Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

«Помоги мне отыскать дыханье»

(Карьер С. Давний спор : [Роман] // Иностранная литература. – 2007. - № 4. – С.61 – 136).

Первый роман молодого французского писателя Стефана Карьера привлекает серьёзностью поставленной проблемы: вытеснение традиций новыми технологиями. И хотя действие происходит в небольшом цирке шапито, понятно, что труппа артистов – это человеческое общество в миниатюре. Жером и Жоан - герои-антиподы, каждый из которых выражает свою позицию. По мнению старого кукловода-марионеточника Жоана художник должен владеть истиной. «Вы преподносите на блюдечке уже готовое, вместо того, чтобы рассказать и заставить хоть чуточку задуматься», - говорит он Жерому. Жоан - мастер своего дела, его спектакли обращены к душе человека, его искусство элитарно, он не хочет приспосабливаться к потребностям массовой культуры.

Талантливый изобретатель Жером считает главной своей задачей развлекать публику, удовлетворять её запросы, сделать цирк прибыльным предприятием. Он – умелец, но не творец. Его автоматы делятся на две категории. Одни автоматы действительно можно отнести к произведениям искусства, как, например, «Красавица и Чудовище», хотя даже сам создатель не может увидеть в этом истину, которая так поразила старого Жоана. Другие автоматы, которых большинство, должны вытряхивать из людей деньги, используя дьявольские ловушки, например, откачка денег через детей-тиранов, требующих всё новых развлечений у своих родителей. Жером стремится стать успешным, но «цена успеха – предательство прежних ценностей и старых добрых обычаев». У него нет друзей, «ведь водить с кем-то дружбу – это требует и времени и душевных затрат». Современный человек научился экономить душевные силы. Он устраивается в жизни с учетом здравого смысла, прибыльности и рентабельности даже в человеческих взаимоотношениях. Жоан предрекает Жерому славу при полном поражении: он достигнет успеха, но как человек умрет.

Хозяин цирка Эстебан Маркес – человек старой закалки. Цирковая труппа, которую он создал, одна большая семья. И Эстебан чувствует, что он несет ответственность за каждого артиста и трогательно заботится о душевном состоянии каждого члена труппы. Но он понимает, что и о материальном тоже нужно позаботиться: надо бы обновить фургон, и шатёр, да и зарплату бы надо поднять. Поэтому он и принимает предложение Жерома приспособиться к веяниям времени. Душой же чувствует, что его подчиненные противятся нововведениям. Да и самого его раздирают противоречивые чувства.

Конфликт не может долее затягиваться, давний спор нужно как-то разрешить. Мудрый Жоан предлагает Жоану дуэль – дуэль сценическими средствами – марионетки против автоматов. Ставка высока – проигравший должен уйти из шапито.

Первым выступал со своей куклой-наездницей Жоан. Это был драматический спектакль такой силы, что « в зале раздался стон, заплакали дети». Человеческие чувства были разбужены, надо было думать и искать ответы. Но была ли готова к этому публика? «Жерому достался раздираемый противоречивыми чувствами и неразрешимыми вопросами зал, который он наполнил гамом, слепящим светом и спецэффектами. Беспрестанно взрывались петарды, взметались вверх фейерверки, по рядам поползли клубы дыма. Автоматическое войско устроило веселую трескотню, которая заполнила образовавшуюся после предыдущего номера пустоту, смела остатки тягостной растерянности и погребла под собой мгновение, потрясшее всех своей человечностью, заставшее людей, собравшихся под куполом цирка, врасплох и не давшего ответа. Публика была благодарна Жерому, вырвавшему её из состояния душевного смятения и разлада, о чем и возвестила громом аплодисментов».

Итак, Жером победил. Но ведь ответа на поставленный Жоаном вопрос не было. Бездушные автоматы быстренько увели зрителя с пути мучительных размышлений на путь легкого удовольствия. Современный человек уходит от поставленных жизнью серьёзных проблем, забываясь перед телевизионным шоу или на страницах дешевого детектива, или бездумно гуляя по Интернету в поисках все тех же развлечений.

Но труппа, это малое стадо, ещё сохранила в себе дух традиции. И она выдавила из своих рядов Жерома, за судьбу которого не стоит переживать, так как он найдет единомышленников, ибо практически весь мир мыслит сегодня так же, как он.

Гораздо печальнее судьба остальных членов труппы. Да, сегодня они победили. Но эта победа такая маленькая, только в их небольшом мирке. Да и долго ли они протянут. Не сомнет ли их современный темп жизни?

Роман С. Карьера ставит читателя перед альтернативой, перед нравственным выбором. К кому примкнуть? К малому стаду или к подавляющему большинству? А может быть, просто плыть по воле волн, куда-нибудь да прибьёт.

Автор утверждает, что «инфантильное отношение к миру – опаснейшее заболевание». Устами своего героя он говорит, что «человека погубит его жажда правдоподобия». Общество сегодня стремится уйти от реальности в виртуальность, создавая искусственный мир, красивую обертку переживаний и чувств, на которой уже стерты границы добра и зла. Но по мнению писателя, у человека ещё есть надежда на совесть - «внутреннее лезвие», которое «всегда отделит правду от лжи».


Роман написан неровно: есть очень хорошие куски, одни герои прописаны выпукло, ярко, интересно, другие герои лишь намечены как бы пунктирными линиями. Есть страницы, похожие по стилю на творчество латиноамериканского писателя Гарсиа Маркеса. Автор ещё молодой человек, находится в начале творческого пути. Но им уже поставлена серьезная проблема, которая, видимо, волнует современное французское общество. Это радует: если загнивающий постхристианский Запад ищет ответы на такие вопросы, не всё ещё потеряно.

Долгалева Т. М.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.