Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Мой выбор книги для рекомендации можно назвать неожиданным для меня самой. К Лиле Брик у меня всегда было более чем прохладное, так как я не встречала о ней положительных отзывов. Под воздействием ранее прочитанного я была абсолютно уверена в том, что Лиля Брик – расчетливая, эгоистичная, развратная женщина. Но с годами я стала понимать, что не все в жизни так однозначно. А тут еще и Марина Леонидовна, председатель нашего клуба, так ярко описала мне свои впечатления от этой книги, что я в итоге ее прочитала и вам советую.

В «Пристрастных рассказах» повествование о жизни В. Маяковского и семьи Бриков ведется от первого лица. Книга представляет собой сборник воспоминаний, дневниковых записей и переписки одной из самых неординарных женщин XX столетия Лили Брик. Она снабжена замечательными фотографиями, многие из которых опубликованы впервые и рисунками. И многое в книге предстает совсем в ином свете, нежели мы привыкли воспринимать. Конечно же, я понимаю, что при написании мемуаров человек старается преподнести себя в выгодном свете, да и название книги об этом свидетельствует, но мне почему-то кажется, что в воспоминаниях Лили Брик много правды. Когда я читала книгу, для меня было важно понять, что представляла собой Лиля Брик, какое место занимает она в истории и по праву ли она его занимает? В чем загадка этой женщины, оставившей столь яркий след?

С фотографии А. Родченко, размещенной на последней странице обложки, на нас смотрит интересная молодая женщина, в глубине глаз которой притаились лукавство и озорство.

И надо сказать, что книга Лили Брик с первых страниц привлекает тем, что написана она с юмором. Автор так живо рассказывает о своем детстве, о родителях, о встрече с Маяковским, в общем, обо всем, что происходило, что отрываться от чтения не хочется. Очень интересно было читать про нравы начала XX века, про актрис, про молодых поэтов-авангардистов, про особенности тогдашнего быта.

Большой неожиданностью и откровением для меня стало то, что Лиля Брик всю жизнь любила своего мужа Осипа Брика. Оказывается, знакомство с Маяковским, сближение Лили с ним, состоялось уже после того, как в отношениях супругов наступил разлад. И всю жизнь Брики поддерживали теплые отношения, несмотря на развод и другие браки. И Лиля Брик с обидой и болью воспринимала то, что отношения Бриков и Маяковского называли «любовью втроем», обвиняли их в разврате, когда на самом деле ни о какой «любви втроем» речи не шло. Брик полюбила Маяковского потому, что Осип Брик разглядел в Маяковском мощный талант, поверил в него, а мнение Осипа всегда было для Лили очень важным. Фраза Лили Брик, сказанная ею в 1945 г. после смерти О. Брика: «Когда умер Маяковский, умер Маяковский, а когда умер Осип, умерла я», на мой взгляд, дает четкое представление об отношении Лили к двум главным мужчинам ее жизни.

Хотя, нельзя отрицать и того, что Маяковского Лиля тоже любила. Трудно устоять перед таким ураганным чувством любви, которое испытывал Маяковский к Лиле, полюбивший ее сразу и навсегда. Маяковский, по словам Брик, не просто влюбился, а напал на нее. Она, конечно, сопротивлялась, но недолго. Маяковский посвятил любимой все свое творчество. Свою жизнь. В книге есть много иллюстраций к письмам поэта, на которых он представлен щеном, безмерно любящим свою «кисю». Даже становится немного неловко и не по себе от такого всепоглощающего, даже болезненного чувства. Правда, любовь к Лиле не мешала Маяковскому периодически влюбляться в других женщин… Что сказать, поэт, творческая натура…А вообще, очень интересно показана Лилей Брик личность Маяковского, его характер, его работа над стихами. С добрым юмором описан период работы поэта в «Плакатах РОСТА». А эти встречи начинающих тогда В. Хлебникова, Б. Пастернака и других поэтов в доме Бриков, восхищение друг другом, любовь к творчеству других. Даже в кинематографе успели попробовать свои силы Лиля и Маяковский. В этой книге слово «любовь» вообще встречается постоянно, я бы назвала ее, пожалуй, ключевым словом «Пристрастных записок».

Интересно читать про характер и поступки самой Лили. Понимаешь, что она была, конечно, скорее стервочка, чем ангел, но и заслуг ее отрицать тоже нельзя. Брик всю жизнь несла ответственность за творческое наследие В. Маяковского, она общалась с деятелями культуры и искусства мирового масштаба. Лиля вызывала нежные чувства у самого Ив Сен-Лорана. Безусловно, заслуживает уважения женщина, имевшая активную гражданскую позицию. Она даже организовала широкомасштабную акцию по освобождению из заключения режиссера С. Параджанова. И акция эта увенчалась успехом.

Удивило меня то, что Лиля Брик ни разу не была арестована в суровые годы сталинского террора, хотя ее второго мужа не только арестовали, но и расстреляли в 1937. И вообще. Она всю свою жизнь спокойно ездила в зарубежные поездки. Практически не встречая препятствий. Возможно, правы некоторые исследователи, называя ее агентом ГПУ. Этого мы уже никогда не узнаем, да и не нужно, наверно это знать. Пусть у каждого сложится свой образ Лили Брик - женщины-звезды, женщины-вамп, женщины-исчадия ада, но самое главное — женщины-загадки.

Екатерина Сафронеева

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.