«Гор уральских мастерство»
Народные промыслы Урала имеют многовековую историю. Традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений и стилей. Их развивали талантливые незаурядные мастера. Многие уральские ремесла издавна были связаны с обработкой камня и металла. Не отставало и деревянное зодчество. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные коллекции.
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Людмила Татьяничева
Долгов А. В. Деревянное зодчество Свердловской области / А. В. Долгов. –Екатеринбург : Сократ, 2008. – 143 с. : ил.
Вашему вниманию предлагается альбом из серии «Культурное наследие Свердловской области». Деревянная архитектура Свердловской области - неотъемлемая часть российского культурного достояния - деревянного зодчества. Наследие деревянного зодчества Свердловской области, учитывая историю данной территории, является весьма значительным, ведь вплоть до ХХ века, застройка на 99% была деревянной. Крепости, плотины, культовые здания, промышленные и транспортные постройки, жилье, больницы, школы, мосты - все возводилось из дерева, которым был богат Урал. Страницы книги уведут вас в увлекательное путешествие по городам, селам, деревням центральных областей Урала.
Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника : коллекция И. Д. Самойлова / Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы ; сост. И. Д. Самойлов ; фот. А. Черея. – Свердловск : Уральский рабочий, 1988. – 199 c. : ил.
Каталог И. Самойлова дает описание коллекции произведений уральского народного прикладного искусства с XVII по начало XX века. Автор сравнивает тюменский (кармакский) стиль росписи с вятским, выявляет основные излюбленные мотивы уральских мастеров, рассматривает особенности композиционного построения, расположения в интерьере. Описание делает предмет узнаваемым, наглядным. Каталог дает достаточно полное представление о коллекции И. Д. Самойлова, вызывая большое желание познакомиться с ней.
Копылова В. И. Ювелирное искусство Урала / В. И. Копылова. – Свердловск : Средне–Уральское книжное издательство, 1981. – 223 с. : ил.
Свет, радость, праздник - слова сопутствующие ювелирному искусству. Много интересных страниц в это искусство вписали советские художники. Среди них и уральцы. Их необыкновенное мастерство известно не только в нашей стране, но и за рубежом.
Альбом дает представление о ювелирном искусстве Среднего Урала, о его становлении, истории. Автор рассказывает о свердловских ювелирах – представителях первого поколения профессиональных художников, чьим трудом проложен путь от ремесла к искусству.
Народное искусство Урала. Традиционный костюм = L'art populaire d'Oural / ред.-сост. А. А. Бобрихин, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова [и др.]. – Екатеринбург : Баско, 2007. – 111 с. : ил.
В данном сборнике представлены различные виды народного и светского костюма, аксессуаров, текстильных предметов быта Урала конца XIX – начала ХХ века. Это уникальные произведения декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Существует такое мнение: промысел – стезя исключительно мужская, а «женские занятия» – лишь функции семейного быта. Ими считаются ткачество, плетение, вышивка, кружево и прочие способы обработки ткани. Эти виды творчества совершенствовались женщинами на протяжении многих поколений. Сейчас каждый из них является отдельным видом декоративно-прикладного искусства. Виртуозность уральских мастериц прошлого можно оценить на примере костюмов, представленных в данной книге.
Пешкова И. М. Еще раз об искусстве каслинских мастеров / И. М. Пешкова. –Екатеринбург : Антеверта, 2011. – 191 с. : ил.
Данная книга – прекрасный иллюстрированный сборник, в котором представлены различные предметы авторского и массового производства одного из уникальных видов художественного литья. Здесь собран солидный объем информации о становлении промысла, трансформации его в производство – Каслинского завода архитектурно-художественного литья. В книге уделяется огромное внимание историческим личностям ХХ века, таким как К. А. Клодт фон Юргенсбург, Н. Н. Горскому, П. С Аникину и пр. Это люди, внесшие неоценимый художественный вклад в развитие каслинского художественного дела. Они еще раз доказали, что изделия из «черного» металла могут являть собой самые изящные, трогательные и невероятные произведения искусства.
Каталог «Уральская лаковая роспись по металлу» из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» / сост. : Т. Н. Петрухина, А. Х. Фахретденова, Э. Р. Меркушева [и др.]. – Нижний Тагил : Медиа-Принт, 2006. – 115 с. : ил.
Каталог знакомит с уникальным собранием предметов лаковой росписи из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» конца XVII – XX веков. Это один из старейших промыслов, связанных с росписью по металлу на территории России. Сама по себе Уральская маховая лаковая роспись – это самобытный, яркий, неповторимый вид декоративно-прикладного искусства с богатой историей. Изделия, представленные в каталоге – исторические артефакты, известные на Урале и за его пределами.