Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Андрей Юрьевич Горохов (1958 – 2008) окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат экономическнаук.
В журнале «Москва» были опубликованы его роман «Семь дней до конца света», рассказы и ряд публицистических статей. Лауреат премии журнала «Москва» за 2002 год.


Философский роман Андрея Горохова Дорога в рай» опубликован в шестом номере журнала «Москва» за 2009 год. Роман состоит из 9 глав, которые представляют из себя восемь новелл: две главы соединены между собой одними героями и одним действием. Эти две главы композиционно обрамляют собой роман: одна начинает роман, другая заканчивает. Новеллы являются самостоятельными произведениями, сюжетно не связанные друг с другом, но каждая из них несет в себе определенную мысль. Каждая глава заканчивается пятистишием – танку, в котором заключена одна важная простая истина.

Автор, создавая в новеллах-рассказах героев разных эпох, ставит их в такие ситуации, когда нужно сделать выбор. Через тот или иной выбор герои пытаются уяснить истину.
Правоверный мусульманин из новеллы «Звёзды Рудбара» пытается привлечь предводителя секты исмаилитов, жестокого и свирепого племени ассасинов, на свою сторону для завоевательного похода. Он предлагает пойти на ложь, чтобы сегодня взять власть и насладиться успехом, а когда правда откроется, потопить её в крови. Пока Рудбар противостоит лжи – он грозная, непобедимая крепость. И как только он вступает на путь лжи – имя его исчезает с дороги истории. Пока человек борется с соблазном – он живет. И как только поддается соблазну – он гибнет.

Человечество на протяжении всей своей истории пытается завладеть истиной, не познать, а именно завладеть. Аббат из новеллы «Поход за Святым Граалем» доказывает своим слушателям, что Грааль нужно искать не вовне, а внутри себя. Грааль, не может быть чем-то вещественным: это Мысль, Озарение, Истина, которая открывается только чистому сердцу. Истина не может принадлежать кому-то одному.
Но чаще человек ищет не истину, а власть, славу, деньги. Аббат так умело строит беседу с молодым рыцарем, собравшимся на поиски Святого Грааля, что тот непременно должен отказаться от ненужной затеи. Как хорошо, если есть мудрый учитель!

Отец и сын живут на берегу моря и делают лодки для людей, уплывающих и не возвращающихся обратно. На вопрос сына: «Куда они плывут?», отец отвечает: «В рай». Однажды приходит за лодкой девушка и зовет сына с собой. Пытаясь удержать сына, отец рассказывает ему, что в молодости сам пытался добраться до рая: он плыл пять дней восток, пять дней на запад и пять дней на север. Но кроме воды, там ничего нет. Отец убеждает сына остаться, предлагая его девушке сокровища. Он говорит, что в рай нельзя просто приплыть, рай надо заслужить. Но сын непреклонен: им не нужны сокровища, им нужен рай. Как часто молодые слушают советы старших? Никто не хочет учиться на чужих ошибках. Но повторяя чужие ошибки, человек приобретает опыт. А есть рай или нет, навсегда останется для нас тайной.

В новелле «Итака», действие которой происходит в период гражданской войны в России, сталкиваются две позиции: ветхозаветная «око за око» и новозаветная «возлюби ближнего».

Новелла «Пенистый путь от винтов» рассказывает о кораблях-призраках времен Второй мировой войны. Попытки разгадать проявления скрытой от нас ипостаси реального мира по сути своей бессильны – «они равносильны желанию поймать ветер ладонью или запечатлеть на холсте запах осенней листвы». Поэтому не надо гоняться за призраками – они уводят от истины.

Главный герой новеллы «Прерывистый смысл» - писатель, знающий четыре европейских языка, космополит по убеждениям, потерявший национальную идентичность. Он сочиняет модные романы с претензией на философию на потребу скучающей публики. Замаячившая перед глазами смерть заставила задуматься о жизни и о творчестве. На поверхность всплывает истина – творчество без жизни мертво. Оторванность от жизни ведет к омертвлению мысли. А может попробовать начать жить? Но тогда его покинет творчество, потому что к истинному писательскому творчеству у него нет способностей. Всегда ли мы делаем дело, которое действительно умеем делать?

Герои новеллы «Долиной смертной тени» наши русские парни-контрактники, воюющие в «горячих точках». Это экстремальный поиск смысла жизни – «судьбу об колено переломить». Потерялись они в жизни: кто пьет, кто на иглу подсел, кто развратничает, кто семью не сумел сберечь. Глава заканчивается танку:
Цветы – весной,
Кукушка – летом,
Осенью – луна,
Зимою холодит
Слепящий снег.


Смысл танку - течение времени – естественный круговорот жизни. И не надо никакого экстрима.

Первая глава заканчивается танку:
Весенний ветерок

Над пышностью цветка
На персике смеялся, говоря:
«На ветке будешь ты всегда,
И в этом нет сомнений!»      Смысл - вечность жизни.

Последняя глава заканчивается так:
Зима, и хижина моя
Горою белой

Заперта. И льдом,
И снегом облака
Завесили её.                      И это - приближение смерти.

Жизнь вечна, хотя в ней и бывают соблазны нарушить установленный порядок вещей. Есть в жизни и память Родины, и скорбь чужбины, и тайны, которые человеку невозможно открыть. Есть призраки, сбивающие с истинного пути. Всё в человеческой жизни проходит бесследно, ничего не остается, кроме естественного течения времени, приближающего к смерти, за которой стоит вечная жизнь.

Новелла 1. Посещение отшельника
«Мысль сердца всегда подскажет верное решение там, где разум окажется бессилен»
Танку:
Весенний ветерок
Над пышностью цветка
На персике смеялся, говоря:
«На ветке будешь ты всегда,
И в этом нет сомнений!»
Мысль новеллы: вечность жизни

Новелла 2. Звёзды Рудбара
Трудно отличить правду от лжи
Танку:
Раз можно подобрать
Взнесенную волной на скалы
Простую устрицу, то отчего же
Не взять нам
С той же легкостью Закон?
Мысль новеллы: соблазн нарушить установленный порядок вещей

Новелла 3. Поход за Святым Граалем
Истина доступна только чистому сердцу
Танку:
Вот так всегда:
Цветы тех мест,
Откуда родом ты,
Опять свежи! И чудится –
Там вечная весна.
Мысль новеллы: память Родины

Новелла 4. Дорога в рай
Рай «открывается лишь тем кто достоин его и очень хочет в него попасть»
Танку:
Гляжу на чаек
И печальный островок вдали
И не пойму –
Среди вздымающихся волн
Всплывают или тонут?
Мысль новеллы: тайна, которую невозможно открыть

Новелла 5. Итака
Антитеза: око за око или возлюби ближнего
Танку:
«Ещё увижу, -
Думал, - ту долину
Осеннюю», - и вот
Сегодня под вечернею луной
Осенний ветер в поле!
Мысль новеллы: тоска по Родине, скорбь чужбины

Новелла 6. Пенистый след от винтов
Попытки разгадать проявления скрытой от нас ипостаси реального мира по сути своей бессильны – «они равносильны желанию поймать ветер ладонью или запечатлеть на холсте запах осенней листвы»
Танку:
Привязан к ветру, тянут волны в море
Заброшенный кораблик,
А над ним
В полночном небе
Застыла яркая луна.
Мысль новеллы: не гонитесь за призраками, сбивающими с пути

Новелла 7. Прерывистый смысл
Творчество, оторванное от жизни, мертво
Танку:
Когда отбросишь речь
И лепестки осыпавшихся слов
Пребудут вне тебя,
Кисть перестанет
Оставлять следы.
Мысль новеллы: всё проходит бесследно

Новелла 8. Долиной смертной тени
Экстремальный поиск смысла жизни – «судьбу об колено переломить»
Танку:
Цветы – весной,
Кукушка – летом,
Осенью – луна,
Зимою холодит
Слепящий снег.
Мысль новеллы: течение времени – естественный круговорот жизни

Новелла 8. Последний визит к отшельнику
«…простота – это высшая степень сложности»
Танку:
Зима, и хижина моя
Горою белой
Заперта. И льдом,
И снегом облака
Завесили её.
Мысль новеллы: приближение смерти

Татьяна Долгалева

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.