"Читаем, учимся, играем" 2013 № 4
РАЗДЕЛ I
Знаменательные даты – 2013
13 июля 2013 года исполняется 85 лет со дня рождения В. С. Пикуля
(1928-1990)
Щербакова О. В. Честь имею!: сценарий мероприятия посвящен жизни и творчеству В. С. Пикуль для 8-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 6-10.
Валентин Саввич Пикуль – автор произведений на историческую и военно-морскую тематику. Он писал интересно, увлекательно и достоверно, хотя историки не всегда были с ним согласны. Многие режиссеры, обратившись к произведениям Пикуля, сняли художественные и телевизионные фильмы. Среди них «Баязет», «Моонзунд», «Пером и шпагой» и другие. В предложенный сценарий включен рассказ о писателе и его произведениях, а также фрагменты фильмов.
19 июля 2013 года исполняется 120 лет со дня рождения В. В. Маяковского
(1893-1930)
Давыдова М. А. Воспитание стихами: литературная композиция о жизни и творчестве В. В. Маяковского для учащихся 5-7-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 11-15.
Одним из самых известных поэтов XX века был Владимир Маяковский. Его называли поэтическим символом начала столетия. А чем он замечателен? И такой ли уж популярной была его поэзия? Об этом смогут узнать учащиеся среднего возраста, приняв участие в литературной композиции. Кроме знакомства с биографией поэта, его стихами, пьесами и песнями, они смогут почувствовать ту эпоху, в которой жил и творил поэт.
Пешкун Л. Г. Поэт-трибун: викторина по произведениям В. В. Маяковского для 8-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 16-19.
Литературная викторина предназначена знатокам жизни и творчества В. В. Маяковского.
К 75- летию Хасанских событий
(29 июля-11августа 1938 года)
Ольшевская Т. И. «Там врагу заслон поставлен прочный…»: сценарий для 9-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 20-23.
Сценарий посвящен историческим событиям, которые происходили в период советско-японского конфликта 75 лет назад на озере Хасан.
РАЗДЕЛ II
Наши праздники
28 июля – День Нептуна
Зарубина В. М. В водном царстве-государстве: веселый аукцион о различных видах рыб для 4-6-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 24-28.
Водный мир нашей планеты удивительно разнообразен и красив. Приняв участие в веселом аукционе, учащиеся узнают о том, какие рыбы водятся в реках и морях.
РАЗДЕЛ III
Книга – дар бесценный
Кулакова Е. Ю. «По-моему, лучше всего, что я написал…»: материал к уроку литературы для 11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 29-33.
Предлагается материал к уроку литературы на тему «Лирический герой в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Также дан подробный анализ произведения.
Кардакова Л. Г. Удивительные встречи: сценарий путешествия по страницам любимых книг для 5-7 классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 34-41.
В основу сценария положен сюжет известной книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Вместе с героями книги: Алисой, Белым кроликом и Чеширским котом ребята совершат увлекательное путешествие в литературную страну. Они ответят на вопросы «Космической викторины» и займутся «Веселой арифметикой», а также поиграют в игры с другими литературными героями.
Тарасенко Е. П. Каменный цветок: пьеса по мотивам одноименного сказа П. П. Бажова для 4-7 классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 42-11.
Предлагается сценарий пьесы, которую можно поставить в школьном театре, участниками которого могут стать сами учащиеся.
Куличенко Н. В. «Мир вашему дому!»: литературно-музыкальная композиция, посвящена военной тематике в творчестве В. С. Высоцкого, для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 52-59.
В сценарий вошли: рассказ о творчестве Высоцкого, его стихи и песни о войне, а также фрагменты из фильмов.
РАЗДЕЛ IV
1941-1945 гг.
70-летию Великой Победы посвящается
К 70-летию начала Курской битвы (5 июля 1943г.)
Шаткова Л. Н. На огненной дуге: сценарий мероприятия о знаменитом сражении для 5-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 60-63.
Сценарий посвящен одному из величайших сражений Великой Отечественной войны – Курской битве. В ходе встречи прозвучат стихи и песни военной поры, а также послевоенного времени.
Арасланова Л. З. Дети блокадного Ленинграда: материал к беседе для 5-9-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 64-65.
Учащиеся познакомятся с историческим материалом о том, как принимали юных блокадников на Кировской земле.
РАЗДЕЛ V
В помощь учителю
Горячева Е. А. Остановивший Солнце – сдвинувший Землю: сценарий мероприятия о польском астрономе Н. Копернике для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 66-69.
Старшеклассники смогут познакомиться с жизнью великого астронома и его открытиями.
Геншель Л. И. Что такое выборы?: урок-путешествие для 4-6-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 70-73.
Тема встречи – права человека. Игра-путешествие познакомит учащихся с одним из основных прав – участие в выборах.
Лекомцев Д. Г. Суда, корабли и закон Архимеда: викторина к уроку физики для 7-8-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 74-78.
Знатокам физики предлагается большая викторина, которая разделена на конкурсы с физическими опытами. Каждый ответивший на вопрос и объяснивший опыт, получает жетон-кораблик. Победитель получает приз.
Глубоковских М. В. Говорите правильно: познавательный час для 5-7-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 79-89.
Сценарий познавательной игры к уроку русского языка по нормативному произношению слов. Тренинги, которые предлагается провести с учащимися, помогут еще лучше узнать родной язык.
Зархи С. Б. Великие зодчие России: сценарий литературно-художественной композиции к уроку МХК для 7-11-х классов Ч. 1 // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 82-89.
Первая часть сценария посвящена известнейшим русским архитекторам В. И. Баженову, М. Ф. Казакову и К. И. Росси, авторам знаменитых архитектурных сооружений, которые до сих пор сохранились в России.
РАЗДЕЛ VI
Делу – время, потехе – час.
Зайкова Ю. С. «Не хочу в чёрную книгу!»: экологическая сказка-урок для 4-6-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 90-94.
Сценарий экологической сказки состоит из нескольких частей. В него включены стихи, песни, кроссворд и другие задания для ребят. Все они направлены на то, что природу и все живое вокруг необходимо беречь.
Мальцева О. В. Императрица моды: материал о жизни Коко Шанель для 8-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 95-97.
Она подарила миру моды простоту и элегантность, женщинам – секреты красоты и личного стиля. Ее автобиография пользовалась успехом. Беседа о самом известном модельере – Коко Шанель будет интересна многим учащимся.
Нефедов Г. М. Иголки ёжика Фука: постановка для 4-5-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 98-102.
Постановка о добре, дружбе и взаимопомощи может быть разыграна самими учащимися в школьном театре.
РАЗДЕЛ VII
Народная культура
Кизим Т. Н. Секреты древних землепашцев: фольклорный урок для 4-6-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 103 - 105.
Участники фольклорного праздника познакомятся с народными традициями, праздниками Ивана Купала, Ильин день и другими. Они ответят на вопросы мини-викторины, поиграют, вспомнят пословицы и поговорки, а также узнают значения русских слов, которые уже вышли из нашего обихода.
Усова Н. В. Играй, гармонь!: о русских музыкальных инструментах для 5-9-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 106-111.
В сценарий о традиционных русских музыкальных инструментах включен рассказ о гармони, ливны, тальянке, хромке, концертине и балалайке, а также стихи и песни.
Обзор подготовила Козиенко Т. М., гл. биб-рь ОМО ЦГБ