Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Премия «Русский Букер» и премия «Студенческий Букер» 2006 года достались роману Ольги Славниковой «2017». Над судьбой главной премии жюри долго не спорило: роман понравился всем. Кроме того, он вошел в шорт-лист премии «Большая книга». Дата, которую вынесла в название Славникова, - не что иное, как столетний юбилей Великой Октябрьской революции. Так в свое время поступил Оруэлл, озаглавив свою знаменитую утопию «1984». Учитывая эту подсказку, трудно не ожидать политического подтекста. Но «2017», конечно же, не антиутопия, скорее сатира, фарс, гротеск на ситуацию сегодняшнего дня.
Ольга Славникова родилась в Екатеринбурге 23 октября 1959 года в семье инженеров-оборонщиков. В 1981 году окончила факультет журналистики Уральского университета, собиралась заняться наукой, преподавать. Пыталась поступить в аспирантуру, выбрав темой диссертации структуру рекламного образа. Журналист. Куратор премии «Дебют» с 2006 года. Ее называют незаурядным стилистом, прозаиком с долгим дыханием. Романы Славниковой переведены на немецкий, английский, французский языки.

Произведения О. Славниковой

• Первокурсница. 1988
• Стрекоза, увеличенная до размеров собаки. 1989
• Один в зеркале. 1990
• Бессмертный. 2005 .
• 2017. 2006

Из интервью

- Больше всего меня тревожит исчезно­вение главного завоевания перестройки - свободы слова. Оказывается, тоталитарный запрет - не единственная форма подавле­ния инакомыслия. Инакомыслие можно за­балтывать, растворять в желтом море прими­тивной и безответственной прессы. Серьез­ное публичное обсуждение важных проблем пресекается, как и прежде, именем народа.
- Сегодня нигде в мире писатель не мо­жет жить на литературные гонорары. Поэто­му суетиться все равно приходится. Это очень плохо. Все, что отвлекает писателя от его главной работы, ему вредит. Но одновре­менно все идет ему на пользу. Никогда не знаешь, откуда прилетит нужная идея.
- Один из способов уйти от банального есть полная откачка из текстов того наркоти­ка, на который наседают любительницы лавбургеров. Никаких красивых людей и вещей не должно оставаться в принципе (о романе 2017).
- И все-таки мне кажется, что роман «2017» скорее предотвратит кровавый юби­лей Октября. Ведь если роман состоялся, то описанные в нем события в каком-то смысле получают права реальности. Тем, кто захо­чет в 2017 пострелять, придется подражать уже не октябрьскому перевороту, а всего лишь книге. Им это будет уже не так инте­ресно, я надеюсь.
- Книга становится пуста и бескнижна - независимо от качества текста. Книга пе­рестает быть слитком смысла, который мож­но физически ощутить, взяв в руку любой томик, вышедший, когда писатель еще при­знавался властителем дум.

Критика

«Роман обширный, многоплановый. Кажется, это лучшее, что вышло из-под пера О. Славниковой... Политическая линия слу­жит в романе чем-то вроде скелета, который незаметен, если смотреть невооруженным глазом, и, однако же, поддерживает ... ро­манную плоть, которая, в противном случае, расползлась бы бесформенной грудой. «2017» не антиутопия, скорее сатира...»

М. Ремизова

«Славникова - быть может, лучший на сегодняшний день стилист в нашей лите­ратуре. Она поразительно изобретательна в придумывании новых сравнений и мета­фор... Главная тема Славниковой - не лю­бовь, смерть-небытие - вот главная тема. Концентрация похоронно-кладбищенских образов в тексте «2017» многократно превы­шает среднестатистические показатели. Ав­тор очень любит сравнивать живое с нежи­вым. Роман построен по принципу зеркаль­ности, где у каждого есть свой двойник - отражение или даже несколько отражений».

С. Беляков

«Книга «2017» выглядит на голову сильнее остальных произведений и с самого начала расценивалась многими как сильная позиция в самых разнообразных премиаль­ных гонках. О. Славниковой удалось сотво­рить книгу, где любовь, политика и преда­ния темной старины неотделимы друг от друга. И вдобавок у романа есть довольно хитро закрученная интрига».

К. Мильчин

Литература

1. Беляков С. Натюрморт с камнем / С. Беля­ков // Знамя.- 2006. - № 12. - С. 187-194.
2. Мильчин К. Читателей не пугают / К. Мильчин // Книжное обозрение. - 2006. - № 41-С. 15.
3. Пономарева О. Писательнице из Екатерин­бурга досталась премия «Русский Букер» / О. Пономарева // Комсомольская правда. -2006.-8 дек.-С. 13.
4. Ремизова М. Мнимые величины / М. Реми­зова // Новый мир.- 2006. - № 9. - С. 168-174.
5. Ремизова М. Ответ знает только ветер: соци­альный конфликт в современной прозе / М. Ремизова // Октябрь. - 2006. - № 8. - С. 174-179.
6. Рычкова О. Писателю все идет на пользу / О. Рычкова // Книжное обозрение. - 2006. -№51.-С. 3.
7. Славникова О. Писателю не прожить на го­норар / О. Славникова // Труд. - 2006. - 26 дек. - С. 7.
8. Шишкова-Шипунова С. Гора, уменьшенная до размеров мыши / С. Шишкова-Шипунова // Знамя. - 2006. - № 12. - С. 181-186.

Составитель: А. Е. Воронова МУК «Центральная городская библиотека»

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.