записывать произведения на родном языке.

В современной России насчитывается почти 200 народов. Внушительное большинство составляют русские – свыше 110 миллионов. Вторыми по численности считаются татары: около 6 миллионов. Остальные народы занимают более скромные строчки – от 1,5 миллиона до 10 человек. Для россиян ценен каждый народ, каждая личность. В этом – залог нашего мирного сосуществования и нашего национального разнообразия.

Книга «Сказки и легенды народов России» представляет лишь малую часть того несметного богатства, которым обладают народы нашей страны. В неё включены лучшие образцы устного народного творчества, собранные в течение полутора веков.

10003.jpg
Тексты сказок и легенд даны в литературной обработке петербургского историка, переводчика и писателя Евгения Валентиновича Лукина. Е. В. Лукин – главный редактор журнала «Северная Аврора», лауреат ряда литературных премий. Его стихотворное переложение древнерусских песен «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина» признаны лучшими в русской литературе.

Евгений Лукин стремился представить в книге все виды сказок – и богатырские, и волшебные, и бытовые, и сказки о животных. При этом он, подвергая небольшой литературной обработке отобранные тексты, старался бережно сохранить их национальный колорит и своеобразие.

В сборнике представлены образцы народного творчества карелов, ненцев, чукчей, эскимосов, якутов, бурят, татар, башкир, чувашей, чеченцев, адыгов и многих-многих других народов нашей страны.

Разделы книги: «Сказки и легенды народов Севера», «Сказки и легенды народов Сибири и Дальнего Востока», «Сказки и легенды народов Урала и Поволжья», «Сказки и легенды народов Кавказа», «Список иллюстраций».

В разделе «Сказки и легенды народов Севера» читатели встретятся с фольклором таких народов, как: саамы, карелы, вепсы, ненцы, кеты, нганасаны, якуты, юкагиры, чукчи и эскимосы. Познакомимся с некоторыми из них.

 10004.jpg



Саамы – коренное население Мурманской и Ленинградской областей. В нашей стране на Кольском полуострове проживает около двух тысяч саамов. В старину их называли лопарями или лапландцами. Это древний народ, упоминаемый ещё в трудах античных авторов, скандинавских сагах и русских летописях. Их характеризовали как искусных лучников и лыжников, магов и предсказателей. Этот дружелюбный и мирный народ занимался домашним оленеводством, охотой и рыболовством.

 

 10005.jpg



Традиционные верования саамов – это анимизм и шаманизм. В саамских легендах и сказках действовали такие мифические персонажи, как чакли (карлики), пактийелле (жители скал) и нойты (колдуны). В книге представлена саамская сказка «Невидимая невеста».

Вепсы – коренное население республики Карелия, Ленинградской, Вологодской и других областей нашей страны. Численность – около 6 тысяч человек. Древнее название вепсов – «весь». По этим название они упоминаются в русских летописях ещё в 862 году.

Основным занятием вепсов были пашенное земледелие, охота, рыболовство, сбор грибов и ягод. В эпоху царствования Петра I стало развиваться отходничество – лесозаготовки и сплав, а также бурлачество на реках Свирь и Нева. А на реке Оять развивался гончарный промысел.

Верования вепсов – это православие в сочетании с некоторыми элементами языческих обычаев. В книге представлена вепская сказка «Глупые люди».

Кеты – коренное население Байкитского, Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Томской области. Самоназвание «кет» означает «человек». В старину кетов именовали «енисейскими остяками». Они создали самобытную кетскую культуру. Численность – более тысячи человек.

 10006.jpg



Кеты занимались рыболовством, устраивая котцы (запруды) на протоках. Охотились на лося и дикого оленя, водоплавающую и боровую (лесную) дичь. А также на пушного зверя – соболя, белку, лисицу. Жили кеты либо в чумах, крытых оленьими шкурами, либо в землянках, устраивая на крышах дымоходное отверстие – чувал.

Кеты почитали верховного духа Еся, который олицетворял небо и связанные с ним явления. У них существовали культы огня, воды, земли, промысловых животных. А охота на медведя сопровождалась обязательным ритуалом – «медвежьим праздником». В книге представлены две кетских сказки «Человек кедрового корня» и «Щучья голова».

Нганасаны – коренное население Таймырского района Красноярского края. Это самый северный народ Евразии. Самоназвание «нганасан» означает «товарищ». Численность менее тысячи человек.

Традиционным занятием нганасан являлось домашнее оленеводство, охота на дикого оленя и дичь, рыболовство. Жилищем служил конический чум, покрытый оленьими шкурами, с дымовым отверстием наверху.

10007.jpg 


Своим верховным божеством нганасаны почитали Сироту бога (Дёйбангуо), которому противостояло семь сыновей Подземного льда (Сырада-нянту). Стихии возглавляли матери – мать Земли (Моу-няма), мать Воды (Бады-няма), мать Огня (Туй-няма) и так далее. Луна была божеством женщин, так как по её фазам вычислялось время родов.

В книге представлены две нганасанские сказки «Птица Дямаку» и «Чайки».

  

Юкагиры – коренное население республики Саха (Якутия). Первые сведения о юкагирах появились в 1638 году. Численность – 1600 человек. Самоназвание «одул, вадул» означает «могучий, сильный».

Юкагиры всегда занимались оленеводством, охотой на дикого оленя, лося, горного барана и рыболовством. Жилищем служила ураса – конический шалаш из тонких брёвен, покрытых оленьими шкурами или полотнищами бересты. Большую роль в жизни юкагир играли традиционные верования – поклонение духам солнца, воды, огня, а также промысловых зверей и рыб. Когда к ним пришло христианство, оно гармонично слилось с почитанием их верховного небесного божества (Хойла). Однако древние обычаи и ритуалы сохранились в народной памяти, позволяя скрашивать нелёгкий быт. В книге представлена юкагирская сказка «Отражение».

Эскимосы – коренное население Чукотского автономного округа. Предки эскимосов первоначально поселились на побережье Аляски и Чукотского полуострова, а затем распространились от Берингова пролива по всему арктическому побережью Северной Америки вплоть до Гренландии. Всего в мире насчитывается 170 тысяч эскимосов, из них в России – около 1700 человек. Слово «эскимос» принадлежит языку американских индейцев и означает «сыроед». Эскимосы российской Чукотки называют себя «юк» или «юпик» – настоящий человек.

 10008.jpg

Эскимосы создали своеобразную бытовую культуру, приспособленную к суровым условиям Арктики. С давних времён они промышляли рыболовством и охотой на небольшого морского зверя – нерпу и лахтака (бородатого тюленя), для чего изобрели каяк – одно- или двухместную лёгкую лодку, каркас которой обтягивался тюленьей шкурой, оставляя лишь люк для охотника. С изобретение поворотного гарпуна эскимосы смогли охотится на крупного морского зверя – моржа, кита, белуху. 

Самым удивительным изобретение эскимосов стало зимнее жилище – снежный дом иглу, который они строили из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Традиционной религией эскимосов был анимизм – вера в духов, которые существуют в различных явлениях природы. Духи подразделялись на добрых и злых. А посредником между миром духов и миром людей являлся шаман. Его магии были подвластны люди и животные, предметы и явления природы. В книге представлены две эскимосские сказки «Ворон и девушка» и «Костяной человечек».


В разделе книги «Сказки и легенды народов Сибири и Дальнего Востока» читатели встретятся с фольклором таких народов этого региона, как алеуты, ительмены, коряки, нивхи, удэгейцы, эвенки, буряты, алтайцы, тувинцы, хакасы. Познакомимся с некоторыми из них.

10009.jpg

Алеуты – коренное население Камчатского края. В России проживает около 500 алеутов. Чукотское слово «алиут» (с буквой «и») означает островитянин.

Алеуты были открыты в 1741 году Великой Северной экспедицией во главе с русским мореплавателем Витусом Берингом и позднее признаны подданными России. В 1867 году Алеутские острова и Аляску император Александр II продал США. Сегодня в нашей стране алеуты живут на Командорских островах. Единственное алеутское поселение – село Никольское на острове Беринга, где находится могила знаменитого русского мореплавателя.           

                                                                                                                                                                                            


10010.jpg


К традиционным промыслам алеутов относится охота на морского зверя. Жили алеуты в больших полуземлянках, которые строили из плавника и сверху покрывали шкурами и дёрном. Обычной одеждой алеутов являлась парка – длинная глухая одежда из меха, поверх неё – камлейка из кишок морских животных с рукавами и капюшоном. Головные уборы у них были удивительными. Это – конические шляпы, выдолбленные из цельного куска дерева и богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями и усами рыбы сивуч. На верхушке шляпы крепилась костяная фигурка птицы или зверя.

Традиционной религией алеутов были анимизм и шаманизм. Во время ритуальных плясок они надевали причудливо разрисованные деревянные маски, которые изображали духов-покровителей. В книге представлена алеутская сказка «Одноглазый человек и превращение женщины в лисицу».



Ительмены
– коренное население Камчатского края. Численность – около 3 тысяч человек. Слова «ительмен» (или по-другому «итэнмэн») означает «живущий человек». Ранее ительменов называли камчадалами.

Издревле ительмены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Одежда из птичьих шкур, особый вид нарт и собачьей упряжки (средства передвижения) роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья и Северной Америки.

10011.jpg


Традиционные верования ительменов (анимизм, тотемизм, фетишизм) связаны с поклонениями духам. Своим первопредком они считали Ворона – Кутха. Образ Кутха играет центральную роль во многих легендах и сказках. В книге представлены две ительменские сказки «Как муж сделал работящей свою жену» и «Бескрылый гусёнок».

Нивхи – коренное население Хабаровского края и Сахалинской области. Самоназвание «нивх» означает «человек». В старину их называли гиляками. Численность – около 5 тысяч человек.


10012.jpg


Нивхи поклонялись духам – хозяевам неба, земли, воды, леса. Каждый медведь у них считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась ритуальными обрядами. Ежегодно они отмечали медвежий праздник: специально выращенного медведя наряжали, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды, а потом приносили в жертву. В книге представлена нивхская сказка «Храбрый Кульгин».

Тувинцы – коренное население республики Тува (или Тыва). Численность 260 тысяч человек. В старину их именовали урянхайцами. Они вели полукочевой образ жизни. Жили в юртах, а также крытых войлоком чумах. Добывали пушного зверя, ограниченно занимались земледелием и огородничеством. После присоединения к России полностью перешли на оседлый образ жизни.

В XIII веке в Туве получил распространение ламаизм (религиозное направление в буддизме), который гармонично слился с местным шаманизмом. В XIX началась христианизация Тувы, сыгравшая решающую роль в судьбе этого края. Тувинский лидер Салчак Тока был крещён и обвенчан с дочерью старообрядца. И благодаря его политической деятельности Тува обрела независимость от Китая, а в 1944 году добровольно вошла в состав России как автономная республика.

Салчак Тока был также зачинателем тувинской литературы, описывая в своих повестях быт и нравы земляков. В книгу вошла тувинская сказка «Почему нельзя таить сказку».

 10013.jpg  10014.jpg


В разделе книги «Сказки и легенды народов Урала и Поволжья» читатели встретятся с фольклором таких народов этого региона, как коми, манси, ханты, башкиры, марийцы, мордва, татары, чуваш, удмурты и калмыки. Познакомимся с некоторыми из них.

10015.jpg


Коми
– коренное население республики Коми и Пермского края, а также ряда областей Урала. Коми делятся на два субэтноса: коми-зыряне и коми-пермяки. Самоназвание «коми» означает «человек». В то же время слова «пермь» и «зырья» являются однозначными и толкуются как «окраина». Общая численность населения – около 330 тысяч человек.

4.jpg


Коми приняли православие в XIV веке благодаря просветительской деятельности преподобного Стефана Великопермского. Будучи зырянином по происхождению, этот святой создал первую зырянскую азбуку на основе кириллицы и древнепермских рунических знаков. Несмотря на принятое православие, коми сохранили традиционные верования, наполнив христианские праздники народным содержанием. 

В православные праздники приносились жертвоприношения и совершались магические обряды. Широко бытовали у этого народа поверья о колдунах и знахарях, домовых и леших. Эти мифологические персонажи стали героями многих народных песен, легенд, сказок коми. В книгу вошли коми-пермяцкая легенда «Перя-богатырь» и коми-зырянская сказка «Сокол Пипиристи».

10016.jpg


Манси
– коренное население Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и соседних областей. Самоназвание «манси» означает «человек». В станину манси называли вогулами. Численность – 12 тысяч человек. Ближайшее к манси родственное племя – ханты.

Традиционно манси занимались оленеводством и охотой. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Зимой жили в срубных домах с земляной крышей, летом – в конических берестяных чумах.

Первоначально манси, как и ханты, жили на Урале, но коми и русские постепенно вытеснили их в Зауралье. В XVI веке началось присоединение Сибири к Московскому государству, на земле манси усилилась русская колонизация, и манси со временем были обращены в православие. Однако традиционные верования – шаманизм, анимизм – сохранили своё влияние.                                                                                                                                                                                  

 

Манси делились на две экзогамные фратрии (совокупность нескольких родов, составляющих племя и ведущих своё начало от одного рода) – Пор и Мось. Мужчины Мось женились только на женщинах Пор и наоборот. Предком Пор считался медведь, предком Мось – мифическая женщина Калтащ (богиня земли), которая могла превращаться то в гуся, то в зайца, то в бабочку. По поверьям манси, у мужчин было пять или семь душ, у женщин – четыре или шесть, из них две – главные: одна поселялась в ребёнка того же пола, а другая уходила в подземное царство. Эти древние представления отразились в мансийском фольклоре. В книгу вошла мансийская сказка «Миленький».

Родственное с манси племя - ханты.

10017.jpg


Башкиры – коренное население республики Башкортостан и соседних областей. Численность – около 1,5 миллиона человек. Самоназвание «башкорт» одни учёные расшифровывают как «потомок богатырей», а другие – как «главный волк». Тотемом башкир, как и многих тюркских народов, был волк.

Башкиры – древний народ. Они упоминаются ещё в трудах античного географа Клавдия Птолемея, а также в старинных китайских хрониках дома Суй и книгах арабских учёных Ибн-Фадлана и Аль-Масуди. В книгу вошли башкирская сказка «Урал-батыр» и предание «Салават».


10018.jpg


Марийцы – коренное население республики Марий Эл, а также соседних областей. Численность – около 550 тысяч человек. Самоназвание «мари» означает «человек, мужчина». В старину марийцев называли черемисами.

Первое письменное упоминание о черемисах встречается у готского историка Иордана (VI век). Упоминается о них в «Повести временных лет», а позднее – в государственных актах Золотой Орды, под властью которой марийцы оказались в XIII веке. Ордынских правителей сменили казанские ханы, которые правили так же лукаво и жестоко. Об этом говорится и в марийских легендах.

Марийцы сохраняют свои традиции и народные обычаи. Они остаются приверженцами «марийской веры», сочетающей в себе православие и традиционные верования. В книгу вошла марийская легенда «Старик Вегеней».


Татары – коренное население республики Татарстан, а также соседних областей – Поволжья, Урала и Сибири. Название «татары» некоторые учёные трактуют как «жители гор». Татары – второй по численности народ нашей страны (около 6 миллионов человек). Они составляют более половины населения республики Татарстан.

Казанские татары являются прямыми наследниками волжских булгар, принявших ислам суннитского толка в 922 году. Тогда же появилась у татар письменность, которая до 1927 года исполнялась арабской вязью. Потом её заменили кириллицей. В русском языке немало татарских слов, преимущественно из области торговли и домашнего быта: базар, грош, магарыч, бакалея, караван, балаган и так далее.

Татары входили в состав Золотой Орды, а после её распада основали Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Они издревле занимались пашенным земледелием. Не случайно главным татарским праздником, известным с древних времён, стал сабантуй, что значит – «свадьба плуга». Он отмечался после завершения посевных работ и сегодня в Татарстане получил статус государственного торжества.

10019.jpg 10020.jpg 10021.jpg

10023.jpg


Настоящим сказочным богатством татар считается фольклор. В нём в полной мере отразились национальные обряды и обычаи, история и быт народа, его духовные ценности – любовь к родине, уважение к труду, доброта и гостеприимство. В книгу вошли две татарские сказки «Шурале» и «Чернокрыл».                                                                                                                                                                                                                                                         


10024.jpg

В разделе книги «Сказки и легенды народов Кавказа» читатели встретятся с фольклором таких народов этого региона, как аварцы, адыги, даргинцы, ингуши, кабардинцы, кумыки, лезгины, осетины, таты и чеченцы.     

                                                                                                                                                                                             


Аварцы
– один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Нагорном Дагестане. Его численность превышает 900 тысяч человек. Тюркское слово «авар» означает «воинственный». Так аварцев прозвали их соседи кумыки. Это название позднее перешло и в русский язык. Самоназвание современных аварцев «маарулал», то есть «горец».

Аварцы имеют древнюю историю. Первые упоминания об аварском государстве Сарир относятся к VI веку. Его население исповедовало христианство. В 1803 году аварцы вошли в состав России, однако колониальная политика царских властей привела к мятежу, которое возглавил знаменитый аварец имам Шамиль (1797-1871).

Трудные условия выживания сформировали мужественный характер аварцев. Талант народа проявился в разнообразии ремёсел – аварцы издавна занимались ковроткачеством, сукноделием, обработкой кожи, чеканкой по меди, резьбой по камню и дереву.

Богатая история Аварской земли отразилась в сказках, легендах, эпических песнях. В книгу вошла аварская сказка «Сказочная жизнь».

Адыги – коренное население трёх республик Северного Кавказа – Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В состав адыгов входят такие народы, как абадзехи, адыгейцы, беждуги, кабардинцы, убыхи, черкесы, чемгуи, шапсути и другие.

Впервые адыги стали известны русским в XI веке. Полноценное сотрудничество русских с адыгами началось при царе Иоанне Грозном, когда адыги приняли участие при взятии Казани, а русские поддержали их при взятии Тамани, отбив её у крымского хана.

Более того, русский царь женился на кабардинской княжне. Дочь кабардинского князя Темрюка звали Кученей (Гуэщене). Её имя переводится с кабардинского как «глаза княжны». Она стала второй женой Ивана Грозного. И после крещения она получила имя Мария Темрюковна. Придворные считали её злонравной.

В 1855 году вышел первый «Букварь черкесского языка». Русский язык обогатился адыгским словом «шашка» (сашхо). В книгу вошли – абадзехская сказка «Как один человек ум купил», бжедугская сказка «Как дурак к Аллаху ходил», чемгуйская сказка «Как бедняк богачом стал» и шапсугская сказка «Бамбет».

 10025.jpg  10026.jpg  10027.jpg


Ингуши
– коренное население республики Ингушетия. Всего в мире более 700 тысяч ингушей, из них россиян – около 450 тысяч. Самоназвание народа – галгаи. Современное слово «ингуши» происходит от названия крупного ингушского селения Ангушт, основанного в XVII веке.

По преданиям, предки ингушей назывались «керестанами», то есть христианами. Однако, несмотря на то, что в начале XVIII века среди ингушей получил распространение ислам суннитского толка, некоторые языческие обычаи этого народа сохранились и поныне.

Будучи свободолюбивым народом, ингуши всегда оказывали ожесточённое сопротивление завоевателям. О мужестве и храбрости ингушских воинов повествуется в народных легендах, сказаниях, песнях. В книгу вошли ингушская легенда «Строители башен» и сказка «Джантельг».

Кабардинцы – коренное население Кабардино-Балкарской республики и соседних областей Северного Кавказа. Численность – более 500 тысяч человек. Кабардинские диаспоры имеются в Турции, Сирии, Египте и Ливии.

 10028.jpg  10029.jpg


Предки кабардинцев с незапамятных времён жили в окрестностях горы Бештау – Пятигорья. В XV веке начался расцвет Кабардинского государства, которое получило своё название по имени легендарного правителя Кабарды. В царской России Кабарда, прежде всего, прославилась чистокровными кабардинскими скакунами. Высоко ценились также изделия кабардинских оружейников – кинжалы, сабли, шлемы. Кабардинские женщины-мастерицы поражали своим искусством золотого и серебряного шитья. А традиционная одежда – черкеска – стала мужским платьем не только для народов Кавказа, но и для кубанских и терских казаков. В книгу вошла кабардинская сказка «Богатырь-женщина».

Лезгины – коренное население республики Дагестан. Есть диаспоры в Азербайджане, Казахстане, Киргизии и Турции. Численность 750 тысяч человек, из них россиян – 475 тысяч. В старину все народности Дагестана назывались лезгинами.

Лезгины занимались пашенным земледелием и скотоводством, выращивали виноград и фруктовые ягоды. Прославились они производством замечательных ковров, оружейным и ювелирным делом, гончарством. Им принадлежит честь изобретения газырей – прошитых тесьмой узких кармашков на черкеске – однобортном кафтане с открытой грудью. В эти кармашки вставлялись специальные пенальчики с мерой пороха и пулей. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на полном скаку.

На весь мир известен народный танец лезгинка. Повествование о знаменитом танце вошло в лезгинский героический эпос «Шарвили» (XII век). В книгу вошла лезгинская сказка «Семеро братьев».

10030.jpg


Осетины – коренное население республики Северная Осетия – Алания и Южная Осетия. Всего в мире насчитывается около 700 тысяч осетин, из них россиян – 530 тысяч. Сами себя осетины называют «аланами». Слово «осетин» происходит от грузинского названия алан «оси».

Осетины являются прямыми потомками скифов и сарматского племени алан. Кавказские аланы состояли в дружеских отношениях с Византией и приняли христианство, хотя и сохранили собственные верования. В 1774 году Осетия присоединилась к России, подтвердив в договоре свою приверженность христианскому закону и выразив надежду на царскую защиту от внешних посягательств.

История осетин нашла отражение в знаменитых эпических сказаниях о нартах – легендарных аланских богатырях. Среди эпических героев особое внимание заслуживает Уасгерги – небесный воин, покровитель честных и добрых людей, беспощадный борец с ворами и убийцами. В книгу вошла осетинская сказка «Уасгерги и два брата».

Таты – коренное население республики Дагестан. Здесь проживает примерно полторы тысячи татов. Слово «тат» тюркского происхождения. Оно означает «подданный, находящийся на службе».

История татов началась в VI веке, когда иранский шах Хосров I Ануширван развернул репрессии против религиозных меньшинств – маздакидов, иудеев и христиан, переселив их на земли подвластной ему Кавказской Албании. На новых землях переселенцы получили название таты или кавказские персы. Так как все говорили на одном диалекте персидского языка

В настоящее время среди татов есть последователи двух религий – иудаизма и ислама. На Кавказе таты строили города и возводили крепости для защиты северных рубежей Ирана. Они были искусными ремесленниками, славились ковровыми изделиями, чеканкой по металлу, инкрустацией

Иранское происхождение татов отразилось в их фольклоре. В татских легендах и сказках то и дело встречаются персидские мотивы – от старинны монет эршеф и до игры в нарды. Игру в нарды изобрел по повелению шаха Хосрова I Ануширвана его визирь (министр) в пику индийским шахматам. В книгу вошла татская сказка «Как юноша бороду купил».

10032.jpg

Чеченцы – коренное население Чеченской республики, а также республик Ингушетия и Дагестан. Численность – полтора миллиона человек. Самоназвание народа – нохчи, которое встречается в исторических источниках с VII века. Слово «чеченцы» происходит от селения Чечен-аул, где в XIII веке находилась ставка золотоордынского хана Сечена.

После распада Золотой Орды чеченцы создали государство Сим-сим, на независимость которого не раз посягали могущественные соседи – Турция, Персия, Россия. В 1781 году старейшины горной Чечни заключили союзный договор с царской Россией. Это привело к восстаниям и мятежам, началась столетняя кавказская война, которая завершилась лишь в 1864 году, когда воевавшие смогли спокойно вернуться к мирному труду.

Суровый быт и тяжёлые испытания сформировали мужественный, свободолюбивый характер чеченцев, эмоционально реагирующих на любую несправедливость. Они не терпели малейшего покушения на собственное достоинство, и всегда оказывали противнику беспримерное сопротивление.. 

Героем чеченского фольклора стал бесстрашный богатырь, способный всегда достигать намеченной цели. Такой герой предстаёт перед нами в чеченской сказке «Отцовское наследство». В книгу вошла именно эта чеченская сказка, в которой прочитывается строгий кодекс поведения настоящего мужчины.

Страницы книги «Сказки и легенды народов России» украсили классические иллюстрации национальных костюмов, картины повседневного быта и природных ландшафтов, созданные самыми разными художниками. Среди них – не только знаменитые живописцы К. А. Коровин, В. И. Суриков, А. М. Васнецов, Л. Ф. Лагорио, но и незаслуженно забытые мастера Е. М. Корнеев, А. А. Борисов, Г. И. Чорос-Гуркин и другие.

При оформлении этого издания также использовались материалы книг по этнографии. Прежде всего, это опубликованное в 1776-1780 годах «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий» немецкого учёного Иоганна Готлиба Георги (1729-1802), который много путешествовал по России, исследовал Поволжье, Западную Сибирь, Прибайкалье, Даурию. Он сам рисовал с натуры, а затем с его рисунков были сделаны замечательные гравюры, представленные в нашей книге.

Другая книга – «Этнографическое описание народов России» – принадлежит перу действительного члена Русского географического общества, немецкого учёного Густава Теодора Паули (1817-1867). Она была проиллюстрирована великолепными цветными литографиями и издана в 1862 году, заслужив одобрение российского императора Александра II. Эти литографии можно увидеть в нашей книге.

 1.jpg  2.jpg  3.jpg


Помимо цветных иллюстраций, «Сказки и легенды народов России» снабжены справочной информацией о каждом народе – его месте проживания, численности, истории, вероисповедании, особенностях быта, фольклоре, а также об известных людях того или иного народа.

Так как в рамках обзора нет возможности рассказать полностью о каждом народе и раскрыть содержание всех сказок и легенд, то познакомиться с ними полностью можно, прочитав их. Они самобытные и увлекательные. Таких сказок и легенд вы, может быть, ещё никогда не читали, и встретитесь с ними впервые. Надеемся, что эту книгу с удовольствием прочтут в семейном кругу и взрослые, и дети.

Книга «Сказки и легенды народов России» служит идеям братства и общения, представляя нашу родину как единую, многообразную страну, где живут десятки талантливых народов и национальностей. Интересно ещё и то, что текст этого издания представлен по первоисточнику конца XIX века.

В конце издания представлен полный список иллюстраций, включённых в книгу. 

Список использованных источников:

Беломытцева О. Пермский край. Жили-были, или Пять сказочных дней / О. Беломытцева ; [тексты сказок предоставил А. В. Черных ; худож.-дизайн. Л. Г. Пенягина]. – Пермь : Титул, 2021. – 111 с. : цв. ил., цв. фот.

Героический эпос народов СССР / сост. и примеч. А. А. Петросян. – Москва : Художественная литература, 1975. – 557 с. : ил.

Мифы, предания, сказки хантов и манси : пер. с хантыйского, мансийского, ненецкого языков / сост., предисл., примеч. Н. В. Лукиной ; под общ. ред. Е. С. Новик. – Москва : Наука, 1990. – 567, [1] с. – (Сказки и мифы народов Востока).

Предания и легенды Урала : фольклорные рассказы / состав. вступ. слово и коммент. В. П. Кругляшовой ; ил. Г. С. Метелева ; ред. Е. В. Черняк. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1991. – 286, [1] с. : ил.

Сказки и легенды ингушей и чеченцев / сост., перевод, предисл., примеч. и типологический анализ сюжетов А. О. Мальсагова. – Москва : Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1983. – 383, [1] с.

Сказки и легенды народов России / [сост., предисл., коммент., обраб. текстов Е. В. Лукина]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 302, [1] с. : цв. ил. – (Классика в иллюстрациях).

Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в XIX - XX вв. / Г. Н. Чагин. – Екатеринбург : Сократ, 2002. – 293 с. : ил., цв. ил.

 

Подготовила библиограф справочно-библиографического отдела
Центральной городской библиотеки Стаканчикова О. А.




Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.