Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители! 

Среди подписных изданий отдела  специализированной  литературы (ОСЛ) Центральной городской библиотеки в 2017 году есть немало журналов  по разным направлениям искусства: «Музыкальная жизнь», «Музыка в школе» и «Музыкальная палитра», «Искусство», «Искусство и образование», «Искусство в школе», «Русское искусство» и «Я вхожу в мир искусств», а также «Клуб», «Театр», «Народное творчество». Для детей выписаны журналы «Эскиз» и «Юный художник».

Предлагаем вашему вниманию обзор изданий «Музыкальная жизнь» и «Музыкальная палитра», поступивших в фонд ОСЛ в 1 квартале 2017 года.

«Музыкальная жизнь» – один из старейших журналов нашей страны. Первый номер его вышел в середине прошлого века, точнее - в декабре 1957 года. Это старейшее авторитетное отечественное периодическое издание о музыке и музыкантах, а также  критико-публицистическое российское издание. Журнал является лауреатом премии «Резонанс» - 2015 года в номинации «Лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре».

В «Музыкальной жизни» рассматриваются актуальные вопросы исполнительства и музыкальной педагогики, истории музыки и разных жанров музыкально-сценического искусства. На его страницах можно узнать о фестивалях  и исполнительских конкурсах. Публикации журнала позволяют осуществлять оценку образовательной деятельности музыкальных учебных заведений страны, поднимают вопросы культурной политики в регионах, освещают события музыкальной жизни в России и других странах.

В журнале много разных рубрик: «Персона», «Событие», «Звезды XXI века», «Лабиринты профессий», «Театральные страницы», «Новое пение», «Презентации», «Юбилеи», «История», «Фестивали», «Искусство и менеджмент», «За рубежом» и другие. Они позволяют читателям найти интересные и полезные материалы для чтения.

В рубрике «Персона» представлен материал Ярослава Седова «Глава большого балета» о Юрии Григоровиче, имя которого по праву воспринимается сегодня как синоним понятия «Большой балет» - титула, которого труппа главного театра страны удостоилась за европейские триумфы середины 1950-х. Они оказались определяющими для всего мирового танца.

Ярких хореографов разных поколений в середине ХХ века было много. Но именно Григорович стал общепризнанным лидером этого кипучего процесса, выразителем чаяний и упований. То есть, неформально возглавил отечественный балет до того, как был назначен главным балетмейстером Большого театра. Балеты Григоровича успешно пережили и ту эпоху, в которой были созданы, и несколько последующих. Балеты Григоровича по-прежнему танцуют, смотрят и горячо обсуждают не только в Большом и Мариинском театрах, но и во всех концах света.

2017-01.jpgО  творчестве российского балетмейстера  Юрия Григоровича, юбилейный вечер которого  праздновали в Большом театре 2 января 2017 года, о планах и новых балетных постановках можно прочитать и увидеть фотографии в первом номере журнала «Музыкальная жизнь» (№ 1, 2017, С. 4).

Об уникальных людях в творческих профессиях рассказывает материал  Евгении Кривицкой «Счастье, когда жизнь посвящена любимому делу». Он знакомит читателей с Ларисой Гергиевой  - блистательной пианисткой, педагогом и выдающимся деятелем в области культуры, обладательницей невероятно харизматичной и обаятельной натуры. Она – художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, лучший концертмейстер мира по версии Би-би-си. О своей творческой деятельности, взглядах на жизнь и нравственных принципах Лариса Абисаловна рассказывает читателям на страницах «Музыкальной жизни» (№ 2, 2017, С. 16-19).

Внимание читателей привлечет рубрика «Детский уголок». Публикация «Елочный карнавал» знакомит читателей с проектом Московской филармонии «Фестиваль елок» (№ 1, 2017, С. 9-11). Суть его – в создании коллекции праздничных представлений на все возрасты и вкусы, с привлечением коллективов-партнеров, например, Детского музыкального театра имени Натальи Сац, или независимой театрально-цирковой компании «Антикварный цирк». Представлены проекты фестиваля 2017 года - «Новогодняя сказка для ежика с оркестром» (автор Евгения Кривицкая), созданного Еленой Польди, а также - проект мировой премьеры детской оперы молодого московского композитора Артема Ананьева – чудесный сказочный спектакль «Волшебный кувшин» (автор Сергей Бирюков).

2017-02.jpgМатериал Георгия Осипова «Ноева Семейка» (№ 2, 2017, С. 38-39) познакомит с постановкой в театре имени Н. Сац оперы на библейский сюжет. Кажется, нынешних детей уже ничем не удивишь. С нежного возраста они овладевают компьютерами, гаджетами и прочей новомодной технической атрибутикой XXI века. Но есть, оказывается, такая штука, где дети назло всем прогрессам остаются детьми. Называется она Театр. Или – лучший случай – музыкальный Театр. А еще точнее – тот театр, который основала много лет назад Наталья Ильинична Сац. Конечно, репертуар театра меняется соответственно текущему времени. Сегодня в нем новые сюжеты, относящиеся к разряду «вечных». Как, например, сюжет про Всемирный потоп и Ноев ковчег. Одна из лучших в мире детских опер пришла на российскую сцену. На малой сцене театра имени Н. Сац прошла премьера «Ноева ковчега», поставленная молодыми режиссерами Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатьевым. В постановке участвуют дети  из оперной студии театра, а у зрителей-детей самую живую реакцию вызывают костюмы героев, очень  похожие на костюмы фантастических персонажей фильма «Пятый элемент» (№ 2, 2017, С. 38-39).

Материал автора Ирины Гуськовой «Золотой петушок» - от трагедии к сказочной комедии» из рубрики «История» посвящен 110-летию создания оперы композитора Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Автор материала пытается разобраться, в чем 100 лет тому назад обвиняла цензура последнюю сказку Н. А. Римского-Корсакова, когда трагические перипетии с запретом постановки на Императорской сцене фактически привели к смерти композитора. Читатели узнают о событиях, которые предшествовали и способствовали зарождению замысла оперы, а подробные дневниковые записи, которые вел сам композитор, дают возможность восстановить по ним все детали драматического инцидента.

Здесь же можно увидеть эскизы костюмов Константина Коровина и фото оперной певицы А. В. Неждановой в роли Шемаханской царицы (постановка оперы 1909 года) - материалы из Музея Большого театра, а также прочитать о современной постановке спектакля «Золотой петушок» Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге (№ 1, 2017, С. 56-58).

Рубрика «Звезды XXI века» знакомит с восходящей звездой оперной сцены Ксенией Дудниковой. В своем интервью «Меня называют «черной птицей с белым крылом» (интервьюер Татьяна Елагина) молодая солистка МАМТа имени К. С. Станиславского и Вл. И Немировича-Данченко рассказывает о своем творчестве. О Ксении Дудниковой заговорили после премьеры оперы «Хованщина» в феврале 2015 года. Она дважды номинирована «Золотой маской-2017» на «Лучшую женскую роль в опере» за партии Кармен в спектакле Екатеринбургского оперного театра и Маргариты в «Осуждении Фауста». Певица поражает сочетанием настоящего драматического меццо-сопрано с женской привлекательностью и актерским искусством перевоплощения (№ 2, 2017, С.12-13).

В рубрике «Юбилеи» рассказывается о четвертьвековом юбилее, который отметил  один из старейших в России церковных хоровых коллективов – Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря - материал Александра Матусевича «Славный хор древней обители» (№ 1, 2017, С. 48-49).

hor3.jpg

Елена Черемных «Государственный оркестр Татарстана: символ обновленного симфонизма» рассказывает о 50-летии со дня первого выступления Симфонического оркестра государственной филармонии ТАССР на сцене казанского Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (№ 1, 2017, С. 50-52).

О 50-летнем юбилее Белгородской филармонии читатели узнают из материала Евгении Кривицкой «Многая лета». В настоящее время Белгородская филармония – одна из самых крупных концертных организаций центра России. В ее составе 17 творческих коллективов, 15 солистов академического направления, 4 эстрадных группы. Филармония получила статус «Национальное достояние России – 2010» за высокую гуманитарную и просветительскую миссию (№ 2, 2017, С. 64-67).

Материал Ларисы Барыкиной «Нам с этим жить» в рубрике «Театральные страницы» познакомит читателей с постановкой «Декабристы» екатеринбургского Театра музыкальной комедии. Спектакль невероятно красивый внешне, с яркой и страстной музыкой Евгения Загота. Режиссер спектакля Кирилл Стрежнев ставит перед зрителями серьезные вопросы, но не дает никаких простых ответов. Спектакль встраивается в линию поисков нового русского мюзикла (№ 2, 2017, С. 36-37).

dec-1.jpg

В материале «Четыре часа счастья» Георгия Ковалевского рассказывается о «Лебедином озере» Петра Чайковского. За 140 лет существования балет оброс серьезным количеством стереотипов и клише, заслонивших его подлинную суть и смысл. Читатели познакомятся с загадками «Лебединого озера», а также увидят на страницах журнала уникальные фото сцен из спектакля и фото балерин – Матильды Кшесинской, Галины Улановой, Наталии Дудинской, Наталии Бессмертновой – исполнительниц главных ролей в балете «Лебединое озеро» в разные годы (№ 2, 2017, С. 20-22).

Не останутся без внимания читателей рубрики журнала «Концерты» и «Фестивали», которые познакомят с прошедшими и предстоящими выступлениями музыкальных коллективов нашей страны и других стран.

Среди авторов журнала – известные музыкальные журналисты и музыковеды, музыкально-театральные критики, преподаватели консерваторий и балетные критики.

Среди героев публикаций «Музыкальной жизни» – как выдающиеся представители отечественной и зарубежной музыкальной культуры, так и молодые артисты, находящиеся в начале творческого пути, а также творческие коллективы – оркестры, театры, музеи.

spivakov2.jpg

Кроме этого в журнале публикуются исследования музыковедов, претендующих на соискание учёных степеней.

Сегодня «Музыкальная жизнь» выходит с периодичностью 1 раз в месяц, имеет современный глянцевый полиграфический формат, издается в полном цвете, с большим количеством цветных иллюстраций и фотографий.

Журнал, посвященный текущей музыкальной жизни, традиционно пользуется большой популярностью у читателей, как у профессионалов, так и у любителей.

Официальный сайт журнала: http://mus-mag.ru/index.htm 

Муз. палитра - обложка журнала.jpegЕще одно издание, пользующееся популярностью у специалистов – это учебно-методический и музыкально-литературный журнал «Музыкальная палитра», ориентированный на музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, а также преподавателей цикла музыкальных дисциплин.

Традиционные рубрики журнала – «Из опыта работы», «Коррекционная страничка», «Музыкальная гостиная», «Родительский клуб», «Песни» и другие – знакомят читателей с конспектами и сценариями праздников, театрализованных представлений и утренников, групповых коррекционно-развивающих занятий и развлечений, с планами творческих встреч с детьми и родителями.

Не останутся без внимания «Информационные страницы» журнала, на которых можно прочитать полезную информацию: анонсы новых сборников методических материалов и игровых пособий, сообщения о проведении вебинаров для специалистов, приглашения для участия в конкурсах педагогического мастерства и прочая информация.

Большая часть материалов журнала относится к разделу «Из опыта работы». «Прощай, любимый детский сад!» - сценарий выпускного праздника для старших дошкольников, разработанный музыкальным руководителем С. Кривошея, воспитателями детского сада  О. Воробьевой и Т. Бондаренко из Краснодарского края (№ 1, 2017, С. 3-7).

В сценарии подробно прописаны слова всех участников праздника – действующих лиц, ведущих и литературных персонажей. Указано, где найти слова и ноты песен – «Детский сад, не грусти!», «Мы теперь ученики» и «Алфавит». Использованы элементы театрализации. В театральных сценках участвуют как дети, так и воспитатели в роли литературных персонажей - Незнайки и Фрекен Бок.

DSC05752_3.JPG

В тексте сценария много поздравлений в стихах. Дети читают стихи, адресованные сотрудникам детского сада, рассказывают о своих мечтах, а воспитатели дают наказы детям и поздравляют их с праздником. По ходу праздника с участниками проводятся игровые минутки и лотереи с родителями. Приведены примеры танцев, исполняемых на празднике.

Подробно расписанный сценарий выпускного праздника в детском саду поможет заинтересованным специалистам применить его на практике в своей работе полностью или частично. Это уже на усмотрение творческих работников - педагогов и воспитателей.

Музыкальный руководитель А. Лирнык одного из детских садов города Норильска представляет сценарий праздничного развлечения для детей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержка психического развития) под названием «Путешествие на Школьные острова» (№ 1, 2017, С. 8-9).

Цель развлечения – создание радостной, веселой и торжественной атмосферы праздника. Задачи – проявление ребенком инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности; развитие фантазии, воображения, творчества у детей и способности к принятию собственных решений.

Сценарий заявлен как праздничное развлечение, он подойдет и к выпускному празднику в детском саду. В нем много игровых моментов, подвижных игр, танцев и песен. Есть и элементы театрализации. Действующие лица праздничного развлечения: Ведущая, Пираты, Дети, Царь Знаний Космический робот (игрушка с голосом). Специалистов, работающих с детьми в группах компенсирующей направленности  с ЗПР, такой материал заинтересует.

detsad-203416-1395138887.jpg

Хочется обратить внимание специалистов на конспект праздника для детей старшего дошкольного возраста «Наши соседи – белые медведи», авторы которого -  музыкальный руководитель Н. Черных, инструктор по физической культуре Н. Антипина и педагог-психолог О. Шестакова из детского сада «Медвежонок» города Северодвинска (№ 1, 2017, С. 21-23).

Цель конспекта: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме вымирания белых медведей. А одна из задач – формирование у детей экологического сознания и чувства ответственности за сохранность окружающей природы. Подробно расписан план предварительной работы, материал и оснащение, представлена разработка презентации «Белые медведи». Участники праздника – дети старшей группы и взрослые.

Каждая познавательная информация о белых медведях сопровождается во время праздника показом слайдов. В ходе мероприятия используются фонограммы классической музыки и песен современных композиторов. В конспекте представлены игры «Поймай рыбку», «Снежные фигуры», а также игра-эстафета «Льдинки и созвездия».

Профессионально составленный конспект праздника по экологическому воспитанию привлечет внимание специалистов.

В библиотеку часто обращаются музыкальные работники и специалисты, которым для работы нужны ноты песен для детей. В журнале «Музыкальная палитра» в рубрике «Песни» печатаются ноты с текстами песен для детей, например: «Любимый детский сад» - музыка Л. Петровой, слова Ю. Афанасьевой; «Дружная семья» - музыка Л. Некрасовой, слова Т. Лубяновой (№ 1, 2017, С. 24); «Давай полетим!» - музыка Л. Долголюк, слова А. Данько (№ 2, 2017, С. 26-27).

Рубрика «Коррекционная страничка» представляет интересные материалы для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Одной из самых эффективных форм работы, позволяющих включить «особых» детей в социум и преодолеть барьер изолированности является использование театрального искусства.

fest.jpg

В этой работе может помочь сценарий театрализованного представления «Лесная сказка, или «Как Ваня и Маша дружбу искали», представленный музыкальным руководителем И. Ковтуновой из Норильска по теме «Театр и дети». Участие в совместной театральной постановке помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам «особых» сверстников (№ 1, 2017, С. 27-28).

На «Коррекционных страничках» журнала представлен конспект логоритмического занятия для старших дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие в весенний лес», представленный музыкальным руководителем детского сада из Норильска С. Левченко (№ 2, 2017, С. 29-30). Данная разработка поможет в работе по развитию у детей слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, мышления, артикуляции, голоса.

Специалистам, работающим с «особыми» детьми, рекомендуем обратить внимание на конкурсные материалы с использованием игрового пособия «Волшебные Гонзики» (информация о пособии представлена на «Информационных страницах» журнала - № 1, № 2, 2017 год).

Volshebnie_gonziki_Igrovoe_posobie_Voskobovich_GON001_o.jpeg

Это сценарий группового коррекционно-развивающего занятия «Гонзики – верные друзья», разработанного педагогом-психологом А. Кремляковой из детского сада города Белебей (№ 1, 2017, С. 29-31), и практический материал «Поем и играем с Гонзиками» музыкального руководителя Е. Баженовой из детского сада города Глазов (№ 2, 2017, С. 31).

В рубриках журнала «Музыкальная гостиная» и «Родительский клуб» советуем обратить внимание на следующие материалы: план-конспект творческой встречи с детьми и родителями «Образ Бабы Яги в искусстве» (№ 1, 2017, С. 33) и сценарий литературно-музыкального семейного праздника «Семья для домовенка Кузи» (№ 2, 2017, С. 32-33). Эти разработки помогут в организации работы с дошкольниками и родителями.

На обложках журнала «Музыкальная палитра» представлены работы «Мастерской Ангела». Здесь вы увидите разработки карнавальных костюмов по темам «Весенние посиделки», «Цирк», «Народные костюмы», «Музыка весны», которые помогут дополнить детские праздники красивыми и оригинальными костюмами.

Официальный сайт журнала: www.muspalitra.ru

На страницах следующих обзоров мы продолжим знакомить вас с новыми периодическими изданиями по искусству из фондов Центральной городской библиотеки.

Подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ»

 


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.