"Читаем, учимся, играем" 2013 № 3
Наши праздники
1 июня – Международный день защиты детей
Коковенкова Л. В. О чём мечтают мальчишки?: литературная экскурсия по произведениям Н. Гарина-Михайловского, Д. Мамина-Сибиряка и К. Станюковича для 4-6-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 6-10.
Сценарий знакомит подростков с произведениями известных русских писателей, живших в XIX веке. Учащиеся узнают о том, что носили, что ели, во что играли их ровесники. Какое образование они получали? Какие отношения у них были с родителями? О чём они мечтали? Поискать ответы на эти и другие вопросы предлагается в книгах.
6 июня – Пушкинский день России
Косарева Т. В., Ткаченко Л. В. «Собранье пёстрых глав»: литературная викторина для учащихся 8-9-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 11-13.
Литературная викторина предназначена знатокам жизни и творчества А. С. Пушкина, а также его роману в стихах «Евгений Онегин».
РАЗДЕЛ II
Книга – лучший друг
Струц Н. М. Встреча на сказочной дороге: театрализованное мероприятие о творчестве братьев В. и Я. Гримм для 5-6-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 14-18.
В сценарий включен рассказ о различных сказках В. и Я. Гримм. Вторая часть сценария включает вопросы и задания, которые позволят вспомнить сказки и их героев.
Карнизова Н. В. «Бессмертное величие Кремля»: урок, посвященный образу Московского Кремля в русской литературе, для 9-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 19-26.
Сценарий урока об истории Москвы и Московского Кремля.
170 лет со дня публикации сказки
Х. К. Андерсена «Соловей» (1843 г.)
Кулакова Е. Ю. Волшебная трель: литературный анализ сказки по методу «Шесть шляп мышления» для 4-5 классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 27-29.
Автор помогает учащимся провести мини-исследование по сказке «Соловей».
РАЗДЕЛ III
1941-1945
70-летию Великой Победы посвящается
22 июня – День памяти и скорби
Коваленко Н. М. Эхо войны сердце тревожит: литературно-музыкальная композиция об оккупации Кубани в годы Великой Отечественной войны для 5-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 30-32.
Вечер памяти посвящен мужеству тех, кто не щадил себя ради Отечества, ради родной Кубани. В сценарий включены поэтические произведения, музыка и небольшие инсценировки.
Молчанова Т. И. Искусство в годы страшных испытаний: классный час для 7-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 33-37.
Сценарий посвящен фронтовым писателям, поэтам, художникам, композиторам и режиссерам в годы войны.
РАЗДЕЛ IV
Из российской истории
Дорожкина Н. И. Печальная судьба матушки Елисаветы: устный журнал о жизни и деятельности великой княгини Елисаветы Федоровны для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 38-45.
Сценарий устного журнала состоит из шести страниц, каждая из которой повествует о различных этапах жизни великой княгини.
Зархи С. Б. С Сенатской площади – в Сибирь: литературная композиция о декабристах – участниках войны 1812 года, для 7-11-х классов. Ч. 2 // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 46-55.
В сценарий вошел рассказ о декабристах – участниках войны 1812 года, вышедших на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Несколько человек были приговорены к казни, остальные сосланы в Сибирь, на каторгу. Это были: С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский, И. Д. Якушкин, А. Ф. Бригген, М. С. Лунин, А. Н. Муравьев, М. И. Муравьев-Апостол, Г. С. Батеньков, А. А. Бестужев, М. Ф. Митков, М. Ф. Орлов и другие.
Рогова М. С. «Любовь к Отечеству священна»: викторина к уроку истории для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 56-61.
Предлагаются вопросы с комментариями по истории нашей родины. Все вопросы делятся на группы: «Исторические портреты», «Женское лицо российской истории», «Гербы, знамена и награды», «Странные слова», «Загадочные предметы», «Секреты истории», «Тайные общества», «Слава русского оружия».
РАЗДЕЛ V
В помощь учителю
Кирасирова Л. Н. Клуб знаменитых капитанов: сценарий театрализованной постановки посвящен известным путешественникам, прославившим Россию, для 8-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 62-69.
Учащиеся узнают о тех людях, чьи смелость, отвага и предприимчивость сделали нашу страну величайшей державой мира. Таких людей много, они путешествовали как по морю, так и по суше, открывали новые земли, обживали их, внесли большой вклад в географическую науку. Их имена всемирно известны: Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, Александр Андреевич Баранов, Георгий Седов, Эдуард Толь, Михаил Лазарев, Фаддей Беллинсгаузен и другие.
Олимпиада: эстафету принимает Сочи
Родионова И. Н. Игры, угодные богам: викторина для 5-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 70-72.
Вопросы с комментариями посвящены истории Олимпийских игр.
Лекомцева С. А. Вслед за «Тупейным художником»: сценарий краеведческого путешествия для 7-10-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 73-76.
Сценарий краеведческого путешествия по городу Орел, по местам, связанным с героями рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник».
Кардакова Л. Г. В поисках сокровищ: игра о пиратах, их тайнах и кладах для 5-7-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 77-85.
Сценарий игрового мероприятия состоит из двух сцен: «Пираты в путь!» и «В лесу призраков!» В ходе мероприятия ребятам предлагаются игры: «Пройди по следу», «Поднимись по трапу», «Краски», «Мимо рифов», «Экипажи в шлюпки!», «Расшифруй пословицы», «Морской бой капитанов», «Морская качка», Блицтурнир, «Танцы Карибских островов», «Превращаемся в мумию» и другие.
Усова Н. В. Делу – время: занимательная викторина для 4-7-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 86-87.
Занимательная викторина о том, как определяли и измеряли время в разные века, используя различные приспособления. Материал содержит интересную историческую справку о часах с кукушкой.
Давыдова Г. В. Музыка для души: театрализованная постановка для 7-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 88-93.
Сценарий театрализованной постановки посвящен жизни и творчеству композитора Г. В. Свиридова. В сценарий включены музыкальные произведения композитора: песни, увертюры, пьесы, вальсы.
РАЗДЕЛ VI
Экологическое воспитание
Пешкун Л. Г. Праздник дерева: познавательное мероприятие для 5-9-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 94-99.
Сценарий путешествия в мир леса включает стихи и музыкальные произведения русских поэтов и композиторов. Учащиеся могут поучаствовать в конкурсах и выполнить задания. За верные ответы каждый может получить жетоны. В конце встречи победителей ждут призы.
Мингазетдинова Е. В. Зелёные паруса «Надежды»: сценарий театрализованного мероприятия для 5-7-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 100-101.
В сценарий, посвященный охране природы и водоёмов, включены стихи, песни и видеоряд, который демонстрирует различные пейзажи Земли.
Вострикова Т. В. Живой календарь природы: сценарий познавательного урока для 5-9-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 102-106.
Учащимся предлагают вспомнить праздники, которые помогают осознать проблемы экологии. Стихи, включенные в сценарий, помогут еще раз ощутить красоту природы.
РАЗДЕЛ VII
Край ты мой родной
В 2013 году исполняется 1260 лет селу Старая Ладога
Зайкова Ю. С. Столица северной Руси: внеклассное мероприятие для 5-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 107-109.
Внеклассное краеведческое мероприятие представляет собой небольшой рассказ об одном из древнейших поселений – Старая Ладога, а для проверки знаний вопросы нескольких викторин.
Самарина М. И. Тайны земли орловской: интеллектуально-познавательная игра для 5-11-х классов // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 3. – С. 110-111.
Викторина представляет собой вопросы с комментариями по истории и культуре Орловского края.
Обзор подготовила Козиенко Т. М., гл. биб-рь ОМО ЦГБ