Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна,
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

М. Садовский

В военную пору трудно было всем, но особенно тяжело – детям. Книги из этого раздела помогут узнать и почувствовать какие невзгоды военного лихолетья пережили дети.

1.jpg
Воронкова Л. Ф. Девочка из города : [повесть] / Л. Ф. Воронкова ; худож. И. Ушаков. – Москва : Советская Россия, 1982. – 112 с., ил. 6+

Маленькая повесть о девочке-сиротке Валентинке, которая потеряла в городе семью во время войны. Она попала в деревню вместе с соседскими женщинами, так и осталась там, в большой семье, приемной дочкой.
Не сразу, в тихой, далёкой от линии фронта деревне, девочка смогла забыть ужасы войны. Долго ещё она будет вскакивать от любого шума за окном, долго будет вспоминать приметы войны...
Валентинке поначалу было очень тяжело. Она вспоминала маму, которую накрыло бомбой вместе с маленьким братиком. Она совсем не знала деревенского быта. Ей строили пакости дети из новой семьи. И только тётя Даша относилась к ней, как к родной и стала самым главным и дорогим человеком для девочки из города.
Только она могла понять одиночество и горе маленькой беженки, только она старалась утешить и приласкать её, словно родную дочку, простить ошибки и промахи, похвалить за добрые, хорошие поступки. Валентинка и сама не заметила, как полюбила её всей душой и сердцем.
Дарья очень печалилась, что не зовёт новая дочка её мамой, хотя и не чужие они уже…
Однако, это должно произойти и произойдёт, да так, что даже взрослому человеку плакать захочется!   
2.jpg
Голявкин В. В. Полосы на окнах : [повесть] // Повести / В. В. Голявкин. – Ленинград, 1974. – С. 81-160. 6+

«Мы с мамой завесили окна. Потом зажгли свет. Сейчас нужно завешивать окна. Сейчас война». Такими словами начинается повесть Виктора  Голявкина «Полосы на окнах». Эта повесть о войне и военном детстве, о жизни семьи фронтовика в трудные военные годы, о Петиных друзьях и соседях.
В книге нет военных ужасов, нет ни самолетов, ни падающих бомб, хотя и пестрит город крестами на окнах. «Бумажные полоски клеились на окна крест-накрест, чтобы уберечь стёкла от взрывной волны. Наш город не бомбили. Стёкла пылились, а полосы желтели».
Здесь дети остаются детьми и даже радуются, а жизнь кипит. О том, что все не так радужно, как кажется, говорят лишь детали. Это другой взгляд на войну, без лишней боли. Как взгляд в прошлое, в котором хорошего и плохого пополам.
3.jpg
Дети военной поры : [сборник] / сост. Э. Максимова. – Москва : Политиздат, 1984. – 352 с. 12+

Война обрушилась на детей так же, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они – выживет страна, её история, идеалы, будущее.
В этой книге вы прочтете про детей, подростков – разведчиках, токарей, пахарей, поэтов, охранителей городов, целителей ран. О том, как вели себя дети в тяжелейших ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, о том, как соединялись семьи, о трудных поисках и удивительных встречах через десятки лет рассказывается в этой книге известными писателями и журналистами.
И вы убедитесь: дети внесли большой вклад в победу советского народа.

4.jpg
Драгунский В. Ю. Арбузный переулок : [рассказ] // Денискины рассказы / В. Ю. Драгунский ; худож. В. Н. Лосин. – Москва, 2000. – С. 128-134. 6+

«Арбузный переулок» - этот рассказ входит в сборник Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Сама по себе история небольшая и довольно легко читается.
Автор рассказывает о мальчишке, который не хотел есть суп с лапшой, потому что там были пенки. Тогда папа поведал ему историю о том, что во время войны с фашистами, в Москве было холодно, голодно и он, еще совсем ребенок, вечно хотел есть. Но еды не хватало, а иногда её просто не было. И вот в один из осенних дней, в одном из переулков, он увидел машину полную арбузов, которую разгружали люди. Один арбуз разбился. Добрые люди отдали мальчику этот арбуз, который он съел вместе со своим другом. Но это было только раз, а мальчик мечтал, что снова его угостят арбузом и потом долго ходил в этот переулок.
Прочитайте эту историю, и вы узнаете, что произойдет в сознании у мальчика после папиного рассказа.

5.jpg
Козлов В. Ф. Пашкин самолёт : [рассказ] / В. Ф. Козлов ; худож. П. Пинкисевич. – Москва : Малыш, 1989. – 40 с., ил. 6+

Трогательный рассказ о мальчишке, который в самый разгар войны, рискуя собственной жизнью, помог советскому летчику отремонтировать сбитый самолет и вырваться из окружения.
Главные герои книги - мальчик Пашка и военный лётчик Михаил, оказавшийся на оккупированной территории. Деревенский паренёк Пашка, которому было всего 14 лет, в окружении фашистов помогает лётчику Михаилу. «И ещё попросил, чтобы Пашка принёс ему инструмент, какой найдёт дома, и разных винтов и шурупов…Каждое утро Пашка приходил к нему. Приносил кое-что поесть, всё больше картошку и лук».
Несмотря на тревоги и опасность военного времени, Пашка видит красоту окружающего мира: плывущие по небу облака, муравейник со снующими муравьями. Это говорит о том, что он воспринимает войну как нечто временное и преходящее.

6.jpg
Миксон И. Л. Жила, была : историческое повествование / И. Л. Миксон. – Ленинград : Детская литература, 1991. – 223 с. 12+

Книга небольшого формата со сказочным названием «Жила, была». Но это не сказка, а документальная повесть о блокадном Ленинграде. Она написана на основе дневника девочки-блокадницы Тани Савичевой.
Жила-была обыкновенная девочка в Ленинграде и была у неё большая дружная семья. Таня училась в школе, читала, дружила, ходила в кино, любила родных.Но их счастью помешала война. Началась блокада, и нормальная жизнь превратилась в выживание, ежедневную борьбу с голодом, болезнью, смертью, отчаяньем.
Во время войны Таня осталась в блокадном Ленинграде со своими родителями.  Они все погибли, но не от пуль, а от голода. Таня вела страшную хронику, записывая даты и время смерти своих близких и родных в дневник. Дневник девочки-блокадницы вместил в себя историю великого блокадного города на примере одной семьи. А сколько таких семей было на просторах нашей большой страны за долгие годы войны...
Открой эту книгу и узнай всё о жизни девочки Тани.

7.jpg
Сухова А. Дети войны / А. Сухова. – Москва : Звонница-МГ, 2004. – 72 с., ил. 6+

Это книга о героических подвигах детей в годы Великой Отечественной войны, о самых смелых и бескорыстных подвигах. Суровые испытания военного лихолетья выпали не только взрослым, но и детям. Вчерашние школьники взяли оружие и вступили в смертный бой с фашистами.
Читатели узнают, какое мужество проявили мальчишки и девчонки в свои юные годы.
Борису Новикову было всего 11 лет, когда он стал санитаром одной из частей Ленинградского фронта. Он вынес 18 раненых, оказал помощь 26 бойцам.
Миша Куприн повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина. Он повел вражеский отряд не в партизанский отряд, а в непроходимые леса.
Одиннадцатилетний мальчишка Иван Симонов помогал в партизанском отряде и стал юным разведчиком. И многие другие воспоминания о тяжелых испытаниях, выпавших на долю детей.
Эта книга непременно привлечет внимание юных читателей, так как её иллюстрировали сами дети, может оттого она получилась по-настоящему правдивой и детской.

8.jpg
Черкашин Г. Кукла : [рассказ] / Г. Черкашин ; рис. Г. А. В. Траугот. – Ленинград : Детская литература, 1989. – 32 с., ил. 6+

Рассказ о девочке и ее кукле Маше, потерявшейся во время блокады в Ленинграде.
Девочка с мамой возвращаются домой в Ленинград из эвакуации. Родители мамы остались в блокадном городе и не выжили. Их квартира занята другой семьей, а все вещи были распроданы.
Однажды в витрине комиссионного магазина девочка видит свою куклу Машеньку, подаренную погибшим дедом. Каждый день девочка приходит к своей кукле, читает ей книги, а ее мама откладывает деньги, чтобы выкупить любимую игрушку дочери обратно.
В рассказе нет описания жестокости и насилия, о страшных реалиях того времени Геннадий Черкашин почти не пишет, поэтому книга может стать первым произведением о войне в жизни ребенка.
Эту книгу нужно читать не спеша и внимательно рассматривать рисунки, которые показывают жизнь людей во время войны такой, какой она была.

9.jpg
Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова : [рассказ] // Кепка – невидимка / Ю. Я. Яковлев ; рис. М. Петрова. – Москва, 1987. – С. 223-229. 6+

Юрий Яковлев написал немало рассказов и повестей о войне.
Один из самых пронзительных рассказов – «Девочки с Васильевского острова». Он входит в сборник Юрия Яковлева «Кепка – невидимка».
Это небольшое произведение посвящено самым обычным девочкам, которым выпало пережить трудное испытание в блокадном Ленинграде. Дневник одной такой девочки и является основным стержнем этого трагического и грустного рассказа, который начинается краткой и страшно будничной фразой из дневника Тани Савичевой: «Умерли все. Осталась одна Таня.» В этих словах весь ужас и горе, выпавшие на долю советским людям в холодном и голодном, но не сдавшемся городе.
Об этом нам повествует Валя Зайцева, прочитавшая записи из дневника Тани.

10.jpg
Яковлев Ю. Я. Балерина политотдела : [повесть] / Ю. Я. Яковлев ; рис. В. Вольского. – Москва : Детская литература, 1977. – 63 с., ил. 12+

«Балерину политотдела» тоже написал Юрий Яковлев. И она тоже о Блокаде. Но это совсем-совсем другая книга.
Она о танце как судьбе и призвании. О войне и подвиге, совершённом потому, что по-другому человек просто не мог. Книга о первой любви, о трепетном и целомудренном отношении к девушке, о памяти, преодолевающей время.
Балерина политотдела – это шестнадцатилетняя Тамара. Её и ещё пятерых ребят вывезли из блокадного Ленинграда для того, чтобы они, танцевальный коллектив, давали концерты на фронте.
Представляете, блокадные дети! Они с трудом могли двигаться, у всех дистрофия, часть уже потеряла интерес к жизни. А тут – танцы! Зачем? Почему? Какие танцы, когда рядом ходит смерть?
Балерина Тамара Самсонова танцует везде. Рядом с немецкими позициями, на самых опасных участках фронта, чуть ли не под обстрелами. Сначала она просто рвалась воевать, потом поняла, что должна танцевать для бойцов. И она танцует. Для неё это дело жизни, нужное людям, за которое можно и жизнь отдать.
Повесть даёт пищу для размышлений – о войне, Блокаде, смерти, жизни, любви и искусстве.

Материал подготовила Н. В. Высотина


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.